Файл: Доклад Внедрение инклюзивного образования в Республике Бурятия Направление подготовки 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование профиль Психология образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
специализированные учреждения для детей-инвалидов. Как известно, детям-инвалидам, в особенности тем, кто передвигается с помощью инвалидной коляски, требуются специальные приспособления (пандусы, поручни, подъемники, индивидуальные парты и т. д.), которые некоторым школам в силу их архитектурных особенностей недоступны. Кроме того, создание в школе необходимых приспособлений требует немалых материальных затрат. И хотя в настоящее время строительство школ идет уже с учетом различных потребностей детей с ограниченными возможностями, их количества все еще недостаточно.

Следующая проблема, с которой сталкивается инклюзивное образование, заключается в том, что зачастую дети с особыми образовательными потребностями признаются необучаемыми. Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же сроки, что и здоровыми детьми, но применительно к детям с интеллектуальной недостаточностью, данное обучение является нецелесообразным. По отношению к таким детям речь, прежде всего, должна идти о совместном пребывании в учреждении, о совместном проведении досуга и о различных внешкольных мероприятиях.

Еще один барьер на пути к инклюзии — недостаточность знаний о проблемах инвалидности у большинства учителей и директоров массовых школ и их неготовность к включению детей-инвалидов в процесс обучения
в классы [4]. Для успешного внедрения инклюзивного образования необходимо участие учителей, администрации школы, но идея об инклюзивном образовании вызывает у педагогов массу вопросов, касающихся различных сторон работы с детьми-инвалидами. Решение данного вопроса предполагает информирование педагогов о целях, задачах и перспективах инклюзивного обучения, о психологических особенностях работы с детьми, имеющими особые потребности.

Проблема, с которой сталкиваются родители детей-инвалидов, заключается в том, что они не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки. Данная проблема является наиболее трудноразрешимой. Несмотря на то, что в законах говорится о праве каждого человека на получение образования, родители детей с ограниченными возможностями сталкиваются с невозможностью обучения их детей в общеобразовательных школах. В таких случаях дети-инвалиды могут получить общее образование в специализированной школе или на дому. Что же касается среднего и высшего профессионального образования, то здесь существуют следующие проблемы: во-первых, очное обучение в большинстве случаев недоступно; во-вторых, выбор специальностей ограничен.

С точки зрения необходимости инклюзивных школ можно выделить несколько направлений. В первую очередь, инклюзивные школы необходимы самим детям с ограниченными возможностями, так как это шанс получить полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью. Инклюзия учитывает, как потребности, так и специальные условия, поддержку, необходимые

ученику и учителям для успешной социализации. Кроме того, ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества, здесь каждого принимают и считают важным членом коллектива. Также инклюзивные школы полезны для семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Семьи выбирают инклюзивные школы для того, чтобы их дети могли расширить свое общение с типично развивающимися сверстниками, получить возможность общаться с другими родителями и учителями. Таким образом, инклюзия помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми, предоставляет возможность обучения в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества и единства. Существование обычных школ с установкой на инклюзию самый эффективный способ борьбы с дискриминацией, формированием толерантных отношений в школьных сообществах, построения общества, приемлемого для всех, и обеспечения возможности всеобщего образования.

2. Перспективы инклюзивного образования. План мероприятия «Дорожной карты»


NN

п/п

Наименование мероприятие

Ответственные исполнители

Сроки реализации

Ожидаемые результаты реализации

Финансовое обеспечение

2022 - 2024 годы

2025 - 2027 годы

2028 - 2030 годы

1

2

3

4

5

6

7

8

I.

Нормативное правовое регулирование и научно-методическая поддержка образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ

1.

Внедрение инклюзивного общего и дополнительного

Министерство образования и науки РБ, Министерство

2022 - 2030

годы

Реализация межведомственного комплексного плана

Реализация межведомственного комплексного плана

Проведен анализ работы по реализации межведомственного

В рамках

предусмотренных бюджетных




образования, детского отдыха, создание специальных условий для обучающихся с

здравоохранения РБ, Министерство культуры РБ, Министерство спорта




мероприятий по внедрению инклюзивного общего и дополнительного

мероприятий по внедрению инклюзивного общего и дополнительного

комплексного плана мероприятий по внедрению инклюзивного общего и

средств на текущий календарный год




инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

и молодежной политики РБ,

Министерство

социальной защиты




образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с

образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с

дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий







на долгосрочный

период (до 2030 года) в Республике Бурятия

населения РБ, органы местного самоуправления (по согласованию),




инвалидностью, с ОВЗ

инвалидностью, с ОВЗ. Внесены изменения (при необходимости) в

"дорожную карту"

для обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ










осуществляющие управление в сфере образования, ГАУ дополнительного






















профессионального образования РБ Бурятский республиканский






















институт образовательной

политики, ФГБОУ ВО

"Бурятский






















государственный университет имени Доржи Банзарова", ГБОУ






















Республиканский






















центр образования, специальные коррекционные общеобразовательные учреждения, общественные организации инвалидов (по

согласованию)
















2.

Совершенствование

Министерство

2022 - 2030

2022 - 2024 годы:

2025 - 2027 годы:

2028 - 2030 годы:

В рамках




регионального нормативного правового и методического

образования и науки РБ

годы

Разработаны и направлены инструктивно- методические письма,

Приведены в соответствие с федеральными нормативными

Приведены в соответствие с федеральными нормативными

предусмотренных бюджетных средств на текущий




обеспечения в части реализации права обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ







рекомендации, приказы по организации обучения детей с инвалидностью, с ОВЗ.

правовыми актами региональные нормативные правовые акты, затрагивающие

правовыми актами региональные нормативные правовые акты, затрагивающие

календарный год




на образование







Приведены в соответствие с федеральными нормативными

вопросы реализации права обучающихся с

инвалидностью, с ОВЗ

на образование (при

вопросы реализации права обучающихся с

инвалидностью, с ОВЗ

на образование (при
















правовыми актами региональные нормативные правовые акты, затрагивающие

необходимости)

необходимости)
















вопросы реализации права обучающихся с

инвалидностью, с ОВЗ на образование










3.

Проведение исследований о современной

популяции детей -

Министерство образования и науки РБ, ФГБОУ ВО

"Бурятский

2022 - 2030

годы

2022 - 2024 годы:

Проведение исследований по организации обучения

2025 - 2027 годы:

Проведение исследований по организации обучения

2028 - 2030 годы:

Проведение исследований по организации обучения

В рамках

предусмотренных бюджетных средств на




обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, их семей, оказании им

государственный университет имени Доржи Банзарова" (по согласованию)




детей с инвалидностью, с ОВЗ, психолого-

педагогического

сопровождения

детей с инвалидностью, с ОВЗ, психолого-

педагогического

сопровождения

детей с инвалидностью, с ОВЗ, психолого-

педагогического

сопровождения

текущий календарный год




психолого-

педагогической помощи







трудностей

психического развития детей и подростков.

Анализ режима учебной

трудностей психического развития детей и

подростков.

Проведение научно-

трудностей

психического развития детей и подростков. Проведение научно-
















нагрузки и организации здоровьесберегающей деятельности.

Проведение научно-

практической конференции по актуальным проблемам коррекционной

практической конференции по актуальным проблемам коррекционной
















практической конференции по актуальным проблемам коррекционной

деятельности образовательных учреждений Республики Бурятия. Проведение

деятельности образовательных учреждений Республики Бурятия. Проведение






III. Создание учебно-методического и дидактического обеспечения образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ