Файл: Доклад Внедрение инклюзивного образования в Республике Бурятия Направление подготовки 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование профиль Психология образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
специализированные учреждения для детей-инвалидов. Как известно, детям-инвалидам, в особенности тем, кто передвигается с помощью инвалидной коляски, требуются специальные приспособления (пандусы, поручни, подъемники, индивидуальные парты и т. д.), которые некоторым школам в силу их архитектурных особенностей недоступны. Кроме того, создание в школе необходимых приспособлений требует немалых материальных затрат. И хотя в настоящее время строительство школ идет уже с учетом различных потребностей детей с ограниченными возможностями, их количества все еще недостаточно.
Следующая проблема, с которой сталкивается инклюзивное образование, заключается в том, что зачастую дети с особыми образовательными потребностями признаются необучаемыми. Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же сроки, что и здоровыми детьми, но применительно к детям с интеллектуальной недостаточностью, данное обучение является нецелесообразным. По отношению к таким детям речь, прежде всего, должна идти о совместном пребывании в учреждении, о совместном проведении досуга и о различных внешкольных мероприятиях.
Еще один барьер на пути к инклюзии — недостаточность знаний о проблемах инвалидности у большинства учителей и директоров массовых школ и их неготовность к включению детей-инвалидов в процесс обучения
в классы [4]. Для успешного внедрения инклюзивного образования необходимо участие учителей, администрации школы, но идея об инклюзивном образовании вызывает у педагогов массу вопросов, касающихся различных сторон работы с детьми-инвалидами. Решение данного вопроса предполагает информирование педагогов о целях, задачах и перспективах инклюзивного обучения, о психологических особенностях работы с детьми, имеющими особые потребности.
Проблема, с которой сталкиваются родители детей-инвалидов, заключается в том, что они не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки. Данная проблема является наиболее трудноразрешимой. Несмотря на то, что в законах говорится о праве каждого человека на получение образования, родители детей с ограниченными возможностями сталкиваются с невозможностью обучения их детей в общеобразовательных школах. В таких случаях дети-инвалиды могут получить общее образование в специализированной школе или на дому. Что же касается среднего и высшего профессионального образования, то здесь существуют следующие проблемы: во-первых, очное обучение в большинстве случаев недоступно; во-вторых, выбор специальностей ограничен.
С точки зрения необходимости инклюзивных школ можно выделить несколько направлений. В первую очередь, инклюзивные школы необходимы самим детям с ограниченными возможностями, так как это шанс получить полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью. Инклюзия учитывает, как потребности, так и специальные условия, поддержку, необходимые
ученику и учителям для успешной социализации. Кроме того, ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества, здесь каждого принимают и считают важным членом коллектива. Также инклюзивные школы полезны для семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Семьи выбирают инклюзивные школы для того, чтобы их дети могли расширить свое общение с типично развивающимися сверстниками, получить возможность общаться с другими родителями и учителями. Таким образом, инклюзия помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми, предоставляет возможность обучения в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества и единства. Существование обычных школ с установкой на инклюзию — самый эффективный способ борьбы с дискриминацией, формированием толерантных отношений в школьных сообществах, построения общества, приемлемого для всех, и обеспечения возможности всеобщего образования.
2. Перспективы инклюзивного образования. План мероприятия «Дорожной карты»
III. Создание учебно-методического и дидактического обеспечения образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ
Следующая проблема, с которой сталкивается инклюзивное образование, заключается в том, что зачастую дети с особыми образовательными потребностями признаются необучаемыми. Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же сроки, что и здоровыми детьми, но применительно к детям с интеллектуальной недостаточностью, данное обучение является нецелесообразным. По отношению к таким детям речь, прежде всего, должна идти о совместном пребывании в учреждении, о совместном проведении досуга и о различных внешкольных мероприятиях.
Еще один барьер на пути к инклюзии — недостаточность знаний о проблемах инвалидности у большинства учителей и директоров массовых школ и их неготовность к включению детей-инвалидов в процесс обучения
в классы [4]. Для успешного внедрения инклюзивного образования необходимо участие учителей, администрации школы, но идея об инклюзивном образовании вызывает у педагогов массу вопросов, касающихся различных сторон работы с детьми-инвалидами. Решение данного вопроса предполагает информирование педагогов о целях, задачах и перспективах инклюзивного обучения, о психологических особенностях работы с детьми, имеющими особые потребности.
Проблема, с которой сталкиваются родители детей-инвалидов, заключается в том, что они не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки. Данная проблема является наиболее трудноразрешимой. Несмотря на то, что в законах говорится о праве каждого человека на получение образования, родители детей с ограниченными возможностями сталкиваются с невозможностью обучения их детей в общеобразовательных школах. В таких случаях дети-инвалиды могут получить общее образование в специализированной школе или на дому. Что же касается среднего и высшего профессионального образования, то здесь существуют следующие проблемы: во-первых, очное обучение в большинстве случаев недоступно; во-вторых, выбор специальностей ограничен.
С точки зрения необходимости инклюзивных школ можно выделить несколько направлений. В первую очередь, инклюзивные школы необходимы самим детям с ограниченными возможностями, так как это шанс получить полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью. Инклюзия учитывает, как потребности, так и специальные условия, поддержку, необходимые
ученику и учителям для успешной социализации. Кроме того, ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества, здесь каждого принимают и считают важным членом коллектива. Также инклюзивные школы полезны для семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Семьи выбирают инклюзивные школы для того, чтобы их дети могли расширить свое общение с типично развивающимися сверстниками, получить возможность общаться с другими родителями и учителями. Таким образом, инклюзия помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми, предоставляет возможность обучения в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества и единства. Существование обычных школ с установкой на инклюзию — самый эффективный способ борьбы с дискриминацией, формированием толерантных отношений в школьных сообществах, построения общества, приемлемого для всех, и обеспечения возможности всеобщего образования.
2. Перспективы инклюзивного образования. План мероприятия «Дорожной карты»
NN п/п | Наименование мероприятие | Ответственные исполнители | Сроки реализации | Ожидаемые результаты реализации | Финансовое обеспечение | |||
2022 - 2024 годы | 2025 - 2027 годы | 2028 - 2030 годы | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
I. | Нормативное правовое регулирование и научно-методическая поддержка образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ | |||||||
1. | Внедрение инклюзивного общего и дополнительного | Министерство образования и науки РБ, Министерство | 2022 - 2030 годы | Реализация межведомственного комплексного плана | Реализация межведомственного комплексного плана | Проведен анализ работы по реализации межведомственного | В рамках предусмотренных бюджетных | |
| образования, детского отдыха, создание специальных условий для обучающихся с | здравоохранения РБ, Министерство культуры РБ, Министерство спорта | | мероприятий по внедрению инклюзивного общего и дополнительного | мероприятий по внедрению инклюзивного общего и дополнительного | комплексного плана мероприятий по внедрению инклюзивного общего и | средств на текущий календарный год | |
| инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) | и молодежной политики РБ, Министерство социальной защиты | | образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с | образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с | дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий | | |
| на долгосрочный период (до 2030 года) в Республике Бурятия | населения РБ, органы местного самоуправления (по согласованию), | | инвалидностью, с ОВЗ | инвалидностью, с ОВЗ. Внесены изменения (при необходимости) в "дорожную карту" | для обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ | | |
| | осуществляющие управление в сфере образования, ГАУ дополнительного | | | | | | |
| | профессионального образования РБ Бурятский республиканский | | | | | | |
| | институт образовательной политики, ФГБОУ ВО "Бурятский | | | | | | |
| | государственный университет имени Доржи Банзарова", ГБОУ | | | | | | |
| | Республиканский | | | | | | |
| | центр образования, специальные коррекционные общеобразовательные учреждения, общественные организации инвалидов (по согласованию) | | | | | | |
2. | Совершенствование | Министерство | 2022 - 2030 | 2022 - 2024 годы: | 2025 - 2027 годы: | 2028 - 2030 годы: | В рамках | |
| регионального нормативного правового и методического | образования и науки РБ | годы | Разработаны и направлены инструктивно- методические письма, | Приведены в соответствие с федеральными нормативными | Приведены в соответствие с федеральными нормативными | предусмотренных бюджетных средств на текущий | |
| обеспечения в части реализации права обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ | | | рекомендации, приказы по организации обучения детей с инвалидностью, с ОВЗ. | правовыми актами региональные нормативные правовые акты, затрагивающие | правовыми актами региональные нормативные правовые акты, затрагивающие | календарный год | |
| на образование | | | Приведены в соответствие с федеральными нормативными | вопросы реализации права обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ на образование (при | вопросы реализации права обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ на образование (при | | |
| | | | правовыми актами региональные нормативные правовые акты, затрагивающие | необходимости) | необходимости) | | |
| | | | вопросы реализации права обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ на образование | | | | |
3. | Проведение исследований о современной популяции детей - | Министерство образования и науки РБ, ФГБОУ ВО "Бурятский | 2022 - 2030 годы | 2022 - 2024 годы: Проведение исследований по организации обучения | 2025 - 2027 годы: Проведение исследований по организации обучения | 2028 - 2030 годы: Проведение исследований по организации обучения | В рамках предусмотренных бюджетных средств на | |
| обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, их семей, оказании им | государственный университет имени Доржи Банзарова" (по согласованию) | | детей с инвалидностью, с ОВЗ, психолого- педагогического сопровождения | детей с инвалидностью, с ОВЗ, психолого- педагогического сопровождения | детей с инвалидностью, с ОВЗ, психолого- педагогического сопровождения | текущий календарный год | |
| психолого- педагогической помощи | | | трудностей психического развития детей и подростков. Анализ режима учебной | трудностей психического развития детей и подростков. Проведение научно- | трудностей психического развития детей и подростков. Проведение научно- | | |
| | | | нагрузки и организации здоровьесберегающей деятельности. Проведение научно- | практической конференции по актуальным проблемам коррекционной | практической конференции по актуальным проблемам коррекционной | | |
| | | | практической конференции по актуальным проблемам коррекционной | деятельности образовательных учреждений Республики Бурятия. Проведение | деятельности образовательных учреждений Республики Бурятия. Проведение | |
III. Создание учебно-методического и дидактического обеспечения образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ