Файл: Курсовая работа по дисциплине Технология бурения нефтяных и газовых скважин.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 693
Скачиваний: 31
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выбор буровых долот
Выбор типа и класса долото должен производится на основе следующих факторов:
-
долото должно соответствовать твердости и абразивности разрушаемых горных пород; -
долото должно обеспечивать наиболее эффективное разрушение горных пород на забое; -
риск поломки инструмента должен быть минимальным; -
с помощью используемого породоразрушающего инструмента должны достигаться высокие показатели бурения; -
должна обеспечить экономическая выгодность использования долота данного типа (минимальная стоимость метра проходки скважины); -
режим бурения должен соответствовать выбранному долоту.
В таблице 2 указаны физико-механические свойства горных пород, а также они разделены по категориям промысловой квалификации.
В интервале 0-1050 м породы имеют категорию промысловой классификации М-С. Для бурения под кондуктор 273,1 мм выбираем долото с резцами PDC BS-339,7 VD (IADC 211) для вертикального бурения в мягких и средних породах производства компании ОАО «НПП «Бурсервис» со следующими характеристиками:
-
осевая нагрузка до 13-33 т; -
частота вращения –для бурения ВЗД.
В интервале 1050-4000 м породы имеют категории промысловой классификации С. Для эксплуатационной колонны 177,8 мм выбираем долото с резцами PDC BS-215,9 VD (IADC 543) для вертикального бурения в средних породах производства компании ОАО «НПП «Бурсервис» со следующими характеристиками:
-
осевая нагрузка до 7-19 т; -
частота вращения – для бурения с применением ВЗД.
-
Расчет механической скорости проходки долот
Механическая скорость бурения характеризует скорость разрушения горных пород в течение работы долота на забое. Механическая скорость проходки зависит от многих факторов: от физико-механических свойств буримых пород, способа бурения, типоразмера и конструкции долот, параметров режима бурения.
Проведем расчет механической скорости бурения по методике, изложенной в [33].
Q – расход жидкости через долото, л/с;
Vм – механическая скорость бурения, м/час;
Dд – диаметр долота, м.
E-Эффективность транспорта частиц
E = Vчаст. / Vзатр.·100%,
Vчаст.- скорость потока частиц вверх, принимаем 0,466 м/с
Vзатр.- скорость потока в затрубном пространстве
Dнар – наружный диаметр бурильных труб или УБТ, м;
dтр.в. – внутренний диаметр обсадной колонны или открытого ствола, м.
Для бурения под эксплуатационную колонну:
Эффективность транспорта частиц:
=57%
Проведем расчет механической скорости бурения долотом диаметра 215,9 мм, которое применяется для бурения под эксплуатационную колонну:
Для бурения под кондуктор:
Эффективность транспорта частиц:
=75%
Проведем расчет механической скорости бурения долотом диаметра 339,7 мм, которое применяется для бурения под кондуктор:
-
Расчет частоты вращения долота
Каждому классу пород и типу долот соответствуют свои оптимальные частоты вращения инструмента, при которых разрушение горных пород максимально. Расчет частоты вращения для шарошечных долот производится из условий:
• создания оптимальной линейной скорости на периферийном венце шарошки (статистический метод);
• по времени контакта зубьев долота с горной породой (аналитический метод);
• по стойкости опор (технологический метод).
Для безопорных долот (в том числе долот типа БИТ) расчет производится только из условия создания необходимой линейной скорости на периферии долота. Расчет в этом случае ведется по формуле:
(22)
где Vл – рекомендуемая линейная скорость на периферии долота, м/с;
Dд – диаметр долота, м.
Для шарошечных долот линейная скорость принимается:
-
в породах М – 3,4-2,8 м/с; -
в породах МС – 2,8-1,8 м/с; -
в породах С – 1,8-1,3 м/с; -
в породах СТ – 1,5-1,2 м/с; -
в породах Т – 1,2-1,0 м/с; -
в породах К – 0,8-0,6 м/с.
Для алмазных и ИСМ долот Vл = 3-5 м/с, для долот PDC Vл = 1-2 м/с.
Рассчитаем частоту вращения выбраных долот по формуле 22:
Долото для бурения под кондуктор:
Долото для бурения под эксплуатационную колонну
-
Расчет проходки на одно долото
Расчет проходки на долото производится по методике [61] по формуле:
(23)
где – механическая скорость проходки, м/ч
– время механического бурения, ч
находим по формуле:
(24)
где – стоимость работы бурового станка в сутки, в нашем случае 1750000
- частота вращения долота, об/мин
- нагрузка на долото
– эмпирические коэффициенты равные 1 и 1,2 соответственно.
Рассчитаем проходку на долото для кондуктора:
Тогда
То есть для бурения под кондуктор достаточно одного долота выбранного ранее.
Далее рассчитаем проходку на долото под эксплуатационную колонну:
Тогда
Интервал бурения эксплуатационной колонны от 1050 м до 4000 м по вертикали, посчитаем сколько долот будет необходимо для бурения под эксплуатационную колонну:
Округляем в большую сторону и получаем, что нам потребуется 5 долот для бурения под эксплуатационную колонну.
Все полученные расчетные характеристики долот сведем в таблицу 17
Таблица 17 – Долотная программа
Конструкция скважины | Долото | Код IADC | Предполагаемая проходка на одно долото, м | Механическая Скорость, м/ч | Нагрузка на долото, тонн | Частота вращения, об/мин | Расход, м3/сек |
Кондуктор | PDC BS-339,7 VD | 211 | 1336,5 | 42,7 | 13-33 | 84 | 0,064 |
Эксплуатационная колонна | PDC BS-215,9 VD | 543 | 686,4 | 35,2 | 10-19 | 128 | 0,045 |
-
Выбор типа забойного двигателя
В моем варианте при бурении скважины используется эксплуатационная колонна с диаметром 177,8 мм. Рассчитаем ВЗД для данного размера колонны.
-
Расчет геометрических параметров РО
1. Наружный диаметр корпуса двигателя D (рис. 2). Для обеспечения необходимого просвета (зазора между стенкой скважины и корпусом двигателя) принимают (23).
(23)
2. Контурный диаметр рабочих органов (диаметр окружности впадин зубьев статора)
(24)
где – толщина стенки металлического корпуса (остова) статора;
– минимальная толщина резиновой обкладки статора.
Рисунок 2 - Продольное и поперечное сечение рабочих органов ВЗД
На основании опыта конструирования забойных гидродвигателей
Для нормальной заливки резинометаллических деталей
Подставляя данные в формулу (24), получим:
3. Требуемый рабочий объем гидродвигателя
(25)
где – расход промывочной жидкости; – частота вращения; – объемный КПД двигателя.
Для ВЗД оптимальным значением частоты вращения является 70 – 120 об/мин. Для нашего расчета возьмем и для предварительных расчетов Подставим все значения в формулу (25).
4. Тип зацепления, безразмерные коэффициенты зацепления.
В общем случае возможно профилирование РО как эпициклоидального
, так и гипоциклоидального зацепления. При прочих равных условиях предпочтение следует отдать гипоциклоидальному зацеплению. В данной методике рассматривается расчет гипоциклоидальных РО.
Геометрия РО характеризуется семью безразмерными коэффициентами: Обычно коэффициенты внецентроидности , форма зуба и винтовой поверхности задаются, а задачей конструктора является выбор остальных (варьируемых) безразмерных коэффициентов, обеспечивающих заданные параметры и характеристики гидромашины.
По ОСТ 39-164-84 ; .
Коэффициент формы винтовой поверхности назначают исходя из обеспечения удовлетворительных пусковых свойств гидродвигателя и технологических возможностей изготовителей РО в диапазоне 5,512. На первом этапе расчета для достижения минимальной длины РО можно принять .
Выбор варьируемых коэффициентов осуществляется по эксцентриситету зацепления.
5. Эксцентриситет зацепления при заданных исходных параметрах должен обеспечить, с одной стороны, заданный контурный диаметр , а с другой – требуемый рабочий объем двигатели. Такая заданная двойственность, присущая скважинным гидромашинам, в конечном счете и предопределяет выбор геометрических параметров ВЗД, в частности кинематического отношения.
Определим число зубьев ротора, если число зубьев статора , тогда
При известном контурном диаметре эксцентриситет определяют по формуле (26)
(26)
Для обеспечения требуемого рабочего объема эксцентриситет должен составлять