Файл: Социальное поведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
культурной и исторической миссии, об основаниях его уникальности, чертах национального характера и ментальности.

Коммунитаризм

В России очень мало известно о влиятельной современной идеологической концепции, сложившейся в 1980- 1990-е гг., — коммунитаризме. Сущность коммунитаризма как самостоятельной идеологии составляет критический подход к современному обществу, а основное концептуальное ядро — идея общечеловеческого братства.

Братство в понимании коммунитаризма — совершенно самостоятельный феномен, не сводимый к свободе и равенству. Идея братства устраняет потребность в поисках справедливости, поскольку требует понимания взаимосвязи и зависимости друг от друга людей и их ролей.

Гуманизм — идеология, признающая высшей ценностью человеческую личность, ее свободу, счастье, неограниченное развитие и проявление ее творческих способностей.

Современная идеология гуманизма возникла как альтернатива существующим в мире идеологиям и ориентирована на гармоничное развитие экономики, политики и культуры. Если аксиологическим основанием других идеологий современности выступает не благо человека, а различные более важные с их точки зрения вещи, например самоутверждение нации, класса или социальной группы, сохранение традиционного социального порядка или его реставрация, свобода предпринимательской инициативы и право частной собственности, то идеология гуманизма отстаивает абсолютный аксиологический приоритет человека как высшей ценности общества. Идеология формирует и развивает сознание людей (индивидуальное, коллективное, общественное), дает необходимые ценностные ориентиры и мировоззренческие позиции общества в целом. Идеология обеспечивает ценностное восприятие, осмысление, выражение групповых и общественных политических интересов, приучает к анализу социально-политических явлений и процессов через призму определенных интересов и политических целей. Идеология является важным инструментом политической и общественной организации. Она объединяет, сплачивает близких по своему социальному статусу, политическим устремлениям людей, причем как на основе общности созидательных целей деятельности, так и на основе «образа врага», целей противоборства и конфронтации. Идеологическая консолидация общества является важным источником его силы. Идеология обладает значительным воспитательным потенциалом и обеспечивает решение задач политической социализации личности, формированию и развитию политической культуры граждан. Таким образом, идеология является неотъемлемой частью социальной действительности, политического и духовного бытия современного общества. Она неоднозначна по содержанию, характеру, формам проявления, но в своей сущности является специфическим ориентационно-ценностным сознанием, воплощенным в системе идей, выражающих интересы определенных социальных общностей, общества в целом. Механизм воздействия идеологического течения на общественную жизнь зависит от качества ее носителей, той социальной группы, или организации, представляющей ее интересы, обоснованием действий которых она является.



  1. Коллективное поведение: толпа, бунт, паника, погром, оргия.

Коллективное поведение – относительно стихийное, неорганизованное, довольно непредсказуемое и незапланированное поведение множества людей, реагирующих на неопределенную или угрожающую ситуацию, которое зависит от взаимной стимуляции участников. Коллективное поведение – один из экстремальных типов поведения, представляющее собой полную противоположность стандартному или институциональному поведению.

Существуют два вида коллективного поведения:

1. Поведение толпы.

2. Массовое поведение.

Толпа – относительно кратковременное, внутренне неорганизованное множество людей, объединенных непосредственной пространственной близостью, каким-либо внешним стимулом и эмоциональной общностью.

Формы поведения толпы:

1. Паника – форма поведения, при которой множество людей, столкнувшись с неожиданной реальной опасностью, пытаются ее избежать, проявляя при этом нескоординированность и иррациональность реакции. Для возникновения паники необходимы следующие условия:

А) реальная, а не мнимая, опасность, угрожающая людям;

Б) ограниченные возможности избежать опасности;

В) отсутствие организованности.

Общая эмоция, характерная для данной толпы, - страх.

2. Бунт – собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста, мятеж, волнение, смуту, восстание. Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо (угнетением, плохим обращением, условиями труда и жизни) или кем-либо (чаще всего руководством). Основная эмоция – враждебность.

3. Погром – коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбуждённой толпой против собственности или личности. Погром чаще всего может приобретать вид шовинистического выступления против какой-либо национальности или иной группы населения, сопровождающегося грабежами и убийствами.

4. Оргия – форма поведения толпы, в которой индивиды получают удовольствие путем потворства своим безудержным желаниям. Оргия ослабляет напряжение, как бунтующая толпа сходит сума от злости, так в оргии толпа сходит сума от удовольствия. Оргия – необузданное поведение в рамках общепризнанных границ.



Особенностями коллективного сознаниям являются:

1) сложность и противоречивость — присутствие несовместимых взглядов, прогрессивных и негативных реакций;

2) синкретизм;

3) размытость, фрагментарность, аморфность;

4) эмоциональность;

5) «упрощенное» отражение социальной действительности.


  1. Массовое поведение: слухи, увлечения, мода, мания, массовая истерия, общественное мнение, пропаганда, война, революция.

Массовое поведение – поведение, принимающее массовый характер, как правило, не скоординировано, не структурировано. Представляет собой сумму отдельных поведений индивидов.

Виды массового поведения:

  1. Слухи

  2. Мода

  3. Массовые пристрастия

  4. Паника

  5. Погром

  6. Бунт

Слухи – быстро распространяющиеся сообщения. В его основе – подлинный факт, но сообщение от него отличается и содержит нереальные и предположительные элементы. Основа распространения – желание людей знать подробности событий, их интересует не истинность, а правдоподобие. Влияние слухов велико. Слух может создать или разрушить положительный имидж. Результаты проявляются на индивидуальном, групповом, национальном уровне. Они выражают мнение социальной группы.

Виды слухов:

  1. По содержанию: политические, экономические, культурные, бытовые и др.

  2. По временной ориентации: о прошлом, предсказывающие слухи

  3. Тип происхождения: спонтанные, преднамеренные

  4. Отношение к реальности: реальные, фантастические

  5. Эмоциональные потребности: слух-мечта, слух-пугало, слух-разделитель (основывается на распространенных предрассудках относительно других социальных групп)

Факторы возникновения и распространения слуха

  1. Разрыв между необходимой информацией и той, что сообщается

  2. Тревожность, предчувствие неприятных событий в будущем

  3. Распространение непроверенной информации через СМИ

  4. Распространение неправдоподобных слухов

Этапы трансформации слуха:

  1. Сглаживание – исчезновение деталей, представляющихся несущественными

  2. Заострение - увеличение значимости детали слуха, представляющейся существенной

  3. Уподобление – приближение слуха к психологическим и иным особенностям аудитории


Слухи исчезают от потери интереса, опровержения, исчезновения тревоги.

Для борьбы со слухами применяется опровержение, его эффективность зависит от доверия к источнику слуха и к тому, кто опровергает.

Организационные формы контроля за слухами:

  1. Опровержение слухов

  2. Цензура

  3. Колонки слухов в газетах и журналах

  4. Организация по изучению слухов, сбору и распространению достоверной информации

  5. Судебное преследование

Мода и манеры. Манеры – непродолжительные вариации, особенности в речи, поведении людей. Манеры не распространяются на большие группы людей. Мода длительнее и распространяется на большее количество людей.

Мода может существовать и в высших и в низших слоях и распространяться как сверху, так и снизу. Мода стимулирует развитие потребления, развитие рынка, а тот стимулирует развитие моды.

Массовое пристрастие – быстро распространяемое массовое поведение, которое связано со стремлением удовлетворить желания людей.

Виды массовых пристрастий:

  1. Экономические – стремление приобрести акции

  2. Политические – массовая поддержка партий, движений, политиков

  3. Религиозные – увлечение неким религиозным течением

  4. Экспрессивные – массовое увлечение (музыкой, танцами и др.)

Стадии массовых пристрастий:

  1. Возникновение интереса к явлению или предмету

  2. Демонстрация положительных моментов.

  3. Распространение пристрастия

Массовая истерия – форма массового пристрастия. Проявляется в непредсказуемом поведении и буйствах.

Массовая истерия – состояние повышенной нервозности.

В основе – протест как форма защиты интересов.

Виды протеста:

  1. Открытый пассивный

  2. Скрытый пассивный – подстрекательство к неподчинению, заговор

  3. Открытый активный – митинг, демонстрация, забастовка, стачка

  4. Скрытый активный – терроризм, создание запрещенных политических партий

Протестное массовое поведение – появление негативного отношения к социальной системе, к нормам, ценностям, принимаемым решениям в открыто-демонстративной форме.

Оно связано с депривацией. Депривация – состояние, при котором люди испытывают недостаток того, в чем они нуждаются.


Модели депривации:

  1. Недовольство людей своим положением (депривация появляется тогда, когда появляется мнение о несправедливом распределении благ и стремление это разрешить)

  2. Сохранение на прежнем уровне ценностных ориентаций и ожиданий при резком ухудшении экономического положения (люди чувствую себя обездоленными и сравнивают с состоянием в прошлом). Факторы депривации – кризис, утрата статуса, потеря работы

  3. Прогрессивная депривация – объединение первой и второй модели. Рост ожиданий людей, остановка экономического роста, при сохранении ожиданий.

Массовое поведение связано с общественным мнением.

  1. Общественное мнение – мнение социальной группы

  2. Общественное мнение – доминирующее мнение среди общественности, согласие нескольких точек зрения по проблеме.