ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для группы более 30-ти человек коллективный разум достигает по количеству связей порогового уровня сложности и генерирует больше «шума», чем реальных результатов.
Естественные сенсорные системы членов группы должны находиться в пределах своей информационной функциональности. Эти ограничения действуют для спортивных команд, джазовых групп, профессиональных встреч и т.д. Когда количество и расстояние становятся слишком большими, группа обычно разделяется на естественные подгруппы.
Повсеместное распространение Интернета приводит к качественным изменениям в укладе жизнедеятельности человека, использующего все возрастающие возможности Сети [2]. Сетевой человек, сетевой социум, сетевая экономика, сетевой интеллект - таковы основные реалии в жизни человечества, требующие своего теоретического и практического осмысления.
Интернет представляет собой новую форму коллективного разума, структуру, децентрализованную и мало иерархизированную с распределенной экономикой, в которой имеет место совместное управление, когда один человек поддерживает усилия другого для достижения определенных целей, и, при этом, состязательность и деньги играют много меньшую роль, чем в иерархической структуре.
Интернет - это нейронная сеть, соединяющая в единую систему индивидов всего мира в реальном времени. Это - сеть соединенных в единую систему компьютеров, являющихся электронным продолжением человеческих интеллектов. Это - самая большая структура виртуального коллективного разума в мире.
Повсеместное распространение Интернета и желание огромного числа людей решать сложные задачи дают возможность каждой компании использовать потенциал энтузиастов для решения общественно значимых задач силами добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий. Такая модель решения любого вида проблем и задач, стоящих как перед бизнесом, так и перед государством и обществом в целом, получила название краудсомрсинг (англ. crowdsourcing, crowd - «толпа» и sourcing - «использование ресурсов»). Краудсорсинг - это мобилизация ресурсов людей посредством информационных технологий с целью решения задач, стоящих перед бизнесом, государством и обществом в целом [4]. Краудсорсинг в настоящее время активно развивается в разных сферах там, где решение задачи можно передать распределённой многочисленной группе людей. При этом стоимость и время достижения результата существенно снижаются.
Коллективный разум в Интернете проявляется в различных формах, в том числе и в форме профессиональных социальных сетей, объединяющих как отдельных профессионалов, так и целые организации.
Интерес исследователей к профессиональным социальным сетям объясняется тем, что они обеспечивают активную платформу для обмена идеями, обсуждения проблем, поиска перспективных направлений исследования развития бизнеса и науки. Все это способствует обобщению имеющегося опыта, позволяет избежать совершенных ранее ошибок, использовать достижения лидеров и расширить присутствие в профессиональных социальных сетях специалистов, которые ранее не общались друг с другом и предлагали свои услуги в качестве индивидуальных консультантов.
Профессиональные социальные сети позволили:
создавать, накапливать и обмениваться информацией между участниками; * создать источник сведений и инструмент влияния на целевую аудиторию;
создать ресурс для профессионального роста и карьерного продвижения.
Пользователи социальных сетей на основе своих потребностей и интересов создают свои собственные профили, личные кабинеты, вступают в уже существующие группы или создают свои объединения. Пользователи таких объединений сами определяют, кто может смотреть их профили и общаться с ними, формируют и управляют кругом общения. Они же генерируют контент, который им на данный момент интересен. Используют они и контент, созданный другими пользователями сети, материалы, необходимые для практики, научные статьи и т.п. Теперь каждый член профессионального сообщества может виртуально посещать научные библиотеки, читать актуальную научную периодику по специальности, быть в курсе последних достижений, ездить на научные конференции и семинары, осуществлять своевременный мониторинг законодательства в своей сфере, общаться с коллегами на профессиональные темы, быть в курсе новых экспериментальных данных.
На уровне предприятий наблюдается активное внедрение системы управления идеями (Idea Management), интегрированной в корпоративную информационную систему. Инструменты управления идеями используются прежде всего для самоорганизации и инновационной деятельности как предприятий, так и отдельных индивидуумов.
Социальная активность профессионалов и экспертов по созданию и развитию профессиональных сообществ в Интернете позволяет говорить о наличии именно в Сети Коллективного разума. Процессу его проявления может способствовать специализированная
программная платформа, объединяющая лучшие из сервисов корпоративных информационных систем и социальных сетей. Создание такого инструмента может повысить уровень контента, уменьшить разброс компетенций участников обсуждения проблем, активизировать процессы профессионального творчества, проведения сетевой экспертизы, коллективного поиска решений.
Деятельность человека, являясь источником информации и знаний, коллективна по своей природе и не существует вне коммуникаций. В информационном обществе количество данных возрастает по экспоненциальному закону, а возможности активного использования человеком информации, даже при наличии современных средств телекоммуникации и визуализации, весьма ограничены. Пассивная, неусвоенная человеком информация, так называемые большие данные (Big Date), составляют сегодня одно из важнейших направлений в области информатизации (семантический анализ, структурный анализ, целевое использование и т.д.).
Теперь в создании знаний участвуют, благодаря Интернету, не только немногочисленное научное сообщество, но и широкий круг людей, ранее лишённых продуктивного доступа к информации. Современный учёный, исследователь не имеет другой альтернативы, кроме сотрудничества с коллегами в части потребления информации. Примерами такого общения могут служить:
Academia.edu - социальная сеть для сотрудничества учёных. Открыта в сентябре 2008 г. От ряда своих конкурентов в среде научных сетей, таких как ResearchGate, данный сайт отличается тем, что на нём (по состоянию на апрель 2013 г.) можно регистрироваться не только действующим студентам и сотрудникам вузов, но и независимым исследователям;
ResearchGate - бесплатная социальная сеть. Открыта в мае 2008 г. как средство сотрудничества ученых всех научных дисциплин. Предлагаемые сервисы этой сети:
обмен базой публикаций;
семантический поиск (поиск по аннотации);
совместное использование файлов; * форумы и методологические дискуссии.
Человеческая цивилизация и личность прошли путь от борьбы за выживание рода до государственной и национальной организации своей коллективной деятельности. Информационное общество, общество знаний, информационные системы, социальные сети, коллективное потребление информации - ключевые атрибуты современной жизни. Коллективная деятельность людей становится единственно возможной формой организации, вне которой человек уже не способен охватить всю информацию даже по своей специальности [5]. Глобализация общества, информационная социализация людей, информационные технологии, Интернет как инфраструктура коммуникации людей во всех сферах жизни - всё это и есть проявления коллективного разума. Фактически вся история человечества может быть описана как совершенствование коллективного разума.
Человек все время потребляет информацию, и информация стала средством коллективного мышления. Решая те или иные проблемы, человек принимает во внимание разные точки зрения и предложения, ему помогают коллеги, которые подсказывают, на что обратить внимание, советуют, что купить, что прочитать. Чем сложнее проблема, тем больше она требует коллективного обсуждения, диалога с собеседником.
Во всем мире отмечается омоложение науки, студенты и школьники совершают открытия, в России большинство докторских диссертаций защищаются в возрасте 30-35 лет. Неслучайна тенденция перехода от финансирования институтов к финансированию творческих коллективов учёных. Известно, что в некоторых случаях достижения коллектива оказываются существенно выше, чем простая сумма интеллектуальных достижений отдельных его участников.
Работа сетевого мозга - это актуальная проблема современной науки. Сложные сетевые системы, такие как Интернет и человеческий мозг, имеют общую базовую структуру.
В настоящее время человечество определённо обладает коллективной памятью - книги, живопись, музыка. Что же касается коллективного мышления, то его основой является синтез новых знаний именно как коллективное творчество.
В научном коллективе многие учёные ведут свою работу одновременно, параллельно. Между параллельными задачами существуют связи, предполагающие обмен информацией, так же как и между параллельными процессами в компьютере. Это обстоятельство существенно отличает коллективное мышление от работы индивидуального мозга. Мышление человека является сочетанием анализа и синтеза. В процессе анализа выделяются характеристические свойства объекта исследования, а в результате синтеза находятся общие для разных объектов свойства, что и составляет новое знание. Таким образом, наличие коллектива специалистов различных дисциплин является необходимым условием синтеза новых знаний, основой формирования коллективного мышления.
Можно также утверждать, что процесс коллективного мышления - это процесс отображения частных логических и интуитивных теорий в обобщённую логическую теорию. Наиболее эффективно коллективный разум проявляет себя в пограничных областях разных дисциплин.
Научный коллектив, созданный для решения той или иной комплексной проблемы, формируется из учёных и инженеров разных профилей, а процесс превращения отдельных интуитивных и логических теорий в комплексную теорию и оказывается основным процессом коллективного мышления. Существенную помощь при этом могут оказать технологии распределенных вычислений, позволяющие разбивать одну задачу на множество подзадач, которые затем рассылаются участвующим в проекте пользователям.
Интеллектуальные поисковые сервисы существенно расширили возможности Сети. Современный Web позволяет ранжировать результаты поиска, рекомендовать товары и услуги пользователям, осуществлять семантический поиск, онлайновый подбор пар, пользоваться ресурсом социальных закладок. Эти возможности сетевых технологий позволили объединить индивидуальные интеллекты и достичь системного эффекта, когда интегральный интеллект коллектива больше суммы его частей.
Коллективный интеллект проявляет себя и в том, что позволяет людям совершенствоваться в осуществлении избранной для себя деятельности, тратить на изготовление благ все меньшее количество времени и постоянно пополнять сетевые хранилища знаний. Для использования огромных массивов знаний необходимы как специалисты узкого профиля - для извлечения полезной информации из общей базы знаний (здесь нужен свой язык специализации, свой тезаурус), так и профессионалы широкого профиля - для обеспечения общения между специалистами разных отраслей (это - метаязык коллективного разума - дополняющий, но не заменяющий узкоспециализированные языки).
В основе хозяйственной деятельности человечества лежат торговля и принцип специализации. Коллективный разум позволяет каждому человеку находить ту сферу деятельности, где его способности проявятся наиболее полно. Распределение товаров - это сетевая задача, с которой лучше всего справится коллективный мозг, а не плановая экономика. Заметим, что гениальные и выдающиеся личности могут ускорить или замедлить течение цивилизационного процесса, а мэйнстрим определяется только сетевыми факторами.
Важным средством пополнения банка знаний коллективного разума являются краудсорсинговые и посткраудсорсинговые технологии [4]. Раскрытие потенциальных возможностей каждого человека в Сети позволяет эффективно использовать интеллектуальные способности индивида в целях управления знаниями в коллективе.
Коллективный разум - это система, основанная на сетизации разумов индивидов и имеющая целью благосостояние человечества. Сетевые телекоммуникации являются инфраструктурой коллективного интеллекта. Постиндустриальная экономика автономных хозяйствующих субъектов плавно переходит в экономику взаимосвязанных компаний, деятельность которых основана на оказании взаимных услуг. И именно в этой сетевой экономике коллективный разум позволит принимать оптимальные решения путём сбора информации из многих разных источников и оценки вероятности потенциальных исходов.