ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дискуссия (со слайда презентации)
«Неординарные футуристические концепции эволюции человечества»:
Когда писатели-фантасты и футурологи делают предположения о том, как мы будем выглядеть в далёком будущем, эти предположения всегда объединяет одна идея: «Не так, как сейчас». Люди превратятся в киборгов, изменят свою ДНК, спутаются с инопланетянами, станут бессознательными овощами, живущими в виртуальном мире, или придумают что-нибудь ещё, чтобы обмануть старушку-эволюцию, но точно не останутся прежними разумными приматами. Вот 10 футуристических концепций о том, что же случится с нашим потомством.
1. Анти-эволюция
Эта концепция заключается в добровольном человеческом снятии с себя полномочий «Царя природы» и «Венца разума». Люди перестанут считать себя особенными по сравнению с остальным населением Земли и уйдут в тотальный регресс. Цивилизация рухнет, городами завладеют дикие животные, дороги и заводы зарастут джунглями, и всё вернётся к истокам. Дауншифтеры, можно сказать, уже воплощают эту идею в жизнь, но остальное человечество всё же пока не рвётся прильнуть к груди матери-природы.
2. Добровольное вымирание человечества
Но зачем останавливаться на этом? Всякое дело следует доводить до конца: регрессировав, человечеству не останется ничего другого, чем разделить судьбу со многими другими видами животных на планете, то есть вымереть. Такова цель Добровольного правозащитного движения Вымирания, активисты которого всерьёз предлагают людям прекратить суетиться в повседневности и благородно вымереть, оставив планету тем, кто изначально были её хозяевами — животным. Сторонники вымирания не считают, что их концепция звучит как человеконенавистничество: по их мнению, она представляет собой «Обнадёживающую альтернативу жестокой эксплуатации и тотальному уничтожению экологии Земли».
3. Повышение экологичности человека
Но не будем так жестоки к себе: есть и более мягкие способы эволюционировать. Например, искусственно стать ближе к природе с помощью современных средств. В статье под названием «Человеческая инженерия и изменение климата» философы С. Мэтью Ляо, Андерс Сандберг и Ребекка Роуч предлагают сделать следующие шаги к природе: Перестать есть мясо, и следовательно, уничтожать животных; Уменьшиться — мужчинам на 21%, женщинам — на 25%, чтобы, соответственно, уменьшить наш «экологический след»; С помощью генной инженерии сделать глаза кошачьими, чтобы хорошо видеть в темноте и не тратить энергию на освещение; Увеличить силу воли, побочными эффектами чего станут увеличение в людях сочувствия и альтруизма. В общем, ничего сложного
.
4. Коллективный разум
Сегодня коллективный разум - это система, цель, структура и основные компоненты которой сложились в результате появления и бурного роста глобальной коммуникационной среды, востребованной не только бизнесом, государством, но и населением [3].
Понятие коллективного разума часто ассоциируется с тем, что можно назвать самоуправлением живых организмов. Некоторые сообщества индивидов в результате многократных информационных взаимодействий друг с другом приобретают когнитивные способности, которые приводят эти сообщества к созданию более или менее сложных структур. При этом глобальных знаний об этих сложных структурах у членов сообщества нет, как нет и информации обо всём множестве факторов, оказывающих воздействие на группу индивидов. Есть только фрагментарные, частичные сведения, обусловленные функциональной характеристикой индивида.
На протяжении всей истории цивилизации информационная деятельность человека в экономической компоненте социума монотонно возрастала от использования его индивидуально-физических возможностей до встраивания в массово-интеллектуальные процессы [1].
Необходимыми условиями существования жизни в виде многообразия открытых систем (организмов) являются воспроизводимость и возможность малых изменений в потомстве. интернет коллективный разум
Мыслительные способности высших форм жизни развивались по двум направлениям: ролевое мышление в коллективе (стая, стадо, рой и т.п.) и индивидуальное мышление (малые группы). Коллективный разум ускорял реакцию, помогал быстрее адаптироваться к изменениям среды. И чем больше был коллектив, тем быстрее он приспосабливался.
Индивидуальное мышление в малых группах (семьях, племенах) создает возможность больших изменений. Напротив, коллективная организация совместной деятельности сообществ на уровне отдельного индивида весьма консервативна к изменениям. Знания, передача знаний обучением создали новую форму наследования и разрушили монополию физиологии на фиксацию изменений, создав, таким образом, новую эпоху в эволюции видов. Человек, научившись сохранять и передавать знания сородичам и потомкам, создал альтернативу физиологическому генотипу и биологической памяти. В эволюции видов наравне с генотипом и обучением решающую роль стали играть мышление и коммуникации. Знания отныне определяют видовой генотип человечества. И в то же время генотип человечества стал формироваться за счёт коммуникаций и информационных носителей.
Человечество вернулось на новом витке эволюции к совершенствованию коллективных форм организации жизни, генотип человека получил возможность развиваться со скоростью, сравнимой с периодом жизни одного поколения. Изменения в эволюции человеческого вида перестали быть малыми, что означает окончание биологической эволюции человеческого вида.
В середине 1980-х годов в социологии при изучении процесса коллективного принятия решений исследователями из New Jersey Institute of Technology (NJIT) был предложен термин «коллективный интеллект» как способность группы находить решения задач более эффективные, чем лучшее индивидуальное решение в этой группе [6]. В основе понятия «коллективный интеллект» или «коллективный разум» лежит идея, что коллективный разум более продуктивен, чем отдельный, даже самый гениальный человек.
В живой природе мы можем наблюдать примеры спонтанно созданных, самоуправляемых организационных структур впечатляющей эффективности:
у социальных насекомых (муравьи, термиты, пчелы, осы, шмели);
у перелетных птиц (стаи);
у рыб (косяки);
во время общей охоты (волки, гиены, львицы).
Наиболее сложные организационные формы и структуры наблюдаются в сообществах насекомых.
Мозг муравья, который, по разным оценкам, включает от ста до пятисот тысяч нейронов, недостаточно производителен, чтобы позволить муравью осознать структуру колонии и её эволюцию под влиянием внешних факторов [7]. Отдельный муравей способен лишь выполнять ограниченный набор «трудовых макроопераций» и, на инстинктивном уровне, использовать информацию о непосредственном окружении. Но коллективные действия десятков и сотен тысяч особей, сложный сетевой информационный обмен позволяют муравьиной семье получать необходимые для поддержания жизнеспособности муравейника сведения о состоянии окружающей среды.
Соединение (синергизм) умений и усилий нескольких особей, применяемые последовательно, могут привести к тому, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы.
Механизм спонтанного взаимодействия между индивидами (стигмергия), являясь одной из форм коллективного взаимодействия индивидов, позволяет создавать сложные, подобные интеллектуальным, структуры без какого-либо планирования, контроля или даже прямой связи между членами сообщества. Стигмергия - это сетевое свойство, которое на основе самоорганизации и децентрализации поддерживает эффективное сотрудничество между чрезвычайно простыми индивидами, у которых нет памяти, интеллекта или даже осведомленности друг о друге.
В человеческом обществе коллективный разум - это основополагающий элемент социальных институтов. Правительство, предприятие, спортивная команда - это объединение индивидов для удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей в большей мере, чем при индивидуальных действиях.
Коллективный разум в человеческом обществе проявляется в различных формах:
-
иерархия (или пирамида); -
толпа (рой); -
группа; -
Интернет.
Иерархия - это основа большинства политических и экономических организаций. Иерархическая, или пирамидальная, структура управления появляется тогда, когда институты родоплеменного управления перестают отвечать потребностям коллектива. На смену им приходят органы государства и государственного управления - то, что мы называем цивилизацией. В обществе появляется единоличный правитель, власть которого из выборной становится наследственной. Земледелие способствует оседлости населения. Производящее хозяйство даёт возможность получать достаточные урожаи для того, чтобы часть общества могла не заниматься постоянным физическим трудом для добывания пищи. Возникла возможность расширить сферу деятельности человеческого общества за пределы сельского хозяйства. Появляются специализация трудовой деятельности, возможность благоустройства территорий и т.п.
Учёт продуктов, предметов ремесленного производства, развитие религиозной жизни общества требуют нового вида передачи и хранения информации. Для этого первые цивилизации разработали свои системы письменности.
С возникновением письменности уклад жизни человека коренным образом изменяется. Письменность приводит к созданию основной технологии функционирования коллективного разума. Человечество выходит за пределы устного общения, ограниченного точкой в пространстве-времени. Письменность позволила избавиться от временной зависимости в управлении, коммерции и т.д. Возникает свод законов, действие которого распространяется на всех подданных государства.
В государственную централизованную систему управления хозяйством естественно вписывается иерархическая модель коллективного разума, где каждый человек имеет предопределённую роль - абстракцию назначения человека. Функционально роль - это часть общегосударственной работы, а также информационное обеспечение этой работы. Информация строго централизована и доступна для других ролей лишь частично или вообще недоступна.
Власть, используемая для управления и контроля, является активатором этой формы коллективного разума, инструментом институционализированного доминирования (генерал, ректор университета и т.п.). Другим рычагом власти могут быть деньги, которые создают пирамиду тех, кто имеет деньги, и тех, кто нуждается в них.
История развития человечества доказывает, что коллективный разум хорошо функционирует в условиях устойчивого и стабильного социокультурного развития, но демонстрирует структурную неспособность функционировать в непредсказуемых и неустойчивых ситуациях. Бюрократия и авторитарные формы правления обеспечивают определённую координацию индивидов, но всё это ценой подавления инициативы и устранения индивидуальных особенностей.
Для сообщества порядка десяти тысяч человек иерархическое планирование и управление, как единственно эффективное, кажется неизбежным.
Каждый человек умён по-своему, но групповой интеллект часто разочаровывает. Известно, что в толпе суммарный интеллект людей совсем не увеличивается, а, скорее, уменьшается.
Толпа, в которой люди не имеют представления о глобальной цели своей деятельности, похожа в этом смысле на рой насекомых. Рассмотрим проявление коллективного разума толпы в экономике. Каждый раз, когда мы оплачиваем товар или услугу, мы совершаем действие, очень похожее, по простоте и динамичности, на обмен информацией (феромонами или вибрационными сигналами) между двумя социальными насекомыми. В сообществе людей циркуляция денежных потоков представляет собой, по сути, обмен «экономической информацией». Множество простых сделок между индивидами порождает весьма сложные бизнеспроцессы. Более того, многие экономические теории основывают свои доктрины на взаимодействиях между слабодифференцированными агентами. Роль таких агентов могут играть, например, потребители.
Несомненно, что хорошая организация и взаимодействие в небольших группах достаточны для проявления эффекта суммирования интеллекта индивидов. В группе индивидуальные и коллективный интересы совпадают, а индивидуальные отличия обогащают её. Например, в музыкальной группе, чем больше индивидуальности и мастерства у отдельного музыканта, тем более успешен коллектив. Верно и обратное: чем сплочённее коллектив, тем больше условий для творчества у каждого музыканта.
Важно заметить, что коллективный разум группы имеет ограничения - количественные (не более нескольких десятков) и пространственные (члены группы нуждаются в непосредственном обмене информацией).