Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (в области экологобиологической деятельности) Дисциплина Психология Практическое занятие 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области эколого-биологической деятельности)
Дисциплина: Психология
Практическое занятие 3
Выполнил:
Обучающийся Передереева Анастасия Владимировна
Преподаватель:
Беликова Татьяна Валентиновна
Задание 1. Подберите психолого-педагогическую диагностику ребенка младшего школьного возраста для выявления адаптации к школе (необходимо указать название диагностики, автора, на что направлена), аргументировав свой выбор.
Ответ на задание 1.
Для выявления адаптации ребенка младшего школьного возраста к школе можно использовать диагностику «Методика исследования психологической готовности младших школьников к обучению» автора А.В. Захаровой. Данная методика направлена на выявление уровня психологической готовности ребенка к школьному обучению и включает в себя оценку различных психологических аспектов, таких как внимание, память, мышление, речь, моторику и т.д.
Краткая характеристика методики:
Методика А.В. Захаровой «Исследование психологической готовности младших школьников к обучению» состоит из нескольких этапов. На первом этапе ребенку предлагается выполнить задания на проверку внимания, памяти, мышления, речи и моторики. На втором этапе проводится беседа с ребенком, в ходе которой выясняются его интересы, увлечения, отношение к школе и учебному процессу. На третьем этапе ребенку предлагают выполнить тестовые задания, которые направлены на оценку уровня саморегуляции и адаптации к социальной среде.
В ходе методики оцениваются следующие психологические аспекты:
- внимание и память;
- мышление и речь;
- моторика и координация движений;
- уровень саморегуляции и адаптации к социальной среде.
Данные оценки позволяют выявить уровень психологической готовности ребенка к школьному обучению, а также его психическое состояние и уровень адаптации к школе. Результаты методики могут быть использованы для дальнейшей коррекции педагогической работы с ребенком, а также для разработки индивидуальных образовательных программ.
Аргументы выбора данной методики:
1. Методика А.В. Захаровой имеет высокую психометрическую достоверность и позволяет получить объективную оценку уровня готовности ребенка к школьному обучению.
2. Данная методика ориентирована на детей младшего школьного возраста (6-7 лет), что позволяет выявить особенности их психологической готовности к школе на данном этапе развития.
3. Использование данной методики позволит выявить не только уровень готовности ребенка к учебному процессу, но и его психическое состояние, адаптацию к социальной среде и уровень саморегуляции.
4. Результаты диагностики могут быть использованы для дальнейшей коррекции педагогической работы с ребенком, а также для разработки индивидуальных образовательных программ.
Таким образом, использование методики А.В. Захаровой позволит выявить уровень адаптации ребенка к школе и определить необходимые корректирующие меры для успешного обучения.
Задание 2. Назовите основные области затруднения в общении, которые могут встретиться в педагогической практике. Напишите рекомендации для педагогов по преодолению трудностей в общении.
Ответ на задание 2.
Основные области затруднения в общении, которые могут встретиться в педагогической практике, включают:
1. Конфликты с учениками: могут возникать из-за различий в мнениях, несоответствия ожиданий, неуважения, недопонимания и т.д.
2. Конфликты с родителями: могут возникать из-за различий в мнениях по поводу методов обучения, оценки успеваемости, организации учебного процесса и т.д.
3. Сложности в общении с коллегами: могут возникать из-за конкуренции, различий в мнениях, несоответствия ожиданий и т.д.
4. Сложности в общении с администрацией: могут возникать из-за несоответствия требованиям, недопонимания, различий в мнениях по поводу организации учебного процесса и т.д.
5. Сложности в общении с психологически неустойчивыми учениками: могут возникать из-за поведенческих проблем, эмоциональных расстройств, отсутствия мотивации и т.д.
6. Сложности в общении с учениками, не владеющими языком обучения: могут возникать из-за языкового барьера, недопонимания, несоответствия уровня знаний и т.д.
7. Сложности в общении с учениками с ограниченными возможностями: могут возникать из-за необходимости адаптации учебного процесса, недостаточной подготовки педагогов и т.д.
8. Сложности в общении с учениками, проявляющими агрессивное поведение: могут возникать из-за необходимости управления поведением, применения методов дисциплины и т.д.
Решение данных проблем в общении требует от педагога гибкости, эмпатии, умения слушать и находить компромиссы.
Для преодоления трудностей в общении педагогам следует руководствоваться следующими рекомендациями:
1. Слушайте внимательно. Уделите внимание своим собеседникам и попытайтесь понять их точку зрения. Это поможет вам лучше понимать их потребности и ожидания.
2. Будьте эмпатичны. Попытайтесь поставить себя на место другого человека и почувствуйте, что он чувствует. Это поможет вам лучше понять его мотивы и поведение.
3. Будьте гибкими. Попытайтесь найти компромиссное решение, которое будет устраивать всех сторон. Иногда необходимо уступить, чтобы сохранить отношения.
4. Используйте невербальные сигналы. Они могут помочь установить контакт с вашим собеседником и передать ему ваше настроение. Например, улыбка, жесты, мимика.
5. Будьте терпеливыми. Некоторые люди могут быть более сложными в общении, но это не означает, что вы должны отказываться от коммуникации с ними. Попытайтесь найти способы установить контакт.
6. Используйте конструктивные методы решения проблем. Не критикуйте других, а предлагайте конструктивные решения проблем. Это поможет вам создать доверительные отношения и улучшить общение.
7. Развивайте свои навыки коммуникации. Учите новые методы общения, изучайте психологические аспекты общения, общайтесь с опытными коллегами и т.д. Это поможет вам улучшить качество своего общения.
Задание 3. Создайте и запишите алгоритм построения индивидуального образовательного маршрута для детей младшего школьного возраста, используя современные информационные технологии (например, интерактивная работа с компьютером, содержание информации в виде презентации и т.д.).
Ответ на задание 3.
Алгоритм построения индивидуального образовательного маршрута для детей младшего школьного возраста с использованием современных информационных технологий может быть следующим:
Шаг 1: Определение уровня знаний и способностей ребенка.
- Прохождение тестов и опросов для оценки знаний и навыков ребенка.
- Анализ результатов тестов и опросов для определения сильных и слабых сторон ребенка.
- Использование программных средств для сбора и анализа данных.
Шаг 2: Определение целей и задач обучения.
- Консультация с родителями и учителями для определения целей и задач обучения.
- Анализ требований к образованию в соответствии с возрастом и уровнем образования ребенка.
- Использование специализированных платформ для подбора образовательных материалов.
Шаг 3: Выбор источников образовательных материалов.
- Использование специализированных платформ для поиска и выбора образовательных материалов, соответствующих уровню знаний и интересам ребенка.
- Использование современных технологий, таких как интерактивные уроки, видеоуроки, вебинары и т.д.
- Создание индивидуальных образовательных материалов с использованием программных средств.
Шаг 4: Планирование образовательного процесса.
- Разработка графика занятий, учитывающего учебные и внеучебные занятия ребенка.
- Определение времени на каждый предмет и на каждый тип занятий.
- Использование современных технологий для создания планов занятий.
Шаг 5: Оценка результатов обучения.
- Использование специализированных платформ для оценки знаний и навыков ребенка.
- Анализ результатов оценки для корректировки индивидуального образовательного маршрута.
- Определение следующих шагов в обучении на основе результатов оценки.
Шаг 6: Мониторинг прогресса.
- Регулярный мониторинг прогресса ребенка.
- Использование специализированных платформ для мониторинга прогресса и анализа данных.
- Регулярная консультация с родителями и учителями для обсуждения прогресса и корректировки индивидуального образовательного маршрута.
Задание 4. Подберите психолого-педагогическую диагностику индивидуальных особенностей развития детей в группе (необходимо указать название диагностики, автора, для какого возраста предназначена). На основе возможных результатов дайте рекомендации педагогам для дальнейшей успешной работы с группой.
Ответ на задание 4.
Одной из психолого-педагогических диагностик, разработанной российскими авторами и предназначенной для выявления индивидуальных особенностей развития детей в группе, является «Диагностика психического развития детей старшего дошкольного возраста» (ДПРД) И.В. Дубровиной.
Диагностика предназначена для оценки психического развития детей в возрасте от 5 до 7 лет. Она включает в себя комплекс тестовых заданий, которые позволяют оценить психическое развитие ребенка в следующих областях:
- Интеллектуальная (включает в себя задания на определение аналогий, задания на классификацию, задания на решение задач).
- Память (включает в себя задания на запоминание чисел, слов, предметов, картинок).
- Мышление (включает в себя задания на логическое мышление, задания на сопоставление, задания на анализ и синтез).
- Речь (включает в себя задания на понимание и использование лексики, задания на грамматику, задания на анализ текста).
- Эмоционально-личностная (включает в себя задания на определение эмоций по выражению лица, задания на самооценку, задания на социальную адаптацию).
- Мотивационная (включает в себя задания на определение мотивов поведения, задания на определение уровня самооценки).
Оценка по каждой области осуществляется на основе балльной системы.
Результаты диагностики могут быть использованы для определения индивидуальных потребностей ребенка в образовательном процессе, а также для коррекции и развития его психических функций.
Задание 5. Разработайте план внеклассной работы, направленной на преодоление социальной дезадаптации детей младшего школьного возраста, аргументировав свой ответ.
Ответ на задание 5.
План внеклассной работы, направленной на преодоление социальной дезадаптации детей младшего школьного возраста:
I. Введение.
- Обоснование актуальности проблемы социальной дезадаптации детей младшего школьного возраста.
- Определение целей и задач плана внеклассной работы.
II. Организационный этап.
- Формирование команды педагогов, ответственных за реализацию плана.
- Выбор форм и методов работы.
- Разработка расписания мероприятий.
III. Психологическая работа.
- Организация психологических тренингов и консультаций для детей и их родителей, направленных на улучшение психологического состояния и развитие коммуникативных навыков.