Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 499

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Оренбургский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО
КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
БИОЛОГИЯ
по специальности
31.05.03 СТОМАТОЛОГИЯ
Является частью основной профессиональной образовательной программы высшего образования специальности 31.05.02 Педиатрия, утвержденной ученым советом ФГБОУ ВО
ОрГМУ Минздрава России протокол № 8 от «25» марта 2016
Оренбург

2
1.
ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Фонд оценочных средств по дисциплине содержит типовые контрольно- оценочные материалы для текущего контроля успеваемости обучающихся, в том числе контроля самостоятельной работы обучающихся, а также для контроля сформированных в процессе изучения дисциплины результатов обучения на промежуточной аттестации в форме экзамена.
Контрольно-оценочные материалы текущего контроля успеваемости распределены по темам дисциплины и сопровождаются указанием используемых форм контроля и критериев оценивания. Контрольно – оценочные материалы для промежуточной аттестации соответствуют форме промежуточной аттестации по дисциплине, определенной в учебной плане ОПОП и направлены на проверку сформированности знаний, умений и навыков по каждой компетенции, установленной в рабочей программе дисциплины.
В результате изучения дисциплины у обучающегося формируются
следующие компетенции:

ОК-5- готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала

ОПК-1 - готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности

ПК-13- готовность к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни
2. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Оценочные материалы по каждой теме дисциплины
Модуль 1. Биология клетки
Тема 1. Введение в медицинскую биологию. Клеточный уровень
организации про и эукариотических клеток. Основные компоненты клеток
Форма(ы) текущего контроля успеваемости:
1. тестирование
2. устный опрос
3. решение проблемно-ситуационных задач
4. контроль выполнения заданий в рабочей тетради
5. контроль выполнения практического задания


3
Оценочные материалы текущего контроля успеваемости:
2.1. Форма текущего контроля успеваемости: тестирование
Выберите один или несколько правильных ответов.
1. Основные структуры митохондрий
1) митохондриальная ДНК
2) двойная митохондриальная оболочка
3) одинарная митохондриальная оболочка
4) кристы
5) матрикс
2. Функция пероксисомы
1) составляют цитоскелет клетки
2) обеспечивают инактивацию перекисных соединений
3) обеспечивают обмен между цитоплазмой и ядром
3. Выберите верное положение для митохондрий
1) образуются в клетке путем перешнуровки
2) наружная и внутренняя мембрана митохондрий образуют кристы
3) основная функция - образование энергии в виде молекул АТФ
4) митохондрии произошли путем симбиоза аэробных бактерий с анаэробными
5) митохондрии имеют собственную ДНК линейной формы
4. Утверждения характерные для лизосом
1) пузырьки, окруженные одинарной мембраной
2) содержат фермент - каталазу
3) участвуют в переваривании и обезвреживании
4) образуются в комплексе Гольджи
5) содержат более 40 гидролитических ферментов
5. Структуры, которые участвуют в образовании цитоскелета клетки
1) тонофибриллы
2) базальные складки
3) микротрубочки
4) микрофиламенты
6. Выберите элементы, относящиеся к неклеточным структурам организма
1) эритроцит
2) сперматозоид
3) симпласт
4) синцитий
5) основное аморфное вещество
6) эластические волокна соединительной ткани
7. Структуры, характерные для митохондрий
1) наружняямитохондриальная мембрана

4 2) ахроматиновое веретено
3) гидролитические ферменты
4) окислительно-восстановительные ферменты
5) кристы
6) внутренняя мембрана митохондрий
7) кольцевая ДНК
8) рибосомы
9) тонофибриллы
8. Структуры, которые участвуют в движении клетки
1) реснички
2) жгутики
3) тонофибриллы
4) миофибриллы
5) коннексоны
6) ЭПС
9. К прокариотам относятся
1) вирусы
2) бактерии
3) синезеленые водоросли
4) одноклеточные животные
5) многоклеточные животные
6) грибы
10. К включениям относятся
1) непостоянные компоненты цитоплазмы
2) продукты жизнедеятельности клетки
3) дифференцированные участки цитоплазмы
11. Цитоплазма прокариот содержит:
1) аппарат Гольджи
2) мелкие рибосомы
3) запасные питательные вещества
4) митохондрии
5) ферменты
12. Генетический материал эукариот представлен:
1) линейной молекулой ДНК, расположенной в ядре и кольцевыми
ДНК в митохондриях
2) линейной молекулой ДНК, расположенной в цитоплазме
3) кольцевой молекулой ДНК, расположенной в ядре
4) кольцевой молекулой ДНК, расположенной в цитоплазме
5) белками
13. Элементарной структурной единицей молекулярно-генетического уровня организации живого является:
1) клетка
2) организм
3) молекула ДНК
4) молекула РНК
14. Накопление продуктов биосинтеза происходит


5 1) хромосомах
2) аппаратеГольджи
3) рибосомах
4) ядре
15. Укажите функции гиалоплазмы (цитоплазматический матрикс):
1) является истиной внутренней средой клетки
2) производит инактивацию перекисных соединений
3) формирует опорно-двигательную систему цитоплазмы
4) является местом, где происходит гликолиз
5) является местом внутриклеточного обмена
16. У ребенка выявлено заболевание, связанное с нарушением углеродного обмена – «синдром накопления» С какими органеллами это связано?
1) с рибосомами
2) с лизосомами
3) с аппаратом Гольджи
4) с ЭПС
5) с митохондриями
17. У ребенка резко снижен клеточный иммунитет. С какими органеллами это связано?
1) с лизосомами
2) с аппаратом Гольджи
3) с рибосомами
4) с ЭПС
5) с митохондриями
18. У мужчины, 40 лет, инфаркт миокарда. При цитологическом исследовании выявили нарушение строения и функции определенных органелл клетки. О каких органеллах идет речь?
1) о рибосомах
2) о митохондриях
3) о вакуолях
4) о центриолях
5) о ресничках и жгутиках
19. Какие органеллы участвуют в так называемом кашле курильщиков при действии табачного дыма?
1) ЭПС
2) реснички
3) митохондрии
4) рибосомы
5) нейрофибриллы
20. При беге со средней скоростью за 1 минуту мышцы ног расходуют 24 кДж энергии. Определите, сколько всего граммов глюкозы израсходуют мышцы ног за
20 минут бега (в случае полного окисления глюкоза).
1) 27г
2) 270г
3) 54г
4) 15г

6
Эталоны ответов на тестовые задания

вопроса
правильный ответ

вопроса
правильный ответ
1
1, 2, 4, 5
11
1,2,4
2
2
12
1
3
1, 3, 4
13
3
4
1, 3, 4, 5
14
2
5
3, 4
15
1,4,5
6
3, 4, 5, 6
16
2
7
1, 4, 5, 6, 7, 8
17
1
8
1, 2
18
2
9
2, 3
19
2
10
1, 2
20
1
2. Форма текущего контроля успеваемости: устный опрос
Вопросы для самоконтроля обучающимся:
1. Введение в медицинскую биологию, задачи, объект и методы исследования.
2. Иерархические уровни организации живого.
3. Основные свойства живого. Формы жизни и типы клеточной организации биологических систем.
4. Клеточная теория, основные положения, значение.
5. Сравнительная характеристика про- и эукариотических клеток.
6. Основные структурные компоненты клетки.
7. Цитоплазма. Органоиды животной и растительной клетки.
8. Включения, виды включений.
9. Неклеточные структуры организма.
3. Форма текущего контроля успеваемости:
решение проблемно-ситуационных задач:
1. Какова судьба органических молекул попавших в вакуолярную систему клетки? Что образует вакуолярную систему клетки? Значение этой системы для жизнедеятельности клетки.
2. Табачный дым подавляет активность ресничек эпителия, выстилающего верхние дыхательные пути. Почему это способствует усилению так называемого кашля курильщиков и развитию легочных заболеваний?
3. У ребенка выявлено заболевание, связанное с нарушением углеродного обмена
– «синдром накопления» (нарушено расщепление клеткой углеводов). С какими органеллами это связано?
4. У мужчины, 40 лет, инфаркт миокарда. При цитологическом исследовании выявили нарушение строения и функции определенных органелл клетки. О каких органеллах идет речь?


7
Эталоны ответов на ПСЗ:
№ задачи
правильный ответ
1.
Вакуолярная система — совокупность одномембранных органелл цитоплазмы. По строению выделяют следующие компоненты вакуолярной системы, различающиеся и по своим функциям: гранулярный эндоплазматический ретикулум, аппарат Гольджи, лизосомы, гладкий эндоплазматический ретикулум, пероксисомы. Одномембранные органеллы клетки, составляющие вакуолярную систему, обеспечивают синтез и транспорт внутриклеточных биополимеров и продуктов секреции, выводимых из клетки; поглощение путем фагоцитоза, в том числе в реакциях иммунного ответа; биосинтез липидов, в том числе компонентов мембран, стероидных гормонов и др.; дезактивацию ядов путем окисления до безвредных продуктов; разрушение активных форм кислорода и другое.
2.
Реснички призваны очищать бронхи и легкие от различных частиц пыли и поддерживают весь дыхательный аппарат в здоровом состоянии. Если постоянно подвергать их воздействию табачного дыма, то реснички гибнут, а цилиндрический эпителий становится плоским. В этом случае очищение легких и бронхов от слизи с осевшими на них отравляющими веществами табачного дыма, будет происходить при помощи кашля и отхаркивания.
3.
С лизосомами
4.
О митохондриях
4. Форма текущего контроля успеваемости:
контроль выполнения заданий в рабочей тетради
Задание №1. Ключевые понятия темы. Опираясь на материал учебного пособия
«Цитология», распределите термины соответственно определениям
предложенным в таблице.
Задание №2 . Основные свойства живого. Изучите основные свойства живого, и
запишите их в таблицу.
Задание № 3. Уровни организационной сложности живых систем. Изучить
иерархическую структуру биологических систем, и в рабочих тетрадях
заполните таблицу.
Задание № 4. Методы исследования клеток. Познакомьтесь с принципами основных видов микроскопии. Оцените преимущества и недостатки методов.
Задание № 5. Типы клеточной организации. Используя учебное пособие Немцевой
Н.В. с соавт. «Биология клетки», лекционный материал, изучите особенности
строения прокариот и эукариот.
Задание № 6. Отличие растительной клетки от животной. Используя учебник,
пособие «Биология клетки», лекционный материал, внимательно изучите
строение растительных и животных клеток. Найдите отличия. Занесите


8
результаты в таблицу.
Задание № 7. Основные компоненты цитоплазмы. Пользуясь учебником В.Н.
Ярыгина Биология т. 1 и методпособием «Биология клетки», лекционный
материал, внимательно изучите основные компоненты цитоплазмы. Внесите в
таблицу названия, соответствующие указанным в таблице определениям.
Задание № 8. Классификация органелл.Составьте схему и приведите примеры
Задание № 7. Органеллы эукариотической клетки.
Задание № 10. Включения клетки. Укажите название групп включений согласно
их характеристике.
Задание № 11. Неклеточные структуры организма. Укажите название
неклеточных структур согласно их определения, заполните таблицу.
5. Форма текущего контроля успеваемости:контроль выполнения
практического задания
Работа №1. Изучение устройства светового микроскопа МБР-1. Правила работы с микроскопом.Устройство
микроскопа:
Рассмотрите
основные
части
микроскопа МБР-1. Б) Запишите в таблицу, что относится к механической,
осветительной и оптической частям микроскопа.
Работа №2. Правила работы с микроскопом.
Внимательно прочитайте правила и под контролем преподавателя произведите
описанные действия
Работа №3. Методика приготовления временного микропрепарата.
Работа№4. Строение клеток пленки чешуи лука.
Работа №5. Животная клетка (клетки слизистой оболочки щеки).
Работа №6. Знакомство с электронограммами клеток животного происхождения
Познакомьтесь с электронограммами. Найдите основные структурные
компоненты клеток и органеллы.
Работа №7. Пластиды растительных клеток.
Работа №8. Включения клетки.
Тема 2.Организация потоков веществ и энергии в клетке.
Современные представления о структуре и функциях биологических
мембран.
Форма(ы) текущего контроля успеваемости:
1. тестирование
2. устный опрос
3. решение проблемно-ситуационных задач
4. контроль выполнения заданий в рабочей тетради
5. контроль выполнения практического задания
Оценочные материалы текущего контроля успеваемости:
1. Форма текущего контроля успеваемости: тестирование
Выберите один или несколько вариантов ответов