Файл: Таможенное дело и право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 391

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В задачи данной курсовой работы входит:

Определить понятие и общие положения таможенного контроля;

Перечислить формы и порядок проведения таможенного контроля;

Рассмотреть зоны таможенного контроля;

Исследовать проблемы проведения таможенного контроля в современных условиях.
1. Понятие и общие положения таможенного контроля
1 Таможенный контроль: понятие и принципы
Таможенный контроль - это одно из средств осуществление таможенной политики Российской Федерации, представляющее собой совокупность мер, осуществляемых таможенными структурами в целях обеспечения соблюдения участниками таможенно-правовых отношений, требований норм таможенного законодательства.

Таможенные органы при проведении таможенного контроля руководствуются правилами выборочности и ограничиваются, как бы, аналогичными формами таможенного контроля, которых является достаточно для выполнения таможенного законодательства Таможенного союза.

Таможенный контроль является методом, с помощью которого исполняются цели таможенной политики, с другой стороны, это реализуемые положения, которые регламентируют права и обязанности сотрудников таможенных органов, оформляющих пропуск товаров, перемещаемых через таможенную границу. Осуществляется же таможенный контроль с использованием как сложных, так и простых технических средств. С применением таможенного контроля (в каждом случае) используются все средства, необходимые для достижения соблюдения правил законодательства при перемещении через таможенную границу. Так же для проведения таможенного контроля, осмотра, досмотра не нужны ни какие разрешения или документы, исключая лишь те случаи, которые указаны в таможенном кодексе. Так же органы таможни следуют определенным принципам и ограничиваются формами контроля на таможне, которых хватает для соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-участников таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Проведение таможенного контроля отнесено к основным задачам таможенных органов (пп. 3 п. 1 ст. 6 ТК).

Принципы, или общие начала, проведения таможенного контроля закреплены в ст. 94 ТК.


Принцип выборочности - это базовый принцип таможенного контроля со всеми принятыми подходами и самой организацией контроля на таможне, указанных в Киотской конвенции. Этот принцип означает, что при проведении таможенного контроля таможенные органы ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, наблюдение за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Неприменение других форм таможенного контроля либо освобождение от них не должно означать, что лица освобождаются от обязанности соблюдать предписания упомянутого законодательства и международных договоров.

Чтобы выбирать конкретные формы контроля на таможне, должны быть ряд факторов, а именно, таможенный контроль должен быть эффективным. Достижение поставленных перед ним целей должно быть соотнесено с расходами на его осуществление. Кроме того, таможенный контроль должен быть в максимальной степени «необременительным», «незаметным» для лиц, пересекающих таможенную границу, и для участников внешнеэкономической деятельности. При этом и первое, и второе требования к современному облику таможенного контроля не должны помешать выполнению его важнейшей задачи - обеспечению соблюдения таможенного законодательства.

Следующим является система управления рисками. Эта система должна концентрировать людские, технические, финансовые и т.п. ресурсы таможенных органов на самых острых проблемах, проблемных направлениях таможенного контроля, к числу которых законодатель отнес направления, нацеленные на предотвращение:

а) нарушений законодательства с устойчивым характером (например, контрабанда наркотиков, трансграничное перемещение контрафактной продукции, декларирование недостоверной информации о таможенной стоимости товаров и т.п.);

б) нарушений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей в значительных размерах;

в) нарушений, подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей (например, ввоз на таможенную территорию иностранных товаров с нарушением запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности);

г) других нарушений, затрагивающих важные интересы государств - членов Таможенного союза, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.


В данный момент в своей постоянной деятельности таможенные органы проводят анализ таможенного законодательства, определяя товары, транспортные средства, документов и лиц, которые подлежат проверкам по ходу таможенного контроля, установлены необходимые нормы выполнения проверочных мероприятий в каждом конкретном случае.

От того как организовано взаимодействие таможенных органов, зависит эффективность таможенного контроля:

а) с таможенными органами иностранных государств;

б) с другими правоохранительными и контролирующими органами государств - членов Таможенного союза;

в) с участниками внешнеэкономической деятельности, различными организациями, ассоциациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами.

Основной организационно-правовой формой такого взаимодействия являются различные договоры о сотрудничестве и взаимопомощи, одной из сторон которых являются таможенные органы государств - членов Таможенного союза.

Сотрудничество таможенных органов с другими контролирующими органами, регулируется соглашениями о взаимодействии и сотрудничестве, или утверждаемыми совместными приказами, положениями о взаимодействии и координации деятельности (Соглашение от 15 августа 2005 года о взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службы при осуществлении валютного контроля (Обнародовано в виде приложения к письму ФТС России от 18 августа 2005 года №01-06/28509 «О Соглашении между ФТС России и Росфиннадзором»)).

Таможенные органы ведут взаимосвязь с ВЭД, владельцами мест хранения и лицами, которые связаны с их профессиональными организациями. Это для того, чтобы повысить эффективность работы таможенных органов.

В соответствии с Приказом ФТС России от 2 ноября 2011 года №2245 «Об утверждении Типовой формы, соглашения о применении централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов» применяется новый централизованный порядок уплаты таможенных пошлин и налога, вместо ранее действовавшего порядка, утвержденного Приказом ГТК России от 26 марта 2001 года №303 «О практике таможенного администрирования в отношении крупных плательщиков».

Вместо собственно таможенного контроля, таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля.

По статье с ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» таможенные органы являются агентами валютного контроля. В этом качестве таможенные органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право;


проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций.

Также органы таможни проводят экспортный контроль, по закону от 18.07.1999 года №183-ФЗ «Об экспортном контроле» и проводят мероприятия по проведению иных видов контроля.
1.2 Виды и способы таможенного контроля
Существует очень много видов таможенного контроля. Все они отличаются в зависимости от предмета: общие и специальные. Также таможенный контроль подразделяется на таможенный контроль товаров и таможенный контроль транспортных средств. Виды рассматриваются по направлению транспортировки и движению: импорт, экспорт и транзит товара.

Импортный контроль проводится для товаров, которых ввозят в страну. Экспортный таможенный контроль проводится для товаров, которых вывозят из страны. Транзитный контроль проводят для товаров, которые переправляются по стране (внутри страны).

Выделим подвиды товаров таможенного контроля. Эти подвиды зависят от характеристик товара, которые открывают некие его особенности. Таможенный контроль ручной клади, ручного багажа, который сопровождается и не сопровождается.

Существуют такие виды таможенного контроля транспортных средств:

контроль автотранспорта;

контроль воздушных судов;

контроль железнодорожного транспорта

контроль речных судов;

контроль морского транспорта;

контроль трубопроводного транспорта.

Определяется разновидности таможенного контроля по виду и характеру сотрудничества таможенных органов стран, которые находятся по соседству. - односторонний таможенный контроль. Таможенные органы находятся в дружеских доверительных отношениях с соседними пунктами проверки и поэтому не проводят повторный таможенный контроль;

двусторонний таможенный контроль проводиться на одном и на другом конце, так сказать, таможенной границы;

совместный контроль проводится одновременно двумя таможенными органами в одном месте.

Проводится единичный таможенный контроль в том случае, если товар или транспортное средство движется лишь в одном направлении, а повторный, в случае второго (Обратного) пересечения границы.


Классифицируется таможенный контроль следующим образом:

зависящие от той или другой формы контроля;

документальный контроль (проверки);

фактический контроль;

в зависимости от предметов контроля (товары или транспортные средства);

в зависимости от направлений товаров (ввоз, вывоз и транзит).

При проведении таможенного контроля таможенные органы самостоятельно определяют форму и обьем контроля, чего достаточно для соблюдения законов страны по вопросам таможенного дела и международных договоренностей страны.

Способы таможенного контроля - это меры таможенного контроля, которые применяются таможенными органами для реализации выбранной формы таможенного контроля.

В соответствии с ТК к способам проведения таможенного контроля можно отнести все то, что не является формами таможенного контроля, но при этом призвано способствовать их проведению. Таким образом, в качестве способов применения отдельных форм таможенного контроля или проведения таможенного контроля вообще следует рассматривать:

создание зон таможенного контроля (ст. 362 ТК);

истребование необходимых документов и сведений (ст. 363 ТК); идентификацию товаров, транспортных средств, документов (ст. 83, 390 ТК);

привлечение специалистов и экспертов (ст. 378, 384, 385 ТК), взятие проб и образцов товаров (ст. 383 ТК);

создание и применение информационных ресурсов (ст. 387, 425 ТК);

применение технических и иных средств проведения таможенного контроля (п. 4 ст. 294, ст. 370, 388 ТК);

наложение ареста на товары или изъятие товаров (ст. 377, п. 1 ст. 391 ТК).

Построение зон таможенного контроля. Согласно норме п. 1 ст. 362 ТК зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы:

вдоль таможенной границы РФ;

в месте производств оформления таможенными органами;

в месте перегрузки товара, его осмотра и досмотра;

в месте временного хранения;

на месте стоянки транспорта;

в других назначенных таможенными органами местах.

Проверка товаров, транспортных средств, документов. В целях проведении таможенного контроля идентификация представлена во многих таможенно-правовых институтах. Идентификация применяется при оформлении внутреннего таможенного транзита, применении таможенных режимов переработки. На идентификации основано проведение таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (гл. 38 ТК).