Файл: Таможенное дело и право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 394

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Проведение таможенного контроля
1 Законодательная база проведения таможенного контроля
Законодательная база - это совокупность официальных письменных (изданных) документов, которые принимаются в определенной форме правотворческим органом. Под правовой нормой следует понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или же временного характера. Таможенные органы являются правоохранительными органами Российской Федерации и составляют одну единую централизованную систему. Таможенное дело является исключительно монополией Российской Федерации.

Регламентация внешнеэкономической деятельности таможенных органов проводится на основании различных нормативно-правовых актов. Эти нормативно - правовые акты включают в себя различные международные договоры Российской Федерации, Конституцию РФ, федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти), международные нормативные документы, регулирующие отношения, возникающие в процессе экспорта российских товаров и услуг и т.д.

Содержание законодательной базы в области таможенной политики:

Правовыми основами таможенного дела в Российской Федерации являются:

Конституция Российской Федерации (в Конституции РФ 2 раздела, 9 глав и 137 статей);

Налоговый Кодекс Российской Федерации (в Налоговом Кодексе 2 части);

иные законодательные и нормативные правовые акты в области таможенного дела.

Распоряжения:

Распоряжение Правительства Российской Федерации №1128-р от 29.06.2012 г. «О плане мероприятий «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта».

В состав нормативно - правовой базы входят международные соглашения и другие принятые правовые акты для сотрудничества таможенных органов с иностранными коллегами. Они заключаются на межправительственном уровне и на межведомственном уровне.

На сегодняшний день целями таможенных органов являются:

провести обязательное выполнение Российской Федерацией международных договоров в отношении ЕАЭС, глобальные решения органов Таможенного союза в области таможенного урегулирования и таможенного дела;

обеспечение и гарантии полной безопасности при проведении внешней торговли;

улучшить, усовершенствовать наше государство в рамках его управления;


контролировать обеспечение соблюдения прав лиц, которые ведут деятельность ввоза и вывоза товаров;

обеспечение соблюдения прав лиц, которые реализуют права владения пользования и распоряжение товаром, который ввезен на территорию Российской Федерации и вывезен из неё;

создание условий развития внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности, инфраструктуры.

Сама нормативно-правовая база включает российские законодательные и другие правовые акты, международные двусторонние и многосторонние договоры Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам. Правовые акты, создаваемые и признаваемые на сегодня, обязывают применение всеми участниками. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ (ст. 7 ГК РФ, Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации»). Правила, которые установлены международным договором, имеют приоритет, если сравнивать их с национальными законодательными нормами.

Правовая база таможенного союза содержит 76 договоров, соглашений, распоряжений и актов на сегодня. Начиная договором от 6 октября 2007 года «О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза!» И заканчивая «соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об оказании технического содействия Киргизской Республике в рамках процесса присоединения к Евразийскому экономическому союзу».

Главное, а именно, центральное место в правовом обеспечении порядка таможенного дела занимает Закон о таможенном регулировании от 06.12. 2011 года. Этот закон устанавливает особенности таможенного проведения в России, соответствуя положениям таможенного законодательства ТС. Закон содержит положения, которые отражают отсылочные нормы ТК ТС, по которым регулирует правоотношения или устанавливает дополнительные условия, требования, или особенности нормативно-правового регулирования. Они должны определяться на уровне национального законодательства государств. Этим законом установлена иерархия нормативно-правовых актов, договоров и соглашений РФ и сформулированы общие принципы перевозки товара через таможенную границу.

августа 2012 года вступил в свою силу Протокол от 16 декабря 2011 года «О присоединении РФ к Маракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года.» С этой даты присоединения начал действовать свой ряд документов, подходящих данной процедуре. Можно выделить или даже подчеркнуть Договор о функционировании Таможенного союза в многосторонне й торговле от 19 мая 2011 года в Минске. По этому документу, со дня присоединения любой из стран к ВТО положения Марракешского соглашения о создании Всемирной торговой организации становятся частью правовой системы ТС. С момента присоединения России к ВТО ставки Единого таможенного тарифа ТС не могут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров (исключения из этого правила предусмотрены Соглашением). Каждая вновь присоединившаяся к ВТО сторона должна стремиться к формированию такого объема обязательств, который максимально соответствовал бы обязательствам страны ТС, первой вступившей в ВТО. Кроме того, Договор предусматривает принятие Сторонами мер по приведению правовой системы ТС в соответствие с Соглашением. До этого момента положения Соглашения будут иметь приоритет над международными договорами ТС и решениями его органов.



На сегодняшний день в Российской Федерации сложилась огромная, обширная законодательная база ВЭД. Эта база не перестает пополняться и совершенствоваться и на сегодняшний день. В начале нынешнего десятилетия было принято большое количество новых законов и скорректированы многие старые законы. Для проработки важных законопроектов нередко требуется длительное время и терпение. Выявляемые пробелы в законодательстве могут восполняться указами Президента, которые имеют силу законодательных актов.

Многие федеральные законы посвящены именно вопросам ВЭД. Стоит отметить такие как:

Таможенный кодекс РФ,

Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»,

Закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»,

Закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»,

Закон «О таможенном тарифе»,

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»,

Закон «Об экспортном контроле»,

Закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»,

Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»,

Закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»,

Закон «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге»,

Закон «Об экспорте газа»,

Закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей»,

Закон «Об участии в международном информационном обмене»,

Закон «О государственном контроле по осуществлению международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их исполнения»,

Закон «О международном коммерческом арбитраже»,

Закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» и др.

Гражданский кодекс РФ, наряду с принятыми в соответствии с ним федеральными законами, является основным источником гражданского законодательства в Российской Федерации. Нормы гражданского права, содержащиеся в других нормативно правовых актах, не могут противоречить Гражданскому кодексу. Гражданский кодекс РФ, работа над которым началась в конце 1992 г., и первоначально шла параллельно с работой над российской Конституцией 1993 г. - сводный закон, состоящий из четырех частей. В связи с огромным объемом материала, требовавшего включения в Гражданский кодекс, было принято решение принимать его по частям. В ГК РФ содержится немало глав, которые касаются внутрихозяйственных и внешнеэкономических вопросов:



глава №9 «Сделки (понятие, виды и форма сделок, их недействительность)»;

глава №21 - 26: «Понятие и стороны обязательства», «Исполнение обязательств», «Обеспечение исполнения обязательств», «Перемена лиц в обязательстве», «Ответственность за нарушение обязательств», «Прекращение обязательств»;

глава №27 - 29: «Понятие и условия договора», «Заключение договора», «Изменение и расторжение договора»;

глава №30 - 31: «Купля-продажа», «Мена»;

глава №34 «Аренда»;

глава №37 - 42: «Подряд», «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ», «Возмездное оказание услуг», «Перевозка», «Транспортная экспедиция», «Заем и кредит»;

глава №46 - 49: «Расчеты», «Хранение», «Страхование», «Поручение»;

глава №51 - 54: «Комиссия», «Агентирование», «Коммерческая концессия».

июля 2008 г. был издан Указ Президента РФ №1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором была поставлена задача разработки концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации. 7 октября 2009 г. Концепция была одобрена решением Совета по кодификации и совершенствованию российского законодательства и подписана Президентом РФ.

Для реализации федеральных законов выпускается много нормативных актов. Это постановление и распоряжение Правительства, межведомственные и ведомственные инструкции, правила, приказы, распоряжения и указания, издаваемые Минэкономразвития, ФТС, Банком России.

На федеральном уровне заключают межгосударственные, межправительственные и межведомственные виды договоров и соглашений с иностранными государствами.

Межгосударственные договоры самые важные. Они подписываются от имени нашей страны Президентом Российской Федерации и подлежат ратификации Федеральным Собранием Российской Федерации. Межправительственные договоры с российской стороны подписываются председателем Правительства, его заместителями, а также по уполномочию Правительства - ответственными работниками соответствующих министерств и других органов исполнительной власти. Условия этих договоров должны выполнять все юридические и физические лица, находящиеся на территории Российской Федерации. Межведомственные соглашения становятся обязательными после одобрения или утверждения высшими органами государственной власти Российской Федерации.