Файл: Оценка эффективности организации участка антикоррозионной обработки на сто легковых автомобилей.pdf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.2 Устройство и принцип работы установки
Для антикоррозионной обработки днища и скрытых полостей кузова автомобиля предлагается использовать установку для безвоздушного нанесения антикоррозионных материалов собственного изготовления.
Основные параметры и характеристики приведены ниже: расход материала, кг/мин ................................................................... 2,5;
36
диапазон рабочего давления, МПа ......................................... 11,5….20; максимальная вязкость консервационного материала, сек ............ 200; вместимость бака, л .............................................................................. 80; максимальный расход воздуха, м
3
/мин ............................................. 0,4; диапазон рабочего давление воздуха для пневматического привода,
МПа ............................................................................................................ 0,4…0,6; длина напорного рукава, м .................................................................. 10; масса не более, кг ............................................................................... 100; габаритные размеры, мм .................................................. 690х490х1400.
Установка (рисунок 3.4) состоит из пневматического двигателя, насоса, тележки, шланга высокого давления, краскораспылителя.
1 – пневмодвигатель; 2 – маслораспылитель; 3 – глушитель; 4 – масловлагоотделитель;
5 – пневматический клапан; 6 – манометр; 7 – кран; 8 – клапан обратный; 9 – щуп
10 – тележка; 11 – дверка; 12 – шланг; 13 – кронштейн; 14 – краскораспылитель;
15 – насос; 16– стакан
Рисунок 3.4 – Установка для безвоздушного нанесения антикоррозионных материалов
37
Пневматический двигатель (рисунок 3.5) состоит из двух цилиндров, штока, поршней, верхней, средней и нижней крышек. Шток пневмодвигателя при помощи специальной гайки (рисунок 3.4) соединен со штоком насоса.
1 – верхняя крышка; 2 – цилиндр; 3 – шток; 4 – поршень; 5 – штуцер; 6 – средняя крышка;
7 – нижняя крышка; 8 – корпус; 9 – золотник; 10 – шарик; 11 – пружина; 12 – пластина;
13 – крышка; 14 – толкатель; 15 – пружина
Рисунок 3.5 – Пневматический двигатель
В средней крышке находится клапанный механизм, который в свою очередь состоит из корпуса, золотникового устройства, пластины, шарика, пружины и крышек. На крышках установлены толкатели с пружинами.
Корпус клапанного механизма крепится к средней крышке пневмодвигателя специальными штуцерами, позволяющими через канал золотника и отверстия в корпусе соединять поочередно поршневые полости цилиндров между собой и с атмосферой.
Принцип работы пневмодвигателя представлен ниже.
38
Сжатый воздух подается в верхнюю поршневую полость, при этом поршни со штоком перемещаются вниз. Воздух из нижней поршневой полости выходит в атмосферу через золотниковое устройство и штуцер. На данном этапе работы золотниковое устройство находится в верхнем положении.
В конце хода верхний поршень начинает сжимать пружину толкателя, золотнике при этом не перемещается, так как удерживается шариком, поджатым пружиной. Когда усилие пружины шарика, будет меньше усилия сжатия толкателя, золотниковое устройство переместится в нижнее положение. Сжатый воздух начнет поступать в нижнюю поршневую полость, которая в свою очередь соединяется с атмосферой. Поршни и шток переместятся вверх, и цикл повторится заново. Плунжерно-поршневой насос приводится в действие пневматическим насосом через соединительную гайку и совершает возвратно-поступательное движение синхронно с поршнями пневматического насоса Необходимо отметить, что нагнетание материалов происходит в двух направлениях хода штока насоса, что создает постоянное давление и непрерывность подачи.
Пневмодвигатель крепится болтами к тележке, а тележка в свою очередь представляет собой сварной бак с колесными опорами для обеспечения мобильности устройства. В передней стороне тележки расположен неподвижный барабан для накручивания шланга, внутри которого предусмотрена ниша с двумя полками. Бак оснащен щупом для контроля наполненности, а также имеет сливную пробку и заливную горловину.
Пневмо-гидросистема установки состоит из крана, влагоотделителя, распылителя, редукционного пневматического и обратного клапанов, и манометра. Обратный клапан предусмотрен для продувки шланга высокого давления и распылителя по завершению работ по антикоррозионной обработке кузова.
39
4 Безопасность и экологичность антикоррозионного участка
Паспорт безопасности – документ, отвечающий за безопасность продукции и за обеспечение безопасности во время ее производства, упаковки, переработки, хранения, транспортировки и утилизации. Паспорт безопасности содержит необходимую информацию касательно характеристик изделия, требуемую для организации работ по защите персонала и конечных потребителей от неблагоприятного воздействия данного изделия на организм. Содержащаяся в документе информация также необходима для защиты сотрудников предприятия от несчастных случаев на производстве [19].
Паспорт безопасности представляет собой строго структурированный документ, все положения и пункты которого описывают конкретные действия, а также устанавливают требования безопасности касательного заявленного в документе продукции. Так как все изделия и методы их изготовления достаточно сильно различаются, необходимо составлять паспорт безопасности отдельно для каждого вида продукции.
Цель составления паспорта безопасности – это предоставление потребителю максимально полной информации о том, каким именно образом данный товар или оборудование необходимо хранить и использовать, как безопасно его утилизировать и что нужно делать в случае его поломки.
Паспорт безопасности должен также отражать еще алгоритмы работы в ходе технологических процедур, и должен учитывать особенности конкретной отрасли производства, чтобы обезопасить сотрудников рабочей группы, которой применяется конкретная продукция.
40
4.1
Идентификация
производственно-технологических
и
эксплуатационных профессиональных рисков на участке коррозионной
защиты
Опасными и вредными факторами (далее – ОиВПФ) на участке коррозионной защиты согласно классификации ГОСТ 12.0.003-2015 являются [20,22]: повышенные температура (40-70°С) от сушильной установки и давление (60-140 бар) струи воды от установки для мойки днища автомобиля; подъемное оборудование, используемое для выполнения мойки и антикоррозионной обработки; пожаро- взрывоопасность, как следствие использования легковоспламеняющихся материалов для антикоррозионной обработки и растворителей; опасность токсического отравления вследствие использования материалов для антикоррозионной обработки, содержащих в своем составе растворители (ксилол, толуол - III класс опасности; бутилацетат, уайт-спирит
- IV класс опасности согласно ГОСТ 12.1.007-76); недостаточная освещенность рабочей зоны, способствующая к некачественному выполнения работ, а также заболеваниям органов зрения.
Данные ОиВПФ оказывают воздействие на здоровье персонала участка антикоррозионной обработки через органы дыхания, пищеварительную систему, кожный покров и слизистые оболочки органов зрения и обоняния.
С целью исключения, или, если это невозможно в силу технологического процесса, снижение влияния этих ОиВПФ до нормативных значений на основании системы стандартов безопасности труда, необходимо разработка комплекса мер по защите от воздействия данных факторов на участке коррозионной защиты.
С точки зрения безопасности антикоррозионные материалы можно разделить на несколько самостоятельных групп [21]:
41
обезжиривающие составы на основе воды; лакокрасочные материалы, пленкообразующие нефтяные составы, содержащие в своем составе органические растворители; мастики.
Первая группа материалов наименее опасна в использовании, вследствие малотоксичности, малолетучести, невзрывоопасности и пожаробезопасности. При выполнении работ необходимо соблюдать общие правила обращения с химическими веществами: посуда должна быть подписана, указано наименование химического материала, во избежание использования не по назначению; при проливе водные составы должны быть смыты водой, а нефтепродукты засыпаны песком и убраны с помощью совка; необходимо исключить попадание химических материалов на слизистые оболочки и кожные покровы организма человека. Для их защиты использовать средства индивидуальной защиты: очки, перчатки, фартук. В случае попадании химических материалов на кожу промыть пораженное место большим количеством воды и в случае необходимости обратиться к врачу.
Вторая и третья группа материалов требует, ввиду содержания органических материалов, обладающих высокой пожароопасностью и токсичностью, кроме вышеуказанных требований, требует соблюдения ряда специальных мер [20]: работы должны проводиться в спецпомещении, которое оборудовано эффективной системой вентиляции и взрывобезопасным электрическим снабжением. Небольшие по объему работы могут выполняться в хорошо вентилируемом помещении или на открытом воздухе под навесом; запрещено применение открытого огня, курение, операции, способствующие искрообразованию, использование ветоши из синтетической ткани в рабочем помещении;
42
запрещено хранение избыточного количества легковоспламеняющихся материалов на рабочем месте. Материалы должны храниться в закрытых жестяных или толстостенных стеклянных банках и помещены в закрывающийся металлический ящик; место выполнения работ должно быть оснащено средствами пожаротушения согласно нормативов
(пенными, углекислотными огнетушителями, кошмой, ящиком с песком и лопатой и т.д.); персонал должен использовать такими средствами индивидуальной защиты как респиратор и защитные очки. Исключить принятие пищи на рабочем месте; категорически запрещен слив горючих материалов в канализационный коллектор, так как это может вызвать пожар, взрыв в системе канализации и привести к отравлению испарениями обслуживающего персонала.
Прежде чем приступить к выполнению работ с химическими материалами, необходимо подробно изучить инструкцию по применению данного материала и неукоснительно следовать ей.
Работнику необходимо изучить карту-схему обработки на конкретный автомобиль и соответствующий эксплуатационный бюллетень. Карта-схема обработки содержит подробные указания, где необходимо сверлить, что демонтировать, где наносить химический материал и какую насадку применять.
В целях наиболее эффективного нанесения антикоррозионных материалов обработка должна проводиться с применением оборудования высокого давления, при этом антикоррозионный материал распыляется без воздуха.
Шланг, соединяющий насос высокого давления и распыляющий пистолет должен быть в металлической оплетке и выдерживать давление, превышающее в 4 раза максимальное рабочее давление.
43
Шланг не подлежит ремонту, при любых повреждениях выполняется полная его замена. Для устранения электростатического напряжения шланг должен быть заземлен.
При выполнении работ с насадками от насоса высокого давления запрещается прямой контакт со струей распыла, нельзя направлять струю материала на лицо и другие открытые части тела.
При наступлении несчастного случая необходимо срочно обратиться к врачу, сообщить характер травмы и данные по химическому материалу.
При попадании химического материала на слизистую оболочку глаза необходимо тщательно промыть глаз чистой водой в течение 15 минут и затем обратиться к врачу офтальмологу.
При попадании струи химического материала на тело человека материал глубоко проникает в кожную ткань, что впоследствии может привести к серьезной травме, вплоть до ампутации пораженной части.
Пострадавшему необходимо срочно вызвать скорую и отправить в больницу.
При замене, очистке насадки, окончании работ необходимо отключить подачу сжатого воздуха и стравить оставшееся давление в насосе. Для прочистки насадок использовать специальные прочищающие иглы.
Мероприятия по обеспечению безопасности на участке коррозионной защиты. Рабочий персонал должен быть обеспечен перчатками из маслонепроницаемого пластика или резины и защитной маской на лицо; перед началом работы на открытые участки кожи должен наноситься защитный лосьон, не допускающий проницаемость химических материалов через кожу. Не допускается использование сжатого воздуха для очистки кожи лица или рук.
Участок антикоррозионной обработки должен быть оснащен аптечкой с набором медикаментов и перевязочных средств, необходимых для оказания первой помощи при наступлении несчастного случая.
44
4.2 Мероприятия направленные на обеспечение безопасности на
участке коррозионной защиты кузова легковых автомобилей
Мероприятия направленные на обеспечение безопасности участка коррозионной защиты составлены основываясь на ГОСТ 12.3.016-87
«Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительство. Работы антикоррозионные. Требования безопасности» [19].
Пол должен быть покрыт нескользким покрытием, позволяющим ежедневно производить влажную уборку мыть работы.
Стены на высоте не менее 2 м должны быть облицованы легкочистящимися материалами (плитка керамическая, нержавеющая сталь и т.д.), обладающими хорошей стойкостью к огню и различным химически агрессивным веществам.
По причине того, что рабочие посты участка антикоррозионной защиты относятся к помещениям с повышенной пожаро- взрывоопасностью, к оснащению данных помещений предъявляются особые требования: высота рабочих постов не менее 8 м, высота стен от верха стен до открытых проемов не менее 5 м; высота вспомогательных помещений – 2,8 м; оборудование механическими системами проточной и вытяжной вентиляции; система освещения (общая и локальная) во взрывобезопасном исполнении; заземление оборудования согласно ГОСТ 12.1.030-81 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление»; производственное оборудование антикоррозионного участка должно быть во взрывобезопасном исполнении концентрация в воздухе летучих пожаровзрывоопасных веществ не должна превышать предельно допустимых значений взрывоопасных
45
концентраций согласно ГОСТ 12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Пожарная безопасность. Общие требования»; рабочая зона должна быть обозначена знаками безопасности согласно ГОСТ 12.4.026-76 Система стандартов безопасности труда (ССБТ).
Цвета сигнальные и знаки безопасности. проезды и проходы к рабочим местам должны соответствовать
СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» оборудование средствами автоматической пожарной сигнализации и телефонной связью.
4.3 Расчет вентиляции поста антикоррозийной защиты автомобиля
Расчет вентиляции участка проводится основываясь на объеме помещения и нормативных данных кратности обмена воздуха в час.
Существует два основных типа вентиляции: естественная (створки в световых фонарях, окна); механическая (вытяжная, приточная или приточно-вытяжная).
Для того чтобы обеспечить естественную вентиляцию площадь сечения фрамуг и форточек принимается в размере 2…4% от площади пола [21,22]:
,
)
04
,
0 02
,
0
(
п
фр
S
S
(4.1) где
п
S
– площадь пола помещения, м
2 2
м
72
,
0 24 03
,
0
фр
S
Для участка антикоррозионной обработки необходимо обеспечить кратность воздухообмена более трех раз. С этой целью необходимо установить искусственную вентиляцию
Расчет производительности вентилятора выполним по формуле (4.2)
46
,
В
п
I
K
h
S
W
(4.2) где
h
– высота помещения, м;
В
K
– кратность воздухообмена, м
3
/ч.
/ч м
576 4
6 24 3
I
W
Расчет мощности электрического двигателя вентилятора выполним по формуле (4.3)
,
102 3600
В
З
I
э
K
H
W
N
(4.3) где
H
– напор вентилятора, кг/м
2
;
З
K
– коэффициент запаса мощности,
5
,
1 2
,
1
З
K
[21];
В
– КПД вентилятора. кВт.
57
,
1 5
,
0 102 3600 2
,
1 60 576
I
э
N
Принимаем электрический центробежный вентилятор серии ЭВР-3.
Расчет объема отсасываемого воздуха выполним по формуле (4.4)
,
п
В
V
R
V
(4.4) где
R
– кратность воздухообмена в помещении. Кратность воздухообмена на посту антикоррозийной защиты автомобилей
5
R
;
п
V
– объем вентилируемого помещения, м
3
Объем поста антикоррозийной защиты определяется из выражения
(4.5):
,
h
b
a
V
п
(4.4) где
a
– длина помещения, м;
Для антикоррозионной обработки днища и скрытых полостей кузова автомобиля предлагается использовать установку для безвоздушного нанесения антикоррозионных материалов собственного изготовления.
Основные параметры и характеристики приведены ниже: расход материала, кг/мин ................................................................... 2,5;
36
диапазон рабочего давления, МПа ......................................... 11,5….20; максимальная вязкость консервационного материала, сек ............ 200; вместимость бака, л .............................................................................. 80; максимальный расход воздуха, м
3
/мин ............................................. 0,4; диапазон рабочего давление воздуха для пневматического привода,
МПа ............................................................................................................ 0,4…0,6; длина напорного рукава, м .................................................................. 10; масса не более, кг ............................................................................... 100; габаритные размеры, мм .................................................. 690х490х1400.
Установка (рисунок 3.4) состоит из пневматического двигателя, насоса, тележки, шланга высокого давления, краскораспылителя.
1 – пневмодвигатель; 2 – маслораспылитель; 3 – глушитель; 4 – масловлагоотделитель;
5 – пневматический клапан; 6 – манометр; 7 – кран; 8 – клапан обратный; 9 – щуп
10 – тележка; 11 – дверка; 12 – шланг; 13 – кронштейн; 14 – краскораспылитель;
15 – насос; 16– стакан
Рисунок 3.4 – Установка для безвоздушного нанесения антикоррозионных материалов
37
Пневматический двигатель (рисунок 3.5) состоит из двух цилиндров, штока, поршней, верхней, средней и нижней крышек. Шток пневмодвигателя при помощи специальной гайки (рисунок 3.4) соединен со штоком насоса.
1 – верхняя крышка; 2 – цилиндр; 3 – шток; 4 – поршень; 5 – штуцер; 6 – средняя крышка;
7 – нижняя крышка; 8 – корпус; 9 – золотник; 10 – шарик; 11 – пружина; 12 – пластина;
13 – крышка; 14 – толкатель; 15 – пружина
Рисунок 3.5 – Пневматический двигатель
В средней крышке находится клапанный механизм, который в свою очередь состоит из корпуса, золотникового устройства, пластины, шарика, пружины и крышек. На крышках установлены толкатели с пружинами.
Корпус клапанного механизма крепится к средней крышке пневмодвигателя специальными штуцерами, позволяющими через канал золотника и отверстия в корпусе соединять поочередно поршневые полости цилиндров между собой и с атмосферой.
Принцип работы пневмодвигателя представлен ниже.
38
Сжатый воздух подается в верхнюю поршневую полость, при этом поршни со штоком перемещаются вниз. Воздух из нижней поршневой полости выходит в атмосферу через золотниковое устройство и штуцер. На данном этапе работы золотниковое устройство находится в верхнем положении.
В конце хода верхний поршень начинает сжимать пружину толкателя, золотнике при этом не перемещается, так как удерживается шариком, поджатым пружиной. Когда усилие пружины шарика, будет меньше усилия сжатия толкателя, золотниковое устройство переместится в нижнее положение. Сжатый воздух начнет поступать в нижнюю поршневую полость, которая в свою очередь соединяется с атмосферой. Поршни и шток переместятся вверх, и цикл повторится заново. Плунжерно-поршневой насос приводится в действие пневматическим насосом через соединительную гайку и совершает возвратно-поступательное движение синхронно с поршнями пневматического насоса Необходимо отметить, что нагнетание материалов происходит в двух направлениях хода штока насоса, что создает постоянное давление и непрерывность подачи.
Пневмодвигатель крепится болтами к тележке, а тележка в свою очередь представляет собой сварной бак с колесными опорами для обеспечения мобильности устройства. В передней стороне тележки расположен неподвижный барабан для накручивания шланга, внутри которого предусмотрена ниша с двумя полками. Бак оснащен щупом для контроля наполненности, а также имеет сливную пробку и заливную горловину.
Пневмо-гидросистема установки состоит из крана, влагоотделителя, распылителя, редукционного пневматического и обратного клапанов, и манометра. Обратный клапан предусмотрен для продувки шланга высокого давления и распылителя по завершению работ по антикоррозионной обработке кузова.
39
4 Безопасность и экологичность антикоррозионного участка
Паспорт безопасности – документ, отвечающий за безопасность продукции и за обеспечение безопасности во время ее производства, упаковки, переработки, хранения, транспортировки и утилизации. Паспорт безопасности содержит необходимую информацию касательно характеристик изделия, требуемую для организации работ по защите персонала и конечных потребителей от неблагоприятного воздействия данного изделия на организм. Содержащаяся в документе информация также необходима для защиты сотрудников предприятия от несчастных случаев на производстве [19].
Паспорт безопасности представляет собой строго структурированный документ, все положения и пункты которого описывают конкретные действия, а также устанавливают требования безопасности касательного заявленного в документе продукции. Так как все изделия и методы их изготовления достаточно сильно различаются, необходимо составлять паспорт безопасности отдельно для каждого вида продукции.
Цель составления паспорта безопасности – это предоставление потребителю максимально полной информации о том, каким именно образом данный товар или оборудование необходимо хранить и использовать, как безопасно его утилизировать и что нужно делать в случае его поломки.
Паспорт безопасности должен также отражать еще алгоритмы работы в ходе технологических процедур, и должен учитывать особенности конкретной отрасли производства, чтобы обезопасить сотрудников рабочей группы, которой применяется конкретная продукция.
40
4.1
Идентификация
производственно-технологических
и
эксплуатационных профессиональных рисков на участке коррозионной
защиты
Опасными и вредными факторами (далее – ОиВПФ) на участке коррозионной защиты согласно классификации ГОСТ 12.0.003-2015 являются [20,22]: повышенные температура (40-70°С) от сушильной установки и давление (60-140 бар) струи воды от установки для мойки днища автомобиля; подъемное оборудование, используемое для выполнения мойки и антикоррозионной обработки; пожаро- взрывоопасность, как следствие использования легковоспламеняющихся материалов для антикоррозионной обработки и растворителей; опасность токсического отравления вследствие использования материалов для антикоррозионной обработки, содержащих в своем составе растворители (ксилол, толуол - III класс опасности; бутилацетат, уайт-спирит
- IV класс опасности согласно ГОСТ 12.1.007-76); недостаточная освещенность рабочей зоны, способствующая к некачественному выполнения работ, а также заболеваниям органов зрения.
Данные ОиВПФ оказывают воздействие на здоровье персонала участка антикоррозионной обработки через органы дыхания, пищеварительную систему, кожный покров и слизистые оболочки органов зрения и обоняния.
С целью исключения, или, если это невозможно в силу технологического процесса, снижение влияния этих ОиВПФ до нормативных значений на основании системы стандартов безопасности труда, необходимо разработка комплекса мер по защите от воздействия данных факторов на участке коррозионной защиты.
С точки зрения безопасности антикоррозионные материалы можно разделить на несколько самостоятельных групп [21]:
41
обезжиривающие составы на основе воды; лакокрасочные материалы, пленкообразующие нефтяные составы, содержащие в своем составе органические растворители; мастики.
Первая группа материалов наименее опасна в использовании, вследствие малотоксичности, малолетучести, невзрывоопасности и пожаробезопасности. При выполнении работ необходимо соблюдать общие правила обращения с химическими веществами: посуда должна быть подписана, указано наименование химического материала, во избежание использования не по назначению; при проливе водные составы должны быть смыты водой, а нефтепродукты засыпаны песком и убраны с помощью совка; необходимо исключить попадание химических материалов на слизистые оболочки и кожные покровы организма человека. Для их защиты использовать средства индивидуальной защиты: очки, перчатки, фартук. В случае попадании химических материалов на кожу промыть пораженное место большим количеством воды и в случае необходимости обратиться к врачу.
Вторая и третья группа материалов требует, ввиду содержания органических материалов, обладающих высокой пожароопасностью и токсичностью, кроме вышеуказанных требований, требует соблюдения ряда специальных мер [20]: работы должны проводиться в спецпомещении, которое оборудовано эффективной системой вентиляции и взрывобезопасным электрическим снабжением. Небольшие по объему работы могут выполняться в хорошо вентилируемом помещении или на открытом воздухе под навесом; запрещено применение открытого огня, курение, операции, способствующие искрообразованию, использование ветоши из синтетической ткани в рабочем помещении;
42
запрещено хранение избыточного количества легковоспламеняющихся материалов на рабочем месте. Материалы должны храниться в закрытых жестяных или толстостенных стеклянных банках и помещены в закрывающийся металлический ящик; место выполнения работ должно быть оснащено средствами пожаротушения согласно нормативов
(пенными, углекислотными огнетушителями, кошмой, ящиком с песком и лопатой и т.д.); персонал должен использовать такими средствами индивидуальной защиты как респиратор и защитные очки. Исключить принятие пищи на рабочем месте; категорически запрещен слив горючих материалов в канализационный коллектор, так как это может вызвать пожар, взрыв в системе канализации и привести к отравлению испарениями обслуживающего персонала.
Прежде чем приступить к выполнению работ с химическими материалами, необходимо подробно изучить инструкцию по применению данного материала и неукоснительно следовать ей.
Работнику необходимо изучить карту-схему обработки на конкретный автомобиль и соответствующий эксплуатационный бюллетень. Карта-схема обработки содержит подробные указания, где необходимо сверлить, что демонтировать, где наносить химический материал и какую насадку применять.
В целях наиболее эффективного нанесения антикоррозионных материалов обработка должна проводиться с применением оборудования высокого давления, при этом антикоррозионный материал распыляется без воздуха.
Шланг, соединяющий насос высокого давления и распыляющий пистолет должен быть в металлической оплетке и выдерживать давление, превышающее в 4 раза максимальное рабочее давление.
43
Шланг не подлежит ремонту, при любых повреждениях выполняется полная его замена. Для устранения электростатического напряжения шланг должен быть заземлен.
При выполнении работ с насадками от насоса высокого давления запрещается прямой контакт со струей распыла, нельзя направлять струю материала на лицо и другие открытые части тела.
При наступлении несчастного случая необходимо срочно обратиться к врачу, сообщить характер травмы и данные по химическому материалу.
При попадании химического материала на слизистую оболочку глаза необходимо тщательно промыть глаз чистой водой в течение 15 минут и затем обратиться к врачу офтальмологу.
При попадании струи химического материала на тело человека материал глубоко проникает в кожную ткань, что впоследствии может привести к серьезной травме, вплоть до ампутации пораженной части.
Пострадавшему необходимо срочно вызвать скорую и отправить в больницу.
При замене, очистке насадки, окончании работ необходимо отключить подачу сжатого воздуха и стравить оставшееся давление в насосе. Для прочистки насадок использовать специальные прочищающие иглы.
Мероприятия по обеспечению безопасности на участке коррозионной защиты. Рабочий персонал должен быть обеспечен перчатками из маслонепроницаемого пластика или резины и защитной маской на лицо; перед началом работы на открытые участки кожи должен наноситься защитный лосьон, не допускающий проницаемость химических материалов через кожу. Не допускается использование сжатого воздуха для очистки кожи лица или рук.
Участок антикоррозионной обработки должен быть оснащен аптечкой с набором медикаментов и перевязочных средств, необходимых для оказания первой помощи при наступлении несчастного случая.
44
4.2 Мероприятия направленные на обеспечение безопасности на
участке коррозионной защиты кузова легковых автомобилей
Мероприятия направленные на обеспечение безопасности участка коррозионной защиты составлены основываясь на ГОСТ 12.3.016-87
«Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительство. Работы антикоррозионные. Требования безопасности» [19].
Пол должен быть покрыт нескользким покрытием, позволяющим ежедневно производить влажную уборку мыть работы.
Стены на высоте не менее 2 м должны быть облицованы легкочистящимися материалами (плитка керамическая, нержавеющая сталь и т.д.), обладающими хорошей стойкостью к огню и различным химически агрессивным веществам.
По причине того, что рабочие посты участка антикоррозионной защиты относятся к помещениям с повышенной пожаро- взрывоопасностью, к оснащению данных помещений предъявляются особые требования: высота рабочих постов не менее 8 м, высота стен от верха стен до открытых проемов не менее 5 м; высота вспомогательных помещений – 2,8 м; оборудование механическими системами проточной и вытяжной вентиляции; система освещения (общая и локальная) во взрывобезопасном исполнении; заземление оборудования согласно ГОСТ 12.1.030-81 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление»; производственное оборудование антикоррозионного участка должно быть во взрывобезопасном исполнении концентрация в воздухе летучих пожаровзрывоопасных веществ не должна превышать предельно допустимых значений взрывоопасных
45
концентраций согласно ГОСТ 12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Пожарная безопасность. Общие требования»; рабочая зона должна быть обозначена знаками безопасности согласно ГОСТ 12.4.026-76 Система стандартов безопасности труда (ССБТ).
Цвета сигнальные и знаки безопасности. проезды и проходы к рабочим местам должны соответствовать
СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» оборудование средствами автоматической пожарной сигнализации и телефонной связью.
4.3 Расчет вентиляции поста антикоррозийной защиты автомобиля
Расчет вентиляции участка проводится основываясь на объеме помещения и нормативных данных кратности обмена воздуха в час.
Существует два основных типа вентиляции: естественная (створки в световых фонарях, окна); механическая (вытяжная, приточная или приточно-вытяжная).
Для того чтобы обеспечить естественную вентиляцию площадь сечения фрамуг и форточек принимается в размере 2…4% от площади пола [21,22]:
,
)
04
,
0 02
,
0
(
п
фр
S
S
(4.1) где
п
S
– площадь пола помещения, м
2 2
м
72
,
0 24 03
,
0
фр
S
Для участка антикоррозионной обработки необходимо обеспечить кратность воздухообмена более трех раз. С этой целью необходимо установить искусственную вентиляцию
Расчет производительности вентилятора выполним по формуле (4.2)
46
,
В
п
I
K
h
S
W
(4.2) где
h
– высота помещения, м;
В
K
– кратность воздухообмена, м
3
/ч.
/ч м
576 4
6 24 3
I
W
Расчет мощности электрического двигателя вентилятора выполним по формуле (4.3)
,
102 3600
В
З
I
э
K
H
W
N
(4.3) где
H
– напор вентилятора, кг/м
2
;
З
K
– коэффициент запаса мощности,
5
,
1 2
,
1
З
K
[21];
В
– КПД вентилятора. кВт.
57
,
1 5
,
0 102 3600 2
,
1 60 576
I
э
N
Принимаем электрический центробежный вентилятор серии ЭВР-3.
Расчет объема отсасываемого воздуха выполним по формуле (4.4)
,
п
В
V
R
V
(4.4) где
R
– кратность воздухообмена в помещении. Кратность воздухообмена на посту антикоррозийной защиты автомобилей
5
R
;
п
V
– объем вентилируемого помещения, м
3
Объем поста антикоррозийной защиты определяется из выражения
(4.5):
,
h
b
a
V
п
(4.4) где
a
– длина помещения, м;