Файл: Социальноэкономического развития Камчатского края до 2035 года.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 241
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Обновление флота, в том числе строительство малых и средних судов; -
Создание судоремонтной базы по потребностям рыбного хозяйства; -
Совершенствование нормативно-правовой базы регулирования рыболовства на федеральном уровне; -
Цифровое отслеживание местоположения и перемещения ВБР; -
Развитие береговой инфраструктуры переработки рыбы; -
Создание морского рефрижераторного терминала обслуживания рыбопромысловых судов и организации перевалки; -
Маркировка продукции и борьба с браконьерством; -
Стимулирование увеличение выпуска продукции глубокой переработки; -
Развитие переработки нерыбных гидробионтов; -
Кадровое обеспечение рыбной отрасли и смежных отраслей, повышение престижа профессии; -
Стимулирование утилизации отходов рыбохозяйственных предприятий; -
Создание производства продукции из отходов рыбопереработки (БАДы, биоразлагаемая упаковка); -
Создание рыбной биржи «Рыба.РФ»; -
Изменение ГОСТа для продукции рыбопереработки (фарш, филе, икра) для выхода на рынки АТР; -
Создание узнаваемого бренда камчатской рыбы; -
Развитие СМП для доставки рыбной продукции в европейскую часть Российской Федерации.
Развитие береговой инфраструктуры переработки рыбы, увеличение выпуска продукции глубокой переработки включает в себя расширение перевалки рыбной продукции, гидробионтов и рыбных деликатесов в порту Сероглазка (УК «Норебо»), дальнейшее масштабирование проекта на горизонте до 2035 года, реализацию проектов предприятий Колхоз им. В. И. Ленина, АО «Океанрыбфлот», АО «РКЗ «Командор», ООО «Колхоз Ударник», ООО «Город 415», ООО «Охотское», ООО «РПЗ «Сокра», проектов по переработке нерыбных гидробионтов.
Обновление рыбопромыслового флота, в том числе строительство малых и средних судов в Камчатском крае, предполагает завершение проектов, реализуемых ГК «НОРЕБО», АО «Акрос», АО «Блаф», ООО «Ролиз», АО «Сахалин Лизинг Флот», Колхоз им. В. И. Ленина, АО «Океанрыбфлот», ООО «Алестар», строительство новых мало- и среднетоннажных рыбопромысловых судов, судов для промысла краба, рыболовных сейнеров-траулеров, крупнотоннажных траулеров-процессоров.
Создание судоремонтной базы, отвечающей потребностям рыбного хозяйства Камчатского края, предполагает формирование условий, способствующих созданию судоремонтной базы, реализацию проектов ООО «Рем-Нова ДВ», АО «СВРЦ», ООО «НПЦ Торсио Тест».
Строительство морского рефрижераторного терминала включает создание дополнительных холодильных мощностей, позволяющих перенаправить на переработку в Камчатском крае потоки водных биоресурсов, направляемые на переработку в другие регионы Российской Федерации или сразу на экспорт после первичной обработки на судах.
Развитие СМП как маршрута доставки рыбной продукции камчатских предприятий в европейскую часть Российской Федерации включает создание условий для использования Северного морского пути в целях перевалки грузов в европейскую часть Российской Федерации и страны Европейского союза, продолжение работы по развитию транспортно-логистической инфраструктуры, подготовку предложений по введению субсидирования перевозок со стороны государства по льготным тарифам, размер которых должен быть ниже, чем по железной дороге.
Создание рыбной биржи «Рыба.РФ» включает создание рыбной торговой площадки для выкупа уловов у мелких и средних рыболовных компаний крупными рыбопроизводителями либо трейдерами для продвижения товара на внешнем рынке и в центральной части Российской Федерации. Создание таких сбытовых торговых площадок особенно актуально в условиях, когда большая часть вылова приходится на мелкие предприятия, а в структуре рыболовного флота превалируют маломерные суда.
Кадровое обеспечение рыбной отрасли и смежных отраслей, повышение престижа профессии предполагает разработку и внедрение системы непрерывной подготовки кадров в формате «школа – СПО – ВУЗ – предприятие».
Совершенствование нормативно-правового регулирования подразумевает участие в работе по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере рыболовства, в том числе направленному на снижение административных барьеров, которое позволит облегчить доступ к ВБР малым предприятиям, сократить серый сектор, расширить экспортные возможности.
Стимулирование утилизации отходов рыбохозяйственных предприятий, развития безотходного производства предполагает разработку комплекса мер по переработке и утилизации отходов рыбохозяйственных предприятий, стимулированию развития безотходного производства, увеличению доли переработки отходов и производства новых материалов из них, использование лучших практик Российской Федерации и мира для снижения рисков ухудшения туристической привлекательности региона при увеличении добычи водных биоресурсов.
Маркировка рыбы и рыбной продукции с целью снижения контрафактной продукции. Средства идентификации, нанесенные на товарную упаковку, позволяют прослеживать движение товара по всей цепочке начиная с его производства и заканчивая продажей конечному потребителю.
Внедрение цифрового отслеживания происхождения, местоположения, перемещения ВБР включает внедрение информационных систем мониторинга движения, контроля производства продукции из ключевых водных биоресурсов Камчатского края с целью ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла и производства контрафактной продукции.
Развитие мер государственной поддержки значимых для отрасли инвестиционных проектов и привлечения для их реализации федерального финансирования включает продолжение работы по созданию благоприятного инвестиционного климата, способствующего развитию рыбного хозяйства Камчатского края, развитию мер государственной поддержки реализации инвестиционных проектов.
Реализация мероприятий по модернизации и техническому переоснащению рыбоперерабатывающих производств позволит обеспечить рациональность и повысить эффективность использования водных биологических ресурсов за счет более глубокой переработки осваиваемых ресурсов, прежде всего, на современных береговых рыбоперерабатывающих заводах. Развитие берегового рыбоперерабатывающего комплекса создаст условия для сохранения и увеличения его доли в общем объеме промышленного производства в Камчатском крае. Увеличение глубины переработки водных биологических ресурсов, прежде всего, на береговых предприятиях, позволит повысить долю отечественной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью на внутреннем и внешнем рынках, что проявится в росте эффективности внешней торговли.
Реализация мероприятий позволит в значительной мере обеспечить условия для увеличения объемов производства рыбопромышленного комплекса и диверсификацию его структуры, повышения качества производимой продукции, обеспечения занятости населения.
В результате развития рыбопромышленного комплекса Камчатского края к 2035 году будут созданы условия для его ускоренного развития посредством сохранения, расширения ресурсной базы, рационального использования водных биологических ресурсов и обеспечения конкурентоспособности продукции камчатских производителей на внутреннем и на внешних рынках.
11.2. Судоремонтная отрасль
Судоремонт Камчатского края представлен 34 предприятиями, имеющими свидетельства Российского Морского Регистра судоходства на судоремонтные работы. Действующим предприятиям принадлежат шесть доков грузоподъемностью от 0,8 до 25 тысяч тонн. Ведущими судоремонтными предприятиями Камчатского края являются АО «Северо-Восточный ремонтный Центр, ЗАО «Судоремсервис» и АО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод». При этом крупные компании ориентированы прежде всего на обслуживание судов военно-морского флота.
Преимущественные позиции судоремонта обеспечиваются за счет спроса, предъявляемого рыбохозяйственным комплексом на обновление и ремонт рыбопромыслового флота, а также за счет приближенности к районам рыбного промысла и возрождения Северного морского пути.
В ДФО базируется около 70% рыбопромыслового флота Российской Федерации. Средний возраст рыболовных судов ДФО выше среднероссийского на 1,6 года, 92% судов рыбопромыслового флота ДФО находится за пределами нормативных сроков эксплуатации.
Стабильному и динамичному развитию судоремонта в Камчатском крае препятствуют критическое научно-техническое отставание отрасли от уровня промышленно развитых стран, высокая степень морального и физического износа основного технологического оборудования и основных производственных фондов, низкий уровень инвестиций в основной капитал, дефицит квалифицированных кадров. Перечисленное порождает высокую стоимость судоремонтных работ и услуг, отставание от зарубежных конкурентов по параметрам качества и скорости работы. Примерно 75% работающих у берегов Камчатки судов уходит на ремонт за рубеж.
Также присутствует конкуренция с внедоковым ремонтом, осуществляемым малыми компаниями, организованными сотрудниками обанкротившихся судоремонтных заводов.
Судоремонт Камчатского края имеет перспективы сохранения и увеличения объемов производства только в случае технического перевооружения предприятий отрасли.
Ключевыми проблемами судоремонтной отрасли являются:
-
Высокая зависимость от поставок импортных комплектующих, сложность и длительность таможенных процедур импорта; -
Практически полное отсутствие возможности долгосрочного логистического планирования из-за нестабильности спроса и уникальности заказов в области гражданского судоремонта; -
Дефицит судоприемников, дефицит и устаревание плавучих доков (средний возраст имеющихся плавучих доков более 40 лет); -
Отсутствие необходимой государственной поддержки; -
Растущий дефицит кадров.
Стратегической целью отрасли является создание экосистемы для развития судоремонта в Камчатском крае, обеспечивающей приток инвестиций в отрасль, наличие площадок для реализации новых проектов, эффективное удовлетворение потребностей судов всех видов и размеров, обслуживание не менее 40 средне- и крупнотоннажных судов в год в портах Камчатки.
Задачи развития судоремонтной отрасли Камчатского края:
1. Снижение удельной стоимости ремонта;
2. Рост качества и скорости проведения ремонтных работ;
3. Рост количества обслуживаемых малых рыболовных судов;
4. Обеспечение возможности обслуживания среднетоннажных и крупнотоннажных судов;
5. Выход на рынок обслуживания туристических яхт и других нерыболовных судов.
Ключевыми мероприятиями и механизмами, обеспечивающими развитие судоремонтной отрасли Камчатского края, являются:
-
Создание судоремонтной верфи и базы технического обслуживания флота «Рем-Нова ДВ» с дальнейшим масштабированием на горизонте 2035 года; -
Реконструкция Петропавловской судоверфи; -
Стимулирование размещения проектных бюро и инжиниринговых компаний в Петропавловске-Камчатском; -
Ремонт, строительство и реконструкция гидротехнических сооружений, гидрографические и дноуглубительные работы; -
Введение льгот для развития судоремонта – льготные кредитные условия, нулевая ставка НДС для компаний отрасли, льготы для импорта комплектующих; -
Отмена транспортного налога для плавдоков; -
Кластерный подход и кооперация при развитии судоремонта на Дальнем Востоке (Камчатка, Приморье, Сахалин).
Создание судоремонтной верфи и базы технического обслуживания флота «Рем-Нова ДВ» включает 2 производственные площадки и 4 плавдока, обеспечивающие докование до 100 судов в год, надводный ремонт до 240 судов в год, межрейсовое техобслуживание до 1000 судов в год, а также склад запасных частей, инструментов и принадлежностей регионального значения.
Реконструкция Петропавловской судоверфи подразумевает развитие услуг по ремонту судов длиной до 100 метров, создание мощностей по строительству малотоннажных судов длиной до 30 метров и шириной 8 метров, судов длиной до 50 метров и шириной 12 метров, реконструкцию существующего корпусного цеха с постройкой эллинга.
С целью комплексного развития судоремонтной отрасли необходимо восстановить полную цепочку добавленной стоимости в судостроении, обеспечить связь судостроительных и судоремонтных предприятий края с образованием и наукой, привлекать и стимулировать размещение в Камчатском крае проектных бюро и инжиниринговых компаний.
В условиях высокой зависимости от поставок импортных комплектующих, сложности и длительности таможенных процедур импорта, а также сложности привлечения финансирования для реализации крупных инвестиционных проектов, компаниям отрасли необходима государственная поддержка, например, временное обнуление ставки НДС, льготы для импорта комплектующих, льготные кредитные условия.