Файл: Социальноэкономического развития Камчатского края до 2035 года.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Плавучие доки в текущем законодательстве определяются в качестве транспортного средства, чем по факту они не являются. Необходима отмена транспортного налога на плавдоки для повышения эффективности их деятельности.
В целях увеличения технических возможностей портов Камчатского края необходимо осуществление за счет бюджетных средств ремонта, строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, проведение гидрографических и дноуглубительных работ, обеспечивающих возможность обслуживания средних и крупнотоннажных судов.
На глобальном рынке российский судоремонт конкурирует со странами АТР, прежде всего Южной Кореей, Китаем, Японией. Судостроительным и судоремонтным предприятиям Камчатского края, Приморского края и Сахалинской области при поддержке правительства регионов необходимо выстраивать кооперационные связи для формирования комплексного предложения и переключения рыболовного флота и других типов судов, обслуживающихся в иностранных портах, на внутренний рынок. Необходимо создание межрегиональных рабочих групп для обсуждения актуальных вопросов развития отрасли на Дальнем Востоке.
В целях кадрового обеспечения отрасли трудовыми ресурсами необходимой квалификации предусмотрена организация подготовки профессиональных кадров для судоремонта в Камчатском крае, привлечение готовых специалистов из других регионов. Будет формироваться заказ на подготовку специалистов по ремонту технологического оборудования и ремонту корпусов судов. На базе государственного образовательного учреждения Профессиональное училище № 1 будут готовить специалистов по ремонту технологического оборудования и ремонту корпусов судов, на базе Камчатского государственного технического университета – инженеров-судоремонтников.
В результате развития судоремонта Камчатского края к 2035 году будут созданы условия для полного удовлетворения потребностей рыбопромысловых предприятий региона в услугах судоремонта.
11.3. Туристско-рекреационный комплекс
Развитие туристско-рекреационного комплекса является одним из приоритетных стратегических направлений социально-экономического роста Камчатского края с учетом высокого уровня природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала для развития внутреннего и въездного туризма.
Камчатка – край вулканов, гейзеров и девственной природы. Основные уникальные достопримечательности Камчатского края включают:
-
Ключевскую и Толбачинскую группу вулканов, вулканы Мутновский, Горелый и Авачинский, Долину гейзеров, кальдеру вулкана Узон; -
Пешеходные маршруты и вертолетные экскурсии по природным паркам «Налычево», «Ключевской», «Быстринский», «Южно-Камчатский», Кроноцкому государственному заповеднику, Южно-Камчатскому заказнику, Командорскому заповеднику; -
Больше-Банные, Малкинские, Апачинские, Тимоновские, Таловские, Желтореченские минеральные термальные источники; -
Морские экскурсии в бухты Русская, Авачинская, Спасения, о. Старичков; -
Соколиный центр.
Инфраструктура отдельных туристических объектов не развита, отсутствуют ответвления от магистральной дороги к точкам привлечения туристов и к выходам на пешеходные маршруты, видовые площадки и так далее, недостаточно разработанных туристических маршрутов.
Инфраструктура приема туристов в Камчатском крае включает 83 классифицированных средства размещения, 3 лечебно-профилактических учреждения, 119 ресторанов, кафе и баров, 111 столовых и закусочных, 26 маломерных судов, осуществляющих туристические морские прогулки, 129 аккредитованных туроператоров.
Одной из основных проблем коллективных средств размещения является высокая концентрация в Петропавловске-Камчатском и практически полное отсутствие при отдалении от административного центра. В структуре КСР преобладают небольшие гостиницы со средним количеством номеров 24 и площадью размещения на человека на 3,3% ниже среднего по стране.
Таблица 6. Динамика коллективных средств размещения Камчатского края
Показатель | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
Число коллективных средств размещения, единиц | 86 | 108 | 109 | 106 | 100 | 111 |
Число мест в коллективных средствах размещения, тыс. единиц | 4,7 | 5,3 | 5,3 | 5,3 | 4,6 | 4,9 |
Пандемия COVID-19 оказала сильное влияние на объем туристического потока, который снизился в 2 раза, количество иностранных туристов в 2020 году снизилось на 99%. 2021 год показал возвращение к уровню «доковидного» 2019 года (рост +1,6% от уровня 2019 года), но количество иностранных туристов осталось в 2,7 раз ниже.
Более 70% иностранных туристов, принятых в Камчатском крае в 2019 году, прибыли из США и стран АТР. Наибольшая группа – любители активного и экстремального отдыха, которые в совокупности занимают 74% от всего объема турпотока, имеют самый высокий бюджет и наиболее длительный период пребывания.
Таблица 7. Динамика туристического потока Камчатского края, тыс. человек
Показатель | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
Российские туристы | 182,0 | 185,4 | 190,1 | 205,2 | 127,6 | 232,1 |
Иностранные туристы | 16,6 | 13,9 | 25,4 | 36,3 | 1,4 | 13,3 |
Итого туристический поток | 198,6 | 199,4 | 215,5 | 241,5 | 129,0 | 245,4 |
Численность граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, не восстановилась к «доковидному» 2019 году. В число туристов, не учтенных в численности граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, входят туристы, прибывшие в регион на круизных судах.
Таблица 8. Размещение туристов в коллективных средствах размещения, тыс. человек
Показатель | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
Российские туристы | 110,4 | 137,5 | 150,0 | 152,6 | 116,0 | 141,5 |
Иностранные туристы | 7,9 | 10,7 | 11,5 | 12,9 | 0,9 | 2,1 |
Итого туристов | 118,3 | 148,2 | 161,5 | 165,4 | 116,9 | 145,6 |
Большинство туристических объектов доступны только в летние месяцы. 46% туристов посещают Камчатский край с июня по сентябрь.
Таблица 9. Динамика туристического потока Камчатского по месяцам 2021 года
Месяц | Количество туристов, тыс. чел. |
Январь | 15,2 |
Февраль | 14,6 |
Март | 15,8 |
Апрель | 18,2 |
Май | 14,7 |
Июнь | 27,7 |
Июль | 31,1 |
Август | 27,6 |
Сентябрь | 27,2 |
Октябрь | 18,8 |
Ноябрь | 18,0 |
Декабрь | 16,4 |
В рамках преференциальных режимов в Камчатском крае активно реализуются инвестиционные проекты туристко-рекреационного комплекса.
Основные преференции ТОР «Камчатка» – ускоренный порядок выдачи разрешительной документации на строительство и ввод в эксплуатацию, режим одного окна для инвесторов, готовая инфраструктура, право управляющей компании на защиту резидентов в суде, режим свободной таможенной зоны, налоговые льготы.
Режим СПВ имеет схожие преференции для резидентов в налогообложении, а также беспошлинный и безналоговый режим таможенной зоны, право предоставление аренды участков без торгов по кадастровой стоимости, сокращенное время плановых и внеплановых проверок, а также упрощенные правила привлечения иностранной рабочей силы.
Ключевой эффект СПВ для туризма – возможность упрощенного получения электронной визы. Пассажиры круизных лайнеров при прибытии на территорию СПВ могут находиться на территории Российской Федерации без визы до 72 часов.
Основные проблемы развития туристко-рекреационного комплекса в Камчатском крае:
-
Противоречивость и неполнота собираемой статистики; -
Дорогостоящие авиабилеты для жителей большинства регионов Российской Федерации; -
Низкий уровень сервиса в коллективных средствах размещения и в других объектах сферы услуг; -
Транспортная изолированность региона в совокупности с недостаточной развитостью и разветвленностью транспортной инфраструктуры внутри региона; -
Низкая инвестиционная активность, особенно в масштабные системообразующие проекты, отсутствие системного развития инфраструктуры туризма; -
Недостаточная известность Камчатки как туристического центра в мире, низкий уровень маркетингового и информационного обеспечения туристского продукта; -
Слабое развитие инфраструктуры в районах с концентрацией точек привлечения туристов; -
Короткий туристический сезон, зависящий от климатических условий.
В Камчатском крае имеется высокий потенциал для развития круизного, гастрономического, медицинского, научно-образовательного и экотуризма, путешествий на вертолетах, самолетах, снегоходах, рыболовных туров.
Важнейшими рекреационными ресурсами края являются широкий диапазон климатических условий полуострова, ландшафтные особенности местности, разнообразная флора и фауна, уникальные природные объекты (Долина гейзеров и др.), которые используются крайне ограниченно.
Камчатский край уникален по разнообразию и богатству природных бальнеологических и рекреационных ресурсов. Территориальным балансом запасов полезных ископаемых Камчатского края учтены 15 месторождений теплоэнергетических минеральных вод, 3 месторождения минеральных подземных вод, одно месторождение лечебных грязей. Обладая уникальным набором бальнеологических ресурсов, Камчатский край может стать лечебно-оздоровительной базой для ДФО и Восточной Сибири.
Экосистема туристко-рекреационного комплекса включает большое количество смежных отраслей, в том числе транспортно-логистический комплекс, рыбопромышленный комплекс, науку, медицину и экологию.
Стратегической целью развития туристко-рекреационного комплекса является широкое предложение услуг в различных ценовых категориях на всех этапах «пути туриста», туристический поток в объеме 1 млн туристов в год.