Файл: Социальноэкономического развития Камчатского края до 2035 года.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 249
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Расшивка узких мест логистических хабов включает создание новых холодильных и обычных складских мощностей, а также закупку дополнительных контейнеров-холодильников для доставки водных биоресурсов и других скоропортящихся грузов.
В рамках проекта по строительству регазификационного комплекса СПГ в Камчатском крае потребуются специализированные суда-газовозы для доставки СПГ с перегрузочного комплекса до потребителя. Будут построены два челнока для перевозки СПГ.
Капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы аэропорта Тиличики необходимо провести для осуществления бесперебойного транспортного обеспечения отдаленных территорий региона. Тиличики – это самый северный хаб, откуда осуществляется доставка пассажиров и грузов вертолетным транспортом в населенные пункты Карагинского, Олюторского и Пенжинского муниципальных районов.
Необходима также реконструкция аэропорта «Никольское» (О. Беринга). Из-за погодных условий старую грунтовую взлетно-посадочную полосу невозможно использовать около двух месяцев в году. По проекту аэродром останется грунтовым, но будет выполнен более качественно. Аэропорт получит радионавигационное оборудование, что позволит даже при низкой облачности осуществлять взлет и посадку. Создание топливозаправочного комплекса обеспечит беспосадочные перелеты по маршруту Петропавловск-Камчатский – Никольское, что сократит время в пути и расход топлива.
Субсидирование за счет софинансирования из регионального и федерального бюджета позволит снизить тарифы на авиарейсах регионального значения и стоимость доставки грузов из распределительных центров до удаленных районов Камчатского края.
Будут подготовлены предложения по развитию транспортно-логистической инфраструктуры и созданию условий для использования Северного морского пути в целях перевалки грузов в европейскую часть Российской Федерации и страны Европейского союза, введению субсидирования перевозок со стороны государства по льготным тарифам, размер которых должен быть ниже, чем по железной дороге.
Необходимо своевременное строительство дорожно-транспортной сети до существующих и создаваемых точек притяжения туристов и туристических маршрутов с целью обеспечения целевой загрузки и выручки туристических объектов. В частности, до «Соколиного центра» до настоящего времени не построена асфальтовая дорога.
Будет проведено оснащение пассажирских автобусов системами видеонаблюдения. Согласно актуальным требованиям законодательства, при осуществлении регулярных автомобильных пассажирских перевозок в международном / межрегиональном / междугородном / городском и пригородном сообщении субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) дополнительно обязаны оснастить транспортное средство техническими средствами видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством.
Вести точный учет пассажиров, оплативших проезд и тех, кто не оплатил его по причине льготного проезда или другим причинам, возможно только при условии внедрения «оплаты по лицу». Внедрение интеллектуальной транспортной системы подсчета пассажиропотока автотранспорта позволит контролировать величину пассажиропотока, управлять расписанием и парком автотранспортных средств.
Основными направлениями развития транспортного комплекса Камчатского края станут развитие дорожно-транспортной, аэропортовой и портовой инфраструктуры, обновление и наращивание грузового и грузопассажирского парка транспортных средств, развитие транспортных узлов и терминалов на основных направлениях перевозок.
К 2035 году развитие транспортно-логистической инфраструктуры позволит обеспечить возможность регулярного и бесперебойного круглогодичного транспортного сообщения поселений с административными центрами и Петропавловском-Камчатским, а также будет способствовать повышению качества обслуживания и снижению времени перевозок грузов и пассажиров различными видами транспорта. Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры позволит ускорить социально-экономическое развитие отдаленных районов Камчатского края, поддержать реализацию инвестиционных проектов в горнопромышленном, топливно-энергетическом и туристко-рекреационном комплексах.
11.5. Топливно-энергетический комплекс
Развитие топливно-энергетического комплекса является необходимым условием устойчивого социально-экономического роста Камчатского края на долгосрочную перспективу с учетом системообразующей роли в региональной экономике.
Ключевыми проблемами развития топливно-энергетического комплекса Камчатского края являются:
-
высокий уровень стоимости на энергоресурсы (себестоимость генерации электроэнергии кратно превышает среднероссийский уровень); -
неэффективная структура генерации электроэнергии (низкий уровень использования местных источников энергии и возобновляемых энергоресурсов); -
зависимость региональной энергетики от привозного топлива, а также высокие транспортные тарифы по его доставке в регион; -
высокие показатели износа объектов энергетической инфраструктуры и дефицит сетевых мощностей; -
наличие изолированных энергоузлов с высокой стоимостью генерации электроэнергии (отсутствие единой энергосети); -
неспособность топливно-энергетического комплекса надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний спрос на энергоносители соответствующего качества и приемлемой стоимости.
Приоритетные направления и цели развития ТЭК Камчатского края определяются основными внутренними и внешними вызовами предстоящего долгосрочного периода.
Главный внутренний вызов заключается в необходимости выполнения топливно-энергетическим комплексом Камчатского края внутрирегионального спроса на энергоресурсы по доступным для населения и субъектов экономической деятельности ценам, что должно быть обеспечено с учетом следующих требований:
-
увеличение абсолютных объемов инвестиций в энергетику, необходимых для развития и ускоренной модернизации энергетического сектора и роста масштабов его деятельности; -
преодоление зависимости энергетики от ввозимых топливно-энергетических ресурсов; -
необходимость повышения энергоэффективности и снижения энергоемкости экономики до уровня стран с аналогичными природно-климатическими условиями (Норвегия, Исландия, северные территории Канады); -
последовательное ограничение нагрузки топливно-энергетического комплекса на окружающую среду путем снижения выбросов загрязняющих веществ, сброса загрязненных сточных вод, а также сокращения отходов производства и потребления энергии.
Совокупная выработка электроэнергии в энергосистеме Камчатского края в 2021 году составила 1972 млн кВтч, в том числе на электростанциях Центрального энергоузла – 1583,5 млн. кВтч, изолированных энергоузлов Камчатского края – 220,7 млн кВтч, на электростанциях АО «Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова» – 9,5 млн кВтч., источниках прочих потребителей – 158,3 млн кВтч.
В структуре генерирующих мощностей Центрального энергоузла преобладают крупные Камчатская ТЭЦ-1 мощностью 204 МВт и Камчатская ТЭЦ-2 мощностью 160 МВт, на долю которых приходится 74% установленной мощности и 71% выработки электроэнергии.
В структуре генерирующих мощностей изолированных энергоузлов энергосистемы Камчатского края преобладают ДЭС совокупной мощностью 84,34 МВт, на долю которых приходится 79% установленной мощности и 68% выработки электроэнергии.
Около 38% оборудования дизельных электростанций Камчатского края отработали более 25 лет. Необходима масштабная модернизация этих установок, замена их на новое современное оборудование.
Выдача мощности Мутновских ГеоЭС и Толмачевских ГЭС не отвечает в полной мере требованиям надежности схемы выдачи. Частые отключения линий электропередач, а также отсутствие маневренных резервных генерирующих мощностей приводит к необходимости поддержания вращающихся резервных мощностей на тепловых станциях во время неблагоприятных погодных условий, что приводит к ухудшению УРУТ на Камчатских ТЭЦ. Кроме того, генерирующее оборудование на Камчатской ТЭЦ-1 морально и физически устарело.
На начало 2022 года на территории Камчатского края находилось в эксплуатации 793,96 км тепловых сетей (водяных и паровых в двухтрубном исчислении), в том числе 74,2 км тепловых сетей от скважин термальной воды.
Основной проблемой эксплуатации тепловых сетей населенных пунктов Камчатского края является их физический износ. Из общей протяженности тепловых сетей 325 км (или 42,4%) нуждается в замене, и только 16,8 км было заменено (около 5,2% от нуждающихся в замене).
В структуре потребляемых видов топлива в 2021 году в Камчатском крае преобладали газ (42%), мазут (32%) и уголь (16%). Программой газификации Камчатского края, разработанной АО «Газпром промгаз» на основе ресурсной базы разведанных месторождений, определены прогнозные объемы поставки природного газа в объеме 723,4 млн. м3 в год. Однако в виду сложного геологического строения залежей и недоизученности геологических структур месторождений ПАО «Газпром» не смогло обеспечить добычу и поставку газа в запланированных объемах. С 2015 года наблюдается устойчивая тенденция падения уровня добычи газа. Проводимые ПАО «Газпром» работы по сейсморазведке, бурению и строительству скважин позволят не допустить его резкого падения, но увеличение годового объема добычи не прогнозируется. Для перевода энергосистемы Камчатского края на природный газ потребуются внешние поставки.
Совокупные генерирующие мощности ВИЭ Камчатского края в 2021 году составили 127,8 МВт и включают Мутновскую ГеоЭС-1, Верхне-Мутновскую ГеоЭС, Паужетскую ГеоЭС, каскад малых ГЭС на р. Толмачева, малую ГЭС на р. Быстрая, ВЭС в п. Октябрьский, п. Усть-Камчатск и с. Никольское.
Камчатский край имеет высокий потенциал расширения использования возобновляемых источников энергии. Гидроэнергетический потенциал рек с минимальным ущербом для рыбных запасов оценивается в 1,2 ГВт, потенциал использования геотермального тепла земли и ветра порядка 0,8 ГВт и энергии морских приливов до 100 ГВт.
Результатом увеличения доли выработки электроэнергии за счет ВИЭ станет снижение количества сжигаемого углеводородного топлива, снижение объемов закупки дизельного топлива и, как следствие, снижение нагрузки на бюджет Камчатского края по выпадающим доходам для РСО.
Стратегической целью развития топливно-энергетического комплекса Камчатского края является обеспечение энергонезависимости региона, сокращение использования высокоуглеродного топлива (уголь, мазут) и достижение 50% доли ВИЭ в структуре генерации.
Задачи развития топливно-энергетического комплекса Камчатского края:
1. Перевод ТЭЦ и котельных края на природный газ;
2. Расширение использования геотермальной и приливной энергии;
3. Значительный рост доли ВИЭ в энергобалансе Камчатского края;
4. Рост эффективности объектов генерации за счет модернизации;
5. Повышение надежности выдачи мощности Мутновских ГеоЭС и Толмачевских ГЭС;
6. Снижение уровня износа сетей;
7. Сдерживание роста тарифов за счет перехода на СПГ, модернизации генерирующих мощностей.
Мероприятиями и механизмами, обеспечивающими развитие топливно-энергетического комплекса Камчатского края, являются:
-
Строительство регазификационного комплекса СПГ в Камчатском крае; -
Регазификация СПГ и доставка до ТЭЦ и котельных края по газораспределительной сети; -
Строительство второй очереди Мутновской ГеоЭС и бинарного блока на площадке МГеоЭС-1; -
Строительство малой ГЭС на р. Толмачева; -
Модернизация объектов энергетики в изолированных и центральном энергоузлах; -
Ввод мощностей ВЭС и СЭС; -
Строительство ВЛ 220 кВ от Мутновской ГеоЭС до каскада ГЭС на р. Толмачева; -
Замена тепловых сетей в Петропавловске-Камчатском, Быстринском, Елизовском и Мильковском районах; -
Строительство и реконструкция электросетей в Центральном, изолированных энергоузлах; -
Корректировка тарифов, с учетом изменения топливной составляющей и обеспечения возвратности инвестиций.