Файл: 1. Учетная политика 1 Нормативная база.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В Приказе об учетной политике, как правило, указывается, что создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете надо производить в соответствии с графиком (схемой) документооборота, утвержденным в установленном порядке, однако сам график представляет собой очень часто отдельный документ.

Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. Основой разработки графика документооборота является Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете № 105 от 29 июля 1983 года.

В соответствии с этим Положением график должен устанавливать в организации рациональный документооборот, т. е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждого первичного документа, определять срок его нахождения в подразделениях.

График документооборота составляется в виде схемы или таблицы, в которой указываются ответственные за оформление, исполнение, обработку и проверку каждого документа, а также срок исполнения документа и порядок передачи в архив.

При установлении сроков передачи документов необходимо учитывать требования ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" к промежуточной бухгалтерской отчетности (раздел XI):

- организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года.

- промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках.

- организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.

С учетом указанной даты в приказе об учетной политике должен быть установлен срок представления промежуточной бухгалтерской отчетности обособленными структурными подразделениями в головную организацию.

Технология обработки учетной информации в большей степени зависит от формы учета, самостоятельно выбираемой организацией.

Одной из основных составляющих той или иной формы счетоводства является совокупность регистров бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.


Пунктом 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации установлено, что "формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов РФ, органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета или федеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета".

Минфин РФ для коммерческих и некоммерческих организаций (за исключением бюджетных организаций) рекомендует применять:

- единую журнально-ордерную форму счетоводства для предприятий (утверждена Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. № 63 с учетом рекомендаций, данных Письмом Минфина РФ от 24 июля 1992 г. № 59);

- журнально-ордерную форму счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций (утверждена Письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. № 176 с учетом рекомендаций, данных Письмом Минфина РФ от 24 июля 1992 г. № 59);

- упрощенную форму бухгалтерского учета (простая и форма с использованием регистров учета имущества) для субъектов малого предпринимательства (утверждена Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н);

- форму бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники (требования к программам и регистрам бухгалтерского учета приведены в Методических рекомендациях Минфина СССР и ЦСУ СССР от 20 февраля 1981 г. № 35/34-Р/426);

- мемориально-ордерную форму счетоводства (описание приведено в утратившем силу Письме Наркомфина СССР от 25 января 1946 г. № 46);

- другие формы регистров бухгалтерского учета (журнал-главная и т.п.)

На выбор формы учета прежде всего влияют содержание и масштабы хозяйственной деятельности предприятия, уровень механизации учетных работ. Все еще очень распространенной на практике является журнально-ордерная форма. В ней применяются, как правило, два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости. Эта форма используется при больших объемах хозяйственной деятельности в условиях ручной обработки информации. Она позволяет в значительной степени организовать параллельное ведение учета на разных его участках.

На небольших, только начинающих свою хозяйственную деятельность предприятиях, удобна для применения форма журнал-главная, совмещающая хронологическую и систематическую записи бухгалтерского учета.

Многие предприятия в настоящее время применяют различные программы по бухгалтерскому учету, а также используют разработанные своими силами учетные регистры или применяют на практике сочетание различных форм и регистров учета.



Организации, осуществляющие бухгалтерский учет с использованием специальных программ, применяют те регистры бухгалтерского учета, которые содержатся в этих программах.

При составлении учетных регистров на машинных носителях информации необходимо обеспечить изготовление их копий на бумажных носителях.

Регистры бухгалтерского учета составляются на бумажных носителях ежемесячно, подписываются, и сдаются в сроки, установленные для исполнителей в их должностных инструкциях, или согласно графику документооборота.

Исправление ошибок в регистрах бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.

Отсутствие графика документооборота не влечет административной или финансовой ответственность, но усложняет работу сотрудников бухгалтерии и других служб.

В учетной политике не стоит подробно описывать весь график документооборота, достаточно лишь отразить основные положения. Полный график документооборота целесообразно изложить в отдельном приказе по организации.

В приказе об учетной политике необходимо установить, что содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

1.9 Порядок контроля за хозяйственными операциями

При утверждении учетной политики организации определяется порядок контроля за хозяйственными операциями.

Это относится к достаточно крупным предприятиям со сложной производственной структурой, внутренними хозрасчетными отношениями.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы (п. 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации). Данный пункт учетной политики служит организационной основой для построения на предприятиях внутренней системы учета, относительно обособленной от внешнего финансового учета.

Внутренняя отчетность организации является информационной базой для формирующихся в настоящее время на предприятиях систем управленческого учета.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организации целесообразно поручить специальной постоянно действующей комиссии.


К системе внутрихозяйственного контроля относятся следующие позиции:

- разделение функций по ведению бухгалтерского учета и контроля, оговоренные в должностных инструкциях;

- установление ответственности работников организации в соответствии с должностными инструкциями;

- соблюдение системы подписания и утверждения первичных бухгалтерских документов;

- организация хранения ценностей, бланков строгой отчетности;

- организация хранения бухгалтерских документов, сдача их в архив, порядок уничтожения, после истечения сроков хранения.

На некоторых предприятиях создаются системы внутреннего аудита, который осуществляет специальный профессиональный аудиторский орган (отдел или управление), руководитель которого подчиняется управляющему фирмы (директору) или годовому собранию акционеров. Служба внутреннего аудита проводит финансовые проверки на самой фирме, в ее филиалах или дочерних фирмах. Главная цель системы внутреннего аудита - повышение эффективности работы фирмы, укрепление ее финансового состояния. Необходимость создания службы внутреннего аудита не вытекает из положений действующего законодательства. Порядок внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации и состав постоянно действующей комиссии должен быть определен в Приказе об учетной политике организации (ПБУ 6/01).

1.10 Организация работы бухгалтерии

Организационные аспекты учетного процесса могут закрепляться не только в Приказе об учетной политике, но и в других распорядительных документах, что позволяет своевременно вносить необходимые коррективы в этот процесс.

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции (ПБУ 6/01).

В этом подразделе приказа об учетной политике предприятие должно утвердить структуру своей бухгалтерской службы.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Аналогичная норма имеет место в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.


Согласно п. 2 вышеназванной статьи Закона руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

- учредить самостоятельную бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

- ввести в штат должность бухгалтера;

- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

- вести бухгалтерский учет лично.

Последние три варианта могут применяться субъектами малого предпринимательства.

Учет на предприятиях может быть организован по централизованной, децентрализованной или смешанной форме.

При централизации учета учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии, и в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации. В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.

При децентрализации учета учетный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется синтетический и аналитический учет, составляются отдельные балансы и отчетность цехов, филиалов, структурных подразделений. Главная бухгалтерия в этом случае производит свод балансов филиалов, осуществляет сводный баланс и отчеты по организации, а также осуществляет контроль за постановкой учета в отдельных частях организации.

Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном oт условий организации и технологии производства, объема учетной работы, автоматизации учета.

В настоящее время сложилось три типа организации работы бухгалтерского аппарата:

1. линейная (иерархическая)

Все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру, такая структура применяется в небольших организациях.

2. по вертикали (линейно-штабная);

При такой организации работы создаются промежуточные звенья (отделы, бюро, группы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Распоряжения главного бухгалтера в этом случае передаются старшим бухгалтерам соответствующих отделов и групп. Вертикальная форма организации работ бухгалтерии применяется в большинстве средних и крупных организаций. Как правило, в структуре бухгалтерского аппарата выделяются следующие группы: