Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- материальная группа, отвечающая за учет приобретения материально-производственных запасов, их поступления и расходования;
- группа учета оплаты труда, осуществляющая учет затрат на оплату труда работников, учет всех расчетов с работниками, бюджетом. С государственными внебюджетными фондами;
- производственно-калькуляционная группа ведет учет затрат на производство, калькулирование себестоимости продукции, составляет отчетность о производстве;
- группа учета готовой продукции, осуществляющая учет готовой продукции на складах и ее реализацию;
- общая группа, работники которой ведут учет остальных операций и Главную книгу, составляют бухгалтерский баланс и другие формы бухгалтерской отчетности.
В составе бухгалтерии могут быть выделены группы капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства
3. комбинированная (функциональная).
В крупных организациях выделяют группы учета основных средств, учета денежных средств и расчетов с организациями. По данному элементу учетной политики организация определяет:
- схему ведения бухгалтерского учета;
- уровень централизации учета.
В состав организации могут входить филиалы, представительства, обособленные подразделения, Статья 55 Гражданского кодекса РФ определяет, что филиалы или представительства являются обособленными подразделениями юридического лица, расположенными вне места его нахождения. Основное различие между ними заключается в том, что филиалы полностью или частично выполняют любые функции создавшего его юридического лица, в т. ч. функции представительства, а представительство представляет интересы головной организации и осуществляет их защиту.
Общим в положении филиалов и представительств являются следующие позиции:
- не являются юридическими лицами;
- действуют на основании положения, а не устава;
- руководители действуют на основании доверенности;
- наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом.
Согласно статьи 55 ГК РФ, обособленные подразделения (филиалы и представительства) должны быть указаны в учредительских документах создавшего их юридического лица.
Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что обособленными подразделениями организации являются любые территориально обособленные от нее подразделения, по месту нахождения которых оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок не менее одного месяца.
Признание обособленного подразделения производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительских документах. От признания или непризнания наличия обособленного подразделения зависит порядок распределения налогов между Федеральным и региональными бюджетами.
В соответствии с п.8 ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений, включая выделенные на отдельный баланс. Поэтому организация учета в филиалах, представительствах и иных структурных подразделениях должна стать элементом учетной политики организации.
Для отражения хозяйственных операций филиалов, представительств и иных структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс, применяется балансовый счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты".
Если структурное подразделение, пусть и территориально обособленное, не выделено на отдельный баланс, применение счета 79 неправомерно. Бухгалтерский и учет в подобных случаях ведется на основном балансе, но на отдельных субсчетах, что должно быть закреплено в рабочем плане счетов в приложении к приказу об учетной политике.
В практике работы организаций встречаются следующие схемы организации бухгалтерского учета в структурных подразделениях:
1. Структурное подразделение не выделено на отдельный баланс, обслуживает основное производство, оказывает, например, платные услуги населению.
Бухгалтерский учет ведется с использованием отдельных субсчетов к счетам головной организации.
2. Структурное подразделение выделено на отдельный баланс, но не имеет расчетного (текущего) счета.
В данной ситуации, используется счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты", для документального оформления хозяйственных операций применяется внутри фирменный документ под названием "авизо". В рабочем плане счетов организации применяются следующие субсчета к счету 79 (с пометкой центральной бухгалтерии и структурного подразделения):
- Расчеты по выделенному имуществу: 79-1 ЦБ и 79-01 СП
- Расчеты по текущим операциям: 79-2 ЦБ и 79-2 СП
- Расчеты по текущим расходам: 79-3 ЦБ и 79-3 СП
Основное правило при зеркальном отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций подразделений заключается в том, что все счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты" должны перекрестно закрываться при составлении единого баланса организации.
Так, если головной офис осуществляет расчеты за имущество, а имущество передается в обособленное подразделение, в балансе головного офиса преобладают дебетовые обороты счета 79 (дебиторами являются обособленные подразделения), в балансе подразделений -- кредитовые обороты счета 79 по отношению к головному офису.
При составлении единого баланса организации дебетовые и кредитовые сальдо по счету 79 взаимно перекрываются.
3. Структурное подразделение выделено на отдельный баланс, имеет текущий счет, но не осуществляет самостоятельно реализацию продукции (работ, услуг), по существу является затратным подразделением -- представительством головного офиса в регионе.
Затраты структурного подразделения в соответствии с перечнем затрат, определенных Положением о составе затрат... собираются на соответствующие субсчета счета 26 и передаются головному офису с использованием счета 79-3 "Расчеты по текущим расходам".
4. Структурное подразделение выделено на отдельный баланс, имеет расчетный счет, самостоятельно реализует товары (работы, услуги). Данная схема более сложная и для бухгалтерского, и для налогового учета. Кроме проводок, используемых при третьей схеме, добавляются проводки, связанные с отражением реализации, расходами на содержание головного офиса, выявлением финансового результата. По данному элементу учетной политики организация определяет: обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс и обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс.
К учетной политике могут прилагаться:
- положение о бухгалтерской службе
- должностные инструкции работников бухгалтерии
эти два документа обычно включают 6 разделов: общие положения, функции, права и обязанности, ответственность, взаимоотношения (служебные связи), организация работы.
- форма договора (контракта) с организацией или бухгалтером
- иные аналогичные документы.
1.11 Понятие учетной политики хозяйствующего субъекта для целей налогообложения
Чтобы рассчитать налоги, подлежащие уплате в бюджет, налогоплательщик должен определить налоговую базу за соответствующий отчетный (налоговый) период. По некоторым налогам в Налоговом кодексе предусмотрено несколько способов формирования налоговой базы.
Право выбора того или иного способа принадлежит налогоплательщику. Правда, есть случаи, для которых Налоговый кодекс устанавливает конкретные обязанности, но не разъясняет, как их выполнить.
В частности, речь идет об обязанности вести раздельный учет при наличии оборотов, облагаемых и не облагаемых соответствующим налогом. Как вести такой учет, решает налогоплательщик. Главное -- определить и утвердить выбранные правила расчетов налогов. Это и есть учетная политика для целей налогообложения. Ее положениями бухгалтер будет руководствоваться при исчислении сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.
Термин "учетная политика" не имеет законодательного определения применительно к налогообложению. В Налоговом кодексе прописан только порядок формирования учетной политики для отдельных налогов.
Тем не менее, исходя из общих принципов налогообложения, учетной политикой для целей налогообложения являются закрепляемые в приказе (распоряжении) руководителя обязательные для организации правила, в соответствии с которыми налогоплательщики обобщают информацию о подлежащих налогообложению операциях в течение отчетного (налогового) периода для определения налоговой базы по конкретному налогу.
1.11.1 Алгоритм создания учетной политики
Налогоплательщик должен принять учетную политику для целей налогообложения. Эта обязанность закреплена в следующих главах Кодекса:
-- в главе 21 "Налог на добавленную стоимость" (ст. 167);
-- в главе 25 "налог на прибыль организаций" (ст. 313);
-- в главе 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" (п. 2 ст. 339);
-- в главе 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" (п. 16 ст. 346.38).
Четкого алгоритма составления учетной политики для целей налогообложения в Налоговом кодексе не предусмотрено. Единый подход к решению данного вопроса на законодательном уровне не выработан. Как следствие -- в главе 21 содержатся одни указания по утверждению учетной политики, а в главе 25 -- другие. В остальных же главах Кодекса либо вообще ничего не говорится об этом, либо законодатель ссылается на "установленный порядок", который как раз отсутствует.
Между тем, исходя из существующих норм, можно составить такой алгоритм формирования налоговой учетной политики. Политика утверждается приказом (распоряжением) руководителя. Форма приказа произвольная. При этом положения учетной политики могут содержаться как в тексте приказа, так и в приложении к приказу.
Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. То есть, как указано в статье 313 НК РФ, последовательно от одного налогового периода к другому. Изменить выбранную учетную политику можно только в двух случаях:
1) при изменении применяемых методов учета;
2) при изменении законодательства о налогах и сборах.
В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае -- не ранее момента вступления в силу указанных изменений.
Эти положения применяются к налогу на прибыль организаций.
Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Иными словами, один раз в год. Других вариантов главой 21 НК РФ не предусмотрено.
Есть элементы учетной политики, которые налогоплательщик изменить не вправе. Например, метод определения количества добытого полезного ископаемого, указанный в главе 26 Кодекса. Этот метод организация применяет в период ведения деятельности по добыче полезного ископаемого. Изменить данный метод можно только в случае внесения поправок в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением технологии их добычи. В подобной ситуации либо утверждается новый приказ об учетной политике, либо вносятся изменения в прежний.
Поскольку в налоговом учете, как и в бухгалтерском, применяется принцип последовательности учетной политики, принимать новую учетную политику каждый год не нужно. Налоговая политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. Таким образом, утвердить учетную политику для целей налогообложения можно раз и навсегда, а при необходимости -- вносить в нее поправки. Однако налоговое законодательство постоянно меняется и внесения поправок в прежнюю учетную политику бывает недостаточно. Может возникнуть необходимость в принятии новой учетной политики. Поэтому нужно отслеживать изменения,