Файл: Проявление личности в творческом поиске.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Тульский Государственный Университет»

Кафедра «Инструментальные и метрологические системы»

Реферат

По дисциплине «Технология творческого поиска»

На тему: «Проявление личности в творческом поиске»

Выполнил: ст. гр. 640521/05

Проверил: к.т.н. доц.

Тула 2023 г.

Оглавление




Введение 2

1.Суть творчества и его виды 5

2.Творческое мышление 8

3.Проявление личности в творческом поиске 10

Заключение 13

Список использованной литературы 15


Введение


Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним поиск новых путей, всё сложные и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть много неизвестного, скрытого. Следовательно, необходимо всё более глубокое познание мира.

Именно творческий поиск, дает возможность познания (открытия) всё более новых и новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей.

Создавая что-то во внешнем мире, человек может открывать что-то в себе, а развивая какие-либо существующие способности, т.е. создавая себя, узнавать что-то новое о внешнем мире.

Творческий поиск (познание) – это базовая потребность человека, которая делает человека человеком. На способности к творческому осмыслению и преображению окружающего мира основана разумность человека, именно способность к творчеству еще в далеком прошлом определила выживание нашего рода.

Творчество, поиск новых идей – это умение комбинировать известные элементы окружающей реальности в новых, нестандартных сочетаниях, и получать результат, отличный от известного природного. Прежде всего, творчество, это создание субъективно нового, ценного в материальном или духовном плане и для самого творца (личности) и для других.

Творческий поиск – это способ деятельного познания мира и себя, способ поделиться информацией. Это способ заявить о себе как о личности.

Прежде всего, речь идет о творчестве во всех областях человеческой жизни: постижении и преобразовании мира, в науке, производстве, искусстве, повседневной деятельности, взаимоотношениях людей друг с другом и окружающей действительностью.


Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные объективные и субъективные условия: раннее и умелое обучение, творческий климат, волевые качества личности – упорство, работоспособность, смелость.

В настоящее время, поиск новых знаний (неизвестного) и их материализация (создание новых объектов техники), значительно усложнились в условиях возросших темпов обновления технических средств и быстрого роста научно-технической информации, что и обуславливается актуальностью выбранной темы. В силу этого, во всем мире возникли разработки теоретических основ и методических средств активизации творческого мышления и поиска новых решений. Чтобы ускорить процесс получения новых знаний, создания высокоэффективной техники на базе изобретений необходимо иметь средства для активизации творческого мышления. Специфичность этих средств связана с тем, что "логика научного открытия далека от логики формальной, а обстоятельства, сопутствующие прорыву на более высокую ступень познания, далеко не всегда соответствуют важности момента. Скрытая работа мысли происходит не только в тиши кабинета, у чертежной доски и в рабочее время, но и, казалось бы, в самой неподходящей обстановке, и малейшего толчка извне иногда бывает достаточно, чтобы сумерки ожидания осветились яркой вспышкой мгновенного озарения и взаимосвязанные фрагменты загадочной мозаики сложились в единую картину". Изучение эвристических приемов и методов активизации творческого мышления приближают момент "озарения", а также развивают способности личности в творчестве [2].

Овладение теорией творчества, приемами и методами поиска неизвестного помогает осознать социальную значимость творчества, его общественную необходимость, полнее раскрыть свои творческие возможности в данной профессии [5].

Цель работы: исследовать процесс творческого поиска, его значимость для человека и окружающего его мира.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать основные задачи данной работы:

- раскрыть сущность творчества;

- рассмотреть виды творчества;

- проанализировать творческий процесс;

- охарактеризовать стадии творческого мышления;

- наблюдение за личностью в ходе творческого поиска.

Объект исследования – процесс творческого поиска.

В ходе работы необходимо преодоление барьеров в процессе творческого мышления, которые влияют на значимость творческого поиска в целом.



  1. Суть творчества и его виды


Как объект исследований, творческий поиск, представляет интерес для таких наук как – философия, психология, социология.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существующие ценности материального и духовного плана. Создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме самого автора (творца) не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Следовательно, в процессе творчества индивид вкладывает в материал некие несводимые (не принадлежащие) к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном итоге какие-либо аспекты своей личности. Именно этот факт придает творческому продукту (материалу) дополнительную ценность (креативность) в сравнении с продуктом производства [2].

Отраслью знаний, изучающей творчество, является эвристика. Творческий поиск, это, прежде всего, мыслительный процесс, в ходе которого рождается новая мысль, идея. Феномен творчество часто осмысливается людьми скорее эмоционально, нежели логически, это некое зарождение новой мысли в голове конкретного индивидуума, мысли которой до сих пор для него не существовало.

В широком смысле, в ходе творческого поиска раскрывается потребность индивидуума в самовыражении, само актуализации и расширении своих созидательных возможностей.

В творческом выражении человек отвечает на вызовы окружения, стремясь при этом выразить свои взгляды, мнения и чувства в повседневной действительности [8].

Обычно под творчеством понимают художественное, научное и техническое творчество. Но творческий элемент имеет место в любом виде деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в ежедневном общении. Как говорит известный физик, академик П. Капица – везде, где человек действует не по инструкции.

Существуют такие виды творчества, как:

- производственно-техническое;

- изобретательское;

- научное;

- политическое;

- организаторское;

- философское;

- художественное;

- мифологическое;

- религиозное;

- музыкальное;

- повседневно-бытовое;

- шахматное.

Проще говоря, виды творчества соответствуют видам духовной и практической деятельности [4].


Виталий Тепикин (исслед. Творческого фактора человека и феномена интеллигенции) выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактичное творчество в качестве самостоятельных видов [14].

С.Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: "Специфика изобретения, отличающего его от других форм творческой интеллектуальной деятельности заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, который разрешает определенную проблему. Изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть определенные условия [10].

В научном творчестве открываются новые факты и законы, то, что существует, но что не было известно. В искусстве новые духовные, эстетические ценности и создаются новые художественные образы, формы. Философское творчество соединяет в себе черты научного и художественного творчества.

Различные виды творчества отличаются по результатам, продуктам творчества, но подчиняются единым психологическим законам.

Творчество – это такой вид деятельности, протекающий на границе и частично за границами возможного для человека и в силу этого мало поддающийся описанию.

  1. Творческое мышление


Грэм Уоллес в 1926 году выделил наиболее важных четыре стадии творческого мышления (описание восходит к докладу А. Пуанкаре, сделанному в 1908 году).

1. Подготовка – формулирование задачи; попытки ее решения.

2. Инкубация – временное отвлечение от задачи.

3. Озарение (инсайт) – появление интуитивного решения. Сердцевина творчества. Это, когда в сознание проникает (генерируется) новая идея, но к этому ведет нередко долгий путь предварительной работы, по своему разгадав тайны бытия, с помощью системы художественных образов старается передать свое мироощущение, вовлекая нас в сложный процесс самопознания, заставляя работать не только наши глаза, мозг, но и воображение, привлекающее к действию наши духовные силы.

4. Проверка – испытание или реализация решения.

Творческий человек перед созданием новой работы, образа испытывает потребность к поисковой активности, тенденция к новизне и новшеству, потребность в новых впечатлениях. Для людей творчески одаренных сам поиск нового приносит гораздо большее удовлетворение, чем достигнутый результат и тем более его материальные выгоды [14].


Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже в 1908 году описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

Стадии творческого процесса:

Вначале ставится задача, и в течение некоторого времени, делаются попытки ее решить. За этим следует более или менее длительный период, в течение которого человек не думает о так и не решенной пока задаче, отвлекается от нее. В это самое время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей. И наконец, наступает момент, когда внезапно, без прямо предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению. Пуанкаре описывает здесь не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимой работу бессознательного, прямо предшествовавшую этому.

После этого, когда ключевая идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

Творческий поиск происходит не по принципам "потому что" или "для того чтобы", а " несмотря ни на что" [9].

Творческий процесс спонтанно возникает и завершается.

Справедливость этого взгляда имеет право на существование, которая подтверждается биографиями многих поэтов, композиторов, т.е. они занимаясь творчеством, были на государственной службе. К примеру, писатель Сент-Экзюпери был летчиком, поэт Тютчев служил в министерстве иностранных дел.

Как писала Гутман, для понимания творческой деятельности необходимо принимать во внимание не только мыслительные процессы, но и динамические силы, приводящие эти процессы в действие для производства чего- то особенного.

  1. Проявление личности в творческом поиске


И учение, и исследовательская работа постоянно сопряжены с преодолением трудностей интеллектуального плана, с разрешением противоречий, лежащих в основе учебных и научных проблем, которые требуют от субъекта творческого поиска новых, недостающих знаний и новых путей применения прежних знаний [7].

По мнению С.А. Рубинштейна: "Начальным этапом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Т.е. человек начинает мыслить, когда у него возникает потребность что-то понять. Мышление (познание) обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс…" Т.е., в творческий поиск индивидуум вовлекается благодаря проблемной ситуации. Встретившись с проблемой субъект словно наталкивается на какую-то преграду. При этом он может быть испытывает неясное познавательное затруднение, которое сопровождается эмоциональными переживаниями неопределенности. С момента возникновения познавательного затруднения начинается формирование проблемной ситуации, где отсутствует пока ее важнейший элемент – "вовлечение в мыслительный процесс" не происходит [11].