Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Далее субъект, ощутив какое-либо затруднение, прежде чем приступить к его преодолению, осознает важность (значимость) проблемы для себя, необходимость ее решения, т.е. соотносит ее с личными целями деятельности, вырабатывает свое мотивационно-ценностное отношение к ней. Поиск переходит во внутренний план личности субъекта, приобретает для него личностный смысл. В результате всего этого рождается побуждение к творческому поиску, осознанию своих способностей, которое воплощается в "потребности что-то понять", а в общем плане – потребности решить проблему (познавательной потребности).
Таким образом, для анализа мотивационного аспекта поиска выделение этапа принятия проблемы к решению представляется принципиально важным. Это позволяет различать мотивы принятия проблемы к решению и собственно решения [12].
По мнению М.И. Воловиковой и А.В. Брушлинского: Мотивация мышления бывает двух типов:
1. Специфически познавательная;
2. Неспецифическая.
В первом случае побудителями мыслительной активности являются познавательные интересы и мотивы, стремление узнать что-то новое. Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не собственно познавательных интересов. Но какой бы ни была мотивация мышления, по мере его осуществления начинают действовать так называемые познавательные мотивы, желание знать что-то еще неизвестное. В процессе мышления человек не только открывает новые качества познаваемого объекта, но и предоставляет возможность применить полученные знания к уже существующей деятельности, и тем самым формируя познавательную мотивацию для дальнейшего протекания мышления личности [1].
Экспериментально доказано, что чувство радости, воодушевление, возникающее даже при малейшем успехе, усиливает потребность достижения конечной цели.
Эмоция успеха, активизирующие творческий поиск, правомерно расценивать как стимул мыслительной деятельности. В этом случае выражение для мотивационного состояния субъекта в процессе поиска имеет вид:
Рп= Рв +Рип+ Рэу,
где Рп – энергетический потенциал потребности к поиску в процессе решения проблемы;
Рэу – приращение энергетического потенциала потребности, обусловленное эмоциями успеха.
"Эмоциональное состояние, переживаемое решающим задачу человеком, характеризуется, по субъективным отчетам испытуемых, не
только беспокойством и напряжением, которые действуют на фоне неснятого рассогласования (отрицательная мотивация), но и ожиданием успеха (положительная мотивация)" [2].
Проблемная ситуация завершает свое существование в момент удовлетворения познавательной потребности, т. е. в момент преодоления затруднения, решения проблемы. Естественно, что это существование прекращается и с принятием решения о нецелесообразности дальнейшего продолжения творческого поиска [6].
Заключение
Исходя из вышесказанного необходимо сделать вывод, что:
- творчество является важнейшим атрибутом человеческой деятельности – это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности;
- главный критерий духовного развития человека – это овладение полным и полноценным процессом творчества.
В заключение хотелось бы предложить несколько суждений практического характера в помощь исследователю (индивиду), пребывающему в проблемной ситуации.
1. Успех творческого поиска зачастую предопределяется умением выключать в себе внутреннего критика, разрывать путы привычных установок и стереотипов, осмысливать исследуемые объекты с необычных, может быть, даже парадоксальных позиций.
2. При длительных, напряженных, но безуспешных попытках разрешения какой-либо учебной или научной проблемы целесообразно периодически прерывать работу. Момент истины (озарения) может наступить непроизвольно, словно бы сам собой.
3. Отвлекаясь от творческого процесса и включаясь при этом в посторонние ситуации, исследователь часто находит в их субъективно воспринимаемых побочных свойствах подсказку, аналогию, ассоциацию, приводящую к возникновению гипотезы и, в конечном счете, к решению проблемы.
4. Снятию проблемной ситуации существенно помогает изложение осмысливаемого содержания – устное (проговаривание) или письменное. Переводя рассуждения во внешне речевую форму, разворачивая их в логическую цепь, повышая при этом требовательность к дисциплине мышления и обязательно подвергая его контролю, изложение позволяет выявить в этой цепи слабое звено. Указанная требовательность и, как следствие, эффект от изложения значительно повышаются, если рассуждения проговариваются не просто вслух, а кому-то, желательно, как можно более квалифицированному в данной области знаний.
5. Действие механизма генерирования творческих гипотез, в результате творческого поиска, подобно механизму сновидений, при нахождении человека в бодрствующем состоянии подавляется логическим сознанием.
6. Раскрепощение "генератора гипотез" и озарение нередко происходят и в специфическом состоянии, промежуточном между бодрствованием и дремотой, когда мысль, не отвлекаясь ни на что постороннее, как бы спонтанно, но в то же время под ненавязчивым контролем сознания, направляется в нужное русло.
Учет приведенных суждений эффективно "работает" на исследователя (индивида), если он, во-первых, основательно вник в проблему, во-вторых, серьезно увлечен ею, а, в-третьих, обладает опытом, в целом достаточным для ее решения.
Список использованной литературы
1. Брушлинский А.В., Воловикова М.И. О взаимосвязях процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспекта мышления // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 2012.- 450 с.
2. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М., 2013.
3. Галин А.Л. Личность и творчество. 2012. – 205 с.
4. Ильин Е.П., Психология творчества креативности одаренности, Питер, 2013. – 193 с.
5. Коган И.М. Психолого-педагогические аспекты совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе в условиях перестройки высшей школы. Л., 2012. – 348-351 с.
6. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психол. 2013. № 4. С. 5 – 17.
7. Мельников О.Н., Насибян С.С. Творческая энергия личности как основной показатель инновационных процессов в экономике // Креативная экономика. – 2014. – № 11 (11). – c. 24-30.
8. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.2013. – 53-57
9. Пуанкаре А. Наука и метод. – СПб., 2012. – 101-110 с.
10. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 2012. – 18-26 с.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М., 2013. – 121-130 с.
12. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., 2014. – 85-88 с.
13. Тепикин В.В. Творческий фактор интеллигенции и интеллектуалов. //http://samlib.ru/t/tepikin_w_w/tworcheskijfaktorintelligenciiiintellektualow.shtml
14. Уоллес Г. http://www.psychologiainfo.ru/logics-720-1.html