Файл: Министерство образования иркутской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

4 класс

Что такое деньги, и какими они бывают

Как появились деньги.

Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

Основные понятия

Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

История монет.

Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.

Основные понятия

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».

Бумажные деньги.

Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны.

Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.

Основные понятия

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Безналичные деньги.

Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.

Основные понятия

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.


Валюты.

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.

Основные понятия

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Из чего складываются доходы в семье

Откуда в семье берутся деньги.

Основным источником дохода современного человека является за-

работная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.

Основные понятия

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

На что семьи тратят деньги.

Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.

Основные понятия

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал.

Как правильно планировать семейный бюджет.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.



Основные понятия

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

Компетенции

• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

• Объяснять последствия образования долгов.

• Составлять семейный бюджет на условных примерах.

3. Личные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

- познавательный интерес к учебному материалу и способам решения элементарных финансовых задач;

- осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;

- ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области финансов, так и действий окружающих;

- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

- понимание различия между расходами на товары и услуги
первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях.

Ученик младших классов также получит возможность для фор-
мирования:

- понимания необходимости освоения основ финансовой гра­мотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мо­тивов;

- положительной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово гра­мотного школьника;

- эмпатии как осознанного понимания чувств другого человека и сопереживания его эмоциональному состоянию, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их бла­гополучия.

Базовые учебные действия изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными понятиями;


регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- составление простых планов с помощью учителя;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- умение слушать собеседника и вести диалог;

- умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

2 класс

Минимальный уровень

Достаточный уровень

- знать изученные простые экономические термины;

- понимать, что деньги зарабатывают трудом;

- называть основные источники доходов (отвечать на вопрос «Откуда берутся деньги);

- знать, что такое банковская карта;

- понимать товар как продукт труда, имеющий цену, зависящую от качества.

- проявлять бережливость, аккуратность к продуктам труда.


- знать и понимать изученные экономические термины;

- знать и называть примеры товарных денег;

- знать функции денег;

- объяснять, что такое безналичный расчет и пластиковая карта;

- объяснять на простых примерах, что деньги средство обмена;

-проявлять интерес к экономической деятельности взрослых, бережное отношение к результатам их труда.

3 класс

Минимальный уровень

Достаточный уровень

- понимание изученных экономических терминов;

- представление о роли денег в семье и обществе;

- умение характеризовать виды и функции денег;

- знание источников доходов и расходов семьи;

- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

- проведение элементарных финансовых расчетов.

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- представление о роли денег в семье и обществе;

- умение характеризовать виды и функции денег;

- знание источников доходов и направлений расходов семьи;

- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

- проведение элементарных финансовых расчетов.

- проявлять интерес к экономической деятельности взрослых, бережное отношение к результатам их труда.


4 класс

Минимальный уровень

Достаточный уровень

- понимание изученных экономических терминов;

- умение приводить примеры денег;

- умение характеризовать виды и функции денег;

- умение называть основные источники доходов и расходов семьи;

- умение делать элементарные расчеты бюджета семьи с помощью учителя;

- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

- проявлять бережливость, аккуратность к продуктам труда, к людям разных профессий.

- понимание и правильное использование изученных экономических терминов;

- понимание того, что деньги зарабатываются трудом, и бережное отношение к результатам труда;

- умение приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

- умение приводить примеры предвиденных и непредвиденных расходов;

• умение объяснять способы сокращения расходов и увеличение сбережений семьи;

- знать, что такое пособие, и при каких условиях его можно получать.

• проведение элементарных финансовых расчетов семейного бюджета.

Базовые учебные действия изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными понятиями;

регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- составление простых планов с помощью учителя;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- умение слушать собеседника и вести диалог;

- умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.