ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методика обучения сюжетно-ролевой игре дошкольников с нарушением интеллекта
Сюжетно-ролевая игра как вид игровой деятельности является синкретичным видом творчества и создает благоприятные условия для обогащения развития детей дошкольного возраста. Тенденции психического развития, содержащиеся в игре, реализуются лишь тогда, когда она активно формируется и направляется взрослым. По словам А.Н. Леонтьева: «Сознательное управление психическим развитием ребенка совершается, прежде всего, путем управления основным, ведущим его отношением к действительности, путем управления ведущей его деятельностью» [13 с. 485]. Только в процессе целенаправленного формирования она достигает того уровня развития, который позволяет ей выполнять функции ведущей деятельности. Сказанное справедливо в отношении как нормально развивающихся детей, так и детей с проблемами развития, в частности интеллектуального. [ Л.Б. Баряева, А.П. Зарин]
Игра имеет первостепенное значение для обогащения детского опыта, выступает ведущим средством коррекции недостатков психического и физического развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Каждая игра – это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – все это способствует формированию адекватной самооценки, эффективному взаимодействию ребенка с миром. Игра становится источником не только развития отдельных психических функций, но и изменения психики, в общем. Она стимулирует развитие произвольных процессов, формирует элементы самоконтроля [13; 16].
В связи с этим игровой деятельности отводится центральное место в процессе воспитания всех детей, в том числе и детей с интеллектуальной недостаточностью. Раздел «Игра» является системообразующим всего воспитательного содержания любой программы для дошкольных образовательных учреждений. В соответствии с ним выстраивается работа по другим разделам программы.
Основное средство формирования игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – обучение. Это обусловлено тем, что самостоятельно, лишь в процессе общения с окружающими людьми ребенок не в состоянии овладеть теми знаниями и умениями, которые необходимы для полноценной игры. Л.Г. Розум, Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, И.Г. Вечканова и др. обучение рассматривают как целенаправленное взаимодействие педагога и ребенка, в ходе которого происходит организация и управление его познавательной и практической деятельностью, обеспечивающей овладение им знаниями, умениями и навыками, отношением к окружающей действительности. Благодаря обучению ребенку с нарушением интеллекта становятся доступны различные виды детской деятельности.
Процесс обучения игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии строится с учетом закономерностей ее развития у нормально развивающихся детей. Это вытекает из признания общности закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка. Следовательно, в подходах к процессу обучения игре нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, а также в решении конкретных методических вопросов можно найти много общих черт. К ним относятся:
Важнейшие из них:
Содержание детских игр всегда отражает особенности деятельности людей в той социальной среде и той культуре, в которой они воспитываются. В связи с этим во все современные программы воспитания дошкольников, в перечень сюжетно-ролевых игр входят такие игры, как: «Семья», «Доктор», «Магазин» и др.
В разных общеразвивающих программах дошкольного воспитания, в коррекционно-развивающих программах для детей с интеллектуальной недостаточностью, с нарушением зрения, слуха в процессе подготовки к обучению игре предлагается использовать разнообразные формы ее организации (занятие, наблюдение, экскурсия, труд, а также свободные игры и занятия).
Обучение игре осуществляется с помощью разнообразных методов и приемов, применяемых в соответствии с решаемыми задачами. Так, в процессе формирования представлений детей о труде взрослых, о предметах и орудиях труда и т.п. используются упражнения, дидактические игры, наблюдения, чтение художественной литературы, беседы, рассказы, знакомство с различным иллюстративным материалом (картины, фотографии, продукты изобразительной деятельности детей и др.)
игровой деятельности детей. Она подробно представлена в различных программах для дошкольных образовательных учреждений. При этом основные требования к характеру и организации развивающей среды остаются едиными.
Вместе с тем процесс обучения детей с проблемами интеллектуального развития в целом в игре, в частности, имеет свои особенности: индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении, самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения (3; 18).
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении игре необходимо осуществлять, так как в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью их нарушения в психофизическом развитии проявляются весьма разнообразно. В организации работы с ребенком педагоги должны учитывать на только проявления имеющихся у ребенка отклонений, но и характер медикаментозного лечения, получаемого им в данный момент, поскольку зачастую оно оказывает сильное влияние на состояние психических процессов, эмоционально-волевой сферы.
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении игре детей в дошкольном учреждении осуществляется через широкое использование индивидуальных и групповых форм, которые дают возможность реализовать индивидуальные коррекционно-образовательные программы, разрабатываемые для каждого ребенка. Основная работа по формированию у детей необходимых для овладения игрой представлений о деятельности и взаимоотношениях людей, а также игровых действий осуществляется учителем-дефектологом в процессе групповых и индивидуальных игр-занятий. Они проводятся со всеми воспитанниками группы, планируются в системе, для них отводится постоянное время в режиме дня.
Активность и самостоятельность. Активная деятельность ребенка – ведущий фактор его психофизического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Именно в активной деятельности ребенок овладевает представлением о себе, об окружающей действительности, умениями и навыками, связанными с разными видами доступной ему деятельности. У детей с проблемами интеллектуального развития уже на ранних этапах онтогенеза ярко проявляется снижение познавательной активности и отсутствие интереса к окружающему миру. Поэтому они нуждаются в постоянной активизирующей стимуляции извне. В качестве такого средства выступает именно процесс обучения, в который ребенок с помощью взрослого включается в коррекционном учреждении. Активность и самостоятельность ребенка в процессе формирования игровой деятельности обеспечивают разнообразные приемы и методы обучения в различных сочетаниях. Особая роль при этом принадлежит практическим и наглядным методам. Их рациональное использование способствует воспитанию достаточно точных и емких представлений. Применяются все методы и приемы на фоне высокой эмоциональной активности педагога и детей, что позволяет привлечь внимание, вызвать интерес к содержанию действий у каждого ребенка, наладить положительный эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития ребенка.
Сниженный темп обучения. В силу инертности, тугоподвижности основных нервных процессов вся психическая деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью протекает заменено. Кроме того, у детей этой категории своеобразен процесс формирования условно рефлекторных связей, которые составляют физиологическую основу всех знаний и умений. Они с трудом формируются, быстро распадаются, уподобляются, что обусловлено недостатками замыкательной функции головного мозга. Эта особенность сказывается на процессе формирования игровой деятельности у детей (его содержание и организации). Для того чтобы сформировать у ребенка с интеллектуальной недостаточностью предметные, предметно-игровые, ролевые действия, требуется существенно больше времени чем для ребенка с нормальным интеллектуальным развитием. При этом увеличивается продолжительность каждого этапа формирования игровой деятельности. Степень снижения интеллекта в значительной мере детерминирует возможности овладения игровой деятельностью в дошкольном возрасте.
Замедленное формирование отдельных игровых действий приводит к тому, что ребенку недостаточно одной обучающей игры. Для того чтобы научится, например, укладывать куклу спать или ее умывать, необходимо 3-4 недели учебного времени, что значительно больше, чем в работе с нормально развивающимися детьми. Соответственно и перечень сюжетов, который может быть использован в течение учебного года, очень небольшой. Сюжеты в нем многократно повторяются, хотя образные игрушки применяются разные. Таким образом, ребенок с проблемами в интеллектуальном развитии обучается переносу игровых действий с одной образной игрушки (например, куклы) на другую (например, мягкую игрушку, мишку, зайчика и т. п.). Игровые действия, направленные на формирование представлений об играх и взаимодействиях детей с использованием образных игрушек, многократно повторяется и расширяется по следующим темам: «Кукла Аня пляшет и поет», «Кукла Аня и медвежонок Даня», «У нас в гостях кукла Аня» и т. п. Тематика игр повторяется и расширяется не только от игры к игре, но от одного этапа обучения к другому, например, сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» может проходить по следующим сюжетам, имеющим похожее построение: «Мама ведет дочку в парикмахерскую», «Делаем прически к новогоднему празднику».
Структурная простота содержания игровой деятельности имеет особое значение в процессе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Структурирование предлагаемого материала является необходимым условием успешности его решения ими. В программах обучения и воспитания детей дошкольников с интеллектуальной недостаточностью учтены ограниченные возможности детей в овладении теми или иными знаниями и умениями. Однако для каждой конкретной группы детей еще более тщательная обработка материала. В процессе формирования игровой деятельности особое место занимает обучение детей игровыми действиями. Любое действие, даже самое простое, состоит из ряда операций. Нормально развивающийся ребенок достаточно быстро начинает эти операции выделять и повторять. Из-за нарушения аналитико-синтетической деятельности ребенок с интеллектуальной недостаточностью самостоятельно этого сделать не может. Поэтому в процессе его обучения любому действию необходимо выделить каждую операцию в цепочке, привлечь к ней его внимание, фиксируя ее взглядом и соотносить ее со словесным подкреплением. Только многократное повторение такой процедуры позволит ребенку понять смысл отдельных операций и вспомнить порядок их выполнения. Аналогичный подход используется и при формировании цепочек игровых действий (кормление куклы, умывание куклы, укладывание спать и т. д.).
Сюжетно-ролевая игра как вид игровой деятельности является синкретичным видом творчества и создает благоприятные условия для обогащения развития детей дошкольного возраста. Тенденции психического развития, содержащиеся в игре, реализуются лишь тогда, когда она активно формируется и направляется взрослым. По словам А.Н. Леонтьева: «Сознательное управление психическим развитием ребенка совершается, прежде всего, путем управления основным, ведущим его отношением к действительности, путем управления ведущей его деятельностью» [13 с. 485]. Только в процессе целенаправленного формирования она достигает того уровня развития, который позволяет ей выполнять функции ведущей деятельности. Сказанное справедливо в отношении как нормально развивающихся детей, так и детей с проблемами развития, в частности интеллектуального. [ Л.Б. Баряева, А.П. Зарин]
Игра имеет первостепенное значение для обогащения детского опыта, выступает ведущим средством коррекции недостатков психического и физического развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Каждая игра – это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – все это способствует формированию адекватной самооценки, эффективному взаимодействию ребенка с миром. Игра становится источником не только развития отдельных психических функций, но и изменения психики, в общем. Она стимулирует развитие произвольных процессов, формирует элементы самоконтроля [13; 16].
В связи с этим игровой деятельности отводится центральное место в процессе воспитания всех детей, в том числе и детей с интеллектуальной недостаточностью. Раздел «Игра» является системообразующим всего воспитательного содержания любой программы для дошкольных образовательных учреждений. В соответствии с ним выстраивается работа по другим разделам программы.
Основное средство формирования игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – обучение. Это обусловлено тем, что самостоятельно, лишь в процессе общения с окружающими людьми ребенок не в состоянии овладеть теми знаниями и умениями, которые необходимы для полноценной игры. Л.Г. Розум, Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, И.Г. Вечканова и др. обучение рассматривают как целенаправленное взаимодействие педагога и ребенка, в ходе которого происходит организация и управление его познавательной и практической деятельностью, обеспечивающей овладение им знаниями, умениями и навыками, отношением к окружающей действительности. Благодаря обучению ребенку с нарушением интеллекта становятся доступны различные виды детской деятельности.
Процесс обучения игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии строится с учетом закономерностей ее развития у нормально развивающихся детей. Это вытекает из признания общности закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка. Следовательно, в подходах к процессу обучения игре нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, а также в решении конкретных методических вопросов можно найти много общих черт. К ним относятся:
-
Построение процесса обучения игре на основе дидактических принципов.
Важнейшие из них:
-
Принцип активности и сознательности ребенка в процессе обучения; -
Принцип систематичности и последовательности в процессе формирования знаний, умений и навыков у детей; -
Принцип наглядности, учитывающий наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников; -
Принцип доступности, предусматривающий соответствие формируемых представлений, знаний, умений и навыков возрастным и индивидуальным возможностям детей; -
Принцип прочности формируемых знаний, умений и навыков; -
Принцип связи содержания обучения с жизнью и опытом детей; -
Принцип воспитывающей и развивающей направленности процесса обучения; -
Принцип руководящей роли педагога в процессе обучения.
-
Общность содержания обучения игре.
Содержание детских игр всегда отражает особенности деятельности людей в той социальной среде и той культуре, в которой они воспитываются. В связи с этим во все современные программы воспитания дошкольников, в перечень сюжетно-ролевых игр входят такие игры, как: «Семья», «Доктор», «Магазин» и др.
-
Комплексный характер обучения игре предполагает формирование у детей не только игровых действий, но и системы знаний о жизни и деятельности людей, их взаимоотношениях, а также обогащение социального и эмоционального опыта и др. Это происходит в процессе становления представлений ребенка о себе, в различных видах деятельности и т.п. -
Использование различных форм организации процесса обучения игре, а также разнообразных методов и приемов, обеспечивающих формирование знаний - умений и навыков.
В разных общеразвивающих программах дошкольного воспитания, в коррекционно-развивающих программах для детей с интеллектуальной недостаточностью, с нарушением зрения, слуха в процессе подготовки к обучению игре предлагается использовать разнообразные формы ее организации (занятие, наблюдение, экскурсия, труд, а также свободные игры и занятия).
Обучение игре осуществляется с помощью разнообразных методов и приемов, применяемых в соответствии с решаемыми задачами. Так, в процессе формирования представлений детей о труде взрослых, о предметах и орудиях труда и т.п. используются упражнения, дидактические игры, наблюдения, чтение художественной литературы, беседы, рассказы, знакомство с различным иллюстративным материалом (картины, фотографии, продукты изобразительной деятельности детей и др.)
-
Организация развивающей среды - необходимое условие формирования
игровой деятельности детей. Она подробно представлена в различных программах для дошкольных образовательных учреждений. При этом основные требования к характеру и организации развивающей среды остаются едиными.
Вместе с тем процесс обучения детей с проблемами интеллектуального развития в целом в игре, в частности, имеет свои особенности: индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении, самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения (3; 18).
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении игре необходимо осуществлять, так как в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью их нарушения в психофизическом развитии проявляются весьма разнообразно. В организации работы с ребенком педагоги должны учитывать на только проявления имеющихся у ребенка отклонений, но и характер медикаментозного лечения, получаемого им в данный момент, поскольку зачастую оно оказывает сильное влияние на состояние психических процессов, эмоционально-волевой сферы.
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении игре детей в дошкольном учреждении осуществляется через широкое использование индивидуальных и групповых форм, которые дают возможность реализовать индивидуальные коррекционно-образовательные программы, разрабатываемые для каждого ребенка. Основная работа по формированию у детей необходимых для овладения игрой представлений о деятельности и взаимоотношениях людей, а также игровых действий осуществляется учителем-дефектологом в процессе групповых и индивидуальных игр-занятий. Они проводятся со всеми воспитанниками группы, планируются в системе, для них отводится постоянное время в режиме дня.
Активность и самостоятельность. Активная деятельность ребенка – ведущий фактор его психофизического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Именно в активной деятельности ребенок овладевает представлением о себе, об окружающей действительности, умениями и навыками, связанными с разными видами доступной ему деятельности. У детей с проблемами интеллектуального развития уже на ранних этапах онтогенеза ярко проявляется снижение познавательной активности и отсутствие интереса к окружающему миру. Поэтому они нуждаются в постоянной активизирующей стимуляции извне. В качестве такого средства выступает именно процесс обучения, в который ребенок с помощью взрослого включается в коррекционном учреждении. Активность и самостоятельность ребенка в процессе формирования игровой деятельности обеспечивают разнообразные приемы и методы обучения в различных сочетаниях. Особая роль при этом принадлежит практическим и наглядным методам. Их рациональное использование способствует воспитанию достаточно точных и емких представлений. Применяются все методы и приемы на фоне высокой эмоциональной активности педагога и детей, что позволяет привлечь внимание, вызвать интерес к содержанию действий у каждого ребенка, наладить положительный эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития ребенка.
Сниженный темп обучения. В силу инертности, тугоподвижности основных нервных процессов вся психическая деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью протекает заменено. Кроме того, у детей этой категории своеобразен процесс формирования условно рефлекторных связей, которые составляют физиологическую основу всех знаний и умений. Они с трудом формируются, быстро распадаются, уподобляются, что обусловлено недостатками замыкательной функции головного мозга. Эта особенность сказывается на процессе формирования игровой деятельности у детей (его содержание и организации). Для того чтобы сформировать у ребенка с интеллектуальной недостаточностью предметные, предметно-игровые, ролевые действия, требуется существенно больше времени чем для ребенка с нормальным интеллектуальным развитием. При этом увеличивается продолжительность каждого этапа формирования игровой деятельности. Степень снижения интеллекта в значительной мере детерминирует возможности овладения игровой деятельностью в дошкольном возрасте.
Замедленное формирование отдельных игровых действий приводит к тому, что ребенку недостаточно одной обучающей игры. Для того чтобы научится, например, укладывать куклу спать или ее умывать, необходимо 3-4 недели учебного времени, что значительно больше, чем в работе с нормально развивающимися детьми. Соответственно и перечень сюжетов, который может быть использован в течение учебного года, очень небольшой. Сюжеты в нем многократно повторяются, хотя образные игрушки применяются разные. Таким образом, ребенок с проблемами в интеллектуальном развитии обучается переносу игровых действий с одной образной игрушки (например, куклы) на другую (например, мягкую игрушку, мишку, зайчика и т. п.). Игровые действия, направленные на формирование представлений об играх и взаимодействиях детей с использованием образных игрушек, многократно повторяется и расширяется по следующим темам: «Кукла Аня пляшет и поет», «Кукла Аня и медвежонок Даня», «У нас в гостях кукла Аня» и т. п. Тематика игр повторяется и расширяется не только от игры к игре, но от одного этапа обучения к другому, например, сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» может проходить по следующим сюжетам, имеющим похожее построение: «Мама ведет дочку в парикмахерскую», «Делаем прически к новогоднему празднику».
Структурная простота содержания игровой деятельности имеет особое значение в процессе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Структурирование предлагаемого материала является необходимым условием успешности его решения ими. В программах обучения и воспитания детей дошкольников с интеллектуальной недостаточностью учтены ограниченные возможности детей в овладении теми или иными знаниями и умениями. Однако для каждой конкретной группы детей еще более тщательная обработка материала. В процессе формирования игровой деятельности особое место занимает обучение детей игровыми действиями. Любое действие, даже самое простое, состоит из ряда операций. Нормально развивающийся ребенок достаточно быстро начинает эти операции выделять и повторять. Из-за нарушения аналитико-синтетической деятельности ребенок с интеллектуальной недостаточностью самостоятельно этого сделать не может. Поэтому в процессе его обучения любому действию необходимо выделить каждую операцию в цепочке, привлечь к ней его внимание, фиксируя ее взглядом и соотносить ее со словесным подкреплением. Только многократное повторение такой процедуры позволит ребенку понять смысл отдельных операций и вспомнить порядок их выполнения. Аналогичный подход используется и при формировании цепочек игровых действий (кормление куклы, умывание куклы, укладывание спать и т. д.).