Файл: Содержание введение 3 глава i. Теоретические основы формирования знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста 7.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
-
Проблема формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста 7 -
Мультипликации как средство формирования знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста 11
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ 15
2.1. Констатирующий эксперимент 15
2.2. Формирующий эксперимент …………………………………….. ………….17
2.3. Контрольный эксперимент …………………………………...………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………...………….33
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования состоит в том, что отношение ребёнка дошкольного возраста к окружающему миру в значительной степени построено не на рациональной, а на эмоциональной основе, которую составляют детские эмоции и чувства. Именно они играют определённую роль в развитии положительного отношения ребёнка к природе, в воспитании уважения к живому, что и составляет основу экологической этики. «Чувствовать – познавать – творить» - это и есть определённая последовательность во взаимодействии ребёнка с окружающим миром и 4 природой и, соответственно, принципы выстраивания педагогической технологии.
На протяжении многих лет, данная тема имеет все большую популярность среди педагогов школ и дошкольных учреждений в целом. Ведь именно там идет начальное обучение элементарным экологическим представлениям. Многие дошкольные учреждения берут программу экологического воспитания как приоритетное направление обучения и воспитания детей. Но сегодня в связи с утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ МИНОБРНАУКИ России №1155 от 17 октября 2013г.) возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современных позиций, актуализировать некоторые проблемы. В федеральном стандарте четко указано, что «содержание Программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности» (ФГОС, п. 2.6.). Одним из направлений развития (образовательной областью) выделено Познавательное развитие детей. Дано уточнение, что предполагает содержание каждого направления. «Художественноэстетическое развитие предполагает развитие мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие художественной литературы, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и др.)» (ФГОС, п. 2.6.).
Экологическое воспитание детей – новая область дошкольной педагогики, теоретическое и практическое становление, которое осуществляется в настоящее время. Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры, что позволяет в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, 5 успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Авторы научных работ по проблемам экологического воспитания аргументировано показывают, что экологическое воспитание – чрезвычайно только экологическое актуальная проблема настоящего времени: мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. В их исследованиях содержатся важные выводы о возможностях экологического воспитания детей; педагогических условиях формирования экологических знаний, убеждений, ответственного отношения к природе; значимости практической природоохранной деятельности детей, реализации интегративного подхода к содержанию экологического воспитания.
В документе ФГОС ДО раздел: «Познавательное развитие» предусматривает решение таких задач как: формирование первичных представлений о живой и не живой природе; воспитание гуманного, эмоциональноположительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание малышей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Использование таких новых, непривычных приёмов объяснения и закрепления материала помогает развить произвольное внимание у дошкольников.
В связи с этим актуальность выбранной темы исследования «Формирование знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликации» не вызывает сомнений.
Объект исследования – процесс формирования знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликации.
Предмет исследования – мультипликация как средство формирования знаний экологического характера детей старшего дошкольного возраста.
На основе вышеизложенной проблемы, мы сформулировали цель исследования – выявить эффективность использования мультипликации в формировании знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста.
На основе поставленной цели и сформулированного предмета были определены задачи исследования:
-
изучить и проанализировать методическую литературу и содержание современных программ по экологическому образованию и воспитанию старших дошкольников; -
выявить сущность знания экологического характера у детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликации; -
разработать перспективный план и систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста для формирования знаний экологического характера средствами мультипликации; -
провести практическую работу на базе детского сада по формированию знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликации.
Методы исследования: анализ психолого–педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение; эксперимент; беседа, обобщение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть, использованы в работе педагогов дошкольных организаций, а также при написании курсовых работ, рефератов, по проблемам экологического воспитания детей дошкольного возраста.
База исследования: исследовательская работа производилась в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении в Детском саду «Челээш» села Бора-Тайга Сут-Хольского кожууна.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы, и приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
-
Проблема формирования экологических знаний
у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время в области экологического воспитания просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Наблюдается бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья учебно воспитательного процесса, выражающееся во введении экологизированных учебных курсов, создании детских экологических объединений, возрастании числа экологических центров, лицеев, колледжей, увеличении количества создаваемых педагогамипрактиками авторских экологических программ.
Экологическое воспитание дошкольников – важная необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
К исследованиям экологического воспитания обращались А. Н Захлебный, И. Д. Зверев, Д. Н. Кавтарадзе, Г. В. Кирикэ, Н.М.Мамедов, С. Н. Николаева, Н. Ф. Реймерс, Н. А. Рыжова, И. Т. Суравегина, Е. Ф. Терентьева, В.К. Фокина, Г. А. Ягодин, В. А. Ясвин и др. С.Н. Николаева считает, что «экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает не только формирование осознанного, правильного отношения к природным явлениям и объектам, но и ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии. Чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе». Н. Ф. Реймерс полагает, что «экологическое воспитание – это педагогически целенаправленное воздействие на детей, в процессе которого они усваивают научные основы решения проблем взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями, практическими умениями и навыками охраны природы».
Интерес представляет точка зрения Н.А. Рыжовой [34, с. 75], которая определяет экологическое воспитание дошкольников как «непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование системы экологических представлений и знаний, экологической культуры, которая проявляется в эмоциональноположительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды». Анализ, проведенный В. А Ясвиным [44, с. 172], дает нам возможность считать, что «экологическое воспитание дошкольников – это специально, организованный, целенаправленный систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств детей, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как универсальной ценности.
Экологическое воспитание детей, с точки зрения В. Г. Фокиной [38, с. 5] «Формирование системы экологических знаний и предполагает: представлений, развитие эстетических чувств, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Именно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социальноприродных связей человека с окружающей средой не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.
Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как её часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по её законам.
Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психологопедагогическими исследованиями. В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:
-
связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития; -
многообразие живых организмов, их экологическое единство; -
сообщество живых организмов; -
человек, как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность; -
использование природных ресурсов и хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств [15; 156].
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задавая массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ним. В старшем дошкольном возрасте дети способны узнавать повадки животных, различать по голосам птиц, описывать растения, увязывать названия растений с их свойствами, понимать приносимую ими пользу.