Файл: Содержание введение 3 глава i. Теоретические основы формирования знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7

    1. Проблема формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста 7

    2. Мультипликации как средство формирования знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста 11

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ 15

2.1. Констатирующий эксперимент 15

2.2. Формирующий эксперимент …………………………………….. ………….17

2.3. Контрольный эксперимент …………………………………...………………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………...………….33

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования состоит в том, что отношение ребёнка дошкольного возраста к окружающему миру в значительной степени построено не на рациональной, а на эмоциональной основе, которую составляют детские эмоции и чувства. Именно они играют определённую роль в развитии положительного отношения ребёнка к природе, в воспитании уважения к живому, что и составляет основу экологической этики. «Чувствовать – познавать – творить» - это и есть определённая последовательность во взаимодействии ребёнка с окружающим миром и 4 природой и, соответственно, принципы выстраивания педагогической технологии.

На протяжении многих лет, данная тема имеет все большую популярность среди педагогов школ и дошкольных учреждений в целом. Ведь именно там идет начальное обучение элементарным экологическим представлениям. Многие дошкольные учреждения берут программу экологического воспитания как приоритетное направление обучения и воспитания детей. Но сегодня в связи с утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ МИНОБРНАУКИ России №1155 от 17 октября 2013г.) возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современных позиций, актуализировать некоторые проблемы. В федеральном стандарте четко указано, что «содержание Программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности» (ФГОС, п. 2.6.). Одним из направлений развития (образовательной областью) выделено Познавательное развитие детей. Дано уточнение, что предполагает содержание каждого направления. «Художественно­эстетическое развитие предполагает развитие мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие художественной литературы, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и др.)» (ФГОС, п. 2.6.).


Экологическое воспитание детей – новая область дошкольной педагогики, теоретическое и практическое становление, которое осуществляется в настоящее время. Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры, что позволяет в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, 5 успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Авторы научных работ по проблемам экологического воспитания аргументировано показывают, что экологическое воспитание – чрезвычайно только экологическое актуальная проблема настоящего времени: мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. В их исследованиях содержатся важные выводы о возможностях экологического воспитания детей; педагогических условиях формирования экологических знаний, убеждений, ответственного отношения к природе; значимости практической природоохранной деятельности детей, реализации интегративного подхода к содержанию экологического воспитания.

В документе ФГОС ДО раздел: «Познавательное развитие» предусматривает решение таких задач как: формирование первичных представлений о живой и не живой природе; воспитание гуманного, эмоционально­положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание малышей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Использование таких новых, непривычных приёмов объяснения и закрепления материала помогает развить произвольное внимание у дошкольников.

В связи с этим актуальность выбранной темы исследования «Формирование знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликации» не вызывает сомнений.

Объект исследования – процесс формирования знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликации.



Предмет исследования – мультипликация как средство формирования знаний экологического характера детей старшего дошкольного возраста.

На основе вышеизложенной проблемы, мы сформулировали цель исследования – выявить эффективность использования мультипликации в формировании знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста.

На основе поставленной цели и сформулированного предмета были определены задачи исследования:

  1. изучить и проанализировать методическую литературу и содержание современных программ по экологическому образованию и воспитанию старших дошкольников;

  2. выявить сущность знания экологического характера у детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликации;

  3. разработать перспективный план и систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста для формирования знаний экологического характера средствами мультипликации;

  4. провести практическую работу на базе детского сада по формированию знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликации.

Методы исследования: анализ психолого–педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение; эксперимент; беседа, обобщение.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть, использованы в работе педагогов дошкольных организаций, а также при написании курсовых работ, рефератов, по проблемам экологического воспитания детей дошкольного возраста.

База исследования: исследовательская работа производилась в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении в Детском саду «Челээш» села Бора-Тайга Сут-Хольского кожууна.

Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы, и приложений.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Проблема формирования экологических знаний


у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время в области экологического воспитания просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Наблюдается бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья учебно­ воспитательного процесса, выражающееся во введении экологизированных учебных курсов, создании детских экологических объединений, возрастании числа экологических центров, лицеев, колледжей, увеличении количества создаваемых педагогами­практиками авторских экологических программ.

Экологическое воспитание дошкольников – важная необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.

К исследованиям экологического воспитания обращались А. Н Захлебный, И. Д. Зверев, Д. Н. Кавтарадзе, Г. В. Кирикэ, Н.М.Мамедов, С. Н. Николаева, Н. Ф. Реймерс, Н. А. Рыжова, И. Т. Суравегина, Е. Ф. Терентьева, В.К. Фокина, Г. А. Ягодин, В. А. Ясвин и др. С.Н. Николаева считает, что «экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает не только формирование осознанного, правильного отношения к природным явлениям и объектам, но и ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии. Чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе». Н. Ф. Реймерс полагает, что «экологическое воспитание – это педагогически целенаправленное воздействие на детей, в процессе которого они усваивают научные основы решения проблем взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями, практическими умениями и навыками охраны природы».

Интерес представляет точка зрения Н.А. Рыжовой [34, с. 75], которая определяет экологическое воспитание дошкольников как «непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование системы экологических представлений и знаний, экологической культуры, которая проявляется в эмоционально­положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды». Анализ, проведенный В. А Ясвиным [44, с. 172], дает нам возможность считать, что «экологическое воспитание дошкольников – это специально, организованный, целенаправленный систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств детей, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как универсальной ценности.


Экологическое воспитание детей, с точки зрения В. Г. Фокиной [38, с. 5] «Формирование системы экологических знаний и предполагает: представлений, развитие эстетических чувств, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Именно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социально­природных связей человека с окружающей средой не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.

Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как её часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по её законам.

Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого­педагогическими исследованиями. В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:

  1. связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;

  2. многообразие живых организмов, их экологическое единство;

  3. сообщество живых организмов;

  4. человек, как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;

  5. использование природных ресурсов и хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств [15; 156].

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задавая массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ним. В старшем дошкольном возрасте дети способны узнавать повадки животных, различать по голосам птиц, описывать растения, увязывать названия растений с их свойствами, понимать приносимую ими пользу.