Файл: Содержание введение 3 глава i. Теоретические основы формирования знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Трудовая деятельность в сфере природы усложняется, становится более инициативной, разнообразной, систематизированной.

Закрепление знаний и умений у детей происходит в период экскурсий в городские скверы, парки и особенности при выезде за город, где дети не только зрительно или на слух воспринимают окружающий мир, но и сами могут собирать гербарий, узнают, где и в каких условиях живут растения. Дети различают лесные, луговые, степные виды и сообщества, учатся по растениям определять сухие и влажные места обитания. А рисование по памяти и с натуры формы листьев, цветов и растений в целом закрепляют их зрительную память.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. Главная цель – создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализация положений нового направления об универсальности и самоценности природы. Занятия по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей. Например, занятия по теме «Лес» воспитателю может «помогать» проводить сказочный Лесовичок, а по теме «Озеро» - Водяной или Русалка. Важно использовать и стремление детей к фантазированию. Правильно составленная разработка произведений экологического характера, экскурсии, составление сказок, рассказов, показ мультфильмов на экологическую тематику, наблюдения в природе и в живых уголках, зимних садах ­ все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями.

Таким образом, проанализировав высказывания данных педагогов, мы пришли к мнению, что будем придерживаться определения педагога Н. А. Рыжовой, которая даёт такое понятие экологического воспитания как: «Непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование знаний экологических представлений и знаний, экологической культуры, которая проявляется в эмоционально­положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды».



    1. Мультипликации как средство формирования знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста


Ребенок должен учиться многому, не забывая о детстве. Для того, чтобы чему­то научить ребенка и при этом не украсть у него детство нужно осуществить процесс обучения посредством игр. Очень хороший способ обучения – это мультипликации. Мультипликации – одно из средств формирования элементарных представлений у дошкольников о многообразии мира природы и воспитания этического и эстетического отношения к ней, это наиболее эффективный воспитатель, поскольку сочетает в себе слово и картинку т.е включает два органа восприятия: зрение и слух. Преимущественно средствами мультипликации можно решать воспитательную, этико­эстетическую задачу и научно­образовательную.

Мультипликации способны многому научить, в том числе ознакомить с окружающим миром. Дети любого возраста хорошо воспринимают материалы в виде мультипликаций, то есть в виде мультфильмов, во время чего совершают волшебное путешествие в увлекательное царство вместе с любимыми героями. Цель мультфильмов экологического характера – это формирование начал экологической культуры, то есть бережного отношения дошкольника к природе, которая его окружает, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми они пользуются.

Такое отношение базируется на элементарных знаниях экологического характера. Задачи мультфильмов экологического характера:

  1. формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно­правильного отношения к природе);

  2. развитие познавательного интереса к миру природы;

  3. формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

  4. воспитание гуманного, эмоционально­положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

  5. формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

  6. освоение элементарных норм поведения по отношению к природе;

  7. формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни.


Кроме этого мультфильмы на экологическую тематику учат: познавать окружающий мир; воспитывать чувство причастности к благополучию в природе; думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

В формировании знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста, большую роль играет мультфильм природоведческого содержания. Много мультфильмов о природе для детей написаны либо учёными биологами, либо авторами с глубоким знанием природы. Увлекательные и в то же время простые художественные произведения в форме сказок созданы Н. Сладковым. Произведения этих авторов представляют собой уникальную энциклопедию, составленную с творческим мастерством художников, хорошо понимающих особенности восприятия природоведческого материала маленькими читателями (слушателями). Они показывают сложнейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высокохудожественной форме. Содержание их научно достоверно, оно помогает детям познать природу во всем её многообразии, учит внимательно всматриваться в жизнь растений, животных, явления неживой природы, учит понимать природу, поэтически мыслить и чувствовать.

Научно­популярные, познавательные, художественные мультфильмы на экологическую тематику создают основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к природе.

Просмотр мультфильма на экологическую тематику может быть отдельной формой в работе по экологическому воспитанию детей и может входить в другие: экологические занятия, опытно­эксперементальную деятельность, беседы, наблюдения, театрализованную деятельность. Часто эти формы объединяют одной темой. Например, «Жизнь диких животных», «Деревья в разное время года», «Как готовится природа к зиме» и другие [4, с. 92].

Работа с мультфильмом на экологическую тематику имеет свою специфику. Она способствует становлению не только личностных качеств, но и развитию у детей высших чувств (дружба и любовь к живым существам), которые связаны с событиями и переживаниями мультипликационных персонажей; интеллектуальные чувства (любознательность, удивление, сомнение) вызвали у детей поступки сказочных героев; эстетические чувства (наслаждение, радость, удовольствие, восхищение, переживание) развивались у детей при восприятии красоты и разнообразия живой природы.

Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. Огромное значение в экологическом воспитании детей приобретают мультфильмы с сюжетом народной сказки. Они во многом экологичны: в них нашло отражение
осмысления человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. Некоторые такие мультфильмы написаны в лучших народных традициях, их можно инсценировать, включать в занятия по формированию реалистических представлений о животных. Для целей формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста следует отбирать те мультипликации, которые наиболее точны в определении ценностей. В сказках разных народов можно найти сведения о природных особенностях тех мест, которые они населяют.

Таким образом, использование мультипликаций на экологическую тематику, на занятиях позволяет доступнее объяснить материал детям. Мультфильмы могут быть, включены в начале занятия, как мотивация, как часть занятия или в конце, как итог занятия.


ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ

2.1. Констатирующий эксперимент
В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении в Детском саду «Челээш» с. Бора-Тайга Сут-Хольского кожууна нaми былo прoвeдeнo иccлeдoвaниe старшей группы «Непоседы». Вceгo oбcлeдoвaнo 20 детей в вoзрacтe от 6-7 лeт.

Гипoтeзa иccлeдoвaния: средства мультипликации, как один эффективных методов по формированию знания экологического характера у детей старшего возраста.

Для диaгнocтики были иcпoльзoвaны cлeдующиe мeтoдики: беседы, наблюдения, и методика по диагностированию формирования знаний экологического характера Н.С. Николаевой, Л.М. Манавцевой.

Для выполнения первой задачи был использован метод наблюдения, в ходе которого обследовалась предметно­развивающая среда. В детском саду созданы комфортные условия для формирования знаний экологического характера: уголки живой и не живой природы; на территории дошкольного учреждения созданы внешние природные зоны такие как: сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха; взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием; организация исследовательской деятельности на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.

В старшей группе детского сада организованы уголки для формирования знаний экологического характера. В них отводится место для игр, просмотра мультфильмов экологического характера, уголок природы. Уголок природы разделен на следующие зоны:

  1. зона наблюдений за погодой: картинки с изображением погоды; календарь для зарисовки условных обозначений; модели года, месяца, 20 недели, суток и часов;

  2. зона для выращивания растений: различные цветы; оборудование (лейки, лопаточки, тряпочки, грабельки); временные обитатели это букеты, поделки из природного материла; ящики с посадками зеленого лука и веточки деревьев; стаканчики с рассадой для огорода;

  3. зона дидактических игр и альбомов: картотека опытов и экспериментов; альбомы с фотографиями животных и растений; дидактические игры экологического содержания; наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и различных растений.