Файл: Содержание введение 3 глава i. Теоретические основы формирования знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста 7.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
книжном уголке были выставлены рассказы, сказки, альбомы с иллюстрациями к ним, в соответствии с комплексной образовательной программой дошкольного В.И. Логиновой, Т.И. образования «Детство» под редакцией авторов Бабаевой, Н.А. Ноткиной.
Основная цель работы с мультфильмом экологического характера: развитие личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире природы через актуализацию имеющегося у него эмоционально чувственного и интеллектуального опыта средствами экологического мультфильма.
Нами был подобран ряд критериев, которые на наш взгляд помогут дать объективную оценку знания экологического характера у детей старшего дошкольного возраста. К таковым критериям были отнесены:
Для повышения знаний экологического характера нами была проделана следующая работа: нами было проведен цикл занятий, каждое из которых имеет свою направленность и вместе с тем, в силу многостороннего воздействия многих видов деятельности позволяет решать несколько задач одновременно.
Занятия проводились в 2 раза в неделю во второй половине дня на протяжении 3 недели. Продолжительность каждого занятия около 2025 минут. Количество участников – 20 детей. На занятиях были представлены виды мультфильмов разной направленности. Работа с мультфильмом включала четыре этапа.
На первом этапе детям предоставлялась возможность приобретения знаний и непосредственного эмоциональночувственного опыта общения с природой посредством их включения в кратковременные наблюдения за живыми объектами, с которыми дети затем встречаются в мультфильме.
На втором этапе дети входили в область активного действенного освоения экологического содержания мультипликационного произведения
На третьем дошкольники овладевали средствами построения самостоятельного активного взаимодействия с окружающей природой, включались в различные ситуации.
А на четвертом – творчески использовали эти средства в самостоятельной деятельности.
Занятие №1 «Насекомые». На первом развивающем занятии мы обобщали знания детей о насекомых, учили развивать познавательный интерес к насекомым, быть неравнодушными к миру природы, развивали эмоциональный внутренний мир, формировали экологическое поведение и экологическую этику. Структура занятия состояла из:
Занятие №2 «Птицы». В данном занятии мы способствовали накоплению у детей знаний о птицах, углубили и расширили эти знания, развивали доброе и заботливое отношение к пернатым друзьям, быть неравнодушным и помогать птицам в трудный для них период. Структура занятия:
Занятие №3 «Дикие и домашние животные». На третьем развивающем занятии мы обобщали знания детей о диких и домашних животных, учили быть неравнодушными к миру природы, развивали эмоциональный внутренний мир, интерес к живой природе, умение различать разных животных по характерным особенностям, формировали экологическое поведение и экологическую этику. Структура занятия:
Занятие №4 «Растения как живые существа». На четвертом развивающем занятии мы обобщали знания детей о растениях как живых существ, развивали умение устанавливать причинноследственные связи, между средой обитания и особенностями внешнего вида воспитывали интерес к живой природе, бережное, доброжелательное отношение к растениям, относится к ним как живым существам, умение различать строение, функции растений. Структура занятия:
Работа с детьми проходила в интересной и доступной форме. Наряду с организацией наблюдений, мы использовали формы работы, способствующие накоплению детьми эмоциональночувственного опыта общения с окружающей средой: рассматривание картин, иллюстраций, прослушивание аудиозаписей со звуками природы (шум дождя, шелест листвы, пение птиц и т.п.); рисование; лепка; аппликация на основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений.
Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни насекомых. Стали бережнее относится к муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы действительно связаны. И от того, как человек будет беречь, и заботиться о природе, любить ее, от этого будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
2.3. Контрольный эксперимент
С целью выявления эффективности используемых в работе методов была проведена контрольная диагностика уровня знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликации.
Методика контрольной диагностики аналогична первичной. Диагностическое обследование проводилось с каждым ребенком посредством беседы, наблюдения при этом использовалась методика Николаевой Н.С. (Приложение 1). Содержание каждого задания направлено на выявление конкретных знаний и умений, полученных в ходе проделанной практической работы. Результаты представлены в таблице №2, и диаграмме№2.
Таблица №2
Результаты диагностики контрольного этапа по выявлению знаний экологического характера у детей старшей группы «Непоседы»
Проведя контрольную диагностику и обработав результаты проделанной работы, мы пришли к выводу, что уровень знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста заметно повысился, из-за проведённых нами занятий с помощью мультипликаций. Данные итоговой диагностики таковы:
Данные диагностики контрольного этапа представлены в диаграмме №2 «Уровень знаний экологического характера на формирующем этапе детей старшей группы «Непоседы»».
рис.1. «Уровень знаний экологического характера на контрольном этапе детей старшей группы «Непоседы»»
Исходя, из данных таблицы и диаграммы видно, что использование средств мультипликаций в работе с детьми значительно повлияло на уровень знаний, и восприятия материала.
Сравнительный анализ данных первичной и итоговой диагностики
Исходя из данных таблицы, видно, что проведённая нами работа по формированию знаний экологического характера на контрольном этапе дала положительные результаты – уровень знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста значительно повысился.
Если на начальном этапе работы высокий уровень знаний экологического характера был лишь у двух детей, то теперь на данный уровень поднялись еще семеро детей.
Таким образом, десять человек из двадцати (что составляет 50 % от общего количества детей) показали достаточно высокие результаты. Знания этих носят обобщенный характер. Процент детей со средним уровнем развития ранее составлял 40% (8 из 20 детей), однако теперь число детей со средним уровнем осталось на прежнем уровне, но некоторые дети со среднего уровня поднялись на высокий, а с низкого на средний, что составляет 40% от общего количества детей. Процент детей с низким уровнем знаний экологического характера ранее составлял 50% (10 из 20 детей), а теперь число детей со средним уровнем снизилось, что составляет 10% от общего количества детей.
Исходя, из анализа результатов диагностики можно сказать, что использование такого эффективного средства
Основная цель работы с мультфильмом экологического характера: развитие личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире природы через актуализацию имеющегося у него эмоционально чувственного и интеллектуального опыта средствами экологического мультфильма.
Нами был подобран ряд критериев, которые на наш взгляд помогут дать объективную оценку знания экологического характера у детей старшего дошкольного возраста. К таковым критериям были отнесены:
-
понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственноэстетическом и практическом значении для человека; -
освоение знаний о нормах поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту; -
проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
Для повышения знаний экологического характера нами была проделана следующая работа: нами было проведен цикл занятий, каждое из которых имеет свою направленность и вместе с тем, в силу многостороннего воздействия многих видов деятельности позволяет решать несколько задач одновременно.
Занятия проводились в 2 раза в неделю во второй половине дня на протяжении 3 недели. Продолжительность каждого занятия около 2025 минут. Количество участников – 20 детей. На занятиях были представлены виды мультфильмов разной направленности. Работа с мультфильмом включала четыре этапа.
На первом этапе детям предоставлялась возможность приобретения знаний и непосредственного эмоциональночувственного опыта общения с природой посредством их включения в кратковременные наблюдения за живыми объектами, с которыми дети затем встречаются в мультфильме.
На втором этапе дети входили в область активного действенного освоения экологического содержания мультипликационного произведения
На третьем дошкольники овладевали средствами построения самостоятельного активного взаимодействия с окружающей природой, включались в различные ситуации.
А на четвертом – творчески использовали эти средства в самостоятельной деятельности.
Занятие №1 «Насекомые». На первом развивающем занятии мы обобщали знания детей о насекомых, учили развивать познавательный интерес к насекомым, быть неравнодушными к миру природы, развивали эмоциональный внутренний мир, формировали экологическое поведение и экологическую этику. Структура занятия состояла из:
-
загадки на тему «Отгадай насекомое»; -
беседа о внешнем виде насекомых; -
презентация «Насекомые»; -
физминутка «Пчела»; -
д/и «Внешний вид насекомых»; -
мультфильм «Фиксикипчела»; -
беседа по содержанию мультфильма «Фиксики – пчела».
Занятие №2 «Птицы». В данном занятии мы способствовали накоплению у детей знаний о птицах, углубили и расширили эти знания, развивали доброе и заботливое отношение к пернатым друзьям, быть неравнодушным и помогать птицам в трудный для них период. Структура занятия:
-
загадки на тему « Птицы»; -
стихотворение Е.Благининой: «Перелетные птицы»; -
беседа о птицах, о местах их обитания и внешних признаках; -
презентация «Птицы»; -
стихотворение А.Яшина: «Покормите птиц зимой»; -
фрагменты мультфильмов: «Высокая горка», «Чужой голос»; -
беседа по содержанию мультфильмов: «Высокая горка», «Чужой голос».
Занятие №3 «Дикие и домашние животные». На третьем развивающем занятии мы обобщали знания детей о диких и домашних животных, учили быть неравнодушными к миру природы, развивали эмоциональный внутренний мир, интерес к живой природе, умение различать разных животных по характерным особенностям, формировали экологическое поведение и экологическую этику. Структура занятия:
-
Загадки о животных; -
дидактические игры «Угадай чей хвост»; -
физминутка «Изобрази животное»; -
презентация «Животные»; -
д/и «Назови признаки животных»; -
мультфильм «Лесные путешественники»; -
беседа по содержанию мультфильма «Лесные путешественники».
Занятие №4 «Растения как живые существа». На четвертом развивающем занятии мы обобщали знания детей о растениях как живых существ, развивали умение устанавливать причинноследственные связи, между средой обитания и особенностями внешнего вида воспитывали интерес к живой природе, бережное, доброжелательное отношение к растениям, относится к ним как живым существам, умение различать строение, функции растений. Структура занятия:
-
дидактическая игра «Живое не живое»; -
игра «Собери цветок»; -
беседа о том, как размножаются растения; -
физминутка «Наши алые цветочки раскрывают лепесточки»; -
презентация «Растения»; -
игра «Какой песок»; -
мультипликационный фильм «Профессор – почемушкин?»; -
беседа по содержанию мультфильма «Профессор – почемушкин?».
Работа с детьми проходила в интересной и доступной форме. Наряду с организацией наблюдений, мы использовали формы работы, способствующие накоплению детьми эмоциональночувственного опыта общения с окружающей средой: рассматривание картин, иллюстраций, прослушивание аудиозаписей со звуками природы (шум дождя, шелест листвы, пение птиц и т.п.); рисование; лепка; аппликация на основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений.
Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни насекомых. Стали бережнее относится к муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы действительно связаны. И от того, как человек будет беречь, и заботиться о природе, любить ее, от этого будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
2.3. Контрольный эксперимент
С целью выявления эффективности используемых в работе методов была проведена контрольная диагностика уровня знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликации.
Методика контрольной диагностики аналогична первичной. Диагностическое обследование проводилось с каждым ребенком посредством беседы, наблюдения при этом использовалась методика Николаевой Н.С. (Приложение 1). Содержание каждого задания направлено на выявление конкретных знаний и умений, полученных в ходе проделанной практической работы. Результаты представлены в таблице №2, и диаграмме№2.
Таблица №2
Результаты диагностики контрольного этапа по выявлению знаний экологического характера у детей старшей группы «Непоседы»
№ п/н | Код ребёнка | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Балл | Уровень |
1 | 001 | 2 | 3 | 2 | 2 | 9 | средний |
2 | 002 | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | высокий |
3 | 003 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | низкий |
4 | 004 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | низкий |
5 | 005 | 2 | 2 | 3 | 1 | 8 | средний |
6 | 006 | 3 | 1 | 2 | 2 | 8 | средний |
7 | 007 | 2 | 3 | 1 | 2 | 8 | средний |
8 | 008 | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | средний |
9 | 009 | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | высокий |
10 | 010 | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | высокий |
11 | 011 | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | высокий |
12 | 012 | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | высокий |
13 | 013 | 3 | 3 | 2 | 3 | 11 | высокий |
14 | 014 | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | высокий |
15 | 015 | 2 | 2 | 3 | 1 | 8 | средний |
16 | 016 | 2 | 2 | 3 | 1 | 8 | средний |
17 | 017 | 3 | 3 | 2 | 3 | 11 | высокий |
18 | 018 | 3 | 3 | 2 | 3 | 11 | высокий |
19 | 019 | 2 | 2 | 3 | 1 | 8 | средний |
20 | 020 | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | высокий |
Проведя контрольную диагностику и обработав результаты проделанной работы, мы пришли к выводу, что уровень знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста заметно повысился, из-за проведённых нами занятий с помощью мультипликаций. Данные итоговой диагностики таковы:
-
Средний уровень – 8 детей, кодам ребёнка – это дети 001, 005, 006, 007, 008, 015, 016, 019, а в процентном соотношении – 40 %; -
Высокий уровень – 10 детей, по кодам ребёнка – это дети 002, 009, 010, 011, 012, 013, 014, 017, 018, 020, а в процентном соотношении – 50 %; -
Низкий уровень – 2 детей, по кодам ребёнка – это дети 003,004, а в процентном соотношении – 10%.
Данные диагностики контрольного этапа представлены в диаграмме №2 «Уровень знаний экологического характера на формирующем этапе детей старшей группы «Непоседы»».
рис.1. «Уровень знаний экологического характера на контрольном этапе детей старшей группы «Непоседы»»
Исходя, из данных таблицы и диаграммы видно, что использование средств мультипликаций в работе с детьми значительно повлияло на уровень знаний, и восприятия материала.
Сравнительный анализ данных первичной и итоговой диагностики
Исходя из данных таблицы, видно, что проведённая нами работа по формированию знаний экологического характера на контрольном этапе дала положительные результаты – уровень знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста значительно повысился.
Если на начальном этапе работы высокий уровень знаний экологического характера был лишь у двух детей, то теперь на данный уровень поднялись еще семеро детей.
Таким образом, десять человек из двадцати (что составляет 50 % от общего количества детей) показали достаточно высокие результаты. Знания этих носят обобщенный характер. Процент детей со средним уровнем развития ранее составлял 40% (8 из 20 детей), однако теперь число детей со средним уровнем осталось на прежнем уровне, но некоторые дети со среднего уровня поднялись на высокий, а с низкого на средний, что составляет 40% от общего количества детей. Процент детей с низким уровнем знаний экологического характера ранее составлял 50% (10 из 20 детей), а теперь число детей со средним уровнем снизилось, что составляет 10% от общего количества детей.
Исходя, из анализа результатов диагностики можно сказать, что использование такого эффективного средства