Файл: Содержание введение 3 глава i. Теоретические основы формирования знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
книжном уголке были выставлены рассказы, сказки, альбомы с иллюстрациями к ним, в соответствии с комплексной образовательной программой дошкольного В.И. Логиновой, Т.И. образования «Детство» под редакцией авторов Бабаевой, Н.А. Ноткиной.

Основная цель работы с мультфильмом экологического характера: развитие личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире природы через актуализацию имеющегося у него эмоционально чувственного и интеллектуального опыта средствами экологического мультфильма.

Нами был подобран ряд критериев, которые на наш взгляд помогут дать объективную оценку знания экологического характера у детей старшего дошкольного возраста. К таковым критериям были отнесены:

  1. понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно­эстетическом и практическом значении для человека;

  2. освоение знаний о нормах поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;

  3. проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Для повышения знаний экологического характера нами была проделана следующая работа: нами было проведен цикл занятий, каждое из которых имеет свою направленность и вместе с тем, в силу многостороннего воздействия многих видов деятельности позволяет решать несколько задач одновременно.

Занятия проводились в 2 раза в неделю во второй половине дня на протяжении 3 недели. Продолжительность каждого занятия около 20­25 минут. Количество участников – 20 детей. На занятиях были представлены виды мультфильмов разной направленности. Работа с мультфильмом включала четыре этапа.

На первом этапе детям предоставлялась возможность приобретения знаний и непосредственного эмоционально­чувственного опыта общения с природой посредством их включения в кратковременные наблюдения за живыми объектами, с которыми дети затем встречаются в мультфильме.

На втором этапе дети входили в область активного действенного освоения экологического содержания мультипликационного произведения

На третьем дошкольники овладевали средствами построения самостоятельного активного взаимодействия с окружающей природой, включались в различные ситуации.


А на четвертом – творчески использовали эти средства в самостоятельной деятельности.


Занятие №1 «Насекомые». На первом развивающем занятии мы обобщали знания детей о насекомых, учили развивать познавательный интерес к насекомым, быть неравнодушными к миру природы, развивали эмоциональный внутренний мир, формировали экологическое поведение и экологическую этику. Структура занятия состояла из:

  1. загадки на тему «Отгадай насекомое»;

  2. беседа о внешнем виде насекомых;

  3. презентация «Насекомые»;

  4. физминутка «Пчела»;

  5. д/и «Внешний вид насекомых»;

  6. мультфильм «Фиксики­пчела»;

  7. беседа по содержанию мультфильма «Фиксики – пчела».

Занятие №2 «Птицы». В данном занятии мы способствовали накоплению у детей знаний о птицах, углубили и расширили эти знания, развивали доброе и заботливое отношение к пернатым друзьям, быть неравнодушным и помогать птицам в трудный для них период. Структура занятия:

  1. загадки на тему « Птицы»;

  2. стихотворение Е.Благининой: «Перелетные птицы»;

  3. беседа о птицах, о местах их обитания и внешних признаках;

  4. презентация «Птицы»;

  5. стихотворение А.Яшина: «Покормите птиц зимой»;

  6. фрагменты мультфильмов: «Высокая горка», «Чужой голос»;

  7. беседа по содержанию мультфильмов: «Высокая горка», «Чужой голос».

Занятие №3 «Дикие и домашние животные». На третьем развивающем занятии мы обобщали знания детей о диких и домашних животных, учили быть неравнодушными к миру природы, развивали эмоциональный внутренний мир, интерес к живой природе, умение различать разных животных по характерным особенностям, формировали экологическое поведение и экологическую этику. Структура занятия:

  1. Загадки о животных;

  2. дидактические игры «Угадай чей хвост»;

  3. физминутка «Изобрази животное»;

  4. презентация «Животные»;

  5. д/и «Назови признаки животных»;

  6. мультфильм «Лесные путешественники»;

  7. беседа по содержанию мультфильма «Лесные путешественники».

Занятие №4 «Растения как живые существа». На четвертом развивающем занятии мы обобщали знания детей о растениях как живых существ, развивали умение устанавливать причинно­следственные связи, между средой обитания и особенностями внешнего вида воспитывали интерес к живой природе, бережное, доброжелательное отношение к растениям, относится к ним как живым существам, умение различать строение, функции растений. Структура занятия:


  1. дидактическая игра «Живое не живое»;

  2. игра «Собери цветок»;

  3. беседа о том, как размножаются растения;

  4. физминутка «Наши алые цветочки раскрывают лепесточки»;

  5. презентация «Растения»;

  6. игра «Какой песок»;

  7. мультипликационный фильм «Профессор – почемушкин?»;

  8. беседа по содержанию мультфильма «Профессор – почемушкин?».

Работа с детьми проходила в интересной и доступной форме. Наряду с организацией наблюдений, мы использовали формы работы, способствующие накоплению детьми эмоционально­чувственного опыта общения с окружающей средой: рассматривание картин, иллюстраций, прослушивание аудиозаписей со звуками природы (шум дождя, шелест листвы, пение птиц и т.п.); рисование; лепка; аппликация на основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений.

Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни насекомых. Стали бережнее относится к муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы действительно связаны. И от того, как человек будет беречь, и заботиться о природе, любить ее, от этого будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
2.3. Контрольный эксперимент
С целью выявления эффективности используемых в работе методов была проведена контрольная диагностика уровня знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликации.

Методика контрольной диагностики аналогична первичной. Диагностическое обследование проводилось с каждым ребенком посредством беседы, наблюдения при этом использовалась методика Николаевой Н.С. (Приложение 1). Содержание каждого задания направлено на выявление конкретных знаний и умений, полученных в ходе проделанной практической работы. Результаты представлены в таблице №2, и диаграмме№2.

Таблица №2

Результаты диагностики контрольного этапа по выявлению знаний экологического характера у детей старшей группы «Непоседы»



п/н

Код ребёнка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Балл

Уровень

1

001

2

3

2

2

9

средний

2

002

3

3

3

3

12

высокий

3

003

1

1

1

1

4

низкий

4

004

1

1

1

1

4

низкий

5

005

2

2

3

1

8

средний

6

006

3

1

2

2

8

средний

7

007

2

3

1

2

8

средний

8

008

2

2

2

2

8

средний

9

009

3

3

3

3

12

высокий

10

010

3

3

3

3

12

высокий

11

011

3

3

3

3

12

высокий

12

012

3

3

3

3

12

высокий

13

013

3

3

2

3

11

высокий

14

014

3

3

3

3

12

высокий

15

015

2

2

3

1

8

средний

16

016

2

2

3

1

8

средний

17

017

3

3

2

3

11

высокий

18

018

3

3

2

3

11

высокий

19

019

2

2

3

1

8

средний

20

020

3

3

3

3

12

высокий



Проведя контрольную диагностику и обработав результаты проделанной работы, мы пришли к выводу, что уровень знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста заметно повысился, из-за проведённых нами занятий с помощью мультипликаций. Данные итоговой диагностики таковы:

  1. Средний уровень – 8 детей, кодам ребёнка – это дети 001, 005, 006, 007, 008, 015, 016, 019, а в процентном соотношении – 40 %;

  2. Высокий уровень – 10 детей, по кодам ребёнка – это дети 002, 009, 010, 011, 012, 013, 014, 017, 018, 020, а в процентном соотношении – 50 %;

  3. Низкий уровень – 2 детей, по кодам ребёнка – это дети 003,004, а в процентном соотношении – 10%.

Данные диагностики контрольного этапа представлены в диаграмме №2 «Уровень знаний экологического характера на формирующем этапе детей старшей группы «Непоседы»».



рис.1. «Уровень знаний экологического характера на контрольном этапе детей старшей группы «Непоседы»»

Исходя, из данных таблицы и диаграммы видно, что использование средств мультипликаций в работе с детьми значительно повлияло на уровень знаний, и восприятия материала.

Сравнительный анализ данных первичной и итоговой диагностики

Исходя из данных таблицы, видно, что проведённая нами работа по формированию знаний экологического характера на контрольном этапе дала положительные результаты – уровень знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста значительно повысился.

Если на начальном этапе работы высокий уровень знаний экологического характера был лишь у двух детей, то теперь на данный уровень поднялись еще семеро детей.

Таким образом, десять человек из двадцати (что составляет 50 % от общего количества детей) показали достаточно высокие результаты. Знания этих носят обобщенный характер. Процент детей со средним уровнем развития ранее составлял 40% (8 из 20 детей), однако теперь число детей со средним уровнем осталось на прежнем уровне, но некоторые дети со среднего уровня поднялись на высокий, а с низкого на средний, что составляет 40% от общего количества детей. Процент детей с низким уровнем знаний экологического характера ранее составлял 50% (10 из 20 детей), а теперь число детей со средним уровнем снизилось, что составляет 10% от общего количества детей.

Исходя, из анализа результатов диагностики можно сказать, что использование такого эффективного средства