Файл: Содержание введение 3 глава i. Теоретические основы формирования знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста 7.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, как мультипликационные фильмы экологического характера, позволило нам повысить уровень знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста.
В результате проведенных занятий было выяснено, что заметно изменились знания экологического характера у детей старшего дошкольного возраста к природным объектам в процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей сложилось точное и ясное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления дополняют друг друга, что организм и среданеразделимое целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
Основная цель работы с мультфильмом экологического содержания: развитие личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире природы через актуализацию имеющегося у него эмоционально
чувственного опыта.
В работе с использованием мультфильма экологического содержания, мы соблюдали следующие принципы:
Сопоставляя результаты формирующего этапа и контрольного этапа диагностики по формированию знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста, мы можем отметить, что у большинства испытуемых значительно изменился уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы. Благодаря применению мультфильмов в ходе занятий, у дошкольников развилась потребность помогать природе и наблюдать за ее жизнью.
Таким образом, занятия прошли успешно и дали положительный результат. Составленный нами календарно-тематический план дал положительный результат, так как уровень показателей повысился. Использование на занятиях мультфильмов усилили потребности детей в познании нового и необычного, у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Результаты работы подтверждают выдвинутую нами гипотезу исследования, что использование на занятиях мультфильмов позволяет детям гораздо тоньше чувствовать и воспринимать окружающий мир, осознанней думать о последствиях взаимодействия с природой; замечать какиелибо детали и элементы, что является прекрасным для ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях продолжающего роста экологической опасности на планете в целом и каждом ее регионе особенно остро стоит проблема переосмысления концептуальных взглядов педагогической науки на теорию и практику развития у подрастающего поколения экологического сознания и ответственности по отношению к социоприродному окружению и собственному здоровью.
Одна из важнейших задач, стоящих на сегодняшний день – формирование экологических знаний у детей, начиная с самого раннего возраста. Причем доброй основой служат знания дошкольников об окружающей нас природе.
Проанализировав психологопедагогическую и методическую литературу по теме исследования, мы выяснили, что экологическое воспитание – трудоемкий многогранный процесс познания природы, который представляет собой формирование основных приоритетов экологической культуры путем тесного переплетения знаний, практической деятельности и духовного начала каждого ребенка.
Основная цель экологического воспитания – научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.
Анализ ряда программ ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов, понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. У каждой из них существуют различные формы организации воспитательного процесса. Общим является форма организации – занятие в совокупности с работой в повседневной жизни.
Знания экологического характера осуществляется с использованием элементарная поисковая деятельность, различных форм (занятия, экологические праздники), методов (наблюдение, экскурсии, рассматривание картин, беседа, чтение художественной литературы, игра, труд в природе) и средств экологического воспитания дошкольников, можно с уверенностью сказать, что их существует большое количество.
Мультфильм в увлекательной форме вводит ребенка в окружающий мир, позволяя ему лучше понять и осознать его. Сказочная форма способствует введению необычных ситуаций в изучаемый материал, тем самым оживляя его. Именно такое соединение благоприятно для развития, поскольку через сказочные образы педагог может найти путь к эмоциональной сфере ребенка. Смотря увлекательную историю и переживая вместе с героями все их необыкновенные приключения, ребенок в то же время упражняется в решении целого рода сложных интеллектуальных задач, учится рассуждать, логически мыслить, обосновывать свои действия.
Главная же задача мультфильмов на экологическую тематику – формирование у детей осознанноправильного отношения к различным природным объектам, и прежде всего к тем, которые находятся рядом с ними. Поэтому чтение сказок может быть отдельной формой в работе по экологическому воспитанию детей и может интегрировать с другими областями образовательной деятельности: экспериментирование, беседы, наблюдения, театрализованная деятельность.
Таким образом, мультипликация является достаточно эффективным средством в повышении уровня знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)
Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего:
Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводятся беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.
Инструкция
Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:
- об объектах живой природы;
- об объектах неживой природы.
2. Отношение к природе.
3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.
В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий. Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.
Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:
- от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;
- от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;
- от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.
Содержание диагностического инструментария:
В результате проведенных занятий было выяснено, что заметно изменились знания экологического характера у детей старшего дошкольного возраста к природным объектам в процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей сложилось точное и ясное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления дополняют друг друга, что организм и среданеразделимое целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
Основная цель работы с мультфильмом экологического содержания: развитие личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире природы через актуализацию имеющегося у него эмоционально
чувственного опыта.
В работе с использованием мультфильма экологического содержания, мы соблюдали следующие принципы:
-
накопление эмоциональночувственных представлений об объектах природы, о связи их с условиями среды обитания и другими живыми существами, о существенных признаках и потребностях живого; -
использование имеющегося у детей опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания произведения; -
создание представлений о многообразии сказочных образов природы; -
создание условий для понимания детьми экологического содержания мультфильма в процессе знакомства с ним, используя синтез специфически дошкольных видов деятельности изобразительная, конструкторская и т.д.; -
формирование у детей умения использовать имеющийся опыт в непосредственном общении с объектами природы; -
включение в процесс обсуждения мультфильма с экологических позиций различных форм коллективного, индивидуального творчества и сотворчества взрослого и детей.
Сопоставляя результаты формирующего этапа и контрольного этапа диагностики по формированию знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста, мы можем отметить, что у большинства испытуемых значительно изменился уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы. Благодаря применению мультфильмов в ходе занятий, у дошкольников развилась потребность помогать природе и наблюдать за ее жизнью.
Таким образом, занятия прошли успешно и дали положительный результат. Составленный нами календарно-тематический план дал положительный результат, так как уровень показателей повысился. Использование на занятиях мультфильмов усилили потребности детей в познании нового и необычного, у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Результаты работы подтверждают выдвинутую нами гипотезу исследования, что использование на занятиях мультфильмов позволяет детям гораздо тоньше чувствовать и воспринимать окружающий мир, осознанней думать о последствиях взаимодействия с природой; замечать какиелибо детали и элементы, что является прекрасным для ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях продолжающего роста экологической опасности на планете в целом и каждом ее регионе особенно остро стоит проблема переосмысления концептуальных взглядов педагогической науки на теорию и практику развития у подрастающего поколения экологического сознания и ответственности по отношению к социоприродному окружению и собственному здоровью.
Одна из важнейших задач, стоящих на сегодняшний день – формирование экологических знаний у детей, начиная с самого раннего возраста. Причем доброй основой служат знания дошкольников об окружающей нас природе.
Проанализировав психологопедагогическую и методическую литературу по теме исследования, мы выяснили, что экологическое воспитание – трудоемкий многогранный процесс познания природы, который представляет собой формирование основных приоритетов экологической культуры путем тесного переплетения знаний, практической деятельности и духовного начала каждого ребенка.
Основная цель экологического воспитания – научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.
Анализ ряда программ ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов, понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. У каждой из них существуют различные формы организации воспитательного процесса. Общим является форма организации – занятие в совокупности с работой в повседневной жизни.
Знания экологического характера осуществляется с использованием элементарная поисковая деятельность, различных форм (занятия, экологические праздники), методов (наблюдение, экскурсии, рассматривание картин, беседа, чтение художественной литературы, игра, труд в природе) и средств экологического воспитания дошкольников, можно с уверенностью сказать, что их существует большое количество.
Мультфильм в увлекательной форме вводит ребенка в окружающий мир, позволяя ему лучше понять и осознать его. Сказочная форма способствует введению необычных ситуаций в изучаемый материал, тем самым оживляя его. Именно такое соединение благоприятно для развития, поскольку через сказочные образы педагог может найти путь к эмоциональной сфере ребенка. Смотря увлекательную историю и переживая вместе с героями все их необыкновенные приключения, ребенок в то же время упражняется в решении целого рода сложных интеллектуальных задач, учится рассуждать, логически мыслить, обосновывать свои действия.
Главная же задача мультфильмов на экологическую тематику – формирование у детей осознанноправильного отношения к различным природным объектам, и прежде всего к тем, которые находятся рядом с ними. Поэтому чтение сказок может быть отдельной формой в работе по экологическому воспитанию детей и может интегрировать с другими областями образовательной деятельности: экспериментирование, беседы, наблюдения, театрализованная деятельность.
Таким образом, мультипликация является достаточно эффективным средством в повышении уровня знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1993. 320 с. -
Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: пособие для воспитателя дет. сада. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 2000. 112 с. -
Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. С. 3-9. -
Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2009. 80 с. -
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. 10-е изд., стер. М.: Академия, 2009. 416 с. -
Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой. Подготовительная группа / авт.-сост. Н.В. Лободина. Волгоград: Учитель, 2011. 367 с. -
Маневцова Л. Ребёнок познаёт мир природы // Дошкольное воспитание. 2004. № 8. С. 17-19. -
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения. М.: Просвещение, 2009. 144 с. -
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: Кн. для воспитателей дет. сада. 4‑е изд. М.: Просвещение, 2009. 208 с. -
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2009. 224 с. -
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М: Академия, 2002.336 с. -
Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 112 с. -
Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 168 с. -
Нисканен Л. Природа в развитии и воспитании ребёнка // Дошкольное воспитание. 2000. № 7. С. 150-153. -
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду [Электронный ресурс] // Дошкольное образование [сайт]. [2010]. URL: http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200501710 (дата обращения 12.03.2013). -
Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2010. 208 с. -
Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. 3-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 112 с. -
Экологическое воспитание дошкольников. Пермь. Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество охраны природы. Пермский областной совет / Под ред. К.П.Н., доц. А.М. Федотовой 2002. С. 287.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)
Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего:
-
в какой степени ребенок освоил экологические знания; -
какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; -
в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного). Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной.
Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводятся беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.
Инструкция
Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
-
формирование экологических знаний -
экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:
-
представления о природе:
- об объектах живой природы;
- об объектах неживой природы.
2. Отношение к природе.
3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.
В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий. Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.
Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:
- от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;
- от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;
- от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.
Содержание диагностического инструментария: