Файл: Содержание введение 3 глава i. Теоретические основы формирования знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитывая состояние развивающей предметной среды данной возрастной группы, можно предположить, что формированию знаний экологического характера может способствовать наполнение её новыми, яркими, разнообразными и привлекательными для детей атрибутами.

Описание методики

Для выявления знаний экологического характер нами была взята методика диагностики по формированию экологических знаний у детей С.Н. Николаевой, Л. М. Манавцевой старшего дошкольного возраста. (Приложение 1).

Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего:

  1. в какой степени ребенок освоил экологические знания;

  2. какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

  3. в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного). Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной.

Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводятся беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.

Диагностику экологических представлений дошкольников проводили с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

  1. формирование экологических знаний

  2. экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:

  1. представления о природе:

- об объектах живой природы;

- об объектах неживой природы.

2. Отношение к природе.

3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий. Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.

Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:

- от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;

- от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;

- от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.


    1. Формирующий эксперимент



Практическая работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек на базе МБДОУ Детский сад «Челээш» с. Бора-Тайга. Диагностическое обследование знаний экологического характера проводилось посредством беседы по наблюдениям, картинам, рассказы детей из личного опыта. Содержание каждой беседы было направлено на выявление конкретного круга знаний и умений экологического характера: умение различать растения по их названиям, знания об условиях среды обитания различных животных, умение использовать имеющийся опыт непосредственного общения с объектами природы. Наша задача состояла в том, чтобы выяснить в процессе проведения занятий по формированию знаний экологического характера умения, навыки и знания детей.

Детям предлагалось рассмотреть картинки с изображением разных растений, картинки со стадиями роста и развития растений, муляжи фруктов и овощей, ответить на соответствующие вопросы задания. Большинству детей это задание удается выполнить после нескольких попыток. Качество данных ими ответов соответствует низкому уровню. Ответы двоих детей, что составляет (10%) от общего числа были наиболее точными, дети не испытывали трудностей в ответах на вопросы. Они получили по 3 балла. Десять детей, что составляет (50 %) от общего числа, не справились с заданием, что соответствует низкому уровню знаний. Так как они не смогли ответить на некоторые вопросы сразу. Ответы этих детей были оценены в 1 балл. Восемь детей, что составляет (40 %) от общего количества детей продемонстрировали средний уровень знаний. Дети испытывали небольшие затруднения в ответах на вопросы.

Следующим этапом диагностики было выявление знаний детей о животном мире. Детям предлагались картинки с изображением животных, рыб, насекомых, при помощи этих изображений детям необходимо было ответить на соответствующие вопросы задания, разложить картинки по стадиям развития и роста.

Справиться с данными заданиями не смогли 12 детей, что составляет (60 %) от общего количества детей. Наблюдались затруднения в умении самостоятельно правильно расположить карточки, выполнили после подсказки педагога, не смогли ответить на большинство вопросов, поэтому они получили по 1 баллу, что соответствует низкому уровню знаний. В результате, двое детей, что составляет (10%) от общего количества детей, получили по 3 балла (высокий уровень), они смогли справиться со всеми заданиями и ответить на все вопросы самостоятельно. Шестеро детей, что составляет (30%) от общего количества детей получили по 2 балла, что соответствует среднему уровню знаний. Так как дети испытывали небольшие затруднения в выполнении заданий и ответах на вопросы.



Следующим этапом диагностики было выявление знаний детей о мире насекомых. Детям предлагалось рассмотреть картинки с изображением насекомых и ответить на вопросы воспитателя. В большинстве своем (более 50 %) дети не смогли ответить на вопросы, не знают названия насекомых, что свидетельствует об отсутствии знаний у этих детей, они получили по 1 баллу, их уровень знаний – низкий. Двое из детей без помощи педагога справились с заданием, что составляет (10 %) от общего числа, они получили по 3 балла, их уровень знаний – высокий. Остальные 8 детей, что составляет (40%) от общего числа, выполнили задание при помощи педагога, поэтому они получили по 2 балла, уровень их знаний – средний. На следующем диагностическом задании мы выявляли знания детей о птицах. Детям предлагалось рассмотреть картинки с изображением птиц, ответить на соответствующие вопросы задания, рассказать о том, где живут птицы, какие птицы остаются зимовать, а какие улетают в теплые края.

В результате диагностирования двое детей что составляет (10%) от общего количества, смогли справиться с заданием без помощи воспитателя, поэтому они получили по 3балла, уровень их знаний – высокий. Восемь детей что составляет (40%) от общего количества, смогли справиться с заданием, но с помощью педагога, уровень их знаний – средний, так как они получили по 2 балла. Остальные 10 детей что составляет (50%) от общего количества, не смогли справиться с заданием, поэтому они получили по одному баллу и уровень их знаний – низкий.

Таким образом, результаты первичной диагностики показывают, что у значительного количества детей старшего дошкольного возраста не сформирован необходимый для этого возраста уровень знаний экологического характера.

Диагностирование выявило, что большинство детей затрудняются в выполнении предложенных заданий. Результаты диагностики детей на начальном этапе показали, что 10 детей (50%) от общего числа детей из 20 диагностированных что составляет количества, имеют низкий уровень знаний экологического характера. Дети не имеют элементарных представлений об окружающем мире, не понимают задания, затрудняются в ответах, не знают названия, места обитания некоторых животных, растений, насекомых и птиц, а 8 детей из 20 (40%) имеют средний уровень знаний экологического характера. Имеют небольшие затруднения в названии,
местах обитания животных, растений, насекомых и птиц. Лишь два ребенка из всей группы – что составляет (10%) от общего числа детей в соответствии с критериями оценки уровня знаний экологического характер имеют высокий уровень. Дети легко отвечают на все вопросы, знают названия, места обитания животных, растений, насекомых и птиц. Результаты диагностики констатирующего этапа представлены в таблице № 1

Таблица №1

Результаты диагностики формирующего этапа по выявлению знаний экологического характера у детей старшей группы «Непоседы»



п/н

Код ребёнка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Балл

Уровень

1

001

1

1

1

1

4

низкий

2

002

2

2

1

3

8

средний

3

003

1

1

1

1

4

низкий

4

004

1

1

1

1

4

низкий

5

005

2

2

3

1

8

средний

6

006

3

1

2

2

8

средний

7

007

2

3

1

2

8

средний

8

008

2

2

2

2

8

средний

9

009

1

1

1

1

4

низкий

10

010

1

1

1

1

4

низкий

11

011

2

2

3

1

8

средний

12

012

1

1

1

1

4

низкий

13

013

3

3

2

3

11

высокий

14

014

2

2

3

1

8

средний

15

015

1

1

1

1

4

низкий

16

016

1

1

1

1

4

низкий

17

017

3

3

2

3

11

высокий

18

018

2

2

3

1

8

средний

19

019

1

1

1

1

4

низкий

20

020

1

1

1

1

4

низкий



В процентном соотношении дети по уровням знаний экологического характера на констатирующем этапе распределились следующим образом:

  1. низкий уровень – у 10 детей, по кодам 001, 003, 004, 009, 010, 012, 015, 016, 019, 020, а в процентном соотношении 50 %;

  2. средний уровень – у 8 детей, по кодам ребёнка – это дети 002, 005, 006, 007, 008, 011, 014, 018, в процентном соотношении 40 %;

  3. высокий уровень – у 2 детей, по кодам ребёнка – это дети 013, 017, а в процентном соотношении 10 %.

Данные диагностики представлены в диаграмме №1 «Уровень знаний экологического характера на формирующем этапе детей старшей группы «Непоседы»».



рис.1. «Уровень знаний экологического характера на формирующем этапе детей старшей группы «Непоседы»»
Исходя, из данных таблицы и диаграммы видно, что работу с детьми старшей группы необходимо поднимать на более высокий уровень.

Работа по формированию знаний экологического характера осуществлялась по следующим направлениям:

  1. создание в группе предметно­развивающей среды;

  2. диагностика уровня знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста;

  3. использование мультипликационных фильмов на экологическую тематику;

  4. социальное партнерство с семьей.

С учетом результатов диагностики знаний экологического характера детей старшего дошкольного возраста нами был разработан календарно­перспективный план работы по теме: формирование знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликации. (Приложение №2) Он включает в себя различные формы работы: совместную деятельность воспитателя и детей, дидактические игры экологического характера, рассматривания иллюстраций, картин, проведение бесед, и т.д. с использованием мультипликационных фильмов.

Основная цель предстоящей работы – повысить уровень знаний экологического характера у детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликации.

Работу по формированию знаний экологического характера начали с подготовки предметно – развивающей среды. В группе был оборудован уголок природы, который включает: комнатные растения, соответствующие данной возрастной группе, паспорт на каждое из комнатных растений, орудия труда, календари природы и др. В группе было выделено место для размещения мультипликационных фильмов (диски, видеокассеты, видеомагнитофон), дидактических игр, методических пособий экологического характера. В