Файл: Факторы, влияющие на рост микроорганизмов в полости рта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РОСТ МИКРООРГАНИЗМОВ В ПОЛОСТИ РТА

Многие факторы влияют на рост микроорганизмов ­; некоторые из них, имеющие особое значение для полости рта, будут рассмотрены в следующих разделах.

Температура

Во рту человека поддерживается относительно постоянная температура (35-36°C), что обеспечивает стабильные условия, ­подходящие для роста широкого спектра микроорганизмов. Пародонтальные карманы с активным заболеванием (воспалением) имеют более высокую температуру (до 39°С) по сравнению со здоровыми участками. Даже такое относительно небольшое повышение температуры может значительно изменить экспрессию бактериальных генов и, возможно, конкурентоспособность отдельных видов. Повышение температуры подавляет экспрессию некоторых основных протеаз, а также гена, кодирующего белок основной субъединицы фимбрии (эти поверхностные структуры опосредуют прикрепление бактерии к клеткам-хозяевам) пародонтального патогена Porphyromonas . gingivalis и усиленный синтез супероксиддисмутазы, которая участвует в нейтрализации токсичных метаболитов кислорода.

Окислительно-восстановительный потенциал/ анаэробиоз

Несмотря на доступность полости рта воздуху с концентрацией кислорода около 20 %, микрофлора полости рта содержит мало истинно аэробных (потребляющих кислород) видов. Большинство организмов ­являются либо факультативно анаэробными (могут расти в присутствии или в отсутствие кислорода), либо облигатно анаэробными ­(требуются редуцированные условия, при которых кислород может быть токсичным для этих организмов). Кроме того, существуют некоторые капнофильные (требующие СО 2 ) и микроаэрофильные виды (требующие для роста низких концентраций ­кислорода ) . Анаэробиоз часто описывают в жестких терминах, а микроорганизмы полости рта разделяют ­на аэробы и анаэробы по их способности расти в присутствии или в отсутствие кислорода. Однако среди этих организмов существует широкий спектр толерантности к кислороду, и между этими группами нельзя провести четких различий.

Концентрация кислорода является основным фактором, ограничивающим ­рост облигатно анаэробных бактерий. Это самый распространенный и легко восстанавливаемый акцептор электронов в большинстве микробных местообитаний, и его присутствие приводит к окислению окружающей среды ­. Анаэробные виды требуют пониженных условий для нормального метаболизма; следовательно, именно степень окисления-восстановления в месте определяет выживание и относительный рост этих организмов. Этот уровень окисления-восстановления обычно выражается как окислительно-восстановительный потенциал (Eh). Кислород является лишь одним из многих взаимодействующих компонентов, влияющих на Eh среды обитания, и его ингибирующее действие обычно связывают с его способностью повышать окислительно-восстановительный потенциал. Даже если кислород полностью исключен из окружающей среды, некоторые анаэробы не будут расти, если окислительно-восстановительный потенциал слишком высок. Точно так же некоторые штаммы могут переносить повышенные концентрации кислорода, если Eh поддерживается на низком уровне. В целом, распределение анаэробов во рту будет связано с окислительно-восстановительным потенциалом в конкретном месте, хотя некоторые выживают в явно аэробных средах обитания, существуя в тесном сотрудничестве с видами, потребляющими кислород. Облигатные анаэробы также обладают специфическими механизмами молекулярной защиты , которые позволяют им справляться с низким уровнем кислорода; они будут описаны в главе 4.


Определена степень анаэробиоза в различных областях рта. Напряжение кислорода передней поверхности языка составило 16,4%, задней поверхности 12,4%, щечных складок верхней и нижней челюсти всего 0,3-0,4%. Микроэлектроды позволили измерить окислительно-восстановительный потенциал в определенных местах ротовой полости. Было показано, что окислительно-восстановительный потенциал падает во время развития зубного налета на чистой поверхности эмали с начального Eh более +200 мВ (сильно окисленный) до -141 мВ (сильно восстановленный) через 7 дней . ­Развитие бляшек таким образом связано со специфической последовательностью колонизирующих микроорганизмов ( Chs 4 и 5). Ранние колонизаторы будут использовать O 2 и производить CO 2 ; более поздние колонизаторы ­могут производить H 2 и другие восстановители, такие как серосодержащие соединения и летучие ­продукты ферментации. Таким образом, по мере постепенного снижения Eh места становятся подходящими для выживания и роста изменяющегося вида организмов, особенно облигатных анаэробов.

Eh десневой щели обычно составляет около +70 мВ, но падает во время воспаления примерно до -50 мВ при гингивите, в то время как еще более низкие значения будут иметь место при прогрессирующем заболевании пародонта (около -300 мВ). Этого следовало ожидать, поскольку высокоанаэробные организмы ­, такие как оральные спирохеты , могут быть выделены из очагов с прогрессирующим заболеванием. Приближенные области (между зубами), вероятно, также имеют низкий Eh, так как опять-таки в этих местах успешно растут многие облигатные анаэробы.

Градиенты концентрации O 2 и Eh будут существовать в ротовой полости, особенно в толстых биопленках, и поэтому зубной налет будет пригоден для роста бактерий с диапазоном толерантности к кислороду. На окислительно-восстановительный потенциал на различных глубинах будет влиять метаболизм присутствующих организмов и способность газов диффундировать в налет и из него. Метаболизм или свойства конкретных бактерий будут зависеть от Eh окружающей среды. Например, активность внутриклеточных гликолитических ферментов и характер продуктов брожения Streptococcus mutans различаются в строго анаэробных условиях. Следовательно, возмущение окислительно-восстановительного потенциала на участке может оказать существенное влияние на состав и метаболизм микробного сообщества. Этот подход активно применяется в качестве стратегии борьбы с поддесневым налетом при ­заболеваниях пародонта, например, путем использования окислительно-восстановительных агентов для повышения Eh и создания условий, неблагоприятных для строго анаэробных бактерий (гл. 6).



рН

Многим микроорганизмам для роста требуется pH около нейтрального ­, и они чувствительны к крайним значениям кислоты или щелочи. рН большинства поверхностей рта регулируется слюной (средний рН нестимулированной цельной слюны составляет от 6,75 до 7,25), так что в целом оптимальные значения рН для микробного роста будут обеспечиваться в местах, омываемых этой жидкостью. Небо имеет среднее значение рН 7,34, в то время как среднее значение рН языка, дна полости рта и слизистой оболочки щек составляет 6,8, 6,5 и 6,3 соответственно.

Изменения пропорций бактерий в зубном налете могут происходить из-за колебаний pH окружающей среды. После употребления сахара pH зубного налета может быстро упасть ниже pH 5,0 за счет образования кислот (преимущественно молочной кислоты) в результате бактериального метаболизма (рис. 2.3); затем рН медленно восстанавливается до значений покоя. В зависимости от частоты потребления сахара бактерии зубного налета будут подвергаться различным воздействиям низкого pH. Многие из преобладающих бактерий зубного налета, которые связаны со здоровыми участками, могут переносить ­кратковременные условия низкого pH, но ингибируются или погибают при более частом или длительном воздействии кислых условий. Эти последние состояния, вероятно, возникают у субъектов, которые обычно употребляют сахаросодержащие закуски или напитки между приемами пищи (рис. 2.3). Это может привести к усиленному росту или колонизации кислотоустойчивыми (ацидоустойчивыми ) видами, особенно стрептококками mutans и видами Lactobacillus (рис. 2.4), которые в норме отсутствуют или присутствуют лишь в незначительных количествах в зубном налете на здоровых участках. Такое изменение бактериального ­состава зубного налета предрасполагает поверхность к кариесу. Кислотоустойчивость этих бактерий достигается за счет наличия определенных метаболических стратегий и индукции определенного набора белков реакции на стресс (гл. 4).

Напротив, рН десневой щели может стать щелочным во время воспалительной реакции хозяина при заболеваниях пародонта, вероятно, в результате бактериального метаболизма, например, образования аммиака из мочевины и дезаминирования аминокислот. pH здоровой десневой щели составляет приблизительно ­pH 6,90 и повышается до pH 7,2–7,4 во время заболевания, при этом у нескольких пациентов средний pH карманов составляет около 7,8. Эта степень изменений может изменить характер экспрессии генов у поддесневых ­бактерий, тем самым повышая конкурентоспособность некоторых предполагаемых патогенов, например, способствуя росту патогенных анаэробов, таких как P.
gingivalis , рН которых оптимален для роста рН около 7,5 (рис. 2.4).

Питательные вещества

Популяции внутри микробного сообщества зависят ­исключительно от среды обитания в отношении питательных веществ, необходимых для их роста. Поэтому привязка организма к той или иной среде обитания является прямым свидетельством наличия в нем всех необходимых для роста питательных веществ. В главе 3 станет очевидным, что ротовая полость может поддерживать микробное сообщество большого разнообразия и богатства и удовлетворять потребности многих популяций бактерий, требовательных к питанию.

( i ) Эндогенные питательные вещества

Стойкость и разнообразие резидентной микрофлоры полости рта обусловлены прежде всего метаболизмом эндогенных питательных веществ, обеспечиваемых хозяином, а не экзогенными факторами в рационе. Основным источником эндогенных питательных веществ является слюна, которая содержит аминокислоты, пептиды, белки и гликопротеины ­(которые также служат источником сахаров и аминосахаров), витамины и газы. Кроме того, десневая щель снабжается GCF, который, помимо доставки компонентов защитных сил хозяина , содержит новые питательные вещества, такие как альбумин и другие белки хозяина и гликопротеины, включая молекулы, содержащие гем (таблица 2.2). Различие в источниках эндогенных питательных веществ является одной из причин ­изменчивости микрофлоры десневой борозды по сравнению с другими участками полости рта ( Chs . 4 и 5).

Доказательства важности эндогенных питательных веществ также получены в результате наблюдения относительно разнообразного микробного сообщества, сохраняющегося во рту людей и животных, которых кормят через интубацию ­(желудочный зонд). Доли S. mitis - группы бактерий увеличиваются в слюне детей, находящихся на голодной диете до трансплантации костного мозга ­; эти стрептококки удовлетворяют свои потребности в питании и энергии в первую очередь за счет метаболизма гликопротеинов хозяина. Кроме того, микрофлора полости рта животных с диетическими привычками, варьирующимися от насекомоядных и травоядных до плотоядных, в целом сходна на уровне рода.

Бактерии полости рта продуцируют гликозидазы , которые могут высвобождать углеводы из боковых цепей олигосахаридов слюнных муцинов. Точно так же микроорганизмы, выделенные из десневой щели и периодонтального кармана, могут разрушать белки и гликопротеины хозяина, включая альбумин, трансферрин, гемоглобин и иммуноглобулины. Оральные микроорганизмы обычно взаимодействуют синергетически, чтобы расщепить эти эндогенные ­питательные вещества, поскольку лишь немногие виды имеют полный набор ферментов для независимого полного катаболизма этих питательных веществ. Отдельные организмы обладают разными, но перекрывающимися моделями ферментативной активности, так что они кооперируются и взаимодействуют с видами с дополнительной деструктивной активностью для достижения полного разрушения этих субстратов (гл. 4).


(ii) Экзогенные (диетические) питательные вещества На эти эндогенные питательные вещества накладывается сложный набор пищевых продуктов, которые периодически попадают в рацион. Несмотря на сложность диеты, ферментируемые ­углеводы являются единственным классом соединений, которые заметно влияют на экологию полости рта. Эти углеводы могут быть расщеплены до кислот, в то время как, кроме того, сахароза может быть преобразована бактериальными ферментами (глюкозилтрансферазами, GTF и фруктозилтрансферазами , FTF) в два основных класса экзополимеров ( глюканы и фруктаны ), которые можно использовать для закрепления прикрепления или действовать как внеклеточные запасные соединения питательных веществ соответственно ­(гл. 4).

Частое потребление пищевых ­углеводов связано со сдвигом пропорций микрофлоры зубного налета. Уровни кислотоустойчивых видов, особенно mutans streptococci ­и lactobacilli, увеличиваются, а рост кислоточувствительных видов (например, некоторых штаммов Streptococcus sanguinis и S. gordonii ) подавляется ­и снижается. Метаболизм зубного налета изменяется таким образом, что преобладающим продуктом брожения становится лактат. Такие изменения микрофлоры и ее метаболизма могут предрасполагать участок к кариесу. Лабораторные исследования показывают, что за эти возмущения микрофлоры ответственен повторяющийся низкий уровень pH, возникающий в результате метаболизма сахара, а не наличие избытка углеводов как такового .

Молочные продукты (молоко, сыр) оказывают некоторое влияние ­на экологию полости рта. Употребление молока или молочных продуктов может защитить зубы от кариеса. Это может быть связано с буферной способностью молочных белков или декарбоксилированием аминокислот после протеолиза, поскольку некоторые виды бактерий могут метаболизировать казеин. Белки молока и производные казеина также могут адсорбироваться на поверхности зуба в обмен на альбумин в эмалевой пленке ­и снижать адгезию стрептококков ­mutans ; они также могут связывать фосфат кальция и усиливать реминерализацию . Каппа-казеин может ингибировать адсорбцию GTF в пелликулу и снижать активность фермента, тем самым подавляя образование ­глюкана . Молоко также может модифицировать структуру эмалевой пленки