Файл: 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особую роль в его создании сыграли братья Кирилл и Мефодий (византийские просветители). Этот язык был единым для Руси, Болгарии, Сербии, Моравии, предназначался для "книжного учения". Первая школа, где преподавание велось на славянском языке, была открыта Кириллом и Мефодием в столице Моравского княжества Велиграде в 863г. Обучение было более простым и легким, чем то, которое велось в школах Западной Европы на латыни, поскольку в основе преподавания находился не мертвый, а живой, разговорный язык. Огромную роль в развитии воспитания и образования в средневековом славянском мире сыграло христианство, его раскол на православие и католицизм. Воспитание детей у славян осуществлялось, прежде всего, в семье. Воспитывали родители, особая роль в воспитании детей отводилось матери. Развивалось и домашнее обучение: "мастера грамоты", учителя, учили детей на дому. Такое обучение называли еще "школами грамоты". В VI – IX вв. у восточных славян уже обозначилась такая форма обучения, как ученичество: учащиеся жили в семье ремесленника, обучались ремеслу, немного грамоте, помогали по хозяйству, приобретали нравственно-религиозные качества, соответствующие духу своей новой семьи. Дети военных, дружинников обучались в специальных домах, в которых жили воины, могущие дать детям военную подготовку. Дети жрецов получали интеллектуальную подготовку в святилищах и храмовых (костеловых) мастерских, обучались языческой религии и письму. Сначала у славян существовало пиктографическое знаковое письмо, а с IX столетия под воздействием византийского алфавита (кириллицы) стало складываться древне – русское звукобуквенное письмо.

3.2. Воспитание и обучение в Киевской Руси в X – XIII вв. На рубеже VIII - IX веков возникла крупнейшее в Европе раннефеодальное государство Русь с центром в Киеве. В 988 г., в основном по инициативе киевского князя Владимира Святославовича, произошло крещение Руси. Вместе с Христианством пришли и византийские просвещение и культура. Постепенно стало разрушаться язычество, вместо святилищ появлялись церкви, назначались священники. При церквях и монастырях создавались школы. Князем Владимиром в Киеве была открыта первая школа "учения книжного". Образование на первых порах насаждалось среди населения по княжескому приказу, «сверху». Школа для России была явлением новым, поэтому воспринималась русичами с опаской. Но князья и их окружение были заинтересованы в распространении новой религии, а, следовательно, и образования, которое сопутствовало ей. Именно школы должны были способствовать укоренению христианства на Руси. Обучение религии и обучение вере воспринималось как единый процесс. Образование получали в основном дети господствующих сословий (дружинников, священнослужителей, княжеского окружения, дети князей).
Содержанием обучения в обычных школах являлось чтение, письмо, церковное пение, основы арифметики. При дворе Ярослава Мудрого существовала повышенная школа, где получали образование писатели-летописцы, переписчики, переводчики (как их тогда звали – толмачи), проповедники и т.д. Была открыта повышенная школа в Киево-Печерском монастыре для обучения монахов и высшего духовенства. В повышенных школах изучали грамматику, риторику, философию, иностранные языки, диалектику. Учебниками служили переведенные с греческого языка рукописные книги. При Киевском Софийском соборе Ярославом Мудрым была создана первая библиотека. Таким образом, в период развитого средневековья воспитание и обучение, просвещение на Руси развивалось достаточно быстрыми темпами, испытывая некоторое влияние западноевропейской культуры, но в основном по своему собственному оригинальному пути.

3.4. Педагогические памятники Киевской Руси X – XII вв. Элементы византийской культуры перешли в культуру и образование Киевской Руси. У византийцев были заимствованы жанр и стилистика "житий святых", поучений и проповедей, где черпались идеалы и программы воспитания. В качестве образца поучений указывались "Изборник Святослава" (1076), материал которого взят из ряда религиозных источников. Распространялись поучения византийца Иоана Златоуста (344-407). Педагогические идеи Златоуста были развиты Кириллом Туровским. Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит "Поучение Владимира Мономаха детям". К памятникам педагогической литературы того времени можно отнести и "Житие Ефросинии Полоцкой", проповеди-"словы" Кириллы Туровского, памятники древнерусской культуры "Повесть временных лет", "Ипатьевская летопись", "Слово о полку Игореве" (конец XII в.), которое поражает не только литературным достоинством, но и пронзительной силой любви к Отечеству. Грамотность в раннесредневековой Руси была распространена повсеместно, о чем свидетельствуют семьсот берестяных грамот, датируемых XI веком, которые были найдены в различных славянских городах. Расшифровка этих грамот, изучение памятников древнерусского слова позволяют сделать выводы, что семейное воспитание детей в этот период по-прежнему строилось на основе народных традиций, а его методы и приемы были достаточно разнообразны. Это нашло отражение также в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, обрядах, играх, праздниках. Педагогическая мысль, школа Древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранила свою национальную самобытность. В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образования на Руси снизился. "Учение книжное" пришло в упадок.



7. Просветительская деятельность Е. Полоцкой, К. Туровского. Педагогические взгляды Ф. Скорины, С. Полоцкого, Н. Гусовского, С. Будного, В. Тяпинского. Крупный вклад в развитие культуры и просвещения в восточнославянских землях в XII веке внесли белорусские просветители. Одной из таких ярких фигур является Ефросинья Полоцкая (1110–1173). Она получила основательное образование при княжеском дворе. За свою жизнь Ефросинья переписала массу религиозных текстов, византийских и отечественных хроник, природоведческих трактатов, участвовала в создании местной полоцкой летописи, являлась автором собственных литературных произведений. Высокообразованная игуменья расширила учебную программу местной церковной школы. В ней учили не только церковнославянский, но и греческий, латинский языки, получали сведения о природе, по истории, риторике, медицине. Ефросинья основала два монастыря, открыла при них школы, сплотила вокруг себя талантливых людей – художников, ювелиров. По ее заказу была построена всемирно известная церковь Спаса (ныне Спасоефросиньевская церковь), а полоцкий ювелир Лазарь Богша сделал для нее знаменитый крест – крест Ефросиньи Полоцкой, ставший символом и национальной гордостью белорусского народа.

Другим очагом культуры и просвещения древнебелорусских земель является Туровское княжество, где жил и творил известный просветитель, деятель церкви, писатель и проповедник Кирилла Туровский (1130–1190). Он родился в знатной семье и получил хорошее образование: знал греческий язык, богословие, семь свободных искусств. Для постижения книжной премудрости ушел в послушником в монастырь, где занимался самообразованием, изучая библейские книги и богословские трактаты. Примерно 13 лет возглавлял епископскую кафедру в Турове. Таким образом, деятельность Кирилла Туровского была многогранной: он проповедовал, писал церковные трактаты, дидактические притчи, занимался обустройством епархии, обладал ораторскими способностями, что содействовало его известности за пределами туровской земли. Кирилла Туровский не оставил целостной педагогической системы. Взгляды просветителя на воспитание можно условно подразделить на две основных канвы. Первая связана с пониманием места и роли воспитания как самосовершенствования человека. Грамотность и просвещение в данном случае – необходимые условия. Вторая канва – проповедническая, где основное место отводится бичеванию человеческих пороков: гордыни, зла, обмана, лени, стяжательства и так далее, и прославлению важнейших нравственных качеств – любви и милосердия, так как именно последние помогают человеку возвыситься к вершинам добродетели, к постижению Бога.


В истории восточнославянской культуры и письменности особое место принадлежит белорусскому просветителю и первопечатнику Франциску Скорине (1490 – не позднее 1551). Ф.Скорина родился в Полоцке, в купеческой семье. С 1504 по 1512гг. получал образование в университетах Польши (Краков) и Италии (Падуя), в Падуанском университете сдал экзамен на степень доктора медицинских наук. С 1517 г. занимался издательской деятельностью в Праге. В начале 20-х гг. он переезжает в Вильно, где основал первую на территории Беларуси типографию. Ф.Скорина создал первую в истории восточнославянских народов типографию – сначала в Вильне, затем в Полоцке, издал 23 иллюстрированные книги первой белорусской библии под названием. Это первое в истории издание Библии на родном языке – белорусском. До XVI в. издание Библии, а, тем более, ее толкование, были исключительной прерогативой церкви и духовенства. Поэтому перевод Библии на другой язык, ее издание вне церкви и прочтение расценивались как святотатство. Ф.Скорина обоснует необходимость образования и воспитания понятными человеку наблюдениями за живыми существами в природе, сравнивая вскармливание птенцов с формированием опыта жизни и поведения детей. А главная мысль заключается в обосновании потребности подрастающих поколений и вообще любого «посполитого люда» в знаниях о мире, о жизни и ее таинствах.

Продолжателем просветительской традиции Скорины был белорусский мыслитель, теолог и педагог С.Будный (1530–1593). Он окончил Краковский университет и получил блестящие для того времени знания по истории, философии, теологии и литературе. Известен также как проповедник протестантской церкви и критик католичества. Большое внимание уделял вопросам просвещения, развитию самосознания белорусского народа и его культуры, выступал за распространение грамотности среди всех слоев населения, за развитие светской школы, считал, что изучение античной литературы и культуры есть необходимое условие образования. Основой воспитания С.Будный провозгласил труд. Он выступал против иезуитских методов воспитания молодежи, ратовал за всестороннее развитие человека. Автор книг: «Катехизис», «Оправдание грешного человека перед богом» «Новый завет», «Библия» и др.

Другими известными просветителями и общественными деятелями того времени были:

Н.Гусовский (1470(?)–1533(?) известен как поэт-гуманист. Свою педагогико-просветительскую программу он изложил в «Песне о зубре». В воспитании отводил большую роль морально-этическому совершенствованию общества, общению с природой, искусству и науке.


В.Тяпинский (около 1540‑около 1604) ратовал за создание национальных школ и образование для широких слоев населения. Известен изданием ряда церковных книг с параллельными текстами на церковнославянском и белорусском языках. В воспитании главным считал учет особенностей личности и народных традиций.

8. Деятельность и педагогические взгляды Я. А. Коменского.

Ян Амос Коменский (1592-1670), чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель, общественный деятель. Принято считать, что именно с него современная педагогика берет отсчет, так как он первым попытался отыскать и привести в систему закономерности обучения и воспитания. В развитии просвещения отводил решающую роль школе. По Коменскому, цель воспитания заключается в подготовке человека к вечной жизни. Выделял три составные части воспитания: научное образование (умственное воспитание); нравственное воспитание (управление собой); религиозное воспитание (стремление к Богу).

Коменский выделил шесть типов способностей у детей и соответственно различные методы работы учителя: • дети с острым умом, стремящиеся к знаниям (им не следует позволять торопиться); • дети, обладающие умом, но медлительные (нуждаются в постоянном «пришпоривании» со стороны учителя); • дети, стремящиеся к знаниям, но упрямые и своевольные (если их воспитывать, из них получаются выдающиеся личности); • дети, послушные и любознательные, но инертные (нуждаются в поддержке и доброжелательном отношении учителя); • дети тупые, равнодушные и вялые (требуют от учителя большого терпения); • дети тупые, с извращенной и злобной натурой (при условии преодоления учителем упрямства они небезнадежны). Несмотря на различные способности, что является всего лишь отступлением от гармонии или недостатком ее, всех детей нужно обучать и воспитывать. Метод обучения, по Коменскому, должен быть приспособлен к детям со средними способностями, которые встречаются чаще всего. Исходя из природы человека предложил возрастную периодизацию, выделив четыре периода по 6 лет. Для каждого возрастного периода определил типы учебных заведений и разработал содержание образования в них (табл. 2.1).

От рождения до 6 лет дети воспитываются в семье (т.н. материнская школа). Мать — первая воспитательница ребенка. Желательно, чтобы в этом возрасте ребенка обучали небольшим стихотворениям, преимущественно морального характера, знакомили с окружающими явлениями (дождь, вода, снег, земля), давали первоначальные сведения из географии (гора, река, долина, город, селение). Коменский советовал в раннем возрасте приучать детей к труду, воспитывать трудолюбие, опрятность, послушание, почитание старших, правдивость. Свои рекомендации по воспитанию детей Коменский изложил в первом в мире руководстве ф дошкольному воспитанию «Материнская школа». Вторая ступень обучения (элементарная школа) охватывает период с 6 до 12 лет. Коменский считал, что все дети должны посещать начальную школу, где в основу обучения должен быть положен родной язык. В те времена начальная школа имела 2—3-летний срок обучения. Ее программа ограничивалась заучиванием молитв, обучением счету, чтению и письму. Коменский предложил увеличить срок обучения до 8 лет, расширив программу обучения за счет сведений из географии, геометрии, естествознания. Коменский был сторонником обучения на родном языке. Не случайно начальная школа в его работах носит название «школа родного языка». Третья ступень обучения (гимназия или латинская школа) охватывает возраст с 12 до 18 лет. Наряду с традиционными семью свободными искусствами вводится изучение физики (дающей понимание строения мира, металлов), географии (раскрывающей очертания земного шара, морей, рек), истории (повествующей о главных событиях минувшего). Коменский предложил ввести шесть классов (грамматический, физический, математический, моральный, диалектический, риторический) и тем самым установил последовательность изучения наук в таком порядке: грамматика, естествознание, математика, философия (этика, диалектика, риторика). Четвертая ступень обучения (18—24 года) предполагает обучение в академии, состоящей из трех факультетов: богословского, медицинского и юридического.