Файл: 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Я.А. Коменский внес крупный вклад в развитие дидактики, теоретически обосновал и подробно раскрыл принципы обучения. Им сформулировано «золотое правило дидактики»: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания... Коменский дает ясные толкования принципам сознательности, последовательности и систематичности обучения, настаивает на том, что ничего не следует заставлять заучивать наизусть, кроме того, что хорошо понятно рассудком. На каждом предмете необходимо останавливаться до тех пор, пока он не будет понят. Знания важно давать в системе. В обучении — идти от простого к сложному, от общего к частному, от конкретного к абстрактному. Прочность обучения достигается за счет повторения.
Заслугой Я.А. Коменского является теоретическое обоснование классно-урочной системы. При классно-урочной системе учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Учитель ведет занятия со всем классом одновременно. Я.А. Коменский предложил производить прием в школу один раз в году, учебный год разделить на четверти и ввести каникулы, определил продолжительность учебного дня: 4 часа в начальной школе и 6 часов в средней. Основная форма обучения — урок. Уроки проводятся по твердому расписанию. Я.А. Коменский дал указания, как планировать и вести урок: часть урока посвятить опросу, часть объяснению нового. Каждый урок должен иметь цель и определенную тему. Учитель ведет уроки и следит за порядком и дисциплиной.
Его перу принадлежат руководства по воспитанию детей, педагогические трактаты, учебники, философско-педагогические труды, энциклопедии, «Великая дидактика» (1632.г), «Открытая дверь» (1631), «Мир чувственных вещей в картинках» (1658 г). Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики. Он не только обогатил педагогическую мысль новыми идеями, но и заложил фундамент развития педагогики на века вперед. Именно поэтому он считается отцом современной педагогики.
9. Педагогическая концепция Джона Локка «Воспитание джентльмена».
Джон Локк (1632—1704) — английский философ и педагог, оставил заметный след в развитии идей воспитания и образования. По мысли Локка, душа человека — белая бумага, «без всяких знаков и идей», заполнить которую надлежит воспитанием. Педагогическая система Локка изложена в двух трактатах: «Некоторые мысли о воспитании» (1693) и «О пользовании разумом» (1706). Локк предложил программу воспитания «джентльмена», «делового человека» буржуазного общества. Данная программа органически сочетает несколько аспектов: физическое воспитание, воспитание души (нравственное воспитание) и образование (табл. 2.2).
Программа воспитания «джентльмена» по Дж. Локку
Содержание | Цель | Пути и средства воспитания |
физическое | Укрепление здоровья ребенка | Закалка, режим дня, культура питания, занятия спортом |
нравственное | Выработка представления о добродетели, воспитание характера, воли, дисциплинированности, устойчивых положительных привычек | Положительный пример, окружающая среда |
умственное | Развитие самостоятельности мышления, изучение основ наук | Практико-ориентированный характер обучения |
трудовое | Освоение отдельных ремесел, необходимых для делового человека, получение навыков для ведения хозяйственных дел | Ручной труд, бухгалтерия, стенография, счетоводство и др. |
Цель воспитания по Локку — воспитание предприимчивого буржуа, «умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно». С раннего детства необходимо закалять тело, чтобы ребенок легко мог переносить усталость, невзгоды. Локк дает практические рекомендации, как соблюдать режим дня, закаливаться, заниматься спортом, питаться, вырабатывать выносливость.
Основу нравственного воспитания Локк видел в выработке правильного представления о добродетели. Он ассоциировал добродетель с полезностью, давая ей утилитарную и индивидуалистическую трактовку. По Локку, добродетелен тот джентльмен, кто умело и предупредительно ведет свои дела, сочетает стремление к личному счастью с аналогичным стремлением других индивидов, умеет в необходимых случаях отказаться от удовлетворения своих желаний и страстей. Важная задача нравственного воспитания — выработка характера, развитие воли, нравственной дисциплинированности. В
воспитании следует избегать как наказаний, так и особых поощрений и наград: в первом случае существует опасность рабского послушания, в другом у воспитанника поощряется стремление к наградам, а не к тому, за что они даются.
Задачам нравственного воспитания подчинена образовательная программа Локка, цель которой — развитие у учащихся способностей к самостоятельному мышлению, сообщение начальных сведений по различным дисциплинам, что позволило бы им со временем более основательно заняться любой областью знаний по собственному выбору. Нельзя не отметить, что в своей педагогической системе умственное воспитание Локк ставит после физического и нравственного. В его представлении физически здоровый, добродетельный, разумный, искусный в ведении своих дел человек предпочтительнее великого ученого. Локк предлагает достаточно обширную программу обучения, делая акцент на дисциплины практической направленности: чтение, письмо, родной язык, французский язык, латынь, география, геометрия, рисование, сельское хозяйство, астрономия, бухгалтерия, танцы, верховая езда и др. Он исходил из того, что существует множество отраслей знания, и человек не в состоянии овладеть всеми. Истинный джентльмен должен воспитываться дома под присмотром добропорядочных и хорошо подобранных воспитателей. Семейное воспитание исключало возможность дурного влияния среды, случайных товарищей, плохих учителей. По убеждению Локка, школа не может дать правильного воспитания, а семейное воспитание позволяет создать упорядоченную «нравственную» среду и сформировать таких индивидов, которые в сумме и составят идеальное общество.
10. Педагогическая теория Жан-Жака Руссо.
Ж.Ж. Руссо (1712—1778) - один из ярких представителей французского Просвещения Труды: «Рассуждение о начале и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Рассуждение о пауках и искусствах» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762). Задачу воспитания Руссо видел в воспитании человека, в этом заключается коренное отличие его трактовки цели воспитания от старого воспитания, ставившего своей целью подготовку человека к конкретной профессии, к определенному положению в обществе. По убеждению Руссо, «необходимо воспитывать прежде всего человека, а не чиновника, не солдата, не судью, не ученого». Руссо дал портрет совершенного человека
, который должен обладать разумом мудреца, силой атлета, трудолюбием, невосприимчивостью к соблазнам цивилизации и дурным влияниям, умением владеть собой, соразмерять свои желания и возможности. С детских лет ребенка нужно учить жизни, умениям противостоять ударам судьбы. По утверждению Руссо, человек получает воспитание под воздействием трех сил: природы, вещей и людей. Природа наделяет индивида способностями. Руссо критиковал современную ему систему воспитания, считая, что она не содействует развитию детей, а портит их. Вместо традиционной системы воспитания он предложил альтернативу: воспитание ребенка на фоне природы вдали от общества, от культуры с ее искусственностью. Характерно, что предложенная Руссо система воспитания не распространялась на детей бедняков, которых, по его мнению, не надо воспитывать, ибо они воспитаны самой жизнью. В педагогическом трактате «Эмиль, или О воспитании» представлена программа воспитания ребенка из богатой семьи. Для каждого возрастного этапа предусмотрены особые задачи и средства воспитания.
В младенчестве (до 2 лет) поведением ребенка движут инстинкты, он зависит от окружающих людей, ему необходимы их внимащие, помощь и забота. На первый план выходит физическое воспитание ребенка. В детстве (с 2 до 12 лет) ребенок начинает осознавать себя как личность, он физически крепок, относительно самостоятелен и в состоянии осмысленно познавать окружающий его мир. Желательно, чтобы воспитаннику не преподносились знания, а он сам учился добывать их. Воспитателю важно так организовать среду и вещи в ней, чтобы его воспитанник мог собрать как можно больше фактов путем наблюдения за природой и из своего личного опыта. Несложно заметить, что при таком обучении получаемые знания малочисленны, фрагментарны, ученик не в состоянии усвоить их в системе. Любопытен подход Руссо к проблеме наказаний. Отвергая наказания, он выдвинул метод «естественных последствий». Если ребенок сломал стул, не сердитесь и не спешите заменить его на новый, пусть он почувствует все неудобства отсутствия стула. В отрочестве (12—15 лет) наступает пора для умственного и трудового воспитания. Руссо — сторонник практически ориентированного обучения. Он считал, что детей необходимо обучать предметам, имеющим практическую ценность для жизни. Особое значение в воспитании Эмиля придавалось труду. Эмиль знакомится с различными ремеслами, живет жизнью ремесленника, ест заработанный им самим хлеб. В трудовом воспитании, по мысли Руссо, важно давать детям самостоятельность, возможность самим изобретать и создавать. На четвертом этапе (15—22 года) настает черед нравственного воспитания. Подростка, которого ранее берегли от общества, надо подготовить к соприкосновению со средой, в которой он будет жить. Если в предшествующие этапы основной акцент в воспитании делался на общение с природой, окружающими явлениями, то в этом возрасте важно научить его разбираться в людях, общественной жизни. Здесь особая роль принадлежит истории, которая рассказывает о событиях минувшего, показывает деяния великих людей, их ошибки и заблуждения. На примерах, почерпнутых из истории, воспитываются такие качества, как человеколюбие, патриотизм, стремление к славе, чувство долга. Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания: воспитание добрых чувств, суждений и воли. В возрасте 15—17 лет, размышляя над явлениями природы, устройстве мироздания и общества,
молодой человек сам приходит к идее Бога, постижению божественного начала. До этого возраста лучше не знакомить ребенка с религией, ибо он просто не готов к этому и может получить грубые представления о Боге, которые останутся с ним на всю жизнь. Естественным путем человек сам придет к Богу. Ведь «естественная религия» индивидуальна, она у каждого человека своя в зависимости от его душевного склада, наклонностей. «Настоящая религия — это религия сердца», — убежден Руссо. К 22 годам воспитание молодого человека закончено, он начинает самостоятельную жизнь, обзаводится семьей.
В трактате излагаются взгляды на воспитание женщины. Поскольку назначение женщины иное, чем мужчины, она должна воспитываться иначе. Ее удел — семья, дом, призвание — быть добродетельной женой и хорошей матерью. Женщине не нужны знания, она не должна заниматься ни наукой, ни общественной деятельностью. Модель естественного воспитания, предложенная Руссо, во многом утопична. Она основывалась не на конкретном педагогическом опыте, а на философской концепции французского мыслителя. Он стремился изобразить идеал, к которому следует стремиться. Педагогическая теория Руссо оказала огромное влияние на системы воспитания конца XVIII — начала XIX в.
11. Реформы в России в XVII – XVIII веках в области просвещения.
С начала XVIII в. стала складываться система отечественных дворянских учебных заведений, главным образом военных. Быстрыми темпами развивается система профессионального образования. Благодаря Петру I у славян возникло понятие специализации в обучении. Петровские реформы отражали стремление государственной власти в России поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли и управленческой деятельности. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы. К 1722 году в разных городах России были открыты 42 «цифирные школы», обеспечивавшие начальное обучение математике. В 1732 г., возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное математическое и инженерное образование. К сожалению, мечта Петра о создании единой внесословной системы образования не осуществилась. Однако, именно Петру I мы обязаны тем, что образование обязательно для детей всех сословий, а также первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников,