Файл: И. И. Ползунова др. 38. 02. 01. 02. Пз утверждаю зав кафедрой М. В. Бедина Анализ доходов и расходов организации на примере экономического субъекта Пояснительная записка.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
20
ДР.38.02.01.02.ПЗ
Метод экономического анализа - это прием, подход, способ изучения хозяйственных процессов в их динамике и статике.
Практическое выражение метод находит через методику - совокупность приемов и способов, применяемых в определенной последовательности для достижения поставленной цели. Таким образом, метод и методика неразрывно связаны друг с другом. Методика имеет большое значение в обеспечении полноты и качества экономического анализа. Методические приемы анализа разнообразны, их выбор определяется: целями и задачами анализа, полнотой и качеством исходной информации, содержанием системы обобщающих и частных показателей.
Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период.
Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов.
Методологической основой анализа финансовых результатов в условиях рыночных отношений является принятая для всех предприятий, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, модель их формирования и использования.
Основными задачами анализа финансовых результатов является:
- анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;
- факторный анализ прибыли от продажи продукции (работ, услуг);
- анализ финансовых результатов от прочей деятельности;
- анализ и оценка использования чистой прибыли;
-анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли;
- выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.
Анализ финансового результата на основе отчета о финансовых результатах в качестве обязательных элементов включает в себя чтение финансовой отчетности и изучение абсолютных величин, представленных в отчетности:
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
21
ДР.38.02.01.02.ПЗ
− «горизонтальный» (временной) анализ - данный метод предполагает сравнение каждой позиции финансовой отчетности с аналогичной позицией предыдущего периода. Позволяет выявить тенденции изменения какого-либо явления в определенном периоде.
− «вертикальный» (структурный) анализ результатов – Суть данного метода состоит в том, чтобы выявить влияние каждой позиции отчетности на результат в целом. Предполагает определение структуры итоговых финансовых показателей.
Используется не только в финансовом анализе, но и анализе любых экономических объектов, по которым имеются данные ряда лет (например, анализ активов, пассивов, себестоимости, финансовых результатов, ассортимента продукции и т.д.).
Помимо вертикального и горизонтального анализа исследование финансового результата традиционно предполагает изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов, т.е. трендовый анализ. Трендовый анализ носит перспективный, прогнозный характер, поскольку позволяет на основе изучения закономерности изменения экономического показателя в прошлом спрогнозировать величину показателя на перспективу.
При проведении финансового анализа применяются также следующие методы исследования финансовых отчетов:
Сравнительный (пространственный) анализ. В отличие от предыдущих методов, предполагает сопоставление сводного показателя отчетности анализируемого предприятия с аналогичными показателями конкурентов, предприятий отрасли, структурных подразделений предприятия.
Анализ относительных показателей (коэффициентов). Данный метод может проводиться на основании данных одного или разных периодов.
Предполагается расчет отношений между отдельными позициями финансовой отчетности с целью определения взаимосвязи показателей.
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
22
ДР.38.02.01.02.ПЗ
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия основан на анализе прибыли, так как она характеризует абсолютную эффективность его работы.
Анализ формирования и использования прибыли проводится в несколько этапов:
− изучение прибыли по составу и динамике
− факторный анализ прибыли от продажи
− изучение причин отклонения по прочим доходам и расходам
− оценка формирования чистой прибыли и влияние налогов на прибыль.
Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта из отчета о финансовых результатах.
Информация, содержащаяся в финансовом плане и отчете, позволяет проанализировать финансовые результаты, полученные от всех видов деятельности хозяйствующего субъекта.
Таблица 2 - Анализ результатов финансовой деятельности
Направление анализа
Показатели
1 Анализ
1. Прибыль. прибыльности
2.
Рентабельность общая.
3.
Рентабельность основной деятельности
2 Анализ динамичности.
1. Сравнительные темпы роста выручки, прибыли и авансированного
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
23
ДР.38.02.01.02.ПЗ
Продолжение таблицы 2
Факторный анализ. Этот метод – разновидность аналитических исследований. Позволяет выявить влияние отдельных факторов на какой- либо результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Используется не только в финансовом анализе, но и анализе других результативных показателей. Так, в экономическом анализе осуществляется факторный анализ себестоимости, производства и реализации, материальных затрат, производительности труда, рентабельности и т. д. Важное значение для оценки финансовых результатов деятельности предприятия имеет факторный анализ прибыли.
Важнейшим составляющим элементом бухгалтерской прибыли является прибыль от реализации продукции (прибыль от продаж). Объектом факторного анализа может быть отклонение фактической прибыли от реализации от прибыли предшествующего года или предусмотренной по бизнес-плану.
Факторный анализ прибыли организации проводят исходя из порядка ее формирования.
Изменение прибыли от продаж формируется под воздействием следующих факторов: капитала.
2.
Оборачиваемость активов.
3.
Продолжительность операционного и финансового цикла.
4.
Коэффициент погашения дебиторской задолженности.
3 Анализ
1. Рентабельность авансированного капитала. эффективн. исп. эконом. потенциала.
2. Рентабельность собственного капитала.
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
24
ДР.38.02.01.02.ПЗ
− изменения объема продаж, которые могут оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли.
Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли;
− изменение структуры продаж может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли.
Увеличение более рентабельных видов продукции в общем объеме ее продаж приводит к росту прибыли и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшается;
− изменения отпускных цен на продукцию и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот;
− изменения уровня затрат материальных, трудовых ресурсов и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями. Относительными показателями является система показателей рентабельности.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия.
При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент формирования инвестиционной политики и ценообразования. Одним из наиболее
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
25
ДР.38.02.01.02.ПЗ распространенных показателей рентабельности является рентабельность продаж.
Этот показатель определяется по формуле:
Р = П / B,
(1) где П – прибыль от продаж;
В – выручка от продажи.
Рентабельность продаж характеризует удельный вес прибыли в составе выручки от реализации продукции. Этот показатель называют также нормой прибыльности.
Если рентабельность продаж имеет тенденцию к понижению, то это свидетельствует о снижении конкурентоспособности продукции на рынке, так как говорит о сокращении спроса на продукцию.
На рентабельность продаж оказывают влияние два фактора:
- изменение цены на продукцию;
- изменение себестоимости продукции.
Немаловажную роль при анализе финансовых результатов играет показатель рентабельности активов:
Ра = ЧП / А = ЧП / (ВА+ ОА),
(2) где ВА – внеоборотные активы;
ОА – оборотные активы;
ЧП – чистая прибыль.
В процессе анализа для решения поставленных задач может потребоваться использование не только методов, но и приемов анализа, которые в финансовом анализе подразделяются на две группы.
Традиционные приемы:
− метод сравнения;
− прием сопоставления фактических данных за отчетный период с базовыми данными;
− прием относительных величин;
− индексный метод;
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
26
ДР.38.02.01.02.ПЗ
− группировки по какому-либо признаку;
− расчет средней величины; балансовый метод;
− методы элиминирования.
Методы элиминирования широко распространены в финансовом и экономическом анализах, они основаны на исключении требующегося, предполагают раздельное применение воздействующих факторов на обобщающий показатель. К методам элиминирования относят цепную подстановку и способ относительных разниц.
Математические приемы. Достаточно широко используются в процессе финансового анализа. Основаны на приемах и методах математики. К таким приемам относятся: линейное программирование; сетевые графики; математические модели; корреляционно-регрессионный анализ.
Для решения задач анализа финансовых результатов используются следующие источники информации: накладные на разгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам реализации, прибыли; а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.
Основным источником информации анализа финансовых результатов служит бухгалтерская отчетность. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. Полный всесторонний анализ отчетности нужен, прежде всего, собственникам и администрации предприятия для принятия решений и оценки своей деятельности.
Отчетность – это заключительный элемент системы бухгалтерского учета. Все элементы бухгалтерского отчета тесно связаны между собой и представляют единое целое, т.е. систему экономических показателей, характеризующих условия и результаты работы предприятия за отчетный период. Вместе с тем сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности, имеют комплексный характер, потому что, как правило, они отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций, и явлений. Так,
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
27
ДР.38.02.01.02.ПЗ данные представленные в балансе предприятия, дополняют сведения, содержащиеся в отчете о финансовых результатах, и наоборот.
Таким образом, можно сказать, что анализ финансовых результатов является одним из важнейших аспектов исследования хозяйственной деятельности предприятия. Изучение состава и структуры прибыли, проведение факторного анализа результата от реализации, изучение показателей рентабельности необходимы для того, чтобы выявить соответствие внутренних резервов и возможностей организации обеспечению конкурентных преимуществ и удовлетворению будущих потребностей рынка, то есть экономического прогнозирования.
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
28
ДР.38.02.01.02.ПЗ
1 2 3 4