Файл: Теоретические основы формирования, назначение бухгалтерского баланса и анализ финансового состояния.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства.
Второй этап – восстановление финансовой устойчивости. Хотя неплатежеспособность предприятия может быть устранена в течение короткого периода за счет осуществления аварийных финансовых операций, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени.
Третий этап – обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда предприятие обеспечило длительное финансовое равновесие в процессе своего предстоящего экономического развития. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития.
Для того, чтобы понять каким образом ООО «ЖЭУ–КОРОЛЕВ» выйти из создавшегося финансового положения, на мой взгляд необходимо в первую очередь провести полную инвентаризацию предприятия, в результате чего будут выявлены слабые стороны в работе предприятия, например, обнаружено оборудование и материалы, которые не используются и могут быть реализованы на сторону, изучено более подробно состояние дебиторской и кредиторской задолженности и т.д.
Теперь рассмотрим более подробно все три этапа стабилизации финансового состояния ООО «ЖЭУ–КОРОЛЕВ».
Для финансовой стабилизации предприятия на первом этапе необходимо воспользоваться принципом «отсечения лишнего», т.е. сократить размеры как текущих потребностей (вызывающих соответствующие финансовые обязательства), так и отдельных видов ликвидных активов (с целью их срочной конверсии в денежную форму). Это возможно за счет:
Рассмотрим более подробно некоторые пункты из первого этапа программы по финансовой стабилизации предприятия.
В целях оптимизации структуры запасов в ООО «ЖЭУ–КОРОЛЕВ» необходимо провести оценку рациональности структуры запасов, позволяющую выявить ресурсы, объем которых явно избыточен и реализовать лишний объем материалов на сторону, что позволит сократить размер кредиторской задолженности предприятия.
Управление дебиторской задолженностью также имеет особое значение, поскольку она ведет к прямому отвлечению денежных и других платежных средств из оборота.
Существует ряд приемов и способов предотвращения неоправданного роста дебиторской задолженности, обеспечения возврата долгов и снижения потерь при их невозврате. Для этого ООО «ЖЭУ–КОРОЛЕВ» рекомендуется:
1) С целью обеспечения возврата существующих долгов и снижения потерь при их невозврате:
2) С целью предотвращения неоправданного роста дебиторской задолженности:
После проведения инвентаризации на складах предприятия были обнаружены основные средства, давно готовые к установке, но так и не установленные.
Для снижения уровня затрат предприятию необходимо провести детальный анализ себестоимости оказываемых услуг и управленческих расходов. В их снижении тоже заключается резерв роста прибыли и повышения рентабельности. В результате анализа себестоимости выяснено, что значительная сумма расходов приходится в ООО «ЖЭУ–КОРОЛЕВ» на оплату коммунальных услуг, базирующегося в 3–х этажном здании. Для экономии затрат на коммунальные услуги рекомендовано установить специальные датчики температуры с импульсными счетчиками воды. Это позволит контролировать температуру подачи воды и соответственно снизит сумму коммунальных услуг ООО «ЖЭУ–КОРОЛЕВ». Также возможна замена обычных ламп накаливания на энергосберегающие, что снизит сумму коммунальных расходов в части затрат на электроэнергию.
Данные меры позволят предприятию сократить размер текущих потребностей. Цель первого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если объем поступления денежных средств превысил объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочном периоде.
Следующий этап предусматривает мероприятия, как по обеспечению прироста собственных финансовых ресурсов, так и по сокращению необходимого объема их потребления. Этот этап можно еще назвать принципом «сжатия предприятия». Необходимо:
Так, в планах предприятия было приобретение хорошего инвентаря для оказания достаточно дорогостоящих процедур населению. Рекомендовано приобрести инвентарь в лизинг или взять ее в аренду с целью минимизации текущих затрат.
Цель этого этапа считается достигнутой, если предприятие вышло на рубеж финансового равновесия. Следующий этап финансовой стабилизации представляет собой систему мер, направленных на поддержание достигнутого равновесия предприятия в длительном периоде. Этот механизм базируется на использовании модели устойчивого экономического роста предприятия.
Социально – бытовые условия играют немаловажную роль в оказании услуг. На долгосрочную перспективу предложено оборудовать несколько кабинетов класса «люкс» и «полулюкс» с увеличением соответственно и стоимости. Для расширения инфраструктуры и создания большего комфорта отдыхающим возможно открытие на территории предприятия аптечного пункта, буфета, бара и т.д. самостоятельно или с привлечением сторонних организаций.
Прогнозирование, оперативный учет и контроль за движением денежных средств также оказывают большое влияние на укрепление финансового состояния предприятия.
Эффективное управление денежными потоками повышает степень финансовой и производственной гибкости компании. В связи с этим рекомендовано внедрить на предприятии систему планирования, учета, анализа и контроля. Ведь планирование хозяйственной деятельности предприятия существенно повышает эффективность управления денежными потоками. Важно вовремя анализировать возникшие отклонения от плана и принимать необходимые меры по их устранению. Важно держать на счетах предприятия лишь минимально необходимую сумму ликвидных средств, которая нужна для текущей оперативной деятельности.
Опыт подсказывает, что предприятия, деятельность которых характеризуется низким качеством учетной работы, в большей степени сталкиваются с финансовыми трудностями. Они имеют меньшую свободу маневра именно из–за отсутствия адекватной информации у лиц, принимающих управленческие решения. Именно поэтому необходимо грамотное ведение бухгалтерского учета на предприятии.
Также с целью финансовой стабилизации можно провести следующие мероприятия в ООО «ЖЭУ–КОРОЛЕВ»:
Все предложенные меры помогут исследуемому предприятию повысить свою платежеспособность, укрепить финансовое положение и достичь финансового успеха на долгую перспективу.
3.3 Направления совершенствования методики составления и анализа бухгалтерского баланса в организации
Развитие рыночных отношений в стране, установление долгосрочных торговых связей, создание организаций с иностранными инвестициями и выход ценных бумаг на международный рынок требуют устранения трудностей в понимании зарубежными партнерами информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности российских организаций. Для приведения показателей, содержащихся в российской отчетности к международным стандартам финансовой отчетности, осуществляется перегруппировка отчетных (учетных) данных, или трансформация бухгалтерской отчетности.
Трансформация бухгалтерской отчетности – это составление отчетности по определенным стандартам путем корректировки статей имеющейся отчетности.
Суть трансформации состоит в дополнительной интерпретации первичной бухгалтерской информации в соответствии с МСФО.
В качестве положительных аспектов применения МСФО можно отметить повышение прозрачности, информативности отчетности, улучшение сопоставимости показателей, увеличение возможностей для анализа деятельности организации.
Составляя отчетность по МСФО для внутренних управленческих целей, организация получает возможность обеспечить менеджеров информацией, которая повышает эффективность принятия решений, предоставляет возможность грамотно общаться с собственниками. Для ООО «ЖЭУ–КОРОЛЕВ», где собственник не участвует в повседневном руководстве предприятия, но при этом заинтересован получать наиболее полную информацию о финансовом положении и результатах деятельности организации, составление отчетности в соответствии с требованиями МСФО очень актуально.
Финансовая отчетность, составленная по МСФО, позволяет заинтересованным пользователям оценить не только финансовое положение и результаты деятельности организации, но и качество работы управленческого персонала организации с целью принятия экономически оправданных решений. Поэтому в целях совершенствования порядка составления бухгалтерской отчетности в ООО «ЖЭУ–КОРОЛЕВ» проведем трансформацию бухгалтерской отчетности, составленной за 2022 год по РСБУ в соответствии с МСФО, но для начала рассмотрим методику трансформации и некоторые различия в раскрытии статей баланса.
Второй этап – восстановление финансовой устойчивости. Хотя неплатежеспособность предприятия может быть устранена в течение короткого периода за счет осуществления аварийных финансовых операций, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени.
Третий этап – обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда предприятие обеспечило длительное финансовое равновесие в процессе своего предстоящего экономического развития. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития.
Для того, чтобы понять каким образом ООО «ЖЭУ–КОРОЛЕВ» выйти из создавшегося финансового положения, на мой взгляд необходимо в первую очередь провести полную инвентаризацию предприятия, в результате чего будут выявлены слабые стороны в работе предприятия, например, обнаружено оборудование и материалы, которые не используются и могут быть реализованы на сторону, изучено более подробно состояние дебиторской и кредиторской задолженности и т.д.
Теперь рассмотрим более подробно все три этапа стабилизации финансового состояния ООО «ЖЭУ–КОРОЛЕВ».
Для финансовой стабилизации предприятия на первом этапе необходимо воспользоваться принципом «отсечения лишнего», т.е. сократить размеры как текущих потребностей (вызывающих соответствующие финансовые обязательства), так и отдельных видов ликвидных активов (с целью их срочной конверсии в денежную форму). Это возможно за счет:
-
ускорения истребования дебиторской задолженности; -
снижения размера страховых запасов материалов и сырья; -
уценки трудноликвидных видов запасов сырья и материалов до уровня цены спроса с обеспечением последующей их реализации; -
ускоренной продажи неиспользуемого оборудования по ценам спроса на соответствующем рынке; -
аренды оборудования, ранее намечаемого к приобретению в процессе обновления основных средств и др.; -
увеличения периода предоставляемого поставщиками товарного кредита.
Рассмотрим более подробно некоторые пункты из первого этапа программы по финансовой стабилизации предприятия.
В целях оптимизации структуры запасов в ООО «ЖЭУ–КОРОЛЕВ» необходимо провести оценку рациональности структуры запасов, позволяющую выявить ресурсы, объем которых явно избыточен и реализовать лишний объем материалов на сторону, что позволит сократить размер кредиторской задолженности предприятия.
Управление дебиторской задолженностью также имеет особое значение, поскольку она ведет к прямому отвлечению денежных и других платежных средств из оборота.
Существует ряд приемов и способов предотвращения неоправданного роста дебиторской задолженности, обеспечения возврата долгов и снижения потерь при их невозврате. Для этого ООО «ЖЭУ–КОРОЛЕВ» рекомендуется:
1) С целью обеспечения возврата существующих долгов и снижения потерь при их невозврате:
-
необходимо иметь более реальную оценку средств, которые в перспективе сможет получить предприятие от дебиторов, нужно попытаться оценить вероятность безнадежных долгов в группах по срокам возникновения задолженности. На сумму вероятных безнадёжных долгов необходимо сформировать резерв по сомнительным долгам; -
погашать задолженность путем зачета, новации, отступного, то есть предоставления встречного однородного требования, замены первоначального обязательства другим или предоставления иного исполнения долговых обязательств, т.е. использовать все возможные пути взыскания долгов.
2) С целью предотвращения неоправданного роста дебиторской задолженности:
-
разработать политику оценки кредитоспособности покупателей и избегать дебиторов с высоким риском неоплаты, например покупателей, представляющих организации или отрасли, испытывающие серьезные финансовые трудности; -
периодически пересматривать предельную сумму услуг в долг исходя из финансового положения покупателей и своего собственного; -
регулярно проводить анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты; -
осуществлять мониторинг дебиторской задолженности (периода оборота, оборачиваемости, возраста дебиторской задолженности и т.д.) для своевременного выявления негативных тенденций и принятия соответствующих мер для их устранения; -
предоставлять скидки за сокращение сроков оплаты текущей задолженности (спонтанное финансирование) и наоборот, использовать гибкое ценообразование для защиты предприятия от инфляционных убытков. При прочих равных условиях, скидкам за раннюю оплату должно отдаваться предпочтение перед штрафами за просроченную оплату; -
одной из причин увеличения просроченной дебиторской задолженности является недостаток сведений о потенциальном дебиторе, его кредитном поведении, репутации. Для снижения риска возникновения безнадёжных долгов при заключении договоров с отсрочкой платежа с покупателями, можно сформировать так называемую «базу должников», серьёзно нарушающих сроки расчётов, с тем, чтобы не отпускать этим предприятиям услуги в долг, работать с ними только на условиях стопроцентной предоплаты.
После проведения инвентаризации на складах предприятия были обнаружены основные средства, давно готовые к установке, но так и не установленные.
Для снижения уровня затрат предприятию необходимо провести детальный анализ себестоимости оказываемых услуг и управленческих расходов. В их снижении тоже заключается резерв роста прибыли и повышения рентабельности. В результате анализа себестоимости выяснено, что значительная сумма расходов приходится в ООО «ЖЭУ–КОРОЛЕВ» на оплату коммунальных услуг, базирующегося в 3–х этажном здании. Для экономии затрат на коммунальные услуги рекомендовано установить специальные датчики температуры с импульсными счетчиками воды. Это позволит контролировать температуру подачи воды и соответственно снизит сумму коммунальных услуг ООО «ЖЭУ–КОРОЛЕВ». Также возможна замена обычных ламп накаливания на энергосберегающие, что снизит сумму коммунальных расходов в части затрат на электроэнергию.
Данные меры позволят предприятию сократить размер текущих потребностей. Цель первого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если объем поступления денежных средств превысил объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочном периоде.
Следующий этап предусматривает мероприятия, как по обеспечению прироста собственных финансовых ресурсов, так и по сокращению необходимого объема их потребления. Этот этап можно еще назвать принципом «сжатия предприятия». Необходимо:
-
сокращение суммы постоянных издержек, например, снижение заработной платы управляющего персонала; -
снижение уровня переменных издержек, например закупка материалов и сырья по более низким ценам, введение неполного рабочего дня и суммированного учета рабочего времени персонала, а возможно и сокращение персонала; -
совершенствование организации труда с целью повышения производительности труда и т.п.; -
обновление операционных внеоборотных активов преимущественно за счет их аренды.
Так, в планах предприятия было приобретение хорошего инвентаря для оказания достаточно дорогостоящих процедур населению. Рекомендовано приобрести инвентарь в лизинг или взять ее в аренду с целью минимизации текущих затрат.
Цель этого этапа считается достигнутой, если предприятие вышло на рубеж финансового равновесия. Следующий этап финансовой стабилизации представляет собой систему мер, направленных на поддержание достигнутого равновесия предприятия в длительном периоде. Этот механизм базируется на использовании модели устойчивого экономического роста предприятия.
Социально – бытовые условия играют немаловажную роль в оказании услуг. На долгосрочную перспективу предложено оборудовать несколько кабинетов класса «люкс» и «полулюкс» с увеличением соответственно и стоимости. Для расширения инфраструктуры и создания большего комфорта отдыхающим возможно открытие на территории предприятия аптечного пункта, буфета, бара и т.д. самостоятельно или с привлечением сторонних организаций.
Прогнозирование, оперативный учет и контроль за движением денежных средств также оказывают большое влияние на укрепление финансового состояния предприятия.
Эффективное управление денежными потоками повышает степень финансовой и производственной гибкости компании. В связи с этим рекомендовано внедрить на предприятии систему планирования, учета, анализа и контроля. Ведь планирование хозяйственной деятельности предприятия существенно повышает эффективность управления денежными потоками. Важно вовремя анализировать возникшие отклонения от плана и принимать необходимые меры по их устранению. Важно держать на счетах предприятия лишь минимально необходимую сумму ликвидных средств, которая нужна для текущей оперативной деятельности.
Опыт подсказывает, что предприятия, деятельность которых характеризуется низким качеством учетной работы, в большей степени сталкиваются с финансовыми трудностями. Они имеют меньшую свободу маневра именно из–за отсутствия адекватной информации у лиц, принимающих управленческие решения. Именно поэтому необходимо грамотное ведение бухгалтерского учета на предприятии.
Также с целью финансовой стабилизации можно провести следующие мероприятия в ООО «ЖЭУ–КОРОЛЕВ»:
-
капитальный ремонт, замена устаревшего оборудования (возможно в лизинг или в аренду); -
расширение спектра оказываемых медицинских услуг, разработка новых методик лечения с целью привлечения дополнительных потребителей оказываемых медицинских услуг и соответственно увеличения объема выручки; -
тщательный подход к выбору поставщиков сырья и материалов с целью минимизации этой статьи затрат; -
пересмотр цен на путевки, курсовки, медицинские услуги, в т.ч. уменьшение стоимости путевки на детей, гибкая система скидок при приобретении 3–х и более путевок, расчет стоимости курсовки за минусом выходных дней; -
введение в штат должности маркетолога, проведение маркетинговых исследований с целью координации сбытовых усилий; -
по возможности чаще проводить финансовый анализ на предприятии, что будет способствовать принятию правильных управленческих решений.
Все предложенные меры помогут исследуемому предприятию повысить свою платежеспособность, укрепить финансовое положение и достичь финансового успеха на долгую перспективу.
3.3 Направления совершенствования методики составления и анализа бухгалтерского баланса в организации
Развитие рыночных отношений в стране, установление долгосрочных торговых связей, создание организаций с иностранными инвестициями и выход ценных бумаг на международный рынок требуют устранения трудностей в понимании зарубежными партнерами информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности российских организаций. Для приведения показателей, содержащихся в российской отчетности к международным стандартам финансовой отчетности, осуществляется перегруппировка отчетных (учетных) данных, или трансформация бухгалтерской отчетности.
Трансформация бухгалтерской отчетности – это составление отчетности по определенным стандартам путем корректировки статей имеющейся отчетности.
Суть трансформации состоит в дополнительной интерпретации первичной бухгалтерской информации в соответствии с МСФО.
В качестве положительных аспектов применения МСФО можно отметить повышение прозрачности, информативности отчетности, улучшение сопоставимости показателей, увеличение возможностей для анализа деятельности организации.
Составляя отчетность по МСФО для внутренних управленческих целей, организация получает возможность обеспечить менеджеров информацией, которая повышает эффективность принятия решений, предоставляет возможность грамотно общаться с собственниками. Для ООО «ЖЭУ–КОРОЛЕВ», где собственник не участвует в повседневном руководстве предприятия, но при этом заинтересован получать наиболее полную информацию о финансовом положении и результатах деятельности организации, составление отчетности в соответствии с требованиями МСФО очень актуально.
Финансовая отчетность, составленная по МСФО, позволяет заинтересованным пользователям оценить не только финансовое положение и результаты деятельности организации, но и качество работы управленческого персонала организации с целью принятия экономически оправданных решений. Поэтому в целях совершенствования порядка составления бухгалтерской отчетности в ООО «ЖЭУ–КОРОЛЕВ» проведем трансформацию бухгалтерской отчетности, составленной за 2022 год по РСБУ в соответствии с МСФО, но для начала рассмотрим методику трансформации и некоторые различия в раскрытии статей баланса.