Файл: Исследование конкурентоспособности предприятия на примере ооо Невельский морской торговый порт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Производство заменителей может обходиться дороже, чем рыночная цена натуральных ресурсов. Ветровая электроэнергия производится из возобновляемого ресурса, но она является существенно дороже той электроэнергии, которая производится из минеральных компонентов. Это означает несоответствие технологического уровня современной парусной энергетики тем экономическим условиям, которые сложились.

Таким образом, рыночное использование ресурсов (в первую очередь естественных, невозобновляемых) достаточно несовершенно с точки зрения решения проблемы устойчивого развития. Если не создать адекватный механизм эколого-экономического обеспечения устойчивого общественного развития, то это, значит, проигнорировать важные текущие и, особенно, перспективные вопросы жизнедеятельности общества, условий жизни будущих поколений.

Ограничения экономического развития, формирующиеся через состояние окружающей среды, создают систему коррекции конкурентных преимуществ предприятия через изменения условий деятельности. Именно необходимость достижения нового качества роста, решение проблемы устойчивого развития передается через государственные и рыночные сигналы на уровень предприятия для внесения изменений в виденье стратегических конкурентных преимуществ, места в них экологических факторов.

Экологические факторы потенциально входят в такие группы конкурентных преимуществ, как финансово - рыночные, товарно-рыночные, коммуникационно-рыночные. В зависимости от конкретного предприятия они являются активными или неактивными. Уровень активации экологических факторов зависит от многих обстоятельств. В целом вопрос конкурентных преимуществ, в конечном счете, сводится к вопросу управления конкурентоспособностью предприятия, в том числе его экологической составляющей. Комплекс управления, управленческая система предприятия должны обеспечивать создание, поддержку и развитие его конкурентного потенциала, определять стратегические приоритеты для его успешного рыночного функционирования, адаптации к тенденциям развития внешней среды.

Обеспечение конкурентоспособности предприятий на основе экологического фактора путем применения инструментов снижения экологического воздействия предполагает получение ей дополнительных конкурентных преимуществ на российских и иностранных рынках. Устойчивое конкурентное преимущество - это результат поиска и рационального сочетания уникальных ограниченных и трудно воспроизводимых ресурсов, возможностей и компетенций предпринимательской структуры [45]. Наличие устойчивого конкурентного преимущества является залогом конкурентоспособности компании на рынке.


Влияние экологического фактора на обеспечение конкурентоспособности предприятий предполагает необходимость следования принципам устойчивого развития и сбалансированного роста, которые затрагивают экономические, социальные и экологические аспекты их функционирования. Следовательно, конечный результат не будет ограничиваться только экономической составляющей. Наилучшим образом эффект от влияния экологического фактора на деятельность предприятий можно рассмотреть в рамках концепции «Триединого итога» (Tripple Bottom Line), в соответствии с которой успех компании измеряется на основании трех главных составляющих: экономической эффективности, социальной ответственности и соблюдения экологических норм (рис. 2).



Рисунок 2 . Концепция триединого итога
Под экономической эффективностью авторы концепции понимают метод управления, способствующий постоянному улучшению финансовых результатов предпринимательской структуры, и оказывающий благоприятное влияние на экономическое развитие общества.

Социальная ответственность бизнеса предполагает заботу о людях. В соответствии с данным подходом, компания в процессе функционирования учитывает интересы общества и берет на себя ответственность за возможное влияние своей деятельности на заказчиков, работников, акционеров и другие заинтересованные стороны общественной сферы.

Таким образом, предпринимателям следует не только заботиться о собственной прибыли, но и участвовать в преодолении социальной несправедливости и экономического неравенства.

Соблюдение экологических норм частично перекликается с социальной ответственностью бизнеса. Оно предполагает внедрение систем экологического контроля, разработку стратегий по борьбе с климатическими изменениями, бережное использование ресурсов [24].

Влияние экологического фактора на обеспечение конкурентоспособности предприятий происходит по всем трем рассмотренным направлениям. Соответственно, преимущества, получаемые предприятием, можно условно подразделить на три группы: экономические, экологические и социальные. Источником рассматриваемых преимуществ будет комплекс инструментов снижения негативного экологического воздействия, как основной способ обеспечения конкурентоспособности современного предприятия под влиянием экологического фактора.

Наибольший интерес для современных предприятий представляют экономические конкурентные преимущества. Основу экономического эффекта составляют экологические доходы и расходы компании. Экологические расходы - это снижение прибыли компании, связанное с ее негативным воздействием на окружающую среду. Экологические доходы - это увеличение прибыли компании за счет активно осуществляемой экологической политики. И экологические расходы, и доходы могут быть явными и скрытыми. Примерами явных экологических расходов являются издержки, связанные с утилизацией отходов, отчисления на природоохранные мероприятия, экологические платежи и т.д. К явным экологическим доходам может относиться прибыль от реализации переработанных материалов и отходов, от сокращения природоохранных платежей, других издержек производства. К скрытым экологическим доходам и расходам можно отнести эффект от влияния экологического фактора не поддающийся количественному измерению: возможности выхода на новые рынки, преимущества при участии в тендерах, изменение качества продукции и др.



Снижение деструктивного воздействия на окружающую среду напрямую сказывается на конкурентоспособности предприятия, создавая преимущества, связанные с взаимодействием с финансовыми организациями при инвестировании, кредитовании, страховании. Более надежная и стабильная компания несет меньший риск для кредитора или инвестора. Применение инструментов снижения экологического воздействия способствует предотвращению рисков, связанных с влиянием на окружающую среду, что снижает вероятность возникновения страховых выплат для компенсации расходов за нарушение природоохранного законодательства.

Внедрение систем экологического менеджмента дает предприятию существенно больше преимуществ. Многие, особенно международные, финансовые организации уделяют серьезное внимание ее наличию в компании, устанавливают меньшие проценты при финансировании, а страховые компании — меньший размер страховой премии. Для российских компаний важными представляются преимущества, получаемые при выполнении требований крупнейших контрагентов по соответствию системы экологического менеджмента компании международным стандартам. Крупные корпорации, внедряющие и сертифицирующие СЭМ во всех своих подразделениях, часто предъявляют к своим поставщикам аналогичные требования. Таким образом, для сохранения и развития деловых отношений с такой корпорацией, современному предприятию необходимо сертифицироваться на соответствие стандартам серии ИСО 14000. Весомое преимущество получают компании, внедряющие системы экологического менеджмента при заключении контрактов на выполнение работ за рубежом, в частности, в экологически чувствительных зонах. Наличие сертификата соответствия требованиям ИСО 14001 уже является одним из условий участия в тендерах на такие работы.

Комплекс экономических преимуществ, получаемых от учета влияния экологического фактора, можно условно разделить на два крупных блока: прямые и потенциальные экономические эффекты.

К прямым экономическим эффектам относятся:

- снижение рисков возникновения аварийных ситуаций и масштабов последствий в случае их возникновения;

- улучшение состояния рабочих мест, снижение экологических рисков для персонала и повышение производительности труда;

- систематическое сокращение производственных и эксплуатационных затрат;

- снижение платежей за нарушение природоохранного законодательства;


- повышение качества продукции.

К потенциальным экономическим преимуществам можно отнести:

- улучшение имиджа компании на внутренних и внешних рынках;

- возможность освоения новых рынков;

- улучшение отношений с потребителями, партнерами, инвесторами, государственными органами, общественностью;

- увеличение инвестиционной привлекательности;

- снижение процентных ставок по кредитам;

- снижение ставок платежей по экологическому страхованию (страхование экологических рисков компании);

- создание предпосылок для увеличения акционерной стоимости компании;

- возможности для повышения эффективности продвижения продукции и др.

Значительная часть рассмотренных экономических эффектов возникает при формировании на предприятии системы экологического менеджмента и ее дальнейшей сертификации. Однако последовательное проведение в компании наиболее результативных природоохранных мероприятий также будет создавать ощутимый экономический эффект.

Обеспечение конкурентоспособности современных предприятий на основе использования экологического фактора положительно сказывается на окружающей среде в той местности, в которой функционирует компания. Эффект от проведения природоохранных мероприятий будет достигаться по следующим направлениям:

- снижение нагрузки на окружающую среду (загрязнения почвы, воды, воздуха) и как следствие улучшение экологической обстановки в регионе функционирования предприятия;

- увеличение эффективности использования невозобновляемых природных ресурсов и снижение их потребления;- повышение устойчивости существующей экосистемы и др.

Конкурентные преимущества, основанные на экологическом эффекте,
ориентированы на долгосрочную перспективу и проявляются в первую очередь в снижении будущей стоимости природных ресурсов за счет их экономичного использования в настоящем и снижении риска экологической катастрофы, способной усложнить или прекратить деятельность компании в указанном регионе.

Социальный эффект обеспечения конкурентоспособности предприятия за счет экологического фактора достигается за счет улучшение здоровья населения в регионе функционирования компании, уменьшения смертности среди населения и увеличения продолжительности жизни, улучшения условий работы и отдыха людей, снижения эмиграции населения по экологическим причинам.


Такой эффект создает для предприятия ряд значимых
конкурентных преимуществ:

- повышение производительности труда работников за счет снижения их заболеваемости и большей удовлетворенности экологической ситуацией;

- уменьшение потерь от недовыпущенной продукции за счет увеличения числа занятых в сфере материального производства;

- снижение текучести кадров, вызванной миграцией трудового населения по экологическим причинам;

- обеспечение притока профессиональных кадров в регион с благоприятной экологической обстановкой и др.

Формирование конкурентных преимуществ предприятия должно основываться на всестороннем изучении их внутреннего потенциала, а также анализе внешней среды. В этом случае становится понятно,
какое преимущество будет легко скопировано конкурентами и в конечном
итоге перестанет быть некой отличительной особенностью компании, а какое
сохранит свое положительное влияние на ее конкурентные позиции в течение
длительного периода времени.

Сам по себе учет влияния экологического фактора при обеспечении конкурентоспособности предприятия, в том числе посредством
внедрения систем экологического менеджмента, является относительно легко имитируемым преимуществом, доступным значительному количеству компаний.

Однако особую важность в этом процессе представляет то, какие именно инструменты и способ их использования будут выбраны, насколько затратным окажется их применение, какой технологический уровень будет достигнут в процессе проведения экологической политики и, наконец, какие дополнительные внутренние компетенции будут сформированы.

Именно развитие определенных знаний и умений персонала, формирование уникальных организационных особенностей, разработка и внедрение инноваций в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, кооперация с другими организациями при решении природоохранных задач и создание единого информационного поля экологической информации комплексов предприятий являются основой для создания устойчивых конкурентных преимуществ. Учет влияния экологического фактора в процессе функционирования предприятия не только способствует защите окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, он также позволяет выявить недостатки в продукции и производственных процессах, случаи нерационального использования ресурсов, показывает области возможных улучшений. Поэтому обеспечение конкурентоспособности современных предприятий на основе экологического фактора является современным и перспективным направлением создания конкурентных преимуществ. Применение на предприятии инструментов снижения негативного воздействия на окружающую среду приводит к более эффективному использованию всех имеющихся в распоряжении организации ресурсов, что в конечном итоге делает компанию более конкурентоспособной и устойчивой к колебаниям рыночной конъюнктуры.