ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-Фактор среды. Огромное значение имеет преобладание в коллективе хороших взаимоотношений между коллегами, стремление к взаимопомощи. Рационально составленный график работы и распорядок дня в лечебном учреждении, возможность пользоваться новыми технологиями, прогрессивными методами лечения позволяют специалисту чувствовать себя комфортно и максимально раскрыть свой потенциал.
Таким образом, на психологическое благополучие влияют множество различных факторов, которые зависят не только от взаимоотношений медицинского работника и пациента, но и от атмосферы в коллективе и социального статуса профессии.[10]
1.3.Стадии формирования форм психологического благополучия
В первую очередь, говоря о стадиях формирования форм психологического благополучия, хочется вспомнить « треугольник Маслоу». В ее основании стоят биогенные потребности, затем, психофизиологические, социальные, высшие и наивысшую позицию в ней занимают так называемые «мета-потребности». [7]
Можно предположить, что уровень психологического благополучия будет соответствовать удовлетворению потребностей разного уровня:
1) витальные (биологические) потребности;
2) социальные потребности в узком и собственном смысле слова (поскольку социально опосредованы все побуждения человека) включают стремление принадлежать к социальной группе (общности) и занимать в этой группе определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви;
3) идеальные потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и путем открытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям.
Таким образом, стадии формирования психологического благополучия будут зависеть от всех потребностей человека, но формировать полное психологическое благополучие будет только верхушка треугольника.
Такую аналогию можно провести и на профессиональную деятельность людей разных профессий, в том числе и на медицинских работников. [11]
Выводы по главе 1
Проблема позитивного психологического функционирования стала привлекать внимание исследователей, начиная с середины 20-го века. Все подходы к исследованию феномена психологического благополучия, делятся на несколько групп. Понятие «психологическое благополучие» описывает состояние и особенности внутреннего мира человека, которые определяют переживание благополучности, а также поведение, продуцирующее и проявляющее ситуативное благополучие.
Основываясь на данные различных исследователей ( Н. Брэдберн, (теории Маслоу А., Роджерса К.,Олпорта Г., Юнга К.Г., Эриксона и др) К. Рифф разработала модель психологического благополучия, постулируя: психологическое благополучие — это непрерывный личностный рост полноценная ценность жизни. Такой подход позволил ей обобщить и выделить шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост. Опросник «Шкалы психологического благополучия» получил широкое признание и активно применяется в научных исследованиях связанных с изучением различных сфер психологического благополучия. В настоящий момент достаточно изучены закономерности зависимости психологического благополучия от пола, возраста, культурной принадлежности, помимо этого ведутся работы по изучению других факторов, а именно профессиональной деятельности оказывающих влияние на психологическое благополучие.
Соответственно далее мы выяснили, что феномен психологического благополучия у медицинского работника, напрямую зависит от его профессиональной деятельности. Существуют факторы, которые будут влиять на ПБ медицинских работников: эмоциональные, физические, социально-психологические, личностный и фактор окружающей среды. Далее выяснили, что существуют стадии развития форм психологического благополучия и предположили, что они напрямую зависят от удовлетворения потребностей разного уровня.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1. Организация и методы исследования
Проблема психологического благополучия личности по-прежнему остается одной из мало изученных как в зарубежной, так и отечественной психологии. Анализируя всю вышеперечисленную полученную информацию, по определению психологического благополучия, можно сделать вывод, что данное понятие характеризует область переживаний и состояний, свойственных здоровой личности. Не случайно понятие благополучия взято Всемирной организацией здравоохранения в качестве основного для определения здоровья. В нем психологическое благополучие и психическое здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физического, умственного и социального благополучия. Среди всего разнообразия подходов к пониманию психологического благополучия как зарубежными, так и отечественными психологами выделяются два основных - гедонистический (от греч. hedone — «наслаждение») и эвдемонистический (от греч. eudaimonia - «счастье, блаженство»).[14]
В рамках гедонистического подхода психологическое благополучие определяется через достижение удовольствия и избегание неудовольствия, при этом удовольствие - это не только телесное удовольствие, но и удовлетворение от достижения значимых целей. В качестве наиболее общего индикатора психологического благополучия сторонниками данного подхода принимается «переживание счастья» или «субъективное благополучие» человека, что близко с когнитивной теории психики.
Эвдемонистический подход (с древнегреческого эвдемония — процветание) разрабатывается преимущественно в рамках гуманистической психологии. С позиции данного подхода психологическое благополучие рассматривается как «полнота самореализации человека в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах, нахождение «творческого синтеза» между соответствием запросам социального окружения и развитием собственной индивидуальности».
В рамках эвдемонистического подхода на основе более ранних исследований К. Рифф разработала многомерную модель психологического благополучия. [6]Методика включает шесть основных составляющих психологического благополучия:
1)наличие цели в жизни,
2) положительные отношения с другими,
3) личностный рост,
4)управление окружением,
5)самопринятие
6) автономия.
В соответствии с данной моделью разработан инструментарий для проведения исследований, который получил широкое распространение за рубежом под названием «Шкалы психологического благополучия К. Рифф». Опросник «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф - теоретически обоснованный инструмент, который предназначен для измерения выраженности основных составляющих психологического благополучия. В настоящее время многомерная модель К. Рифф принимается многими исследователями, а разработанная ею методика измерения психологического благополучия активно используется в исследовательской практике многих стран. Данная методика измеряет актуальное психологическое благополучие, в отличие от благополучия потенциального, понятие которого выводимо из гуманистической парадигмы, но не операционализируется в настоящее время ни одним опросником.
В России понятие «психологического благополучия» не получило столь детальной разработки, однако ясно, что тот смысл, который вкладывает в это понятие, например, А.В. Воронина, отличается от традиционного западного толкования. Так, она делает акцент не на аспектах удовлетворённости жизнью и личностном росте, а на целостном, интегрирующем значении данного понятия, к которому термины «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» относятся как соподчинённые. Такой подход резко контрастирует со стремлением западных исследователей отграничить это понятие от близких, но не тождественных понятий.
Существует несколько вариантов методики: из 120, 84, 54 и 18 пунктов. Наиболее распространённой является версия из 84 пунктов, в которой на каждую из 6 шкал приходится по 14 утверждений. Именно эта версия чаще всего проверялась на валидность зарубежными исследлователями, и именно она стала основой для обеих русскоязычных адаптаций.
Утверждениям приписывается значение в баллах, равное числовому значению ответа в бланке ответов. Часть пунктов интерпретируются в обратных значениях:
Таблица 1.
Интерпретация данных
Вариант ответа | В прямых значениях | В обратных значениях |
Абсолютно не согласен | 1 балл | 6 баллов |
Не согласен | 2 балла | 5 баллов |
Скорее не согласен | 3 балла | 4 балла |
Скорее согласен | 4 балла | 3 балла |
Согласен | 5 баллов | 2 балла |
Абсолютно согласен | 6 баллов | 1 балл |
Содержательная интерпретация шкал
-
Шкала «Положительные отношения с другими».
Респондент, набравший наименьший балл, имеет лишь ограниченное количество доверительных отношений с окружающими: ему сложно быть открытым, проявлять теплоту и заботиться о других; в межличностных взаимоотношениях, как правило, он изолирован и фрустрирован; не желает идти на компромиссы для поддержания важных связей с окружающими.
Респондент, набравший наибольший балл, имеет удовлетворительные, доверительные отношения с окружающими; заботится о благополучии других; способен сопереживать, допускает привязанности и близкие отношения; понимает, что человеческие отношения строятся на взаимных уступках.
-
Шкала «Автономия».
Высокий балл по данной шкале характеризует респондента как самостоятельного и независимого, способного противостоять попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом; самостоятельно регулирует собственное поведение; оценивает себя в соответствии с личными критериями.
Респондент с наименьшим баллом - зависит от мнения и оценки окружающих; в принятии важных решений полагается на мнение других; поддается попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом.
-
Шкала «Управление окружением».
Высокий балл — респондент обладает властью и компетенцией в управлении окружением, контролирует всю внешнюю деятельность, эффективно использует предоставляющиеся возможности, способен улавливать или создавать условия и обстоятельства, подходящие для удовлетворения личных потребностей и достижения целей.
Низкий балл характеризует респондента как человека, который испытывает сложности в организации повседневной деятельности, чувствует себя неспособным изменить или улучшить складывающиеся обстоятельства, безрассудно относится к предоставляющимся возможностям, лишен чувства контроля над происходящим вокруг.
-
Шкала «Личностный рост».
Респондент с наибольшим баллом - обладает чувством непрекращающегося развития, воспринимает себя «растущим» и самореализовывающимся, открыт новому опыту, испытывает чувство реализации своего потенциала, наблюдает улучшения в себе и своих действиях с течением времени; изменяется в соответствии с собственными познаниями и достижениями.
Респондент с наименьшим баллом - осознает отсутствие собственного развития, не испытывает чувства улучшения или самореализации, испытывает скуку и не имеет интереса к жизни, ощущает неспособность устанавливать новые отношения или изменить свое поведение.
-
Шкала «Цель в жизни».
Испытуемый с высоким баллом по данной шкале имеет цель в жизни и чувство направленности; считает, что прошлая и настоящая жизнь имеет смысл; придерживается убеждений, которые являются источниками цели в жизни; имеет намерения и цели на всю жизнь.
Испытуемый с низким баллом - лишен смысла в жизни; имеет мало целей или намерений; отсутствует чувство направленности, не находит цели в своей прошлой жизни; не имеет перспектив или убеждений, определяющих смысл жизни.
-
Шкала «Самопринятие».
Наибольший балл характеризует респондента как человека, который позитивно относиться к себе, знает и принимает различные свои стороны, включая хорошие и плохие качества, положительно оценивает свое прошлое.