ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Респондент с наименьшим баллом - не доволен собой, разочарован событиями своего прошлого, испытывает беспокойство по поводу некоторых личных качеств, желает быть не тем, кем он или она является.
В данной работе исследуется коллектив, медицинского спа-центра Весна. Специфика работы складывается на очень тесном взаимодействии с пациентом. И вопрос психологического благополучия работников, напрямую влияет на качество услуги, которую получает пациент. Это коммерческиое предприятие, поэтому от качество медицинской услуги зависит успешность предприятия.
2.2. Анализ результатов исследования
Участникам нашего иследования было предложено пройти специальный опросник на 84 вопроса. Стандартная инструкция имеет такое содержание: «Предлагаемые вам утверждения касаются того, как вы относитесь к себе и своей жизни. Мы предлагаем вам согласиться или не согласиться с каждым из предложенных утверждений. Обведите цифру, которая лучше всего отражает степень вашего согласия или не согласия с каждым утверждением. Помните, что правильных или не правильных ответов не существует». Утверждения опросника имеют как прямой (позитивный), так и обратный (негативный) смысл относительно характеристик психологического благополучия. Например, пункт «Мне приятно думать о том, что я совершил в прошлом и надеюсь совершить в будущем» прямо связан с такой характеристикой благополучия как «Цель в жизни», согласие с этим утверждением будет свидетельствовать в пользу того, что испытуемый обладает жизненными целями и жизнь его осмысленна. Напротив же, согласие с пунктом «Мои повседневные дела кажутся мне банальными и незначительными» будет указыватьна недостаточное чувство осмысленности жизни, т.е. в данном случае утверждение имеет обратную связь с характеристикой «Цель в жизни». Подобная конфигурация опросника была создана для того, что бы нивелировать негативные эффекты, возникающие при недостаточной искренности испытуемых при заполнении теста.
Обработка результатов сводится к подсчёту набранных баллов и переводу баллов в тех случаях, когда пункт имеет обратную связь с базовой характеристикой благополучия. Набранные баллы суммируются в следующие шкалы: «Самопринятие», «Автономия», «Управление средой»,
«Личностный рост», «Позитивные отношения с окружающими», «Цели в жизни». Кроме этого рассчитывается индекс общего психологического
благополучия, который высчитывается путём полученных по всем шести шкалам теста.
Количественно обработав данные экспериментального исследования группы в количестве 20 человек, мы получили следующие результаты:
Таблица 1
Показатели по методике «Шкала психологического благополучия» К. Рифф
| выс. пок-ли % | ср.пок-ли % | низк.по-ли % |
Положительные отношения с другими | 65 | 35 | 0 |
Автономия | 60 | 35 | 5 |
Управление | 65 | 30 | 5 |
Личностный рост | 45 | 55 | 0 |
Цель в жизни | 40 | 55 | 5 |
Самопринятие | 50 | 50 | 0 |
Рассмотрм показатели по каждой шкале и представим их в виде гистограмм.
Рис. 1. Показатели по шкале «позитивные отношения»
По данным шкалы «Позитивные отношения с окружающими», высокие
(65%) и средние показатели (35%) свидетельствуют о наличии у испытуемых близких, приятных, доверительных отношений с окружающими;
желания проявлять заботу о других людях; способности к эмпатии; наличии навыков, помогающих устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми.
Кроме этого, данная характеристика включает в себя желание быть гибким во взаимодействии с окружающими, умение прийти к компромиссу. Низких показателей по этой шкале не наблюдалось, которые свидетельствовали об одиночестве, неспособности устанавливать и поддерживать доверительные отношения, не желании искать компромиссы, замкнутости.
Рис. 2. Показатели по шкале «автономия»
Из результатов, полученных по шкале «Автономия» можно сказать, что 60% высокие показатели, а 35% - средние. Исходя из этого, можно говорить о том, что испытуемые имеют такие качества, как независимость, способность противостоять социальному давлению в своих мыслях и поступках. А также способны регулировать собственное поведение и оценивать себя исходя из собственных стандартов.
Рис. 3. Показатели по шкале «управление средой»
Озабоченность ожиданиями и оценками других, ориентация на мнение других людей при принятии важных решений и не способность противостоять социальному давлению в мыслях и поступках характерны для людей с низкими показателями по данной шкале – 5%.
Анализируя полученные результаты по шкале «Управление средой», можно сделать следующие выводы: чувство уверенности и компетентности в управлении повседневными делами, способность эффективно использовать различные жизненные обстоятельства, умение самому выбирать и создавать подходящий контекст для реализации личных потребностей и ценностей, а также умение осуществлять разнообразные виды деятельности присущи 95% респондентам, причем у 65% испытуемых эти качества находятся на более высоком уровне. Низкие показатели (5%): трудности в управлении повседневными делами, чувство неспособности улучшить или изменить окружающие обстоятельства, отсутствие чувства контроля над внешним миром.
.
Рис. 4. Показатели по шкале «личностный рост»
По шкале «Личностный рост» у 45 % респондентов высокие и у 55 % средние значения. Из этого следует, что испытуемые обладают чувством продолжающегося развития и реализации своего потенциала, видят свой рост и экспансию, открыт новому опыту, наблюдает все большее совершенствование себя и своего поведения с течением времени. У исследуемых этот компонент психологического благополучия не находится на низком уровне, который говорил бы о переживание личностной стагнации. Отсутствуя ощущения личностного прогресса с течением времени. Скуки и не заинтересованности жизнью. Ощущения неспособности усваивать новые навыки.
Рис. 5. Показатели по шкале «цели в жизни»
Полученные результаты по шкале «Цели в жизни», свидетельствуют о высоком уровне психологического благополучия у 40% респондентов и среднем у 55%. Из этого следует, что наличие целей в жизни и чувства осмысленности своего прошлого и настоящего им присуще. У них сформированы убеждения, придающие жизни цель, а также есть основания и причины для того, чтобы жить. Для исследуемых нами людей данной выборки характерны низкие баллы по данной шкале в 5%, а значит им не свойственно чувство осмысленности жизни и чувство направленности. Не присутствует недостаток целей, отсутствуют воззрения и убеждения, придающие жизни смысл. Они не видят целей и в своем прошлом.
Результаты по шкале «Самопринятие». Высокие 50% и средние 50% значения. Это означает, что они обладают позитивным отношением к себе и своему прошлому, осознают и принимают разные стороны своего Я, включая как положительные, так и отрицательные качества. Для исследуемых нами людей данной выборки не характерны низкие баллы по данной шкале, а значит им не свойственно: Недовольство самим собой. Они разочарованы в собственном прошлом, обеспокоены некоторыми чертами собственной личности, не принимают себя. Для них характерно желание быть другим.
Таким образом, на основании полученных данных в процессе исследования, можно говорить о том, что только высокие и средние показатели наблюдались в таких шкалах как: позитивные отношения, личностный рост и самопринятие. Что касаемо низких показателей (5%) они выявились в шкалах автономия, управление средой и цели в жизни. Максимальный процент высоких показателей наблюдался в шкалах позитивные отношения и управление средой. В шкале «самопринятие» высокие и средние показатели разделились поровну.
Выводы по второй главе
Методикой исследования в нашей работе был опросник К. Рифф «Шкала психологического благополучия», исследовался коллектив медицинских работников спа-центра в количестве 20 человек. Количественно обработав полученные данные, мы получили результаты и сделали вывод, что большинство работников имеют высокие и средние процентные показатели по всем шкалам опросника. Низкий процент психологического благополучия имеют всего 5% персонала по одной-двум шкалам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основываясь на труды отечественных и зарубежных ученых, мы провели исследовательскую курсовую работу, направленную на изучение такого психологического феномен, как «психологическое благополучие» в контексте работы медицинского персонала.
Мы выяснили, что представления о психологическом благополучии личности многообразны. Весомыми критериями психологического благополучия личности являются не только психологическое и соматическое здоровье и отсутствие психического неблагополучия, но и то, как человек ощущает данное психологическое благополучие, которое проявляется в чувстве удовлетворенности жизнью в целом.
Мы определили, что чувство психологического благополучия у медицинских работников напрямую связан с профессиональной деятельности. Удовлетворение потребности в профессиональных достижениях, карьере, признании, самосовершенствовании влияет на общую удовлетворенность от своей работы медицинского работника. Если он видит результаты своего труда, прежде всего выздоровление больных, его удовлетворенность профессиональной деятельностью повышается, тем самым повышая его психологическое благополучие.
В своей работе мы опираемся на научные труды К. Рифф «Шкала психологического благополучия», где важными составляющими критериями
являются: направленность на позитивное функционирование личности, успешное выполнение ею поставленных задач, личностное развитие, выстраивание позитивных отношениями с окружающими, низкий уровнем негативного аффекта, личностный рост, способность к собственной саморегуляции, самостоятельности, направленность на эффективное использование своих личностных возможностей, эффективное управление окружением, способность к самоактуализации, позитивное отношение к себе,
наличие смысловых ценностных ориентиров и др.
Исследование показало, что показатель психологического благополучия находится в пределах высоких и средних значений. По результатам исследования высокие и средние показатели наблюдались только в таких шкалах как: позитивные отношения, личностный рост и самопринятие. Что касаемо низких показателей (5%) они выявились в шкалах автономия, управление средой и цели в жизни.
Максимальный процент высоких показателей наблюдался в шкалах позитивные отношения и управление средой. В шкале «самопринятие» высокие и средние показатели разделились поровну.
Таким образом, в ходе исследования цели и задачи были реализованы в полной мере.
На основании этого, можно говорить, что медицинские работники спа-центра, в количестве 20 человек, удовлетворены собственной жизнью, обладают позитивным отношением к себе и своему прошлому, уверены и компетентны в управлении повседневными делами, независимы в своих суждениях, способны выстроить близкие, приятные, доверительные отношения с окружающими, а также способны регулировать собственное поведение и оценивать себя, исходя из собственных стандартов и руководствуясь своими принципами.