Файл: Тема Киевская Русь Образование древнерусского государства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 322
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Основные этапы второй мировой войны.
3 Этап 19 ноября 1042- декабрь 1943
4 Этап январь 1944- 2 сентября 1945.
Причины победы ссср во второй мировой войне.
29.05 Основные направления внешней и внутренней политики ссср в первые и послевоенные годы.
12.2. Путч гкчп, крах коммунистического режима и распад ссср (1991): причины и значение.
До революции «кулаками» называли деревенских ростовщиков и перекупщиков, которых насчитывалось 2-3%. Отношение к ним у крестьян было негативным. При «раскулачивании» вспоминались старые обиды, сводились счеты и т.д., поэтому в целом попало под раскулачивание примерно 14% крестьян. Репрессиям подверглись и так называемые подкулачники из середняков и бедняков, не одобрявшие коллективизацию. В результате кулачество как класс было ликвидировано.
К концу 1932 г. насильственная коллективизация была в основном завершена. Формально самоуправляемые коллективные хозяйства (колхозы) наряду с государственными хозяйствами (совхозами) стали основными производителями сельскохозяйственной продукции. Создание колхозов и совхозов позволило советскому государству значительно увеличить объем принудительных заготовок продовольствия и сырья, хотя сельскохозяйственное производство к 1940 г. оставалось на уровне 1924-1928 гг.
Сильнейшая засуха наряду с насильственным изъятием сельхозпродукции привела в 1932-1933 гг. к массовому голоду на Украине, в Поволжье, на Северном Кавказе. Жертвами голода стали миллионы человек.
Политика сплошной коллективизации первоначально привела к тяжелым экономическим и социальным последствиям: объем сельскохозяйственной продукции сократился с 1928 по 1932 г. на четверть, поголовье скота – наполовину. С введением паспортной системы в 1932 г. крестьянству паспорта не выдавались, в результате чего их свобода передвижения была ограничена. Только с середины 1930-гг. положение в сельском хозяйстве стало улучшаться. Во многом свою роль сыграло поступление сельхозтехники.
Коллективизация была обязательным условием проведения индустриализации, так как требовалось прокормить стремительно растущий рабочий класс и иметь средства для закупки станков за границей. При форсированной индустриализации этого невозможно было добиться за счет мелкого кустарного сельскохозяйственного производства.
-
Новая культура Советского государства. Иммиграция.
Общая характеристика культурного строительства
Развитие культуры после революции в 20–30-е гг. в советской историографии обычно рассматривалось через призму понятия "культурная революция" (его впервые употребил Ленин в работе о "кооперации"). Огромная важность задач культурного строительства определялась двумя факторами: культурной отсталостью России (80% неграмотных ) и необходимостью воспитания "нового человека", изменением мировоззрения.
Имеют место три разных периода культурного строительства:
После революции, в период гражданской войны применялись как и во всех других сферах жизни методы военного коммунизма (в т.ч. мобилизации специалистов и т.д.). Ставилась задача быстрого преодоления неграмотности, для чего применялись чрезвычайные методы "ликбеза" (вплоть до ареста не желавших обучаться).
Нэп: отказ от чрезвычайных методов, определенный плюрализм в культурной политике. В то же время в начале нэпа "кризис культуры" — снятие многих учреждений с бюджета и их закрытие.
С конца 20-х гг. во многом возвращение к чрезвычайным методам.
Как известно, культура очень сложное явление, которое включает много сфер. Мы рассмотрим несколько важнейших: образование, науку, художественную жизнь.
Образование и наука
Характерной чертой развития общеобразовательной школы после революции являются бесконечные реформы, в том числе: отмена обязательных уроков, экзаменов, введение самоуправления учащихся (вплоть до права увольнения педагогов). С начала 30-х гг. предпринята серия мер по возвращению школы в нормальное русло — в сущности по образцу дореволюционной гимназии. В 1934 г. принимается решение о возобновлении преподавания истории, которое было отменено после революции. По распоряжению Сталина готовится целая серия учебников по истории. Заложенные тогда подходы к преподаванию в значительной мере сохраняются и сейчас.
Ввиду массовой неграмотности огромное внимание уделяется обучению взрослых. Для этого привлекается общественность, для финансирования привлекается население (в деревне проводится "самообложение"), создается общественная организация "Долой неграмотность", на его средства содержится тысячи пунктов ликвидации безграмотности (ликбезов).
Начинается перестройка среднего специального и высшего образования. Еще в 1919 г. в вузах создаются "рабфаки", которые должны были почти неграмотную рабочую и крестьянскую молодежь ускоренно готовить к получению высшего образования. В начале 20-х гг. реформируется преподавание общественных наук в вузах – оно сосредоточивается в руках членов партии. Начинаются "чистки" преподавателей и студентов: изгнание "социально чуждых" и "враждебных" элементов.
В годы первых пятилеток произошел скачок в повышении образовательного уровня. Было введено всеобщее начальное образование. В основном была ликвидирована неграмотность взрослого населения. В 1926 г. 43% в возрасте 9–49 лет были неграмотны. В 1939 г. доля грамотных превысила 80%.
Это было, безусловно, крупнейшим достижением нового строя. Для миллионов людей этой стало уникальным жизненным шансом, возможностью повысить свое социальное положение. В то же время следует иметь в виду оборотную сторону данного процесса: появились огромные массы полуграмотных людей, едва умевших читать по слогам. Они беспрекословно доверяли печатному слову, всем официальным источникам информации, что стало важнейшей культурно–психологической предпосылкой сталинизма.
В области подготовки специалистов в начале 30–х гг. для удовлетворения потребностей форсированной индустриализации распространяются методы штурма. Многие вузы превращаются во "втузы", где за считанные годы готовились узкие "спецы". На несколько лет ликвидируются университеты. Распространяется система "выдвиженчества": преданных режиму рабочих и крестьян без образования ставят на различные должности и лишь затем они получают какую–то подготовку. Яркий пример такого пути — биография Хрущева: уже в зрелом возрасте он получил образование в специальном учебном заведении для руководящих кадров — Промакадемии. Не удивительно, что его недостаточная образованность проявлялась весьма яркой на высших постах. Это было массовым явлением: образовался огромный слой ''полуинтеллигенции", по выражению Солженицына — "образованщины": узко подготовленной, не имеющей широкого кругозора. Это также было важной основой сталинизма.
Ведется неоднозначная политика с одной стороны — подавление инакомыслящих. В 1919 г. расстрелян крупнейший историк великий князь Николай Михайлович, в 1921 г. вместе с поэтом Н.Гумилевым – крупный правовед В.Таганцев. В 1922 г. – "философский пароход": знаменитая высылка интеллектуальной элиты (философы Бердяев, Лосский, историк Карсавин, социолог Сорокин – всего около 200 человек). С конца 20–х гг. – серия процессов над инженерно–технической интеллигенцией: "шахтинское дело", "академическое дело" (арестовано большинство русских историков), процесс "Промпартии" (среди осужденных знаменитый изобретатель Рамзин), дело "Трудовой крестьянской партии (осуждены экономисты мирового уровня Николай Кондратьев и Александр Чаянов), и др. Интеллигенция была сломлена, отказалась от собственной общественной позиции, в большинстве превратилась в чистых "спецов", занятых своими чисто профессиональными делами.
В то же время для укрепления экономической и военной мощи страны поддерживаются некоторые направления науки, имеющие практическое значение. Для некоторых ученых создаются условия более благоприятные, чем до революции, выделяются значительные средства, предоставляются материальные привилегии.
Так, вскоре после революции впервые в России был создан научно–исследовательский институт для изучения атомных проблем под руководством академика Иоффе. К 1937 г. в стране имелось 867 НИИ с 37600 научными сотрудниками.
В 20–30-е гг. совершено ряд крупнейших достижений, одно из наиболее крупных: С. Лебедев – получение синтетического каучука. Трудами Циолковского, Цандера, Кондратюка создаются предпосылки для создания ракетно-космической техники. Успешно продолжается работа классика физиологии академика Павлова и знаменитого селекционера Мичурина. Естественно, что основные научно-конструкторские силы концентрируются на укреплении военной мощи. Были сконструированы лучшие в мире образцы военной техники, в частности, танк Т–34 и реактивный миномет ("Катюша").
В то же время в это время репрессии обрушиваются на ряд крупнейших ученых и научных направлений. Начались преследования генетики, возвысился лжеученый Трофим Лысенко и был арестован академик Николай Вавилов. Среди многих узников Гулага оказался и знаменитый впоследствии конструктор космических ракет Сергей Королев.
Художественная жизнь
Режим допускал определенное разнообразие, существовало множество различных течений и группировок. Среди самого большевистского руководства шли споры о политике в области культуры. Существовало экстремистское течение — за полный разрыв со "старой культурой". Например, организация Пролеткульт: "сбросить Пушкина с корабля современности". Среди писательских организаций — РАПП: травила "буржуазных" писателей, выступала за чисто "пролетарскую литературу".
Ленин, партийное руководство в это время неоднократно декларировали умеренность, необходимость использования достижений старой культуры, постепенного "перевоспитания" старой интеллигенции. На это указывалось в специальном постановлении ЦК партии о политике в области художественной литературы в 1925 г. В то же время "классово чуждые" творцы культуры находились под подозрением. Как показывают опубликованные сейчас документы, ОГПУ уже в середине 20-х гг. тщательно следило за Михаилом Булгаковым. Не совсем ко двору был и воспевший революцию Сергей Есенин: его смерть в 1925 г. была загадочна, сейчас высказывается версия, что это было не самоубийством, – его убили агенты ГПУ.
В конце 20-х гг. появляются первые главы эпопеи Михаила Шолохова "Тихий Дон" и этот автор начинает подвергаться многолетним нападкам за "восхваление белогвардейщины". Показательна судьба Маяковского: он был самый неистовый сторонник революции и большевизма. В то же время, как считают некоторые, его самоубийство отражало разочарование поэта, его отчаяние при виде нарастающего засилья бюрократов и карьеристов.
С конца 20-х и особенно в 30–е гг. главной становится политика "унификации культуры", подавления всякого многообразия и инакомыслия. В 1934 г. создается Союз советских писателей – организация, которая давала ее членам большие привилегии, но в то же время требовала единомыслия, следования единственно верному методу "социалистического реализма". Многие творцы культуры пали жертвой репрессий: среди них поэты Николай Клюев и Осип Мандельштам, реформатор театра Всеволод Мейерхольд и др. Другие на долгие годы потеряли возможность публиковаться, как Булгаков. Третьи, поставили свой талант на службу режиму, приспосабливались и деградировали, как Алексей Толстой (фактически спился). О невыносимом положении литературы под партийным диктатом с огромной силой сказал в своем предсмертном письме в 1956 г. Александр Фадеев, который сам был активнейшим проводником этого диктата.
Таким образом, развитие культуры характеризовались теми же противоречиями, которые были присущи всему обществу.
Придя к власти, большевики провели преобразования и в культуре. Они были направлены на превращение существовавшей дореволюционной культуры в социалистическую. Молодая советская власть стремилась сделать культуру достоянием народа. Одновременно устанавливался партийный контроль над культурой и ее деятелями. Преобразования в культурной сфере были настолько масштабными, что получили название «культурная революция».
В отношении образования были обозначены две важные задачи: 1) сделать образование доступным для широких народных масс; и 2) перестроить его на новых идеологических основах.
В 1919 г. был принят декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все население в возрасте от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте. В 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных чтению и письму. Большую помощь оказывали общественные организации, как, например, созданное в 1923 г. массовое общество «Долой неграмотность!».
Основными принципами новой школы провозглашались связь обучения с производственным трудом, преемственность в образовании и воспитании. Ликвидировались гимназии, реальные и сельскохозяйственные училища, церковно-приходские и земские школы. На их месте создавалась единая трудовая двухступенчатая школа (пять лет обучения на первой ступени и четыре года на второй). Плата за обучение отменялась.