Файл: Тема Киевская Русь Образование древнерусского государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.Ускорение процессараспада СССР, поскольку союзные структуры власти, скомпрометированные участием в путче, были парализованы. Он завершился вдекабре 1991 годадоговором президентов РСФСР, Украины и Белоруссиив Беловежской пущео роспуске Союза, к которому затем присоединились остальные республики (хотя договор был подписан с грубейшими нарушениями норм конституционного права). После этого ставший президентом несуществующего государства Горбачев 25 декабря 1991 года ушел в отставку. Именно в этот день президент США Дж. Буш-старший официально поздравил свой народ с победой в «холодной войне». Еще недавно казавшаяся незыблемой Российская империя, последние 70 лет именовавшаяся Советским Союзом, прекратила свое существование.

В событиях путча ГКЧП и их последствиях прослеживается удивительная аналогия с Корниловским мятежом 1917 года. Президент СССР М.С. Горбачев действовал идентично главе Временного правительства А.Ф. Керенскому, члены ГКЧП по существу исполняли роль лидера военного путча генерала Л.Г. Корнилова, а использовавший ситуацию в своих интересах и извлекший реальную выгоду лидер демократов Б.Н. Ельцин действовал в точности так же, как вождь большевиков В.И. Ленин. Аналогичными были и итоги: в обоих случаях поражение путча расчистило дорогу к власти третьей фигуре в игре (тогда – Ленину, на сей раз – Ельцину).

При всех дискуссиях вокруг этого вопроса, некоторые причиныраспадаСССРне подлежат сомнению:

1. Падение последнего стержня единства Союза – авторитарной власти КПСС; произошедшее в условиях глубокого кризиса имперской идеи.

2. Заложенная В.И. Лениным в договоре об образовании СССР 1922 г. «мина замедленного действия» – право наций на самоопределение вплоть до выхода республик из Союза. По существу оно обеспечило легитимностьраспада.

3. Поддержка сепаратистов лидерами демократической оппозиции в России, стремившихся, подобноЛенину в 1917 году, к захвату власти любой ценой. После провала ГКЧП они даже не стали настаивать на пересмотре границ как условии цивилизованного «развода», хотя Россия имела моральное право потребовать возврата этнически русских территорий юго-востока Украины, севера Казахстана и Приднестровья.

4. Активное содействие Запада во главе с США процессу распада и поддержка ими демократической оппозиции в России и сепаратистов в республиках с целью устранить ведущего конкурента на мировой арене, 
последнююиз всех мировых империй – Советский Союз. Надо признать, такая политика закончилась блестящей победой США безо всякого пролития крови.

В следующей лекции будет показано, к каким последствиям привели исторические события 1991 года.

2. Проекты государственного развития России в 90е годы. Конституционный кризис.

Главным противоречием начала 90-х гг., было несоответствие между закрепленным в Конституции принципом всевластия Советов и институтом президентства. Характерной особенностью политического процесса в этот период стала «путаница компетенций», стремление исполнительной и представительной власти «играть на чужом поле».

За 1990-1992 гг. Съезд внес около 300 изменений в действующую Конституцию, пытаясь законодательно ограничить сферу деятельности исполнительной власти в государстве. В подобной жесткой манере отвечала и президентская сторона. (Попытка Б. Н. Ельцина сорвать работу VII Съезда депутатов, уведя с собой сторонников президентского курса, и т.п.).

Конфронтация между законодательной и исполнительной властью шла по двум направлениям: экономическому и политическому. В экономической сфере депутаты настаивали на сохранении социальной составляющей реформ; требовали оказания государственной поддержки тем группам населения, которые больше других пострадали от нового экономического курса. В политической сфере президентская и парламентская стороны по-разному представляли будущую модель российского государства (соответственно как президентскую и парламентскую республики). Свою роль в конфликте сыграло и несовпадение интересов федеральной и региональных элит.

Компромисс, достигнутый ценой отставки Е. Т. Гайдара, просуществовал недолго. VIII Съезд народных депутатов (март 1993 года) внес поправки в Конституцию, согласно которым Правительство должно быть подчинено Съезду и Верховному Совету. Б. Н. Ельцин в обращении к гражданам России оценил происходящее как антиконституционный переворот. Ответной мерой другой стороны стал созыв внеочередного IX Съезда народных депутатов, на котором был поставлен вопрос об импичменте Президенту. Для его досрочной отставки не хватило 30 голосов. По решению Съезда 25 апреля на территории России был проведен всенародный референдум по вопросам о доверии Президенту, о поддержке социально-экономической политики правительства, о необходимости досрочных выборов Президента и народных депутатов. 58,7% опрошенных доверяли Президенту; 53% – одобряли социально-экономическую политику правительства; 31,7% считали необходимым досрочные выборы Президента; 43,1% – досрочные выборы народных депутатов. Таким образом, президентская сторона одержала победу.



Политическая оппозиция решила использовать внепарламентские формы борьбы. 1 мая 1993 года – многочисленная демонстрация под антипрезиденскими лозунгами, жестокая драка с милицией. Началась репетиция применения силовых действий.

Летом 1993 г. было созвано конституционное совещание (представители от Верховного Совета, Президента и правительства, представители органов власти субъектов федерации, местного самоуправления, партий и профсоюзов, религиозных общин). В ходе его работы стало ясно, что президентский вариант и парламентский вариант Конституции согласовать невозможно. Конституционный кризис приобрел все признаки борьбы за власть.

21 сентября 1993 года был издан Указ Б. Н. Ельцина «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Он предписывал:

- роспуск Съезда народных депутатов и Верховного Совета;

- проведение 12 декабря 1993 года выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

- проведение 12 декабря 1993 года всенародного референдума по проекту Конституции РФ.

В ответ Верховный Совет и срочно созванный Съезд народных депутатов при поддержке Конституционного Суда объявили об отрешении от должности Президента, нарушившего действующую Конституцию. Исполняющим обязанности Президента был назначен вице-президент А.В. Руцкой, позднее Верховный Совет назначил и новых «силовых» министров.

Таким образом, в стране складывалось опасное двоевластие. Президент контролировал Правительство и силовые структуры, его поддерживали мэры обеих столиц, а также главы ряда органов местной исполнительной власти. Верховный Совет имел сторонников среди руководства Советов в регионах.

Переговоры между Президентом и Съездом зашли в тупик. Блокада Белого дома усиливалась. 3-4 октября в Москве начались массовые беспорядки. Сторонниками Съезда захвачено здание московской мери, сделана попытка взять штурмом телецентр в Останкино. Для подавления мятежа в Москву стянуты войска, введено военное положение, 4 октября здание Верховного Совета было подвергнуто обстрелу из танковых орудий. В результате этих событий – многочисленные жертвы.

События сентября – начала октября 1993 года создали качественно иную политическую ситуацию в стране. Центральная власть усилила свои позиции. Система местных Советов была ликвидирована. Важное значение для страны имело принятие новой Конституции.

В референдуме 12 декабря 1993 года приняли участие 54,8% граждан России, имевших право голоса. 58,4% из них проголосовали за новую Конституцию. Впервые Основной закон был принят непосредственно народом (хотя Конституцию фактически одобрила лишь треть населения страны). Принятие Конституции РФ завершило процесс оформления новой российской государственности.


  1. Программы экономического развития. Реализация программы «Сто дней». Дефолт.

Опиумные войны" и Тайпинское восстание потрясли Цинский Китай и подтолкнули правящие круги к признанию необходимости реформ.В структуре государственных органов были произведены некоторые преобразования, например, была учреждена Главная канцелярия по иностранным делам, отменена система двух губернаторов в провинциях (военного и граж­данского); местная власть сосредоточилась в руках наместников. Кроме того, в провинциях закрепились комитеты по восстановлению порядка.

В период с 1860-х - до начала 1880-х гг. император проводил политику "самоусиления", основное назначение которой сводилось к укреплению существовав­шего режима. Сторонники этой политики выступали за более тесное сотрудничество с иностранными державами, заимствование иностранного опыта в модернизации вооруженных сил, создание своей военной промышленности, что привело к широкому проникновению в Китай иностранных держав. Используя права и привилегии, иностранцы попытались усилить свое политическое влияние. В результате в 60-е - 90-е гг. XIX в. по стране прокатилась волна антииностранных выступлений, переходивших в антиправительственные.

Примерно в это же время стали создаваться первые китайские капиталистические предприятия. Первоначально это были казенные или казенно-частные заводы, арсеналы и мастерские, которые строились провинциальными властя­ми за государственный счет и с насильственным привлечением средств местных торговцев и помещиков, а затем стало развиваться и частное предпринимательство. Капиталистический укладв Китае пробивал себе дорогу в исключительно трудных условиях господства феодальных отношений в сельском хозяйстве, произвола и ограничений со стороны властей, конкуренции иностранного капитала, причем ведущей силой формирующейся национальной буржуазии стали крупные чиновники и помещики.

В 1895 г. Китай потерпел поражение в войне с Японией. Действия западных стран активизировали деятельность патриотических сил. Буржуазно-помещи­чья партия реформ, руководимая Кан Ювэем и представлявшая инте­ресы национальной буржуазии, выступила за модернизацию страны, за проведение реформ с помощью императорской власти. В июне 1898 г. она добилась того, что император Гуансюй (Цзай Тянь) издал указ "Об установлении основной линии государственной политики", а затем при­влек группу молодых реформаторов - учеников и единомышленников Кан Ювэя для разработки серии радикальных указов, посвященных вопросам экономики, просвещения, деятельности государственного аппарата. Этот период 1898 г. вошел в историю Китая под названием 
"Сто дней реформ".

За «сто дней реформ» был издан ряд указов о реорганизации центрально­го управления, приняты меры, содействующие развитию промыш­ленности и ее связи с наукой, в столице открыт университет, по­ощрялись изучение европейских дисциплин, перевод иностранных книг по науке и технике и т. д. Проводимые реформы объективно были направлены на создание условий для капи­талистического развития Китая, однако проводились в большой спешке, саботировались придворными кругами и бюрократическим аппаратом и, по существу, остались на бумаге. В сентябре того же года вдовствующая императрица Цы Си (Ехонала) произвела дворцовый переворот. Импера­тор Гуансюй был арестован, его указы отменены, а руководители ре­форматоров казнены без суда и следствия.

Таким образом, попытки проведения буржуазных реформ в Китае оказались неудачными. К началу 20 в. Китай оставался полуфеодальной абсолютистской монархией.

Приверженцев реформ было в Китае немало, но они вкладывали в свои проекты столь противоречивые идеи, что определить, кто из них действительно видел будущее Китае в прогрессивных преобразованиях непросто. Попробуем систематизировать различные политические группировки в Поднебесной. Первый критерий – это отношение к государственной власти, т.е. к правящей маньчжурской династии.

В конце XIX в. на политической арене Империи обозначились две группировки: «державная» и оппозиционная.

1. «Державная»  это люди, обладающие непосредственно политической властью. Среди них были:

а) консерваторы в лице маньчжурской аристократии, которые вообще ничего не хотели менять, и не ощущали остроты сложившейся ситуации;

б) «умеренные» сторонники перемен – группа, выступавшая за проведение политики «самоусиления». Социальной базой «умеренных» были высшие военные чины, компрадоры, «прогрессивные» чиновники и т.д. Одним из них был Ли Хунчжан. Старый политик и его сторонники считали, что страну нужно реформировать. Договоры 1898 г. дадут Китаю главное  дружеские отношения с Западом. Используя иностранный опыт, Китай сможет возродиться. Под возрождением понималось в первую очередь экономическое возрождение, а точнее – военное. Что же касается политической структуры, то она должна остаться прежней. Такое «возрождение» при сохранении политического деспотизма мыслилось сторонниками политики «самоусиления» как вполне реальное и безопасное. (О нем речь шла выше).