Файл: Министерство науки и высшего образования рф фгбоу во Тамбовский государственный технический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 600

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
карты, имею- щие льготный период. В результате их использования банк расширяет клиентуру, предоставляет чрезмерные свободные денежные средства в оборот и получает возможность получить доход с тех, кто не успевает покрыть свой долг.

Таким образом, для большего распространения банковских пла- стиковых карт в России необходимо создать максимально выгодные условия для клиентов и обеспечить удобное их использование. В раз- витии карточного направления заинтересованы все участники про- цесса, включая государство. Поэтому необходимо изучать рынок в Рос- сии, а также перенимать зарубежный опыт в использовании карт. Не- смотря на ряд проблем, связанных с менталитетом населения, а также достаточно поздним развитием данного направления в РФ, рынок пла- тежных карт является достаточно перспективным. Наиболее опасной проблемой является большое количество мошенничеств с использова- нием банковских карт. Злоумышленники с каждым годом используют все более прогрессивные методы мошеннических схем. Суммы краж де- нежных средств растут с каждым годом. Пользователям банковских карт необходимо узнавать о новых способах мошенничеств и знать, как их избегать. Так же более осторожно использовать терминалы, банко- маты, совершать покупки в Интернете только через проверенные сайты. С развитием в России безналичных платежей возникают во- просы налогообложения операций с использованием банковских карт,

вопросы экономического обеспечения тарифной политики банков и др. Поэтому государство тоже должно быть вовлечено
в развитие банков- ских карт.

Конкурентоспособность коммерческого банка в условиях мас- штабной цифровизации во многом зависит от способности банка опе- ративно реагировать на изменения и предлагать инновационные бан- ковские продукты. Одним из наиболее распространенных и активно развивающимся банковским продуктом является банковская платеж- ная карта. Сегодня наблюдается рост безналичных форм расчетов и, со- ответственно, развитие банковских платежных карт. С их помощью до- стигается значительная экономия в издержках обращения. Операции по банковским картам формируют немалую часть доходов банка, а зна- чит, он заинтересован в качестве своего продукта, который бы отвечал запросам потребителей и вовлекал клиентов в транзакционную актив- ность.

В настоящее время хищения денежных средств с банковских карт и счетов граждан, совершаемые с использованием мобильных телефо- нов, являются одной из острых проблем не только в Российской Феде- рации, но и во всем мире. Активный рост этих преступлений пришелся на 2018 2020 гг., а пик на 2020 г. Причинами такой ситуации послу- жили распространение вируса COVID-19, а также увеличение практиче- ски на 70% безналичных расчетов, чему поспособствовало развитие банковской сферы.

На данные обстоятельства на расширенном заседании коллегии МВД России в марте 2021 г. указал Президент Российской Федерации В.В.Путин: «… по преступлениям в сфере информационных технологий: за последние 6 лет их число возросло более чем в 10 раз. Понятно,

сами технологии быстро развиваются, мы за ними, к сожалению, не успе- ваем. Все мы хорошо понимаем при этом, что за развитием электронной торговли, за предоставлением в глобальной сети разного рода услуг, включая финансовые услуги, за этим, конечно, будущее. Технологии здесь обновляются и меняются стремительно, но и поле для преступле- ний, для разного рода аферистов, к сожалению, тоже увеличивается».

По данным Центробанка России, в 2021 г. «самый большой объем мошеннических транзакций пришелся на интернет-платежи 1,2 млрд.

рублей. Доля операций с использованием социальной инженерии со- ставила 64 %, вырос средний чек похищенных средств с 7,6 тысяч руб- лей до 8,6 тысяч рублей. На 27 % вырос объем мошеннических перево- дов с помощью банковских услуг, а сумма транзакций увеличилась с 17,5 тысяч рублей до 30,3 тысяч рублей».

С каждым годом преступные схемы хищений денежных средств, совершаемых с использованием мобильных телефонов, становятся все более изощренными. Злоумышленники умело применяют всю доступ- ную информацию, совершенствуют знания в психологии, вынуждая за- тем жертву раскрыть свои персональные данные и играя на человече- ских слабостях и чувствах. Сведения о гражданах, находящиеся в базах данных банков, стали объектом пристального внимания мошенников. Хищения персональной информации и учетных записей, кибератаки, CNP-атаки и авторизованные
платежи мошенникам насущная про- блема современности [18].

Среди мошенников особой популярностью пользуются «сервисы IP-телефонии, позволяющие также без должной идентификации ди- станционно подключать абонентские номера из емкости номеров, от- носящихся к телефонам Москвы и Московской области. Применяя один из протоколов такой связи (SIP-протокол), звонки можно проводить с помощью компьютера, установив специальную программу через сети Wi-Fi или 3G/4G с помощью SIP-программ для планшетов и мобильных телефонов, используя специальный стационарный SIP-телефон, кото- рый включается в роутер, либо через обычный телефон, подключив его к VoIP-шлюзу, а сам шлюз к роутеру». Это лишь один из множества способов совершения мошенничества с использованием мобильных те- лефонов.

В настоящее время специалисты выделяют следующие виды мо- шенничества с использованием банковских карт. Рассмотрим самые распространенные из них:

  1. Самый распространенный способ мошенничества с банков- скими картами это звонок из банка. Мошенники придумывают раз- личные истории, чтобы заполучить секретные сведения о карте. Они могут представиться сотрудниками банка и сообщить о том, что наблю- дают странную активность по карте, и постараться разведать сведения о карте, приводя при этом весомые аргументы в беседе.

  2. Кража данных владельца при расчете также очень распростра- нена. Причем опасность представляют не только мошенники, но и не- честные представители торговли, сферы услуг, сотрудники банка. Схема проста: кассир, официант или банковский клерк, которому чело- век передал карту для расчета, может сфотографировать, переписать ее данные или просто запомнить их, чтобы потом совершать платежи в интернете.

  3. Еще одна простая схема: совершая оплату, покупатель передает карту оператору, он вставляет ее в считывающее устройство, клиент вводит PIN-код, а сотрудник сообщает, что произошла ошибка. Такое действие может повторяться неоднократно. Владельцы карт часто не замечают двойного списания даже при наличии SMS-информирования, считая второе сообщение ошибкой или дублем, поскольку суммы сов- падают.

  4. Скимминг. Этот вид карточного мошенничества заключается в создании так называемых «белых карт» или «карт-клонов» (от англ. skim бегло прочитывать, скользить). Для создания дубликатов карт используется специальное устройство – скиммер. Это маленькая накладка, которую устанавливают или на сам банкомат, или на платеж- ные терминалы POS-терминал. Это устройство считывает секретную информацию с магнитной ленты карты пользователя, а затем мошен- ники изготавливают дубликаты карт кусочки пластика с магнитной полосой и нанесенной на нее украденной информацией. Чтобы узнать пин-код карты, монтируется скрытая камера или специальная накладка на клавиатуру на панели банкомата, которая запоминает набор цифр.

  5. Существуют кардеры (преступники, специализирующиеся на краже данных карт, обналичивании или выводе средств), которые стоят недалеко от терминалов оплаты в магазине, около кассы, напри- мер. Когда происходит бесконтактная оплата по карте, специальный прибор преступника успевает считать данные карты. Используя бес- контактную оплату, никто, даже те, кто стоит за вами в очереди, не должны дышать вам в затылок, когда вы расплачиваетесь.

  6. Фишинг название переводится с английского как «рыбалка». И не зря его так назвали, ведь все происходит аналогично процессу до- бычи рыбки у преступников есть и наживка, и крючок. Только рыбой


тут выступают данные карточки. Мошенники создают сайты-двойники популярных онлайн-ресурсов. Например, они могут сделать копию сайта банка или вашего любимого онлайн-магазина. Если при оплате товара или услуги вы введете там свои пароли, коды, данные карты, то они попадут к мошенникам.

  1. Android-трояны – это специальные вредоносные программы, направленные на хищение финансовой информации пользователя. Вредоносные программы мимикрируют (то есть копируют или явля- ются подделками) под популярные приложения. Если кто-то из друзей ссылку прислал, не спешите ее открывать. Мошенники могли зайти в чужой аккаунт и разослать сообщения от имени знакомого.

Одной из самых базовых технологических инноваций, интересую- щих потребителей, является возможность удаленного управления бан- ковским счетом. Системы дистанционного обслуживания («интернет- банкинг», «мобильный банк») экономичнее и удобнее, чем традицион- ные методы обслуживания. Реинжиниринг банковской деятельности с помощью внедрения таких технологических инноваций, как Интернет- банкинг, имеет ряд преимуществ как для самих банков, так и для кли- ентов. Соответственно, потенциальные клиенты при выборе обслужи- вающего банка будут руководствоваться и наличием возможности уда- ленного доступа к банковским услугам с помощью Интернета. Отсут- ствие в коммерческом банке подобных услуг может привести к потере уже имеющихся клиентов и утрате конкурентных преимуществ на рынке [24].

В таблице 13 представлены последние инновационные решения в сфере банковских платежных карт.

Банковская карта преобразовалась в QR-коды или цифровые карты внутри телефонов и часов. Производители карт внедряют целую серию