Файл: 1. Сущность прокурорского надзора предмет, объекты, пределы, соотношение с другими видами государственного контроля и надзора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2911

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К общесоциальным относятся:

- гносеологическая — обеспечивающая познание окружающей действительности, а также

истинную ценность и эффективность юридических средств, оказывающих регулятивное воздействие на нес;

- сигнально-информационная — оповещающая общество о достоинствах и недостатках существующего порядка правового регулирования;

- ориентирующая — указывающая на подлинные социальные ценности, нуждающиеся в защите и стимулирующем развитии, а также на те негативные проявления, которые необходимо ограничить или запретить вовсе под страхом наказания.

К специально-юридическим относятся:

- прогностическая — определяющая стратегию в развитии действующего законодательства и совершенствовании юридической деятельности;

- функция обновления и корректировки права — обеспечивающая тактическое изменение действующего законодательства в соответствии с потребностями общественной жизни и исправления допущенных ошибок, так как в случае обнаружения недостатков в действующем законодательстве правоприменительный опыт либо сигнализирует о необходимости правотворческого вмешательства, либо, при необходимости оперативного или регионального решения проблемы, сам формирует компенсирующие (корректирующие) механизмы (прецедент, правоио- ложение, деловое обыкновение и т. д.);

- правоконкретизирующая — определяющая наиболее целесообразные варианты решения юридических вопросов в рамках типичных юридических предписаний;

- правообеспечительная — указывающая на наиболее целесообразное использование информационных, экономических, организационных и иных средств, обеспечивающих достижение запланированных юридических результатов.

Основными направлениями деятельности прокуратуры являются:

• осуществление прокурорского надзора;

• осуществление уголовного преследования;

• участие прокурора в рассмотрении дел судами;

• координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

• международное сотрудничество;

• участие прокуратуры в правотворческой деятельности.

Прокурорский надзор — осуществляемая от имени государства деятельность специально

уполномоченных должностных лиц — прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов на всей территории Российской Федерации путем своевременного выявления и принятия мер:


а) к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, причин и условий, способствующих им;

б) к восстановлению нарушений законности;

в) к привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

Цель прокурорского надзора — обеспечение верховенства закона, прав и свобод человека и гражданина, суверенных прав Российской Федерации и прав ее субъектов, прав органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений и организаций, общественных и политических организаций и учреждений.

Выделяют четыре основные отрасли прокурорского надзора.

1. Надзор за исполнением законов органами власти, местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (общий надзор).

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами власти, местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Вторым направлением деятельности прокуратуры является осуществление уголовного преследования в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ. Прокурору предоставлено право участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, в необходимых случаях — лично производить отдельные следственные действия, а также, возбудив дело или изъяв его у органа дознания или следователя, расследовать его самостоятельно в полном объеме.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ.

К общим полномочиям, предоставленным прокурору уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и арбит-ражно-процессуальным законодательством РФ относятся следующие. Прокурор:



* участвует в разбирательстве дел в судах первой инстанции, в судах кассационной и надзорной инстанций;

* предъявляет иски и подает заявления в суд по существу дела;

* подает в вышестоящий суд представления и протесты на незаконные и необоснованные решения, приговоры, определения и постановления судей;

* принимает меры в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру решений, определений и постановлений по гражданским, арбитражным и уголовным делам, а также к возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам;

* дает заключения по вопросам, возникающим при рассмотрении дел;

* проверяет законность обращения к исполнению решений, приговоров, определений и постановлений суда, опротестовывает незаконные действия судебных приставов;

* совершает иные процессуальные действия, предусмотренные законом.

В уголовном процессе прокурор выступает в суде в качестве государственного обвинителя.

Важным направлением прокурорской деятельности является также координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

В целях обеспечения координации деятельности вышеуказанных органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия.

К основным направлениям координационной деятельности относятся:

• совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики;

- прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений;

- выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью;

- разработка совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений;

- подготовка и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ и Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ, а также органам местного самоуправления;


- обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовка предложений об улучшении правоохранительной деятельности;

* разработка предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью;

*обобщение практики выполнения международных договоров РФ и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработки соответствующих предложений;

*изучение координационной деятельности правоохранительных органов, распространение положительного опыта.

Другим направлением деятельности прокуратуры РФ является международное сотрудничество, которое стало возможным в связи с необходимостью сотрудничества прокуратуры Российской Федерации с правоохранительными и иными компетентными органами других государств, международными организациями в целях повышения эффективности, совершенствования практики применения международных договоров и соглашений о правовой помощи, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека.

Последним из направлений деятельности прокуратуры является участие прокуратуры в правотворческой деятельности, в соответствии с которой Генеральный прокурор РФ имеет возможность входить в Государственную Думу РФ с законодательной инициативой, прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры имеют право входить с законодательной инициативой в законодательные органы субъектов РФ и др. Правотворческая деятельность прокуратуры осуществляется в целях обеспечения единства правовой политики, реализуемой Генеральной прокуратурой Российской Федерации, исключения фактов направления в законодательные и иные органы не согласованных между собой инициативных законопроектов и заключений по поступающим проектам нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти, повышения уровня работы по систематизации законодательства в органах прокуратуры Российской Федерации.
84. Форма государственного правления: понятие и виды.

Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.


За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.

Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху.

За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности.

Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении.

В последнее столетие наиболее распространенными есть ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными.

Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.

Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом - главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения.

Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).

Все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.
Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту.