Файл: Дипломная работа Роль профилактического консультирования пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и факторами риска их развития.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 921
Скачиваний: 54
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Хронические неинфекционные заболевания
1.2 Понятие профилактической деятельности
1.3 Участие медицинской сестры в профилактике хронических неинфекционных заболеваний
2.1 Общая характеристика КГБУЗ "Алейская ЦРБ"
2.2 Анализ деятельности медицинской сестры в профилактике неинфекционных заболеваний
— санитарное просвещение контингентов в условиях динамического наблюдения за ними.
Успех профилактических осмотров в значительной степени зависит от отношения к ним населения и готовности в них участвовать. Для привлечения населения на медицинские профилактические осмотры применяют аккордное санитарно-просветительное воздействие, т. е. ударную, кратковременную, массированную информацию о целях, задачах и практической значимости посещения и наблюдения в поликлиниках.
Это обеспечивается:
—агитационно-информационным санитарно-просветительным воздействием наглядными средствами (плакаты, лозунги и т. д.), представлять по месту жительства населения и непосредственно в самой поликлинике;
— разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-приглашения, тематические памятки).Чтением лекций, разъясняющих значимость медицинских осмотров населения; демонстрацией тематических санитарно-просветительных кинофильмов и т. д.
Цель данной гигиеническо- просветительной работы — выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать.
Применение методики аккордного санитарно-просветительного воздействия в ряде поликлиник с целью привлечения населения на профилактические осмотры повысило на 60% участие в них населения.
Методика санитарно-просветительной работы с указанными контингентами включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых занятий, помимо терапевтов привлекают узких специалистов поликлиники: диетолога, врача (инструктор) ЛФК, психотерапевта и др. Участие психотерапевта в гигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую установку на необходимость коррекции гигиенического поведения и мобилизовать их волевые усилия.
Санитарное просвещение имеет цель выработать у населения навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего предотвращение появления какого-либо заболевания.
Основными направлениями гигиенического образования и воспитания населения являются:
1. пропаганда здорового образа жизни;
2. разработка, реализация и оценка эффективности программ гигиенического обучения и воспитания для различных групп населения;
3. координация деятельности различных государственных органов, учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, самого населения, направленной на поддержку политики укрепления здоровья и формирования ЗОЖ.
Поскольку основные факторы, определяющие состояние здоровья населения, связаны с образом жизни и окружающей среды, то необходимо:
1. Формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в области жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими знаниями, создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью, вырабатывать умение и навыки ЗОЖ и предупреждение заболеваний.
2. Создавать природную и социальную окружающую среду по принципу «делать более здоровый выбор, более легким выбором».
В этом случае основными задачами гигиенического обучения и воспитания являются:
1. снижение распространенности курения и употребления табака;
2. улучшение качества питания;
3. увеличение физической активности;
4. смягчение влияния повреждающих психо-социальных факторов и повышения качества жизни,
5. соблюдение населением мер личной и общественной профилактики;
6. снижение потребления алкоголя;
7. профилактика употребления наркотиков;
8. улучшение качества окружающей среды и минимизация повреждающего действия антропогенных факторов.
Гигиеническое воспитание населения, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются и направлены на коррекцию их гигиенического поведения. Здесь приходится перевоспитывать человека, воздействовать на уже сложившиеся привычки поведения и поэтому санитарно-просветительная работа должна строиться таким образом, чтобы была возможность прямого, повторного общения, в процессе которого реципиент мог взять на себя определенные обязательства по изменению своего гигиенического поведения, а медицинский работник - контролировать выполнение этих обязательств.
Несомненно, значительный объем санитарно-просветительной информации население обслуживаемой территории получает через радио, кино, телевидение, прессу. В поликлинике должна быть сконцентрирована значительная часть профилактической, в том числе санитарно-просветительной, работы.
Для надлежащего проведения санитарно-просветительной работы с населением, учреждение здравоохранения должно иметь необходимое санитарно-просветительное оборудование и набор санитарно-гигиенических средств.
В целях методической подготовки медицинских работников поликлиники по вопросам гигиенического воспитания населения и оказания им организационной помощи в ее осуществлении в отделениях профилактики поликлиник нужно создать кабинет пропаганды здорового образа жизни. Основными задачами кабинета являются:
— организация и проведение комплекса мероприятий, направленных на санитарно-гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни;
— оказание организационной помощи врачам поликлиники в проведении санитарно-просветительных мероприятий;
— комплектование материалов для пропаганды гигиенического воспитания;
— методическая помощь среднему медицинскому персоналу и санитарному активу в проведении санитарно-просветительной работы с населением.
В задачи кабинета пропаганды здорового образа жизни, должно входить осуществление проведения работы по повышению квалификации сотрудников поликлиники и гигиеническому воспитанию населения.
Также санитарное просвещение должно быть по вопросам охраны здоровья матери и ребенка.
Санитарное просвещение направлено на формирование у населения гигиенических навыков, необходимых для создания оптимальных условий развития ребенка и охраны его здоровья (при этом особое внимание должно обращаться на оздоровление организма девочки); для охраны генеративной функции мужчины и женщины и оздоровления их организма еще до наступления беременности и охраны здоровья беременных и матерей. Санитарное просвещение должно способствовать принятию супругами грамотных с медицинской точки зрения решений в отношении деторождения.
В группе женщин репродуктивного возраста программа информации включает пропаганду здорового образа жизни и материнства; планирование семьи и медико-генетические знания в целях предупреждения врожденных и наследственных заболеваний; профилактику гинекологических заболеваний и предупреждение не планируемой беременности; разъяснение вреда аборта для организма женщины, важности регулярного посещения гинеколога и необходимости ранней явки к врачу при наступлении беременности.
Санитарно-просветительная работа осуществляется в виде индивидуальных и групповых бесед с использованием наглядных средств пропаганды. В целях закрепления полученной информации выдается печатная продукция (листовки, памятки, буклеты), с которой женщина может ознакомить членов семьи, в первую очередь мужа. В основе гигиенического воспитания населения по вопросам охраны здоровья детей лежит преемственность в деятельности женских и детских лечебно-профилактических учреждений. В программе школ материнства женских консультаций предусмотрено занятие педиатра, на котором женщины получают необходимые сведения по рациональному вскармливанию и уходу за новорожденным. Программа санитарно-просветительной информации должна также освещать роль регулярных профилактических осмотров в охране здоровья ребенка, необходимость выполнения всех врачебных назначений, в том числе строгого соблюдения сроков вакцинации. Гигиеническое воспитание семей, имеющих детей с повышенным риском возникновения заболеваний и больных, осуществляется аналогично работе с этими контингентами в условиях поликлиник
Заключение
В профилактической работе с пациентами главную роль играет медицинская сестра. После проведения исследования в виде анкетирования в разных аспектах профилактики с пациентами можно сказать, что медицинская сестра выполняет свои обязанности не в полную силу. Ведь чем раньше приобщить пациентов следить за своим здоровьем, можно избежать серьезных заболеваний.
При полученных данных исследования можно сделать следующие выводы:
поликлинику посещают мужчины и женщины, 45% респондентов составил возраст 60-74 года опрошенных и 67% женщин;
большая часть пациентов проходит диспансеризацию для получения прав; половина опрошенных нами респондентов проходят диспансеризацию регулярно и следят за своим здоровьем;
информацию о медицинских осмотрах 63% респондентов получали от медицинских работников;
87% пациентов проходят флюорографию в соответствии с установленными сроками; большую половину респондентов стараются поддерживать здоровый образ жизни;
респонденты, проходящие иммунизацию, каждый год составило 53%;
о школах здоровья знают 43% пациентов;
центры здоровья посещают 47% респондентов для наблюдения за своим здоровьем;
Исходя из выводов можно сделать для медицинских сестер следующие рекомендации:
1.Проявлять интерес к работе, устанавливать коммуникативные партнерские отношения и уметь слушать пациентов.
2. Обучать пациентов в активном и динамическом наблюдении за своим здоровьем.
3. Необходимо проводить санитарно просветительскую работу с населением, чтобы повысить знания в области медицины.
4. Использовать современные методы оповещения для приглашения на диспансеризацию и медицинские осмотры.
5. Проводить мероприятия для сохранения и укрепления здоровья пациента и его окружающей среде.
6. Следует проводить активные беседы на счет иммунизации.
Список литературы
1. Жук Е.Г. Гигиеническая концепция здорового образа жизни. / Гигиена и санитария. -№5. - 2018.-С. 68.