Файл: Программа Б. М. Неменский Изобразительное искусство. 14 классы Предмет изобразительное искусство Класс 2 Тема урока Изображение и реальность Тип урока открытие нового знания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта урока

УМК: «Школа России»

Программа: Б.М. Неменский «Изобразительное искусство. 1-4 классы»

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 2

Тема урока: Изображение и реальность

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с Мастером Изображения, с анималистическим жанром в изобразительном искусстве, со способами передачи в рисунке анатомического строения животных, их характерных отличительных особенностей.

Задачи урока:

Дидактические:

- рассмотреть произведения художников – анималистов Чарушина Е.И., Ватагина В.А.;

- расширить представление обучающихся о реалистическом изображении животных: пропорциях частей тела, фактуре шерсти, характере;

- дать представление об образной и смысловой стороне анималистики.

Развивающие:

- развивать творческие способности, художественный вкус, фантазию;

- формировать умение чувствовать, видеть прекрасное в окружающем мире.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к окружающему миру, к творчеству (своему и других людей).

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру);

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Предметные:

- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке);

- формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

- умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

- строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Регулятивные УУД:

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить

варианты решения различных художественно-творческих задач.

Познавательные УУД:

- умение работать с информацией, находить ответ на заданный вопрос;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.

Основные понятия: «изображение», «реальность», «художник-анималист».

Приемы работы: загадки.

Методы работы: экскурсия, показ учителя, рассматривание, беседа, работа на черновиках.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Оборудование для учителя: компьютер, презентация, презентация, бумага для предпоказа, трафареты животных, цветная гуашь, щетинистая кисть, обычная тонкая кисть, губка.

Оборудование для ученика: листы А4 для черновика, альбом, палитра, бумажные квадраты, щетинистая кисть, обычная тонкая кисть, губка, цветная гуашь, баночка для воды, вата, клеёнка.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты


  1. Организационный момент. (2 мин.)

(Учитель входит в класс. Звучит звук леса.)

- Здравствуйте, дети! Присаживайтесь. Какое сегодня прекрасное утро! Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи!

- Я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что за окном не школьный двор, а зелёный лес. Солнце в этом лесу тёплое, нежное. Оно обнимает вас и греет. Ветер в этом лесу музыкальный. Он проносится мимо лёгкой мелодией колокольчиков. Под ногами растёт трава-мурава и полевые цветы. На душе тепло и уютно. Откройте глаза.

- Здравствуйте!
(Обучающиеся улыбаются друг другу и желают удачи.)

Личностные:

- формирование эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру);

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Коммуникативные УУД:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить

варианты решения различных художественно-творческих задач.

  1. Актуализация знаний. (5 мин.)

- Давайте вспомним, с какими художественными материалами мы работали в первой четверти?

- Какие краски вы знаете?

- Назовите три основных цвета.

- Как получить дополнительные цвета?

- Посмотрите на слайд. Кто изображен перед вами?

- Верно. Какие это животные?

- Где обитают эти животные?

- Правильно.

- С соломой, с природными материалами, с цветной бумагой, с пластилином.

- Гуашь, акварель, тушь.

- Красный, жёлтый, синий.

- Смешать основные цвета в палитре.

- Животные.

- Заяц, медведь, лис.

- Эти животные обитают в лесу.

Коммуникативные УУД:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Предметные:

- формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.

  1. Постановка цели и задач урока. (3мин.)

- Посмотрите на них внимательно. Какие они?

- Посмотрите ещё раз на слайд. Что вы скажете об этих животных теперь?

- Дети, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

- Верно.

- Как вы думаете, каковы задачи нашего урока?

-Верно.

- Эти животные выглядят реалистически.

- Теперь они нарисованные.

- Мы будет изучать реалистические изображения животных.

- Узнать, как реалистически рисовать животных. Нарисовать животное.

Коммуникативные УУД:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

- строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Регулятивные УУД:

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

  1. Открытие нового знания (30 мин.)


Физкультминутка.

(2 мин.)


Практическая деятельность. (10 мин.

Физкультминутка для рук.

Самостоятельная работа. (10 мин.)

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым мастером. Мастер Изображения – это художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг, и то, что ему интересно – людей, природу, животных. Причем, всматриваясь в природу, он стремится отобразить её как можно ближе к действительности, реально.

- В изобразительном искусстве существует анималистический жанр, связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике.

- С доисторических времен во все века люди жили в окружении зверей и птиц, и всегда их изображали: процарапанным контуром и минеральными красками на стенах пещер, вырезали в камне и дереве, лепили из глины. Анималистическое искусство существовало на протяжении тысячелетий, у каждого народа и в разные эпохи.

- Как вы думаете, кто такой художник-анималист?

- Верно. Анималисты хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.

- Русский художник - анималист Василий Алексеевич Ватагин очень любил животных.
- Как вы думаете, легко ли рисовать животное?

- Почему?
-У В.А. Ватагина огромная коллекция набросков домашних и диких животных и птиц. Размещение набросков на листе мастер продумывал заранее. Если животное изменяло позу, набросок он оставлял до следующего раза и приступал к новому на этом же листе. Незаконченные рисунки мастер продолжал, когда движения животного повторялись.

- Рисунки художник выполнял графитным карандашом, фломастером, углем, мелками. В портретах зверей и птиц он старался передать блеск, богатство цветовых оттенков шерсти или перьев.
- Другим, не менее известным, художником-анималистом был Евгений Иванович Чарушин.

- Где вы слышали об этом человеке?

- Верно. Первой книгой, проиллюстрированной Чарушиным, был «Мурзук» Виталия Бианки. Позже он написал иллюстрации к своим собственным небольшим рассказам о животных и природе, среди которых «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Яша», «Верный Трой», «Кот Епифан», «Друзья», серии рассказов проТюпу и про Томку.
- Дети, давайте встанем и немного поиграем.

Ветер ветку качнул, и цветок улетел.

Приземлился на водную гладь.

И волна за волной цветок начала

Вправо и влево качать.

Вдруг откуда ни возьмись,

Появилась рядом рысь.

Цветок лапками коснулась.

Вправо, влево оглянулась.

Когти сразу убрала

И цветок себе взяла.
- Можете присаживаться.
- Чтобы узнать, кого мы сегодня будем рисовать, вам нужно отгадать загадки.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета.

- Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

-Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – ее краса.

Этот зверь лесной…

- Верно. Сегодня вы сможете нарисовать одно из этих животных.

Давайте внимательно их рассмотрим.

- Назовите части тела этих животных.

- Посмотрите, какая красивая у них шерсть! Какого она цвета?

- Правильно. Как вы думаете, чем можно нарисовать шерсть животного?

- Верно. Кроме того, можно использовать губку.

- Передать шерсть животного с помощью губки проще, чем может показаться на первый взгляд. У вас на партах лежат квадраты. Подумайте, какое животное вы бы хотели нарисовать.

- Возьмите гуашь коричневого, рыжего или серого цвета.

- Затем, с помощью губки нанесите немного получившегося цвета на бумажный квадрат.

- У всех получилось?

(Учитель проходит по классу и, при необходимости, помогает обучающимся.)

- Отложите квадраты в сторону.

- Давайте проведём разминку для наших рук. Постучите пальцами рук по большому пальцу. Сожмите кулачки. Разожмите кулачки, словно хотите кого-то обрызгать.
- Сегодня мы с вами будем рисовать животных с помощью трафарета. Все ли помнят, как это делается?
(Учитель показывает и проговаривает действия для обучающихся.)
- Верно. Сначала нужно расположить лист горизонтально и определить место, где будет находиться животное. Затем приложить к этому месту трафарет. Он должен находиться в центре листа и быть достаточно крупным.

- Губкой, как вы делали на бумажном квадрате, нужно затонировать силуэт животного.

- Далее, с помощью тонкой кисточки следует нарисовать контур и мордочку животного.

- Если кто-то выбрал рисовать лису, то не забывайте, что она не однотонная. У нее есть шерсть белого, рыжего и черного цвета. Также напоминаю, что мордочку рисовать следует только, когда шерсть немного подсохнет.

- Расположите альбомные листы горизонтально. Выберите трафарет животного, которого вы хотите нарисовать и повторите мои действия.
(Учитель проходит по классу и, при необходимости, помогает обучающимся.)
- Молодцы! Давайте подпишем свои работы.


- Художник, который рисует животных.


- Нелегко.
- Потому что животные движутся.

- На уроках литературного чтения.

(Обучающиеся встают, выполняют упражнения за учителем и садятся на свои места.)

- Заяц.


- Медведь.


- Лиса.


- Туловище, мордочка, уши, лапы, хвост.

- У медведя шерсть коричневого цвета. У зайца – серая. У лисицы шерсть рыжая, белая и черная.

- Кисточкой, Щетинистой кистью, карандашом.


(Обучающиеся рисуют шерсть.)

- Да.

(Обучающиеся выполняют разминку для рук.)


- Нужно обвести трафарет снаружи или заполнить краской внутри.

(Обучающиеся рисуют животное.)


Личностные:

- формирование эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру);

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Предметные:

- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке);

- формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники.

Коммуникативные УУД:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

- строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Регулятивные УУД:

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Познавательные УУД:

- умение работать с информацией, находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.

Предметные:

- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке);

- формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники.

  1. Итог урока.(2мин.)

(Учитель организует выставку работ обучающихся.)

- Наш урок подходит к концу. Все ваши работы получились оригинальными и реалистическими! Дома я предлагаю вам дополнить свои рисунки фоном.

- Дети, с каким жанром в изобразительном искусстве вы познакомились на уроке?

- Как называют художников, работающих в этом жанре?

- Как художник-анималист изображает животный мир?

- Какие материалы использует художник?

- Какие материалы нужны были в работе вам?

- Что у вас получилось лучше всего?

- В чем испытали затруднения?

(Обучающиеся отвечают на вопросы)


- Сегодня на уроке мы познакомились с анималистическим жанром.

- Художники-анималисты.

- Точно, реалистически.
- Краски, карандаши, тушь.
- Губка, щетинистая кисть.

- Рисовать шерсть.
- В рисование мордочки.

Коммуникативные УУД:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Познавательные УУД:

- умение работать с информацией, находить в материалах ответ на заданный вопрос.

  1. Рефлексия. (2 мин.)

- Дети, я предлагаю вам сейчас провести голосование. Перед вами на доске три смайлика и стикеры. Смайлики отображают ваше настроение, а цвет стикера – вашу работу на уроке: зелёный — всё сделал правильно, жёлтый — встретились трудности, но у меня всё получилось, красный — мне нужна помощь.

Подойдите к доске и прикрепите нужный стикер под смайликом с тем настроением, который вам ближе.

- Всем спасибо за урок! Вы молодцы!

(Обучающиеся

прикрепляют стикеры на

доску.)

Личностные:

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.



ПРИЛОЖЕНИЕ