Файл: Программа Б. М. Неменский Изобразительное искусство. 14 классы Предмет изобразительное искусство Класс 2 Тема урока Изображение и реальность Тип урока открытие нового знания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока
УМК: «Школа России»
Программа: Б.М. Неменский «Изобразительное искусство. 1-4 классы»
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 2
Тема урока: Изображение и реальность
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с Мастером Изображения, с анималистическим жанром в изобразительном искусстве, со способами передачи в рисунке анатомического строения животных, их характерных отличительных особенностей.
Задачи урока:
Дидактические:
- рассмотреть произведения художников – анималистов Чарушина Е.И., Ватагина В.А.;
- расширить представление обучающихся о реалистическом изображении животных: пропорциях частей тела, фактуре шерсти, характере;
- дать представление об образной и смысловой стороне анималистики.
Развивающие:
- развивать творческие способности, художественный вкус, фантазию;
- формировать умение чувствовать, видеть прекрасное в окружающем мире.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к окружающему миру, к творчеству (своему и других людей).
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру);
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
Предметные:
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке);
- формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Регулятивные УУД:
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить
варианты решения различных художественно-творческих задач.
Познавательные УУД:
- умение работать с информацией, находить ответ на заданный вопрос;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.
Основные понятия: «изображение», «реальность», «художник-анималист».
Приемы работы: загадки.
Методы работы: экскурсия, показ учителя, рассматривание, беседа, работа на черновиках.
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Оборудование для учителя: компьютер, презентация, презентация, бумага для предпоказа, трафареты животных, цветная гуашь, щетинистая кисть, обычная тонкая кисть, губка.
Оборудование для ученика: листы А4 для черновика, альбом, палитра, бумажные квадраты, щетинистая кисть, обычная тонкая кисть, губка, цветная гуашь, баночка для воды, вата, клеёнка.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
| (Учитель входит в класс. Звучит звук леса.) - Здравствуйте, дети! Присаживайтесь. Какое сегодня прекрасное утро! Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи! - Я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что за окном не школьный двор, а зелёный лес. Солнце в этом лесу тёплое, нежное. Оно обнимает вас и греет. Ветер в этом лесу музыкальный. Он проносится мимо лёгкой мелодией колокольчиков. Под ногами растёт трава-мурава и полевые цветы. На душе тепло и уютно. Откройте глаза. | - Здравствуйте! (Обучающиеся улыбаются друг другу и желают удачи.) | Личностные: - формирование эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру); - понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Коммуникативные УУД: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. |
| - Давайте вспомним, с какими художественными материалами мы работали в первой четверти? - Какие краски вы знаете? - Назовите три основных цвета. - Как получить дополнительные цвета? - Посмотрите на слайд. Кто изображен перед вами? - Верно. Какие это животные? - Где обитают эти животные? - Правильно. | - С соломой, с природными материалами, с цветной бумагой, с пластилином. - Гуашь, акварель, тушь. - Красный, жёлтый, синий. - Смешать основные цвета в палитре. - Животные. - Заяц, медведь, лис. - Эти животные обитают в лесу. | Коммуникативные УУД: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. Предметные: - формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека. |
| - Посмотрите на них внимательно. Какие они? - Посмотрите ещё раз на слайд. Что вы скажете об этих животных теперь? - Дети, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? - Верно. - Как вы думаете, каковы задачи нашего урока? -Верно. | - Эти животные выглядят реалистически. - Теперь они нарисованные. - Мы будет изучать реалистические изображения животных. - Узнать, как реалистически рисовать животных. Нарисовать животное. | Коммуникативные УУД: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); - строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. Регулятивные УУД: - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. |
Физкультминутка. (2 мин.) Практическая деятельность. (10 мин. Физкультминутка для рук. Самостоятельная работа. (10 мин.) | - Сегодня мы с вами познакомимся с новым мастером. Мастер Изображения – это художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг, и то, что ему интересно – людей, природу, животных. Причем, всматриваясь в природу, он стремится отобразить её как можно ближе к действительности, реально. - В изобразительном искусстве существует анималистический жанр, связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике. - С доисторических времен во все века люди жили в окружении зверей и птиц, и всегда их изображали: процарапанным контуром и минеральными красками на стенах пещер, вырезали в камне и дереве, лепили из глины. Анималистическое искусство существовало на протяжении тысячелетий, у каждого народа и в разные эпохи. - Как вы думаете, кто такой художник-анималист? - Верно. Анималисты хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают. - Русский художник - анималист Василий Алексеевич Ватагин очень любил животных. - Как вы думаете, легко ли рисовать животное? - Почему? -У В.А. Ватагина огромная коллекция набросков домашних и диких животных и птиц. Размещение набросков на листе мастер продумывал заранее. Если животное изменяло позу, набросок он оставлял до следующего раза и приступал к новому на этом же листе. Незаконченные рисунки мастер продолжал, когда движения животного повторялись. - Рисунки художник выполнял графитным карандашом, фломастером, углем, мелками. В портретах зверей и птиц он старался передать блеск, богатство цветовых оттенков шерсти или перьев. - Другим, не менее известным, художником-анималистом был Евгений Иванович Чарушин. - Где вы слышали об этом человеке? - Верно. Первой книгой, проиллюстрированной Чарушиным, был «Мурзук» Виталия Бианки. Позже он написал иллюстрации к своим собственным небольшим рассказам о животных и природе, среди которых «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Яша», «Верный Трой», «Кот Епифан», «Друзья», серии рассказов проТюпу и про Томку. - Дети, давайте встанем и немного поиграем. Ветер ветку качнул, и цветок улетел. Приземлился на водную гладь. И волна за волной цветок начала Вправо и влево качать. Вдруг откуда ни возьмись, Появилась рядом рысь. Цветок лапками коснулась. Вправо, влево оглянулась. Когти сразу убрала И цветок себе взяла. - Можете присаживаться. - Чтобы узнать, кого мы сегодня будем рисовать, вам нужно отгадать загадки. Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая - для лета, Для зимы - другого цвета. - Летом бродит без дороги Между сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. -Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. Пышный хвост – ее краса. Этот зверь лесной… - Верно. Сегодня вы сможете нарисовать одно из этих животных. Давайте внимательно их рассмотрим. - Назовите части тела этих животных. - Посмотрите, какая красивая у них шерсть! Какого она цвета? - Правильно. Как вы думаете, чем можно нарисовать шерсть животного? - Верно. Кроме того, можно использовать губку. - Передать шерсть животного с помощью губки проще, чем может показаться на первый взгляд. У вас на партах лежат квадраты. Подумайте, какое животное вы бы хотели нарисовать. - Возьмите гуашь коричневого, рыжего или серого цвета. - Затем, с помощью губки нанесите немного получившегося цвета на бумажный квадрат. - У всех получилось? (Учитель проходит по классу и, при необходимости, помогает обучающимся.) - Отложите квадраты в сторону. - Давайте проведём разминку для наших рук. Постучите пальцами рук по большому пальцу. Сожмите кулачки. Разожмите кулачки, словно хотите кого-то обрызгать. - Сегодня мы с вами будем рисовать животных с помощью трафарета. Все ли помнят, как это делается? (Учитель показывает и проговаривает действия для обучающихся.) - Верно. Сначала нужно расположить лист горизонтально и определить место, где будет находиться животное. Затем приложить к этому месту трафарет. Он должен находиться в центре листа и быть достаточно крупным. - Губкой, как вы делали на бумажном квадрате, нужно затонировать силуэт животного. - Далее, с помощью тонкой кисточки следует нарисовать контур и мордочку животного. - Если кто-то выбрал рисовать лису, то не забывайте, что она не однотонная. У нее есть шерсть белого, рыжего и черного цвета. Также напоминаю, что мордочку рисовать следует только, когда шерсть немного подсохнет. - Расположите альбомные листы горизонтально. Выберите трафарет животного, которого вы хотите нарисовать и повторите мои действия. (Учитель проходит по классу и, при необходимости, помогает обучающимся.) - Молодцы! Давайте подпишем свои работы. | - Художник, который рисует животных. - Нелегко. - Потому что животные движутся. - На уроках литературного чтения. (Обучающиеся встают, выполняют упражнения за учителем и садятся на свои места.) - Заяц. - Медведь. - Лиса. - Туловище, мордочка, уши, лапы, хвост. - У медведя шерсть коричневого цвета. У зайца – серая. У лисицы шерсть рыжая, белая и черная. - Кисточкой, Щетинистой кистью, карандашом. (Обучающиеся рисуют шерсть.) - Да. (Обучающиеся выполняют разминку для рук.) - Нужно обвести трафарет снаружи или заполнить краской внутри. (Обучающиеся рисуют животное.) | Личностные: - формирование эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру); - понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Предметные: - овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке); - формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; - овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; - умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; - способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. Коммуникативные УУД: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); - строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. Регулятивные УУД: - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Познавательные УУД: - умение работать с информацией, находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам. Предметные: - овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке); - формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; - овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; - умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; - способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. |
| (Учитель организует выставку работ обучающихся.) - Наш урок подходит к концу. Все ваши работы получились оригинальными и реалистическими! Дома я предлагаю вам дополнить свои рисунки фоном. - Дети, с каким жанром в изобразительном искусстве вы познакомились на уроке? - Как называют художников, работающих в этом жанре? - Как художник-анималист изображает животный мир? - Какие материалы использует художник? - Какие материалы нужны были в работе вам? - Что у вас получилось лучше всего? - В чем испытали затруднения? | (Обучающиеся отвечают на вопросы) - Сегодня на уроке мы познакомились с анималистическим жанром. - Художники-анималисты. - Точно, реалистически. - Краски, карандаши, тушь. - Губка, щетинистая кисть. - Рисовать шерсть. - В рисование мордочки. | Коммуникативные УУД: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. Познавательные УУД: - умение работать с информацией, находить в материалах ответ на заданный вопрос. |
| - Дети, я предлагаю вам сейчас провести голосование. Перед вами на доске три смайлика и стикеры. Смайлики отображают ваше настроение, а цвет стикера – вашу работу на уроке: зелёный — всё сделал правильно, жёлтый — встретились трудности, но у меня всё получилось, красный — мне нужна помощь. Подойдите к доске и прикрепите нужный стикер под смайликом с тем настроением, который вам ближе. - Всем спасибо за урок! Вы молодцы! | (Обучающиеся прикрепляют стикеры на доску.) | Личностные: - понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД: - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам. |
ПРИЛОЖЕНИЕ