Файл: Руководство для аудиторной и внеаудиторной работы студентов i курса лечебного факультета барнаул 2011 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 492

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

36 две центриоли в виде темных четких точек.
В прометафазу центриоли расходятся к полюсам клетки, а хромосомы беспорядочно концентрируются на экваторе клетки.
В стадии метафазы хромосомы (их у аскариды 2) в виде плоской пластинки упорядоченно расположены на экваторе.
Вокруг центриолей видна лучистая сфера, а между центриолями видны нити ахроматинового веретена.
В анафазе дочерние хромосомы отходят друг от друга и перемещаются к центриолям.
Вначале телофазы хромосомы деспирализуются, удлиня- ются и начинают образовывать ядра. В некоторых бластомерах видны начальные моменты перетяжки материнской клетки: обо- лочка с двух сторон сдавливается внутрь цитоплазмы.
В конце телофазы ядра уже сформировались. Но они отлича- ются от интерфазных более вытянутой формой, интенсивной окра- ской и меньшими размерами. Иногда в ядрах уже видны ядрышки.
Зарисовать каждую фазу митоза. Подписать основные структуры клетки. В комментариях к рисункам коротко указать основные процессы, происходящие в каждую фазу митоза.
Работа № 3. Амитоз в клетках эукариот – 20 минут
Изучите и схематическизарисуйте с таблицы в альбом процесс амитоза. Обозначьте основные структурные компоненты клетки.
Работа № 4. Гигантские политенные хромосомы из
слюнных желез насекомого (личинка комара) – 20 минут
Политенные хромосомы превышают размеры хромосом из других клеток в 100-200 раз и содержат в 1000 раз больше хро- монем. По длине хромосомы отчетливо видны чередующиеся светлые и темные диски-хромомеры различной величины и формы, производящие впечатление поперечной исчерченности.
Зарисовать хромосомы. Указать гетерохроматические и эухро- матические участки хромосом.
Работа № 5. Жизненный цикл клетки (схема) – 25 минут
Изучить и зарисовать с таблицы в альбом схему жизнен- ного цикла клетки. Обозначить его основные периоды, указать временные соотношения периодов.

37
Вопросы конечного уровня знаний – 20 минут
1.
Сколько ДНК (С) входит в состав метафазной хромосомы?
2.
Сколько хроматид входит в состав хромосомы на стадии метафазы митоза?
3.
Сколько хроматид входит в состав хромосомы на стадии анафазы митоза?
4.
В каких тканях митотический цикл клетки совпадает со всем периодом её существования, т.е. с жизненным цик- лом клетки?
5.
В какой период жизненного цикла клетки происходит на- копление энергии?
6.
В чем отличие телофазы в клетках растений и животных?
7.
В каких тканях организма человека может происходить амитотическое деление клеток?
8.
Каковы особенности политенных хромосом?
9.
В клетках каких органов человека может встречаться эн- домитоз?
10.
В какой период жизненного цикла клетки происходит на- копление РНК и белков?
Выполнив все задания, подпишите альбом у преподавателя.
ТЕМА. РАЗМНОЖЕНИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ.
ОСОБЕННОСТИ СПЕРМАТО-
И ОВОГЕНЕЗА. МЕЙОЗ
Цели занятия:
Знать:
Классификацию и сущность различных форм размножения организмов.
Уметь:
Выделять отличительные особенности а) спермато- и овогенеза; б) редукционного и эквационного делений мейоза.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1.
Повторите по учебникам и конспектам лекций следую-


38 щую информацию: митоз, фазы митоза, биологическое значение митоза.
2.
Изучите по учебникам следующую информацию – размноже- ние и его формы у одноклеточных и многоклеточных орга- низмов; эволюция половых клеток; строение сперматозоидов и яйцеклеток; спермато- и овогенез, мейоз; опыление; осеме- нение, оплодотворение, партеногенез, гиногенез, андрогенез; половой диморфизм; гермафродитизм.
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология.– ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов. –
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. –
Барнаул : Алтайский государственный медицинский уни- верситет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы:
1. Можете дать определение понятий:

размножение,

гонады, гаметы,

гаметогенез, сперматогенез, овогенез,

опыление,

осеменение,

оплодотворение,

моноспермия, полиспермия,

партеногенез,

половой диморфизм,

гермафродитизм истинный и ложный.
2. Можете дать характеристику:

бесполого размножения, его форм (митоз, шизогония, почко- вание, спорообразование, вегетативное размножение, полиэм-

39 бриония);

полового размножения, его форм (копуляция, конъюгация, с оплодотворением, без оплодотворения);

эволюции половых клеток;

сперматогенеза, овогенеза;

мейоза (I и II мейотические деления), оплодотворения;

искусственного и естественного партеногенеза;

андрогенеза, гиногенеза.
3. Знаете:

строение яйцеклетки, сперматозоида;

типы яйцеклеток по количеству и распределению лецитина
(изолецитальные, телолецитальные, центролецитальные);

биологическое значение мейоза.
4. Можете ответить на вопросы:

Какие периоды гаметогенеза выделяют?

Как называются клетки в периодах размножения, роста, со- зревания, формирования при спермато- и овогенезе?

Какие биологические процессы происходят в каждый период гаметогенеза?

Как называется обмен гомологичными участками хромосом при мейозе?

В какую фазу мейоза происходит кроссинговер?

Происходит ли репликация ДНК в интерфазу II мейоза?

Какова сущность овогенеза?

Какой набор хромосом (n) и ДНК (С) имеют клетки, обра- зующиеся в результате двух делений мейоза?

Как называется клетка, образующаяся при слиянии гамет?

В какую фазу мейоза к полюсам клетки расходятся хроматиды?

Какие стадии выделяют в профазе I мейоза? Чем они ха- рактеризуются?

Какой набор хромосом (n) и сколько ДНК (С) содержится в клетках в анафазе I и анафазе II мейоза?

Сколько сперматозоидов образуется из одного спермато- цита первого порядка в процессе сперматогенеза?

Сколько яйцеклеток и полярных телец образуется из од- ной оогонии в процессе овогенеза?


40

В какую фазу мейоза происходит конъюгация гомологич- ных хромосом?

Какое деление мейоза (I или II) называется редукцион- ным, эквационным?

Какие клетки (диплоидные или гаплоидные) образуются в результате мейоза? Какое это имеет значение?
Методические указания к теме по выполнению
учебно-исследовательской работы студентов
В альбомах записать тему занятия и задание.
Тема: «Размножения живых организмов. Особенности спермато- и овогенеза. Мейоз».
Задание:
1.
На временных микропрепаратах изучить и
зарисовать в альбом почкование дрожжевых
грибов (работа № 1) – 20 минут.
2.
На постоянном демонстрационном и временном
микропрепаратах изучить плесень Мукор. Зарисо-
вать в альбом гифы, спорангий на спорангиенос-
ной нити, споры (работа № 2) – 25 минут.
3.
На постоянных демонстрационных микропрепара-
тах изучить и зарисовать сперматозоиды петуха и
морской свинки; оплодотворение (работы № 3-5) –
50 минут.
4.
Изучить и зарисовать в альбом периоды
спермато- и овогенеза. Указать название пе-
риодов гаметогенеза, клеток на каждой стадии
развития, количество хромосом и ДНК в
клетках (работа № 6-7) – 40 минут.
5.
Изучить и зарисовать в альбом с таблицы ти-
пы яйцеклеток (работа № 8) – 30 минут.
6.
Устно ответить на вопросы конечного уровня
знаний – 15 минут.

41
Работа № 1. Бесполое размножение на примере почко-
вания дрожжевых грибов – 20 минут
На чистое предметное стекло пипеткой нанесите каплю воды, затем концом препаровальной иглы внесите в эту каплю воды культуру дрожжевых грибов. Препарат закройте покровным стек- лом и изучите при большом увеличении микроскопа. Найдите гри- бок в стадии размножения, т.е. с почкой. Проследите за ростом поч- ки и отделением ее от материнской клетки. Зарисуйте один поч- кующийся грибок, обозначьте на рисунке почку.
По окончании работы тщательно промойте покровное стекло, промойте и протрите предметное стекло.
Работа № 2. Бесполое размножение на примере споро-
образования у плесени Мукор – 25 минут
Изучите постоянный демонстрационный препарат плесени
Мукор. Найдите на препарате гифы гриба, спорангиеносцы со спорангиями, споры, высыпавшиеся из спорангия.
Для приготовления временного микропрепарата мукоро- вой плесени необходимо на предметное стекло в каплю воды концом препаровальной иглы внести кусочек культуры плесени.
Препарат закрыть покровным стеклом, изучить под малым уве- личением микроскопа При изучении препарата обратите внима- ние на тело гриба – мицелий, состоящий из нитей-гиф. Гифы не имеют клеточного строения и представляют собой массу цито- плазмы с большим количеством ядер. Найдите в препарате спо- рангиеносцы со спорангиями. Надавите концом препаровальной иглы на покровное стекло так, чтобы лопнула оболочка споран- гия, и вы увидите споры, выпавшие из спорангия. Сравните вре- менный нативный микропрепарат с постоянным препаратом плесени мукор. Зарисуйте в альбом плесень мукор с временного и постоянного препаратов. На рисунках обозначьте части гриба.
По окончании работы размойте временный микропрепарат.
Работа № 3. Сперматозоиды петуха – 15 минут
На постоянном демонстрационном микропрепарате под большим увеличением микроскопа рассмотреть сперматозоид петуха. Сперматозоид петуха имеет головку в виде тонкой изо- гнутой палочки и короткий хвостик. Зарисуйте эту клетку.


42
Работа № 4. Сперматозоид морской свинки – 15 минут
На постоянном демонстрационном микропрепарате под большим увеличением микроскопа рассмотреть сперматозоид морской свинки. Головка сперматозоида морской свинки имеет овальную форму, на ее конце хорошо виден в виде полумесяца видоизмененный комплекс Гольджи – акросома. Цитоплазма головки окрашена в более светлые тона, чем акросома. Рассмот- рите несколько жгутиков у изучаемых сперматозоидов. Зари- суйте сперматозоид морской свинки.
Работа № 5. Оплодотворение – 20 минут
На постоянном демонстрационном микропрепарате под большим увеличением микроскопа рассмотреть оплодотворение яйцеклетки. Рассмотрите большую яйцеклетку, в ней хорошо видна цитоплазма, окрашенная в фиолетовые тона, и оболочки.
Сперматозоид имеет гораздо меньшие размеры, его хвостик не ви- ден при микроскопировании. Около оболочки яйцеклетки видно несколько сперматозоидов, но ядро лишь одного сперматозоида проникает в цитоплазму яйцеклетки. Зарисуйте яйцеклетку и спер- матозоид в момент оплодотворения.
Работа № 6. Периоды сперматогенеза – 20 минут
Изучите и зарисуйте с таблицы периоды сперматогенеза.
Обозначьте на рисунках:название периодов сперматогенеза, название клеток, образующихся в каждый период, их плоид- ность, количество ДНК.
Работа № 7. Периоды овогенеза – 20 минут
Изучите и зарисуйте с таблицы периоды овогенеза. Обо- значьте на рисунках: название периодов сперматогенеза, назва- ние клеток, образующихся в каждый период, их плоидность, количество ДНК.
Работа № 8. Типы яйцеклеток – 30 минут
Изучите и зарисуйте с таблицы типы яйцеклеток у разных животных. Найдите и обозначьте в яйцеклетках оболочки, ядра и лецитин.

43
Вопросы конечного уровня знаний – 20 минут
1.
Каково биологическое значение полового размножения?
2.
В чем отличие метафазы редукционного и эквационно- го деления?
3.
В чем отличие анафазы первого и второго делений мейоза?
4.
В какое деление мейоза происходит уменьшение числа хромосом?
5.
В чем отличие истинного гермафродитизма от ложного?
6.
Назовите отличия сперматогенеза и овогенеза.
7.
К какому типу яйцеклеток по количеству и распределе- нию лецитина относится яйцеклетка лягушки?
8.
Перечислите оболочки яйцеклетки лягушки.
9.
Какие вещества находятся в акросомах сперматозоидов?
Их назначение?
10.
Какие виды оболочек яйцеклеток вы знаете? Особенности их строения.
Выполнив все задания, подпишите альбом у преподавателя.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

ТЕМА. СЕМИНАР ПО РАЗДЕЛАМ
«ЦИТОЛОГИЯ», «РАЗМНОЖЕНИЕ»
Цель занятия:
1.
Систематизировать знания по разделам про- граммы: Введение. Уровни организации жи- вого. Биология клетки. Размножение.
2.
Закрепить практические навыки по опреде- лению микропрепаратов.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1.
Повторите по учебникам и конспектам лекций информацию по разделам программы: Введение. Уровни организации живого.
Биология клетки. Размножение.
2.
Посмотрите рисунки микропрепаратов в альбоме: кровь ля- гушки, кровь человека, нервные клетки, пигментные клетки, плесень Мукор, митоз в корешке лука, митоз в яйце аскариды, сперматозоиды петуха и морской свинки, оплодотворение.

44
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов. –
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Кол такова С.И. и др. –
Барнаул : Алтайский государственный медицинский уни- верситет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Дополнительная
1.
Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа,
2003, т. 1, 2.
Вопросы для самоконтроля:
1.
Биология как наука. Ее задачи, объекты, методы исследо- вания. Особенности биологии в ХХI веке. Значение био- логии в системе подготовки врача.
2.
Научное определение сущности жизни. Свойства живого.
Уровни организации живого.
3.
Обмен веществ. Понятие ассимиляции, диссимиляции.
Виды обмена веществ.
4.
Пластический обмен, его этапы, их характеристика. Био- синтез белка.
5.
Энергетический обмен, его этапы, их характеристика.
6.
Ферменты, группы ферментов, условия их действия.
7.
Клеточная теория. Этапы ее становления. Основные по- ложения современной клеточной теории.
8.
Теории возникновения эукариотических клеток. Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки.
9.
Общий план строения эукариотической клетки. Органеллы и включения. Определение понятий, их классификация.
10.
Строение и функции цитоплазмы. Немембранные орга- неллы цитоплазмы, их строение и функции.
11.
Мембранные органеллы цитоплазмы, их строение и функции.
12.
Строение ядра. Ядрышко, его строение и функции.

45 13.
Строение, свойства и функции хромосом.
14.
Нуклеиновые кислоты, их виды, строение, локализация в клетке, значение.
15.
Генетический код. Его сущность, свойства. Понятие о кодоне.
16.
Жизненный цикл клетки, его периоды, их сущность.
17.
Способы деления клеток и клеточных структур: митоз, амитоз, эндомитоз, политения. Определение понятий, их характеристика.
18.
Размножение как свойство живого. Способы размножения организмов, их характеристика.
19.
Половые клетки, их строение и функции. Эволюция поло- вых клеток.
20.
Гаметогенез. Сущность и значение фаз спермато- и овогенеза.
21.
Мейоз, его стадии. Биологическое значение этого процесса.