Файл: Руководство для аудиторной и внеаудиторной работы студентов i курса лечебного факультета барнаул 2011 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 490
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
180 2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов.
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. –
Барнаул : Алтайский государственный медицинский уни- верситет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Дополнительная
1.
Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа,
2003, т. 2.
2.
Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М. : Вла- дос. Пресс. – 2005.
3.
Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фо- лиант, 2003.
4.
Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С.,
Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитоло- гии. – М., 2004.
Cамоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы можете:
1.
Ответить на вопросы:
−
Общая характеристика типа Кольчатые черви и его систе- матика.
−
Общая характеристика классов Малощетинковые и Мно- гощетинковые черви.
−
Общая характеристика класса Пиявки.
−
Общая характеристика типа Членистоногие.
−
Классификация типа Членистоногие. Особенности разви- тия представителей типа Членистоногие.
−
Общая характеристика класса Ракообразные, его система- тика. Значение представителей этого класса.
−
Общая характеристика класса Паукообразные, его систематика.
−
Характеристика отряда Пауков, его медицинское значение.
−
Характеристика отряда Скорпионов, его медицинское значение.
−
Характеристика отряда Фаланг, его медицинское значение.
181
−
Характеристика отряда Клещей, его медицинское значение.
−
Характеристика семейства Иксодовых клещей и предста- вителей семейства, имеющих медицинское значение.
−
Характеристика семейства Аргазовых клещей и предста- вителей семейства, имеющих медицинское значение.
−
Чесоточный зудень.
−
Общая характеристика класса Насекомые, его классификация.
−
Характеристика семейства Мух, его медицинское значение.
−
Характеристика семейства Комариные, его медицинское значение.
−
Характеристика семейства Бабочниц, его медицинское значение.
−
Характеристика отряда Вшей и представителей отряда, имеющих медицинское значение.
−
Характеристика отряда Блох и представителей отряда, имеющих медицинское значение.
−
Переносчики возбудителей заболеваний и их классификация.
−
Структура природного очага заболевания, примеры забо- леваний с природной очаговостью.
−
Трансмиссивные заболевания (облигатные и факульта- тивные).
2.
Написать и прочитать по латыни названия типов, классов, отрядов, семейств, родов, изученных видов.
3.
Определить на микропрепаратах:
−
личинку клеща,
−
нимфу клеща,
−
ротовой аппарат и лапку мухи,
−
личинки комаров рода Culex и Anopheles,
−
куколки комаров рода Culex и Anopheles,
−
головки самок комаров рода Culex и Anopheles,
−
головки самцов комаров рода Culex и Anopheles,
−
самца и самку блохи,
−
самца и самку головной вши,
−
самца и самку платяной вши,
−
лобковую вошь,
182
−
циклопа,
−
дафнию.
4.
Определите макропрепараты:
−
речного рака,
−
скорпиона,
−
паука,
−
тарантула.
5.
Определите на раздаточном материале:
−
самку клеща рода Ixodes,
−
самца клеща рода Ixodes,
−
самку клеща рода Dermacentor,
−
самца клеща рода Dermacentor.
Самоконтроль студентов проводится компьютерным тес- тированием по данному разделу – 20 мин.
Устное собеседование по разделу (100 мин). Каждому сту- денту предлагается определить 1 микропрепарат, на раздаточ- ном материале определить клещей до рода и пола, ответить на 2 теоретических вопроса. На подготовку к ответу дается 15 минут.
183
V. ВОПРОСЫ ЭВОЛЮЦИИ
ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
ТЕМА. ПОПУЛЯЦИОННАЯ ГЕНЕТИКА
Цель занятия:
Знать:
1.
Основные закономерности эволюцион- ных процессов в популяции.
Уметь:
1.
Определять частоты встречаемости генов в популяциях, число гомозигот по доми- нантному гену, число гетерозигот, число гомозигот по рецессивному гену среди изучаемой популяции, используя закон
Харди-Вайнберга.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
Выучить по учебникам и конспектам лекций разделы:
1.
Понятие о популяции. Процесс видообразования.
2.
Действие элементарных эволюционных факторов в при- родных популяциях.
3.
Генетико-автоматические процессы в популяции людей.
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов.
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. –
Барнаул : Алтайский государственный медицинский уни- верситет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Дополнительная
1.
Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа,
2003, т. 2.
184 2.
Яблоков А. В., Юсуфов Л. Г. Эволюционное учение. –
Москва, 1976.
3.
Георгиевский А. Б. Дарвинизм. – М. : Просвещение,
1985.
4.
Чебышев Н.В., Козарь М.В., Беречикидзе И.А. Филогенез систем органов. – М. : Русский врач, 2000.
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы:
1. Знаете определения понятий:
−
вид,
−
популяция,
−
генотип,
−
фенотип,
−
генофонд,
−
популяционные волны,
−
дрейф генов,
−
генетический груз.
2. Сможете ответить на вопросы:
−
Экологическая характеристика популяции.
−
Генетическая характеристика популяции.
−
Закон Харди – Вайнберга, его математическое выражение.
−
Популяция – как элементарное эволюционное явление.
−
Действие элементарных эволюционных факторов (волны жизни, мутационный процесс, естественный отбор, гене- тико-автоматические процессы) в природных популяциях.
−
Способы и пути видообразования.
−
Наследственный полиморфизм природных популяций.
−
Генетическая гетерогенность вида.
−
Генетический груз.
−
Популяционная структура человечества.
−
Демографические показатели популяции людей:
•
численность,
•
уровень рождаемости,
•
уровень смертности,
185
•
возрастной состав,
•
экономическое состояние,
•
уклад жизни.
−
Изоляты.
−
Демы.
−
Значение закона Харди – Вайнберга в медико- генетической практике.
−
Эволюционные факторы, действующие в популяции людей:
•
миграции,
•
мутационный процесс,
•
дрейф генов,
•
естественный отбор,
•
изоляция.
−
Генетический полиморфизм в популяциях людей.
−
Генетический груз в популяциях людей.
Методические рекомендации к теме по выполнению
учебно-исследовательской работы
В альбоме записать:
Тема: Популяционная генетика.
Задание:
1.
Выполнить работу № 1 (30 мин).
2.
Решить задачи (80 мин).
3.
Ответить на вопросы конечного уровня знаний.
Работа № 1. Популяционно-частотный анализ призна-
ков – 30 минут
1.
приросшая мочка уха,
2.
способность сворачивать язык трубочкой,
3.
чрезмерное разгибание большого пальца кисти.
Среди студентов группы вычислить частоты встречаемо- сти доминантных и рецессивных генов, частоты встречаемости гомозигот по доминантному и рецессивному генам, частоты встречаемости гетерозиготных носителей, число гомозигот по
186 доминантному и рецессивному признаку, число гетерозигот.
Для выполнения работы определите, сколько студентов имеют следующие признаки: приросшая мочка уха (рецессив- ный признак), способность сворачивать язык трубочкой (доми- нантный тип наследования), чрезмерное разгибание большого пальца кисти (рецессивный тип наследования).
Работу выполните, используя закон Харди – Вайнберга.
Математическая запись закона: р² + 2рq + q² = 1 р + q = 1 р – частота доминантного аллеля q – частота рецессивного аллеля р² – частота встречаемости генов у гомозигот по доминантному признаку
2рq – частота встречаемости генов у гетерозигот q² – частота встречаемости генов у гомозигот по рецессивно- му признаку.
2. Решить задачи на применение закона Харди-
Вайнберга – 80 минут.
1. Альбинизм у ржи наследуется как аутосомный ре- цессивный признак. На обследованном участке 84 000 рас- тений обнаружено 210 альбиносов. Определите частоту до- минантного аллеля в популяции.
2. Эссенциальная пентозурия наследуется как аутосомно- рецессивный признак и встречается с частой 1:50 000. Опреде- лите частоту доминантного аллеля в популяции.
3. Альбинизм общий наследуется как аутосомный рецес- сивный признак. Заболевание встречается с частотой 1:100 000.
Вычислите количество гетерозигот в популяции.
4. В районе с населением в 500 000 человек зарегистриро- вано четверо больных алкаптонурией (наследование аутосомно- рецессивное). Определите количество гетерозигот по анализи- руемому признаку.
5. Наследственная метгемоглобинемия обусловлена нару- шением восстановления метгемоглобина в гемоглобин. Насле-
187 дуется как аутосомно-рецессивный признак. Среди эскимосов
Аляски встречается с частотой 9:10000. Вычислите количество гетерозигот в популяции.
6. В одном из американских городов в части, представ- ляющей изолят из итальянских переселенцев, в период с 1928 по
1942 гг. среди 26 000 новорожденных 11 человек оказались с тяжелой формой талассемии – генотип ТТ. Определите число гетерозигот среди изученной популяции.
7. Глухонемота связана с врожденной глухотой, которая пре- пятствует нормальному усвоению речи. Наследование аутосомно- рецессивное. Средняя частота заболевания колеблется по разным странам. Для европейских стран она равна приблизительно 2:10 000.
Определите возможное число гетерозигот по глухонемоте людей в районе, включающем 8 000 000 жителей.
8. На одном из островов было отстреляно 10 000 лисиц, из них оказалось 9991 рыжая и 9 белых особей. Рыжий цвет доми- нирует над белым. Определите процентное соотношение рыжих гомозигот, рыжих гетерозигот и белых лисиц.
Вопросы конечного уровня знаний (18 мин).
1.
Чем обусловлена различная гетерогенность популяции?
2.
Почему определенные признаки фенотипически выража- ются не в одинаковой степени?
3.
Значение закона Харди – Вайнберга?
4.
В каких целях используют закон Харди – Вайнберга в медико-генетическом консультировании?
ТЕМА. ЭВОЛЮЦИЯ ПОКРОВОВ ТЕЛА, СКЕЛЕТА,
НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ЖИВОТНЫХ
Цель занятия:
Знать:
1. Эволюционное развитие покровов тела, скелета, нервной системы.
2. Понятия групп Анамний и Амниот, гомо- логичных и аналогичных органов.
188
Уметь:
1.
Провести эволюционное сравнение по перечисленным системам органов у раз- ных типов животных (от беспозвоночных до высших хордовых).
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
Выучите по конспектам лекций и учебникам:
1.
Строение покровов тела, скелета, нервной системы разных типов животных (от беспозвоночных до высших хордовых).
2.
Определение понятий гомологичных и аналогичных орга- нов, групп Анамний и Амниот, основные принципы пре- образования органов в процессе эволюции.
3.
Латинские названия всех типов животных.
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов.
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. –
Барнаул : Алтайский государственный медицинский уни- верситет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Дополнительная
1.
Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. Высшая школа,
2003, т. 2.
2.
Яблоков А.В., Юсуфов Л. Г. Эволюционное учение. – Мо- сква, 1976.
3.
Георгиевский А.Б. Дарвинизм. – М. : Просвещение, 1985.
4.
Чебышев Н.В., Козарь М.В., Беречикидзе И.А. Филогенез систем органов. – М. : Русский врач, 2000.
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы можете:
1. Ответить на вопросы:
189
−
Латинские названия всех типов животных.
−
Систематика хордовых.
−
По какому признаку выделяют группы Анамний и Амниот?
−
Определение понятий аналогичных и гомологичных органов.
−
Основные принципы преобразования органов в процессе эволюции.
−
Строение покровов тела у простейших.
−
Сравнение строения покровов тела плоских, круглых и кольчатых червей.
−
Особенности строения покровов тела членистоногих.
−
Строение кожных покровов низших хордовых.
−
Наружные покровы хрящевых и костных рыб.
−
Особенности строения кожи земноводных, связанные с их образом жизни.
−
Строение кожных покровов рептилий.
−
Новообразования наружных покровов птиц и млекопитающих.
−
Основные черты эволюции покровов тела хордовых.
−
Опорные образования у простейших.
−
Наружный и внутренний скелет у беспозвоночных.
−
Строение скелета бесчерепных и круглоротых.
−
Строение скелета позвоночных животных.
−
Отличия в строении скелета низших и высших рыб.
−
Преобразования осевого скелета земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих.
−
Отделы осевого скелета земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих.
−
Путь эволюции конечностей.
−
Часть скелета головы, подвергшаяся редукции в процессе эволюции.
−
Типы нервных систем.
−
Связь эволюции нервной системы с уменьшением сегмен- тации тела.
−
Характеристика диффузной нервной системы.
−
Тип нервной системы плоских червей, ее строение.
−
Тип нервной системы кольчатых червей и членистоногих,
190 ее строение.
−
Тип нервной системы моллюсков, ее строение.
−
Тип нервной системы хордовых животных.
−
Отделы нервной системы позвоночных животных.
−
Степень развития отделов головного мозга разных классов позвоночных.
−
Развитие крыши полушарий переднего мозга.
−
Взаимосвязь между строением головного мозга и актив- ным образом жизни.
−
Направление эволюции нервной системы.
2. Сравните по таблицам:
1.
Степень развития отделов головного мозга разных классов позвоночных животных.
2.
Развитие крыши полушарий переднего мозга.
3.
Строение мозжечка у животных с разной степенью актив- ности.
Методические рекомендации к теме по выполнению
учебно-исследовательской работы
В альбоме записать тему: «Эволюция покровов тела, нервной системы, скелета».
Задание:
1. Выполнить работу № 1-2.
2. Ответить на вопросы конечного уровня знаний.
Работа № 1. Типы нервных систем – 55 минут
Используя учебник и таблицы, изучить и зарисовать нервные системы следующих типов: Кишечнополостные, Пло- ские черви, Членистоногие, Моллюски; подтипа Бесчерепные.
На рисунках подписать типы нервных систем и типы животных, у которых они имеются.