Файл: Руководство для аудиторной и внеаудиторной работы студентов i курса лечебного факультета барнаул 2011 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 510
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
170 лиант, 2003.
4.
Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С.,
Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитоло- гии. – М., 2004.
Самоконтроль.
Теоретическая подготовка к занятию достаточна, если вы:
1.
Можете написать и прочитать по латыни название типа, подтипа, класса, отряда, семейства, рода, вида.
2.
Знаете определение понятий:
−
окончательного, промежуточного, резервуарного хозяина;
−
переносчика, видов переносчиков;
−
природного очага заболевания;
−
трансмиссивных болезней;
−
инфекционных и инвазионных болезней.
3. Сможете дать:
−
общую характеристику типа Членистоногие,
−
общую характеристику класса Насекомых,
−
общую характеристику отряда Двукрылых,
−
характеристику систем внутренних органов представите- лей класса Насекомых,
−
морфологическую характеристику представителей: ком- натной мухи, москита, комаров рода Culex и Аnopheles,
−
морфологическую характеристику всех стадий развития комаров рода Culex и Anopheles.
4. Сможете рассказать циклы развития комнатной мухи, москита, комаров.
5. Сможете ответить на следующие вопросы:
−
Каково медицинское значение комаров?
−
Каково медицинское значение представителей семейства мух?
−
Какие роды и виды комаров встречаются в Алтайском крае?
−
Какие виды мух встречаются в Алтайском крае?
−
Каких вы знаете отечественных ученых, занимавшихся изучением насекомых-переносчиков и возбудителей за- болеваний?
171
Методические указания по выполнению
учебно-исследовательской работы
В альбом записать тему занятия и задание.
Тема: «Тип Членистоногие – Arthropoda
Подтип Трахейнодышащие – Tracheata
Класс Насекомые – Insecta
Отряд Двукрылые – Diptera»
Задание:
1.
Выполните работы № 1-10.
2.
Устно ответьте на вопросы конечного уровня
знаний.
Работа № 1. Развитие комнатной мухи (Musca
domestica) – 6 минут
На макропрепарате под лупой изучите стадии развития ком- натной мухи – переносчика желудочно-кишечных заболеваний.
Личинка I стадии, только что вылупившаяся из яйца, име- ет вид белого, прозрачного червяка. Передний конец тела ли- чинки заострен, задний расширен. Тело сегментировано, но на препарате сегментация не видна.
Личинка II стадии значительно крупнее, белого цвета, форма тела сходна с формой тела личинки I стадии.
Личинка III стадии имеет крупные размеры, достигая в длину 1,5-2 см. Окраска тела желтоватая.
Куколка имеет укороченную форму и из червеобразной становится бочкообразной. Последняя стадия – имаго.
Работа № 2. Ротовой аппарат и ходильная конечность
комнатной мухи (Musca domestica) – 15 минут
Микропрепарат, на котором помещена голова и ходильная конечность, рассмотрите под малым увеличением микроскопа.
Рассматривая голову, увидите, что боковые части ее зани- мают крупные фасеточные глаза.
От головы отходит массивный ротовой аппарат, по бокам которого располагаются усики, состоящие из трех члеников. Ро-
172 товой аппарат комнатной мухи сосуще-лижущего типа. Основ- ную часть его составляет нижняя губа (или хоботок). На дис- тальном конце губы найдите две крупные соединительные лопа- сти. На их поверхности находятся мелкие бороздки, по которым жидкая пища попадает в ротовое отверстие, а затем в желоб нижней губы.
На середине длины нижней губы находится пара нижне- челюстных щупиков. Между ними берет начало верхняя губа, имеющая вид узкой пластинки, заканчивающейся на уровне со- сательных долей.
Между желобом нижней губы и пластинкой верхней губы находится тонкая пластинка – язык.
Ходильная конечность комнатной мухи состоит из сле- дующих отделов: тазика, вертлуга, бедра, голени и лапки.
Особое внимание обратите на лапку, поскольку ее строе- ние во многом определяет значение мухи как переносчика воз- будителей желудочно-кишечных заболеваний.
Лапка состоит из нескольких члеников. Последний членик несет два узких серповидных коготка и две шаровидные клейкие подушечки. На поверхности которых задерживаются микробы, цисты простейших, яйца гельминтов и затем переносятся мухой на пищевые продукты.
Зарисуйте ротовой аппарат комнатной мухи в альбом. На рисунке должны быть обозначены: голова, глаза, нижняя губа, верхняя губа, сосательные лопасти, нижнечелюстные щупики, усики.
Зарисуйте лапку мухи в альбом. На рисунке должны быть обо- значены: ходильная конечность, лапка, коготки, клейкие подушечки.
Работа № 3. Личинка комара рода Culex – 10 минут
Рассмотрите под малым увеличением микроскопа тоталь- ной микропрепарат личинки. Найдите голову, грудь и брюшко, состоящее из сегментов.
По середине брюшка нередко виден кишечник, темный от заполняющей его пищи. Вдоль боковых сторон брюшка можно видеть стволы трахей. На предпоследнем членике оба ствола соединяются в один общий, который заканчивается располо-
173 женным под углом к телу дыхательным сифоном, имеющим вид конусовидной трубки. На свободном конце сифона находится дыха- тельное отверстие (стигма), через которое воздух поступает в систе- му трахей.
Зарисуйте личинку в альбом. На рисунке обозначьте: ды- хательный сифон, брюшко, трахеи.
Работа № 4. Личинка комара рода Anopheles – 15 минут
Отличительным признаком личинки малярийного комара служит отсутствие дыхательного сифона. Вместо него на пред- последнем членике брюшка находятся пара дыхалец, или стигм, через которые воздух поступает в дыхательную систему. Стиг- мы окружены щитком уплотненного хитина.
Зарисуйте личинку в альбом. На рисунке должны быть обозначены: предпоследний членик брюшка, стигмы, трахеи.
Работа № 5. Куколка комара рода Culex – 10 минут
Рассмотрите препарат под малым увеличением микроско- па. По форме тела куколка комара напоминает запятую. Упло- щенная передняя часть соответствует голове и груди будущего комара: под нее подвернуто более узкое, отчетливо сегментиро- ванное брюшко куколки. Найдите на верхней стороне передней части тела два дыхательных сифона в виде трубочек цилиндри- ческой формы. На нижней стороне переднего отдела тела хоро- шо видны глаза.
Зарисуйте куколку комара в альбом. На рисунке обозначь- те головогрудь, брюшко, форму дыхательных сифонов.
Работа № 6. Куколка комара рода Anopheles – 10 минут
Основным отличительным признаком куколки малярий- ного комара служит форма дыхательного сифона; трубки имеют воронкообразную форму.
Зарисуйте куколку в альбом. На рисунке обозначьте голо- вогрудь, брюшко, форму дыхательных сифонов.
Работа № 7. Головка самки рода Culex – 10 минут
Рассматривая под малым увеличением микроскопа или
174 под лупой препарат, обратите внимание на крупные фасеточные глаза, занимающие большую часть поверхности головы комара.
При изучении ротового аппарата сначала найдите хобо- ток. Он является наиболее массивным элементом ротового ап- парата и заканчивается на свободном конце двумя небольшими листовидными дольками. По обе стороны от хоботка располо- жены нижнечелюстные щупики, которые у комаров рода Culex значительно короче хоботка и составляют примерно 1/3-1/4 его длины. Кнаружи от щупиков найдите усики, или сяжки, покры- тые редкими короткими волосиками.
Зарисуйте головку самки комара рода Culex в альбом. На рисунке обозначьте: хоботок, нижнечелюстные щупики, сяжки.
Работа № 8. Головка самки комара рода Anopheles – 10
минут
Сравните строение элементов ротового аппарата самки малярийного комара и самки комара Culex. Найдите отличия.
Зарисуйте головку в альбом и сделайте соответствующие обо- значения.
Работа № 9. Головка самца рода Anopheles – 10 минут
Характерными отличиями ротового аппарата самца маля- рийного комара по сравнению с ротовым аппаратом самки явля- ется: отсутствие колющих элементов, строение усиков, покры- тых большим количеством более длинных волосков), булаво- видные утолщения на конце нижнечелюстных щупиков.
Зарисуйте головку самца малярийного комара в альбом.
На рисунке обозначьте: хоботок, нижнечелюстные щупики с булавовидными выростами, усики.
Работа № 10. Головка самца комара рода Culex – 10
минут
Сравните строение элементов ротового аппарата самца ко- мара рода Culex и самца малярийного комара. Найдите отличия.
Зарисуйте головку в альбом и сделайте соответствующие обозначения.
175
Вопросы конечного уровня знаний (12 мин)
1.
Чем отличаются личинки комаров Culex и Anopheles?
2.
Чем отличаются куколки комаров Culex и Anopheles?
3.
Как отличить имагиальную форму комара Culex и Anopheles?
4.
Как отличить головку самки комара Culex от головки сам- ки комара Anopheles?
5.
Как отличить головку самца комара Culex от головки сам- ца комара Anopheles?
6.
Возбудителей каких заболеваний переносят комары?
7.
Каковы меры борьбы с личинками малярийного комара?
8.
Каков тип ротового аппарата мухи?
9.
Какие особенности строения ходильной конечности мухи способствуют распространению заболеваний?
10.
Возбудителей каких заболеваний переносит комнатная муха?
Выполнив задание, подпишите работу у преподавателя.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14
ТЕМА. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ – ARTHROPODA
ПОДТИП ТРАХЕЙНОДЫШАЩИЕ –
TRACHEATA КЛАСС НАСЕКОМЫЕ – INSECTA
ОТРЯД ВШИ – ANOPLURA
ОТРЯД БЛОХИ – APHANIPTERA
Цели занятия:
1.
Знать общую характеристику класса Насе- комые.
2.
Знать морфологические особенности вшей и блох, их медицинское значение.
3.
Уметь определять вшей до рода, вида, под- вида, пола.
4.
Научиться применять теоретические зна- ния по этой теме для профилактики забо- леваний, вызываемых и переносимых представителями отрядов Вши и Блохи.
176
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1.
Выучить по учебникам и конспектам лекций раздел: тип
Членистоногие, подтип Трахейнодышащие, класс Насеко- мые, отряды Вши, Блохи.
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР- Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов.
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. –
Барнаул : Алтайский государственный медицинский уни- верситет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Дополнительная
1.
Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа,
2003, т. 2.
2.
Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М. : Вла- дос. Пресс. – 2005.
3.
Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фо- лиант, 2003.
4.
Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С.,
Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитоло- гии. – М., 2004.
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы:
1.
Можете написать и прочитать латинские названия типа, под- типа, класса, отрядов, родов изучаемых представителей.
2.
Знаете определения понятий:
−
эктопаразит и эндопаразит,
−
облигатно-трансмиссивные и факультативно- трансмиссивные заболевания,
−
переносчик, виды переносчиков,
−
природно-очаговые заболевания,
177
−
половой диморфизм,
−
возбудитель заболевания.
3. Можете дать:
−
характеристику отряда Вши,
−
характеристику отряда Блохи,
−
морфологическую характеристику отдельных представи- телей: головной, платяной и лобковой вшей.
4. Сможете ответить на следующие вопросы:
−
Каковы особенности развития вшей?
−
Какое медицинское значение имеют вши?
−
Кто является возбудителем вшивого сыпного и возвратно- го тифа?
−
Какие особенности передачи вшами этих возбудителей человеку?
−
Как отличить самку от самца у вшей?
−
Каковы особенности развития блох?
−
Какое медицинское значение имеют блохи?
−
В чем выражается половой диморфизм у блох?
−
Возбудителей каких заболеваний переносят блохи?
−
Каковы меры борьбы со вшами и блохами?
Методические указания по выполнению
учебно-исследовательской работы
В альбом записать тему занятия и задание.
Тема:
«Тип Членистоногие – Arthropoda
Подтип Трахейнодышащие – Tracheata
Класс Насекомые – Insecta
Отряды: Вши – Anoplura
Блохи – Aphaniptera»
Задание:
1.
Выполните работы № 1-3.
2.
Устно ответьте на вопросы конечного уровня.
178
Работа № 1. Морфологические особенности головной
(Pediculus humanus capitis) и платяной (Pediculus humanus
humanus) вшей – 40 минут
Рассмотрите препараты под малым увеличением микро- скопа. Обратите внимание на коричневый цвет тела головной вши. Найдите три отдела тела: голову, грудь, брюшко. По бокам головы видны короткие членистые усики. Грудной отдел не расчленен на сегменты. Брюшко состоит из десяти сегментов.
Наружные края сегментов брюшка имеют форму фестонов и пигментированы. У самки на заднем конце брюшка находятся два серповидных придатка (гоноподы), у самцов сквозь задние сегменты просвечивает копулятивный аппарат. Зарисуйте самца и самку в альбоме, сделав соответствующие обозначения.
Платяная вошь больших размеров беловатого цвета. Уси- ки тонкие и длинные. Боковые вырезки на брюшке менее глубо- кие, чем у головной вши. Определите пол вшей. Самки крупнее самцов этого же вида. Зарисуйте в альбом самку и самца. Под- пишите отличительные признаки.
Работа № 2. Лобковая вошь (Phtirus pubis) – 15 минут
Рассмотрите под малым увеличением микроскопа микро- препарат лобковой вши.
Лобковая вошь имеет короткое, широкое тело. Голова ши- роким основанием сидит на груди. Грудь – самая широкая часть тела. Границы ее с брюшком неясные. Брюшко короткое, кзади суживающееся, несет несколько пар увеличивающихся к задне- му концу тела пальцевидных боковых выростов с длинным во- лосками. Задний конец брюшка самки раздвоен, а у самца за- круглен. Зарисуйте препарат. На рисунке должны быть обозна- чены: головка, усики, грудь, ходильные конечности.
Работа № 3. Блоха человеческая (Pulex irritans) –
40 минут
Рассмотрите под малым увеличением микроскопа препа- раты: самка и самец блохи. Тело сплющено с боков. Крылья от- сутствуют. Грудь разделена на три сегмента, каждый из которых несет по паре конечностей. Третья пара ног намного длиннее.
179
Брюшко сегментировано. Самка крупнее самца. У самца конец брюшка загнут кверху, и через хитин просвечивает сложный копулятивный аппарат. Самка крупнее самца. У самки в задней части тела видна сперматека в виде запятой. Все тело покрыто волосками, щетинками. Зарисуйте самку и самца блохи. На ри- сунке обозначьте голову, грудь, брюшко, третью пару ног, уси- ки, сперматеку (у самки), сложный копулятивный аппарат (у самца).
Вопросы конечного уровня знаний: (13 мин).
1.
Какое патологическое состояние называют педикулезом?
2.
Особенности передачи блохами чумных бактерий?
3.
Назовите животных, являющихся природным резервуаром чумы?
Выполнив задание, подпишите работу у преподавателя.
ТЕМА. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ – ANNELIDES
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ – ARTHROPODA
Цели занятия:
1.
Закрепить теоретические знания по ти- пу Кольчатые черви и типу Членисто- ногие.
2.
Закрепить практические навыки по оп- ределению микропрепаратов и разда- точного материала.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1.
Повторите по учебникам, конспектам лекций разделы: тип
Кольчатые черви, тип Членистоногие.
2.
Посмотрите зарисовки в альбоме по данной теме.
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.