Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Какие продукты полезны для зрения, для роста», «В каких продуктах есть витамин С», «Как правильно чистить зубы» и многие другие. Также на доске, возможно, дорисовывать картинки, изображения и обводить их («Что возьмешь на прогулку?», «Что нужно делать, когда болеешь?» и т. д.) [19, с. 36].
Светы по технике безопасности при использовании интерактивной доски:
Средства мультимедиа можно использовать не только в процессе организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов. Так, презентации - физкультминутки можно использовать в течение всего дня, они включаются в утреннюю гимнастику, применяются в режимных моментах. Дошкольниковочень привлекают такие презентации, так как для их создания в основном используется анимация и весёлая ритмичная музыка.
Таким образом, использование мультимедийных презентаций, компьютерных игр, возможностей интерактивной доски помогает сделать процесс формирования у детей основ здорового образа жизни ярким, наглядным, увлекательным и познавательным [18, с. 13].
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Организация исследования по определению уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Существуют различные методики для исследования уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни, часть которых была использована нами в данной работе. Что позволило дать характеристику сформированности представлений о здоровом образе жизни у наблюдаемой группы детей, на основе этих результатов были разработаны рекомендации по формированию представлений о здоровом образе жизнию
Цель: определение уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
База исследования: реабилитационный центр «Серебряное копытце» для детей и подростков с ограниченными возможностями Дзержинского района города Нижний Тагил.
Задачи:
Участники исследования: в исследовании принимало участие 6 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Сроки проведения исследования: 29 апреля 2019 года.
Ход исследования:
Для определения исследования уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нами были определены следующие методики.
Методика 1. И.М. Новикова
Диагностическое задание «Полезная покупка»
(По И.М. Новиковой; задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах).
В качестве «товаров» могут быть использованы чеснок, лук, яблоко, зубная щетка, мыло, чипсы, жевательная резинка, газировка. Педагог показывает на лежащие на столе предметы и говорит ребенку:
Инструкция: «Это магазин, в нем можно сделать разные покупки. Выбери, пожалуйста, и купи то, что полезно для здоровья».
Педагог фиксирует в протоколе последовательность выбора ребенком предметов и его объяснения.
Методика 2. И.М. Новикова
Тест «Полезная для здоровья покупка»
(По И.М. Новиковой; задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах).
Педагог говорит ребенку:
Инструкция: «Представь, что мы с тобой пойдем в большой магазин, где можно купить игрушки, еду, одежду, книги, бытовую технику и многое другое. Нарисуй, пожалуйста, что полезное для здоровья ты выберешь и купишь в этом магазине».
После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.
Методика 3. И.М. Новикова
Проблемная ситуация «Место для отдыха»
(По И.М. Новиковой; задание направлено на выявление представлений о влиянии окружающей среды на здоровье людей).
Ребенку предъявляют четыре картинки, на которых изображены:
Инструкция: «В выходной день людям надо хорошо отдохнуть и набраться сил. Провести выходной можно по-разному: можно гулять по шумной улице, где едут машины; можно поехать с родителями в лес или в парк, где растут цветы, и дышать свежим воздухом; можно отправиться в большой магазин; можно остаться дома и долго смотреть телевизор. Как тебе нравится отдыхать? Выбери и покажи картинку».
При оценке результатов условным баллом оценивается каждый из выделенных критериев.
Успешность ответов детей на каждый вопрос и выполнения заданий диагностического комплекса можно оценить условным баллом К, отражающим уровень когнитивного компонента представлений, по формуле:
К = ВП + ВОС + ВОБ + ВС,
где ВП – оценка полноты представлений, ВОС – оценка осознанности представлений, ВОБ – оценка обобщенности представлений, ВС – оценка системности представлений.
Максимального значения 16 условный балл К достигает при высоком уровне каждого из выделенных критериев:
Кmax = 4 + 4 + 4 + 4 = 16;
Минимального значения 4 условный балл К достигает при очень низком уровне каждого из выделенных критериев:
Кmin = 1 + 1 + 1 + 1 = 4.
Таким образом, ответы на вопросы и выполнение заданий диагностического комплекса могут быть оценены в диапазоне от 16 до 4 баллов, на основании чего мы предлагаем следующую шкалу оценки уровней успешности:
высокий уровень – 16–13 баллов;
средний уровень – 12–9 баллов;
низкий уровень – 8–5 баллов;
очень низкий уровень – 4 балла.
Индивидуальная оценка представлений с учетом выраженности показателей и критериев по каждому диагностическому заданию позволяет оценить в баллах уровни представлений дошкольников о здоровом образе жизни.
Оценка в баллах носит условный характер и введена с целью прослеживания динамики представлений, при этом основное внимание необходимо уделить углубленному качественному анализу результатов диагностики.
На основе выделенных критериев определены 4 уровня успешности выполнения заданий, отражающие уровни представлений детей о здоровом образе жизни.
Высокий уровень – ребенок имеет некоторые правильные представления о здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья; о здоровье как о состоянии физического и психологического благополучия организма; о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья; о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых; о возможных причинах заболеваний. Способен выявить направленную на формирование здорового образа жизни сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности. Ребенок активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях; его представления о здоровом образе жизни носят элементарный, но целостный характер. Проявляет инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости; присваивает переданный взрослыми опыт, переносит его в самостоятельную деятельность.
Средний уровень – ребенок имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, связывая его с некоторыми видами деятельности, необходимыми для сохранения здоровья; о здоровье как состоянии человека, когда он не болеет; некоторые представления о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья, о некоторых мерах предупреждения заболеваний, о возможных причинах заболеваний; он способен к осознанию значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни, некоторых факторов окружающей природной и социальной среды, при этом ему требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Способен выявлять направленную на формирование здорового образа
жизни сущность некоторых видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуется эмоционально стимулирующая помощь взрослого и наводящие вопросы. У ребенка сформированы единичные представления о здоровье и здоровом образе жизни в условиях большого города. Он может проявлять инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, но она связана с его положительным эмоционально чувственным переживанием; частично присваивает переданный взрослыми опыт и переносит его в самостоятельную деятельность.
Низкий уровень - ребенок имеет представления о здоровье как состоянии человека, когда он не болеет, о некоторых способах лечения заболеваний на основе собственного опыта; затрудняется объяснить значение для здоровья знакомых ему видов деятельности. Не имеет представлений о влиянии на здоровье факторов окружающей природной и социальной среды, о возможных причинах заболеваний. Понимает зависимость здоровья от некоторых проявлений образа жизни. Испытывает потребность в помощи в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Не осознает зависимость здоровья от окружающей среды; способен выявлять направленную на формирование здорового образа жизни сущность некоторых видов деятельности, предметов окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуются эмоционально стимулирующая помощь взрослого, наводящие вопросы и житейские примеры. У ребенка сформированы отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни с учетом влияния окружающей среды. Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе подражания другим детям, но осознанности и потребности в этих мероприятиях нет; частично присваивает переданный опыт, но затрудняется переносить его в самостоятельную деятельность.
Очень низкий уровень – ребенок затрудняется объяснить смысловое значение понятия «здоровье», значение для здоровья знакомых ему видов деятельности. Имеет единичные представления о некоторых способах лечения заболеваний на основе личного опыта; не имеет представлений о факторах вреда и пользы для здоровья. Не осознает зависимость здоровья от образа жизни и влияния окружающей среды; не способен выявлять направленную на формирование здорового образа жизни сущность способствующих здоровью видов деятельности и предметов окружающей действительности. У ребенка сформированы отрывочные бессистемные представления о здоровье и болезни без учета влияния окружающей среды.
Светы по технике безопасности при использовании интерактивной доски:
-
Предупредите детей, чтобы они не смотрели в объектив проектора, из которого исходит яркий луч света. -
Во время работы с интерактивной доской нужно располагаться спиной к проектору. Если нужно повернуться лицом к детям, нужно сначала отойти на пару шагов в сторону от доски. -
Предупредите детей, чтобы они не трогали проектор, потому что он сильно нагревается. -
Предупредите детей, что бы они прикасались к интерактивной доке чистыми и сухими руками. -
Не предлагайте встать детям на стул, чтобы они смогли дотянуться до верха доски. Если ребенок не может дотянуться до верха интерактивной доски, установите доску ниже. Если интерактивная доска установлена на напольной стойке, опустите её с помощью взрослого человека. -
Предупредите детей, чтобы они не бегали около напольной стойки, потому что они могут споткнуться об опоры стойки.
Средства мультимедиа можно использовать не только в процессе организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов. Так, презентации - физкультминутки можно использовать в течение всего дня, они включаются в утреннюю гимнастику, применяются в режимных моментах. Дошкольниковочень привлекают такие презентации, так как для их создания в основном используется анимация и весёлая ритмичная музыка.
Таким образом, использование мультимедийных презентаций, компьютерных игр, возможностей интерактивной доски помогает сделать процесс формирования у детей основ здорового образа жизни ярким, наглядным, увлекательным и познавательным [18, с. 13].
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Организация исследования по определению уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Существуют различные методики для исследования уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни, часть которых была использована нами в данной работе. Что позволило дать характеристику сформированности представлений о здоровом образе жизни у наблюдаемой группы детей, на основе этих результатов были разработаны рекомендации по формированию представлений о здоровом образе жизнию
Цель: определение уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
База исследования: реабилитационный центр «Серебряное копытце» для детей и подростков с ограниченными возможностями Дзержинского района города Нижний Тагил.
Задачи:
-
Подобрать диагностические методики для определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. -
Провести диагностику по определению уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. -
Проанализировать полученные результаты уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Участники исследования: в исследовании принимало участие 6 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Сроки проведения исследования: 29 апреля 2019 года.
Ход исследования:
Для определения исследования уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нами были определены следующие методики.
Методика 1. И.М. Новикова
Диагностическое задание «Полезная покупка»
(По И.М. Новиковой; задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах).
В качестве «товаров» могут быть использованы чеснок, лук, яблоко, зубная щетка, мыло, чипсы, жевательная резинка, газировка. Педагог показывает на лежащие на столе предметы и говорит ребенку:
Инструкция: «Это магазин, в нем можно сделать разные покупки. Выбери, пожалуйста, и купи то, что полезно для здоровья».
Педагог фиксирует в протоколе последовательность выбора ребенком предметов и его объяснения.
Методика 2. И.М. Новикова
Тест «Полезная для здоровья покупка»
(По И.М. Новиковой; задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах).
Педагог говорит ребенку:
Инструкция: «Представь, что мы с тобой пойдем в большой магазин, где можно купить игрушки, еду, одежду, книги, бытовую технику и многое другое. Нарисуй, пожалуйста, что полезное для здоровья ты выберешь и купишь в этом магазине».
После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.
Методика 3. И.М. Новикова
Проблемная ситуация «Место для отдыха»
(По И.М. Новиковой; задание направлено на выявление представлений о влиянии окружающей среды на здоровье людей).
Ребенку предъявляют четыре картинки, на которых изображены:
-
улица большого города, по которой едет транспорт; -
лесная поляна с ромашками; -
комната с сидящим перед телевизором мальчиком; -
предметы одежды, бытовой техники и косметики.
Инструкция: «В выходной день людям надо хорошо отдохнуть и набраться сил. Провести выходной можно по-разному: можно гулять по шумной улице, где едут машины; можно поехать с родителями в лес или в парк, где растут цветы, и дышать свежим воздухом; можно отправиться в большой магазин; можно остаться дома и долго смотреть телевизор. Как тебе нравится отдыхать? Выбери и покажи картинку».
При оценке результатов условным баллом оценивается каждый из выделенных критериев.
Успешность ответов детей на каждый вопрос и выполнения заданий диагностического комплекса можно оценить условным баллом К, отражающим уровень когнитивного компонента представлений, по формуле:
К = ВП + ВОС + ВОБ + ВС,
где ВП – оценка полноты представлений, ВОС – оценка осознанности представлений, ВОБ – оценка обобщенности представлений, ВС – оценка системности представлений.
Максимального значения 16 условный балл К достигает при высоком уровне каждого из выделенных критериев:
Кmax = 4 + 4 + 4 + 4 = 16;
Минимального значения 4 условный балл К достигает при очень низком уровне каждого из выделенных критериев:
Кmin = 1 + 1 + 1 + 1 = 4.
Таким образом, ответы на вопросы и выполнение заданий диагностического комплекса могут быть оценены в диапазоне от 16 до 4 баллов, на основании чего мы предлагаем следующую шкалу оценки уровней успешности:
высокий уровень – 16–13 баллов;
средний уровень – 12–9 баллов;
низкий уровень – 8–5 баллов;
очень низкий уровень – 4 балла.
Индивидуальная оценка представлений с учетом выраженности показателей и критериев по каждому диагностическому заданию позволяет оценить в баллах уровни представлений дошкольников о здоровом образе жизни.
Оценка в баллах носит условный характер и введена с целью прослеживания динамики представлений, при этом основное внимание необходимо уделить углубленному качественному анализу результатов диагностики.
На основе выделенных критериев определены 4 уровня успешности выполнения заданий, отражающие уровни представлений детей о здоровом образе жизни.
Высокий уровень – ребенок имеет некоторые правильные представления о здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья; о здоровье как о состоянии физического и психологического благополучия организма; о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья; о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых; о возможных причинах заболеваний. Способен выявить направленную на формирование здорового образа жизни сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности. Ребенок активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях; его представления о здоровом образе жизни носят элементарный, но целостный характер. Проявляет инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости; присваивает переданный взрослыми опыт, переносит его в самостоятельную деятельность.
Средний уровень – ребенок имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, связывая его с некоторыми видами деятельности, необходимыми для сохранения здоровья; о здоровье как состоянии человека, когда он не болеет; некоторые представления о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья, о некоторых мерах предупреждения заболеваний, о возможных причинах заболеваний; он способен к осознанию значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни, некоторых факторов окружающей природной и социальной среды, при этом ему требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Способен выявлять направленную на формирование здорового образа
жизни сущность некоторых видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуется эмоционально стимулирующая помощь взрослого и наводящие вопросы. У ребенка сформированы единичные представления о здоровье и здоровом образе жизни в условиях большого города. Он может проявлять инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, но она связана с его положительным эмоционально чувственным переживанием; частично присваивает переданный взрослыми опыт и переносит его в самостоятельную деятельность.
Низкий уровень - ребенок имеет представления о здоровье как состоянии человека, когда он не болеет, о некоторых способах лечения заболеваний на основе собственного опыта; затрудняется объяснить значение для здоровья знакомых ему видов деятельности. Не имеет представлений о влиянии на здоровье факторов окружающей природной и социальной среды, о возможных причинах заболеваний. Понимает зависимость здоровья от некоторых проявлений образа жизни. Испытывает потребность в помощи в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Не осознает зависимость здоровья от окружающей среды; способен выявлять направленную на формирование здорового образа жизни сущность некоторых видов деятельности, предметов окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуются эмоционально стимулирующая помощь взрослого, наводящие вопросы и житейские примеры. У ребенка сформированы отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни с учетом влияния окружающей среды. Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе подражания другим детям, но осознанности и потребности в этих мероприятиях нет; частично присваивает переданный опыт, но затрудняется переносить его в самостоятельную деятельность.
Очень низкий уровень – ребенок затрудняется объяснить смысловое значение понятия «здоровье», значение для здоровья знакомых ему видов деятельности. Имеет единичные представления о некоторых способах лечения заболеваний на основе личного опыта; не имеет представлений о факторах вреда и пользы для здоровья. Не осознает зависимость здоровья от образа жизни и влияния окружающей среды; не способен выявлять направленную на формирование здорового образа жизни сущность способствующих здоровью видов деятельности и предметов окружающей действительности. У ребенка сформированы отрывочные бессистемные представления о здоровье и болезни без учета влияния окружающей среды.