Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для формирования представлений старших дошкольников с задержкой психического развития о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания [6, с. 43].
Зачастую у дошкольников с задержкой психического развития отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г.К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных реакций, а во‒вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, а дети это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека определенных волевых усилий, что очень затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, прежде всего воспитателям, необходимо знать, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
-
Соматическое здоровье ‒ текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. -
Физическое здоровье ‒ уровень роста и развития органов и систем организма. -
Психическое здоровье ‒ состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта. -
Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе [3, с. 23].
Методические рекомендации по формированию представлений детей о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития:
-
Продолжать укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни. Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Формировать интерес и любовь к спорту. -
Систематически проводить под руководством медицинских работников различные виды закаливающих процедур с учетом индивидуальных особенностей детей. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику. Во время занятий и в промежутках между ними – физкультминутки. Обеспечивать двигательную активность детей в течение всего дня. Проводить физкультурные досуги, физкультурные праздники. -
Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта. -
Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистить зубы. Полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом. -
Продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук [6, с.50].
Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут крепким фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. Здоровый образ жизни ‒ это стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни [13, с. 85].
1.4 Возможности информационно – коммуникативных технологий как средства формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.
В соответствии с документом "ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования", утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно-образовательном процессе [14, с. 5].
Информационно – коммуникационные технологии в образовании (далее ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Преимущества использования ИКТ перед традиционными средствами обучения:
-
ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее; -
Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей; -
Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная; -
Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь; -
Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.); -
Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями; -
ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. -
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность [14, с. 46].
Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ.
-
Занятие с мультимедийной поддержкой.
На таком занятии используется только один компьютер в качестве ― электронной доски. На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для занятия.
Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ
Применение компьютерных презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
-
осуществление полисенсорного восприятия материала; -
возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде; -
объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы; -
возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе; активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка [14, с. 39].
-
Занятие с компьютерной поддержкой.
Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. На таком занятии используется несколько компьютеров, планшетов, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Работая с электронным учебником, планшетом, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.
Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение
Санитарно-гигиенические требования. Образовательную деятельность организуют в соответствии с СанПиНом 2.4.1.2660-10, где разъясняются правила работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении [14, с. 40].
-
Занятия с использованием компьютера следует проводить с дошкольниками 5-7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10-15 минут не более 1 раза в день. После занятий проводят гимнастику для глаз. -
Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз ребенка на расстоянии не ближе 50 см. -
Недопустимо использования одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Следовательно, использовать компьютер на подгрупповых и фронтальных занятиях можно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора или достаточно большого телевизора [18, с. 8]
Технические, эргономические и эстетические требования
-
Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Можно менять его несколько раз в течение презентации. Это позволит удерживать непроизвольное внимание детей. -
Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, а также изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь. -
Не стоит перегружать презентацию спецэффектами. Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление. Кроме того, некоторые эффекты некомфортны для восприятия и утомляют зрение [18, с. 9].
Одной из важнейших задач дошкольногообразования является сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование у дошкольниковпредставлений о здоровом образе жизни - необходимое условие для решения этой приоритетной задачи. Перед педагогами стоит вопрос, какие технологии, методы и приемы наиболее эффективно помогут научить ребенка заботиться о своем здоровье, обеспечить его активную позицию в процессе получения знаний, умений и навыков о здоровом образе жизни.
Мышление дошкольников носит конкретный, образный характер, их внимание неустойчиво. А это значит, что в процессе обучения обязательно должен использоваться наглядный, доступный, красочный и разнообразный материал. Поэтому в работе с детьми дошкольного возраста по формированиюоснов здорового образа жизни активно используются информационно-коммуникационные технологии [18, с. 10].
С помощью программы PowerPoint можно сделать серию мультимедийных презентаций:
-
«Полезные и вредные продукты» -
«Где живут витаминки» -
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» -
«Веселая прогулка» -
«Зимние забавы» -
«На зарядку становись!» -
«Советы доктора Айболита» и др. [19, с. 28].
Также с помощью программы Power Point можно создавать электронные игры для дошкольников. Дети с интересом помогают героям купить полезные продукты в магазине, выбрать предметы личной гигиены, разгадывают кроссворды, загадки и т. д. При правильном выполнении задания звучит звуковой сигнал (например, аплодисменты) или появляется картинка с правильным ответом. Таким образом, поощрение ребенка при правильном выполнении заданий самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
Большие возможности, как для педагогов, так и для детей открывает интерактивная доска SMART Board. Дошкольникине просто смотрят презентации, но и становятся активными участниками образовательного процесса. Интерактивная доска реагирует на прикосновения пальцев, с помощью электронных маркеров на ней можно делать рисунки, надписи и т. п., поэтому дети могут выполнять на ней различные задания. Дети с удовольствием и интересом передвигают картинки, группируя их по определённому признаку («Что полезно для здоровья», «Полезные и вредные продукты», «Предметы личной гигиены» и т. д.). С помощью маркера или пальца можно проводить линии и стрелочки, соединяя картинки, например,