Файл: Царегородцева Анна Александровна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ребенок не проявляет инициативу и самостоятельность в ситуациях оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, не присваивает переданный взрослыми опыт и не переносит его в самостоятельную деятельность.

Таблица 1

Результаты диагностики уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития




Имя ребенка

Методика «Полезная покупка»

Методика «Полезная для здоровья покупка»

Методика «Место для отдыха»

Уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни

1

Арина Г.


Средний


Средний

Средний


Средний

2

Вероника Ч.


Средний


Средний

Средний


Средний

3

Дарина К.

Низкий


Средний

Низкий


Низкий

4

Кристина Г.

Низкий


Средний

Очень низкий


Низкий

5

Маргарита М.


Низкий


Средний

Очень низкий


Низкий

6

Марк С.

Низкий

Средний

Низкий

Низкий




Рисунок 1 – Показатели уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Таким образом, дети данной группы демонстрируют недостаточный уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни.

Можно сказать, что общие показатели уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития находятся на низком уровне. Это свидетельствует о том, что:

  1. Большинство детей имеют представление о здоровье как о физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но назвать качества, присущие здоровому человеку, затрудняются;

  2. Только небольшое число детей связало здоровье с состоянием психологического комфорта; большинство детей положительно настроены на воспитателя и близкого взрослого (мать);

  3. У детей нет необходимого запаса представлений о факторах вреда и пользы для здоровья в условиях большого города;

  4. Недостаточно сформированы представления детей о значении для здоровья двигательной деятельности, полноценного отдыха, сбалансированного питания, принятых санитарно-гигиенических норм, состояния окружающей среды;

  5. Недостаточно сформированы представления детей о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья предметов, продуктов.


2.2 План деятельности педагога по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством информационно – коммуникативных технологий
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о здоровом образе жизни. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.

Использование мультимедийных презентаций, компьютерных игр, возможностей интерактивной доски помогает сделать процесс формирования у детей основ здорового образа жизни ярким, наглядным, увлекательным и познавательным.

Пояснительная записка

Проанализировав теорию по данной теме, мы предлагаем план работы педагога по формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Настоящий план работы воспитателя предназначен для формирования представлений о здоровом образе жизни и носит коррекционно-развивающий характер у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. План разработан с учетом возрастных особенностей детей с задержкой психического развития, построен на принципах наглядности, доступности (от простого к сложному), последовательности и систематичности.

Цель: формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством информационно – коммуникативных технологий

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей соблюдать технику безопасности: не играть с огнем, в отсутствие взрослых не пользоваться электрическими приборами, не трогать без разрешения острые, колющие и режущие предметы.

  • Формировать умение заботиться о своем здоровье и об окружающей среде.

Развивающие:

  • Развивать способность распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом.

Воспитательные:

  • Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически.

Объем плана: рассчитан на учебный год, 2 занятия в месяц продолжительностью 20-25 минут, количество занятий 18.

Форма работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Планируемые результаты:



  • устойчиво сформированные ценности здоровья, здоровья окружающих его людей и общества в целом.

  • ребенок знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представление о себе, своей самооценки, ощущает себя субъектом здоровой жизни;

  • бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам, взрослым и предметному миру;

  • осознает и разделяет нравственные эталоны жизнедеятельности, такие как гуманность, доброту, заботу, понимание, уважение, честность, справедливость, трудолюбие и т.д.

  • имеет представление о том, что такое здоровье и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его.

В процессе формирования представлений о здоровом образе жизни посредством информационно – коммуникативных технологий мы выделяем следующие этапы:

  • правильное питание;

  • тело человека и личная гигиена;

  • спорт для здоровья;

  • рациональный режим дня

  • безопасное поведение в быту;

  • ребенок и другие люди;

Мы считаем, что каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего.

Таблица 2

План работы воспитателя по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством информационно – коммуникативных технологий


Сроки

Тема

Задачи

Вид деятельности

Материал и оборудование

1

2

3

3

4

Сентябрь

1 неделя

«Самые полезные продукты»



1. Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, об их пользе и значении витаминов для здоровья человека.

2. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

3. Развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь.

4. Воспитать у детей желание заботиться о своем здоровье.

Коммуникативная деятельность

Презентация, интерактивная доска

3 неделя

«Зачем нам нужна посуда»

1. Учить узнавать и называть посуду по их внешним признакам.

2. Формировать знания об уходи за посудой, осознание детьми значимости посуды в жизни – деятельности человека.

3. Формировать бережное отношение к посуде.

Коммуникативная деятельность

Презентация, аудио – сказка К. Чуковский «Федорино горе», интерактивная доска

Октябрь

1 неделя

«Хлеб всему голова»

1. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

2. Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека.

3. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.

4. Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда.

5. Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

Познавательно – исследовательская деятельность

Презентация, видеофрагмент, интерактивная доска

3 неделя

«Овощи и фрукты – полезные продукты»

1. Уточнить и закрепить представления детей о фруктах и овощах, продолжать формировать у детей умение классифицировать овощи и фрукты: по внешнему виду, признаку, цвету, форме.

2. Продолжать развивать речь детей, умение высказываться определениями,

продолжать развивать у детей любознательность, логическое мышление, внимательность.

3. Воспитывать потребность к здоровому образу жизни; воспитывать позитивные качества характера (находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, сила воли, целеустремленность, эстетические потребности личности ребенка) .

Коммуникативная, игровая деятельность

Презентация, интерактивная доска.

Ноябрь

1 неделя

«Как устроено наше тело»


1. Учить различать понятия «часть тела» и «орган».

2. Уточнить, для чего нужны те или иные органы.

3. Воспитывать интерес к своему телу, желание вести ЗОЖ.

Познавательно – исследовательская деятельность

Презентация, интерактивная доска, видеофрагмент, аудиозапись

3 неделя

«Зачем мы дышим?»

1. Показать детям взаимосвязь человека и мира природы.

2. Рассказать о сходстве жизненных потребностей человека, животных и растений.

3. Познакомить детей с особенностями внутреннего строения носа человека.

4. Закрепить гигиенические правила по уходу за носом.

5. Продолжить работу по дыхательной гимнастике и рефлекторному массажу.

Познавательно – исследовательская деятельность

Презентация, видеофрагмент

Декабрь

1 неделя

«Правила поведения в случае заболевания»

1. Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах);

2. Научить детей заботиться о воем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровья.

Коммуникативная деятельность

Презентация, видеофрагмент, аудио стихотворение «Прививка» С.Михалкова

3

неделя

«Оказание первой помощи при различных травмах»

1. Закрепить знание правил поведения во дворе.

2. Учить детей оказывать первую помощь при различных травмах: порезах, ушибах, ожогах, обморожении, носовом кровотечении.

3. Развивать память, мышление, сообразительность.

4. Воспитывать самостоятельность, отзывчивость, доброту

Коммуникативная, игровая деятельность

Презентация, аудио физкультминутки, атрибуты для сюжетно - ролевой игры

Январь




1 неделя

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

1. Продолжать укреплять здоровье детей, развивать физические качества.

2. Закреплять культурно – гигиенические навыки.

3. Прививать любовь к спорту и физкультуре. 4. Развивать основные физические качества: силы, ловкости, быстроты, выносливости, координации движений. 5. Формирование мышечно-двигательных навыков, правильной осанки. 6. Пополнить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, полезных продуктах, в которых они содержаться.

Двигательная деятельность

Презентация, интерактивная доска, аудиозаписи, спортивный инвентарь

3 неделя

«Чем полезен тот или иной вид спорта?»

1. Учить различать и правильно называть виды спорта.

2. Установить простейшие взаимосвязи между видом спорта и его атрибутами.

3. Формировать потребность каждого ребёнка в двигательной активности и физическом совершенствовании, в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

Двигательная деятельность

Презентация, интерактивная доска, видеофрагмент, спортивный инвентарь

Февраль

1 неделя

«Что такое режим дня»

1. Познакомить детей с понятием режим дня.

2. Дать информацию о соблюдении режима в различных уголках земного шара.

3. Раскрыть значение сна для здоровья человека, сформировать представления о том, что сон является составной частью режима дня.

Коммуникативная, изобразительная деятельность

Презентация, интерактивная доска, аудиозаписи, материал для аппликации

3 неделя

«Мой режим дня»

1. Познакомить ребенка с основными составляющими режима дня, показав отличие режима дня ребенка и взрослого человека.

2. Обратить внимание на необходимость четкого выполнения всех режимных процессов и их положительное влияние на детский организм.

Коммуникативная деятельность

Презентация

Март




1 неделя

«Когда я один дома»

1. Формировать у дошкольников представления о самосохранении.

2. Закреплять умение правильно вести себя в случаях опасности.

3. Закреплять знания номеров телефонов экстренных служб (01,02,03).

4. Развивать умение делать правильный телефонный вызов, точно называя свой домашний адрес.

5. Обобщить знания детей о правилах пользования предметами, которые могут угрожать жизни и здоровью людей: колющие и режущие предметы, электроприборы, лекарства, препараты бытовой химии, чужие люди.

6. Воспитывать в детях уверенность в себе, самостоятельность.

Коммуникативная деятельность

Презентация, видеофрагмент, аудиозаписи

3 неделя

«Открытое окно и балкон – это опасно»

1.Закреплять знания детей о безопасности.

2.Дать понятие детям о том, какую опасность представляют собой открытые окна.

3.Учить детей вести себя правильно, когда они остаются одни.

4.Учить детей быть осторожными.

5.Формировать у детей умение предвидеть опасность, по возможности избегать опасные ситуации.

Коммуникативная деятельность

Презентация, видеофрагмент

Апрель

1

неделя

«В мире опасных предметов»

1. Уточнять и расширять представления об окружающей действительности.

2. Развивать умение соблюдать меры предосторожности в обращении с

опасными предметами.

Коммуникативная деятельность

Презентация, интерактивная доска

3 неделя

«Я знаю, что можно, что нельзя»

1. Формировать опыт безопасного поведения в различных ситуациях.

2. Закрепить знания детей о правилах безопасности дома и на улице.

3. Активизировать умения и навыки детей избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать.

4. Формировать умение оказывать элементарную первую помощь.

5. Способствовать развитию осторожности и осмотрительности.

Коммуникативная деятельность

Презентация, интерактивная доска

Май

1

неделя

«Если чужой приходит в дом»

1. Учить правильному поведению с незнакомыми людьми, которые могут возникнуть в быту, обучать основам личной безопасности.

2. Расширять и углублять представления детей о том, что безопасность зависит от них самих, от соблюдения правил, от умения предвидеть и избегать, возможную опасность.

Коммуникативная, игровая деятельность

Презентация, видеофрагмент, мяч

3 неделя

«Ты потерялся»

1. Объяснить детям, к каким взрослым можно обратиться за помощью, если потерялся на улице (в торговом центре, на улице, в лесу).

2. Способствовать развитию осторожности, осмотрительности.

3. Воспитывать желание и умение находить выход из трудного положения.

Коммуникативная деятельность

Презентация, аудиозаписи


План работы с родителями
Цель: приобщение родителей к формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи:

  • создать условия для взаимодействия семьи и детского сада в вопросах всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста;

  • оказать консультативную помощь родителям;

  • организовать активные формы работы с родителями и детьми.

В таблице 3 представлен план работы с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством информационно – коммуникативных технологий.

Таблица 3

План работы с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством информационно – коммуникативных технологий


Месяц

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Анкетирование родителей на тему «Здоровый образ жизни».

Октябрь

День открытых дверей. Присутствие родителей на занятии с использованием информационно – коммуникативных технологий.

Ноябрь

Родительское собрание «Чем информационно - коммуникативные технологии лучше?»

Декабрь

Размещение на сайте видеороликов по формированию здорового образа жизни.

Январь

Памятка для родителей «Роль семьи и детского сада в воспитании здорового ребенка»

Февраль

Консультация для родителей: «Примерный комплекс оздоровительных мероприятий после сна».

Март

Индивидуальная консультация по формированию представлений о здоровом образе жизни.

Апрель

День здоровья с участие родителей «Мама, папа, я – спортивная семья».

Май

Участие в детей и родителей в интернет - викторинах по формированию основ ЗОЖ.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы рассмотрели особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством информационно – коммуникативных технологий.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно выстроить потребность в здоровом образе жизни. Отношения ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста. Основы здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, выполнение гигиенических процедур, высокая двигательная активность), и умением реализовать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку и прочее).

Цель нашей работы заключалась в проектировании деятельности педагога по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством информационно – коммуникативных технологий.

При решении первой задачи в работе изучены особенности формирования представлений о здоровом образе жизни.

Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

При решении второй задачи была изучена психолого - педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и рассмотрены особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с задержкой психического развития во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно ‒ образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления коррекционного педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок ‒ педагог ‒ родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.