Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ребенок не проявляет инициативу и самостоятельность в ситуациях оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, не присваивает переданный взрослыми опыт и не переносит его в самостоятельную деятельность.
Таблица 1
Результаты диагностики уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
№ | Имя ребенка | Методика «Полезная покупка» | Методика «Полезная для здоровья покупка» | Методика «Место для отдыха» | Уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни |
1 | Арина Г. | Средний | Средний | Средний | Средний |
2 | Вероника Ч. | Средний | Средний | Средний | Средний |
3 | Дарина К. | Низкий | Средний | Низкий | Низкий |
4 | Кристина Г. | Низкий | Средний | Очень низкий | Низкий |
5 | Маргарита М. | Низкий | Средний | Очень низкий | Низкий |
6 | Марк С. | Низкий | Средний | Низкий | Низкий |
Рисунок 1 – Показатели уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Таким образом, дети данной группы демонстрируют недостаточный уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни.
Можно сказать, что общие показатели уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития находятся на низком уровне. Это свидетельствует о том, что:
-
Большинство детей имеют представление о здоровье как о физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но назвать качества, присущие здоровому человеку, затрудняются; -
Только небольшое число детей связало здоровье с состоянием психологического комфорта; большинство детей положительно настроены на воспитателя и близкого взрослого (мать); -
У детей нет необходимого запаса представлений о факторах вреда и пользы для здоровья в условиях большого города; -
Недостаточно сформированы представления детей о значении для здоровья двигательной деятельности, полноценного отдыха, сбалансированного питания, принятых санитарно-гигиенических норм, состояния окружающей среды; -
Недостаточно сформированы представления детей о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья предметов, продуктов.
2.2 План деятельности педагога по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством информационно – коммуникативных технологий
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о здоровом образе жизни. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.
Использование мультимедийных презентаций, компьютерных игр, возможностей интерактивной доски помогает сделать процесс формирования у детей основ здорового образа жизни ярким, наглядным, увлекательным и познавательным.
Пояснительная записка
Проанализировав теорию по данной теме, мы предлагаем план работы педагога по формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Настоящий план работы воспитателя предназначен для формирования представлений о здоровом образе жизни и носит коррекционно-развивающий характер у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. План разработан с учетом возрастных особенностей детей с задержкой психического развития, построен на принципах наглядности, доступности (от простого к сложному), последовательности и систематичности.
Цель: формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством информационно – коммуникативных технологий
Задачи:
Образовательные:
-
Учить детей соблюдать технику безопасности: не играть с огнем, в отсутствие взрослых не пользоваться электрическими приборами, не трогать без разрешения острые, колющие и режущие предметы. -
Формировать умение заботиться о своем здоровье и об окружающей среде.
Развивающие:
-
Развивать способность распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом.
Воспитательные:
-
Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически.
Объем плана: рассчитан на учебный год, 2 занятия в месяц продолжительностью 20-25 минут, количество занятий 18.
Форма работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Планируемые результаты:
-
устойчиво сформированные ценности здоровья, здоровья окружающих его людей и общества в целом. -
ребенок знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представление о себе, своей самооценки, ощущает себя субъектом здоровой жизни; -
бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам, взрослым и предметному миру; -
осознает и разделяет нравственные эталоны жизнедеятельности, такие как гуманность, доброту, заботу, понимание, уважение, честность, справедливость, трудолюбие и т.д. -
имеет представление о том, что такое здоровье и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его.
В процессе формирования представлений о здоровом образе жизни посредством информационно – коммуникативных технологий мы выделяем следующие этапы:
-
правильное питание; -
тело человека и личная гигиена; -
спорт для здоровья; -
рациональный режим дня -
безопасное поведение в быту; -
ребенок и другие люди;
Мы считаем, что каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего.
Таблица 2
План работы воспитателя по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством информационно – коммуникативных технологий
Сроки | Тема | Задачи | Вид деятельности | Материал и оборудование |
1 | 2 | 3 | 3 | 4 |
Сентябрь | ||||
1 неделя | «Самые полезные продукты» | 1. Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, об их пользе и значении витаминов для здоровья человека. 2. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной. 3. Развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь. 4. Воспитать у детей желание заботиться о своем здоровье. | Коммуникативная деятельность | Презентация, интерактивная доска |
3 неделя | «Зачем нам нужна посуда» | 1. Учить узнавать и называть посуду по их внешним признакам. 2. Формировать знания об уходи за посудой, осознание детьми значимости посуды в жизни – деятельности человека. 3. Формировать бережное отношение к посуде. | Коммуникативная деятельность | Презентация, аудио – сказка К. Чуковский «Федорино горе», интерактивная доска |
Октябрь | ||||
1 неделя | «Хлеб всему голова» | 1. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его. 2. Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека. 3. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба. 4. Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда. 5. Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России. | Познавательно – исследовательская деятельность | Презентация, видеофрагмент, интерактивная доска |
3 неделя | «Овощи и фрукты – полезные продукты» | 1. Уточнить и закрепить представления детей о фруктах и овощах, продолжать формировать у детей умение классифицировать овощи и фрукты: по внешнему виду, признаку, цвету, форме. 2. Продолжать развивать речь детей, умение высказываться определениями, продолжать развивать у детей любознательность, логическое мышление, внимательность. 3. Воспитывать потребность к здоровому образу жизни; воспитывать позитивные качества характера (находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, сила воли, целеустремленность, эстетические потребности личности ребенка) . | Коммуникативная, игровая деятельность | Презентация, интерактивная доска. |
Ноябрь | ||||
1 неделя | «Как устроено наше тело» | 1. Учить различать понятия «часть тела» и «орган». 2. Уточнить, для чего нужны те или иные органы. 3. Воспитывать интерес к своему телу, желание вести ЗОЖ. | Познавательно – исследовательская деятельность | Презентация, интерактивная доска, видеофрагмент, аудиозапись |
3 неделя | «Зачем мы дышим?» | 1. Показать детям взаимосвязь человека и мира природы. 2. Рассказать о сходстве жизненных потребностей человека, животных и растений. 3. Познакомить детей с особенностями внутреннего строения носа человека. 4. Закрепить гигиенические правила по уходу за носом. 5. Продолжить работу по дыхательной гимнастике и рефлекторному массажу. | Познавательно – исследовательская деятельность | Презентация, видеофрагмент |
Декабрь | ||||
1 неделя | «Правила поведения в случае заболевания» | 1. Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах); 2. Научить детей заботиться о воем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровья. | Коммуникативная деятельность | Презентация, видеофрагмент, аудио стихотворение «Прививка» С.Михалкова |
3 неделя | «Оказание первой помощи при различных травмах» | 1. Закрепить знание правил поведения во дворе. 2. Учить детей оказывать первую помощь при различных травмах: порезах, ушибах, ожогах, обморожении, носовом кровотечении. 3. Развивать память, мышление, сообразительность. 4. Воспитывать самостоятельность, отзывчивость, доброту | Коммуникативная, игровая деятельность | Презентация, аудио физкультминутки, атрибуты для сюжетно - ролевой игры |
Январь | | |||
1 неделя | «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» | 1. Продолжать укреплять здоровье детей, развивать физические качества. 2. Закреплять культурно – гигиенические навыки. 3. Прививать любовь к спорту и физкультуре. 4. Развивать основные физические качества: силы, ловкости, быстроты, выносливости, координации движений. 5. Формирование мышечно-двигательных навыков, правильной осанки. 6. Пополнить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, полезных продуктах, в которых они содержаться. | Двигательная деятельность | Презентация, интерактивная доска, аудиозаписи, спортивный инвентарь |
3 неделя | «Чем полезен тот или иной вид спорта?» | 1. Учить различать и правильно называть виды спорта. 2. Установить простейшие взаимосвязи между видом спорта и его атрибутами. 3. Формировать потребность каждого ребёнка в двигательной активности и физическом совершенствовании, в регулярных занятиях физической культурой и спортом. | Двигательная деятельность | Презентация, интерактивная доска, видеофрагмент, спортивный инвентарь |
Февраль | ||||
1 неделя | «Что такое режим дня» | 1. Познакомить детей с понятием режим дня. 2. Дать информацию о соблюдении режима в различных уголках земного шара. 3. Раскрыть значение сна для здоровья человека, сформировать представления о том, что сон является составной частью режима дня. | Коммуникативная, изобразительная деятельность | Презентация, интерактивная доска, аудиозаписи, материал для аппликации |
3 неделя | «Мой режим дня» | 1. Познакомить ребенка с основными составляющими режима дня, показав отличие режима дня ребенка и взрослого человека. 2. Обратить внимание на необходимость четкого выполнения всех режимных процессов и их положительное влияние на детский организм. | Коммуникативная деятельность | Презентация |
Март | | |||
1 неделя | «Когда я один дома» | 1. Формировать у дошкольников представления о самосохранении. 2. Закреплять умение правильно вести себя в случаях опасности. 3. Закреплять знания номеров телефонов экстренных служб (01,02,03). 4. Развивать умение делать правильный телефонный вызов, точно называя свой домашний адрес. 5. Обобщить знания детей о правилах пользования предметами, которые могут угрожать жизни и здоровью людей: колющие и режущие предметы, электроприборы, лекарства, препараты бытовой химии, чужие люди. 6. Воспитывать в детях уверенность в себе, самостоятельность. | Коммуникативная деятельность | Презентация, видеофрагмент, аудиозаписи |
3 неделя | «Открытое окно и балкон – это опасно» | 1.Закреплять знания детей о безопасности. 2.Дать понятие детям о том, какую опасность представляют собой открытые окна. 3.Учить детей вести себя правильно, когда они остаются одни. 4.Учить детей быть осторожными. 5.Формировать у детей умение предвидеть опасность, по возможности избегать опасные ситуации. | Коммуникативная деятельность | Презентация, видеофрагмент |
Апрель | ||||
1 неделя | «В мире опасных предметов» | 1. Уточнять и расширять представления об окружающей действительности. 2. Развивать умение соблюдать меры предосторожности в обращении с опасными предметами. | Коммуникативная деятельность | Презентация, интерактивная доска |
3 неделя | «Я знаю, что можно, что нельзя» | 1. Формировать опыт безопасного поведения в различных ситуациях. 2. Закрепить знания детей о правилах безопасности дома и на улице. 3. Активизировать умения и навыки детей избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать. 4. Формировать умение оказывать элементарную первую помощь. 5. Способствовать развитию осторожности и осмотрительности. | Коммуникативная деятельность | Презентация, интерактивная доска |
Май | ||||
1 неделя | «Если чужой приходит в дом» | 1. Учить правильному поведению с незнакомыми людьми, которые могут возникнуть в быту, обучать основам личной безопасности. 2. Расширять и углублять представления детей о том, что безопасность зависит от них самих, от соблюдения правил, от умения предвидеть и избегать, возможную опасность. | Коммуникативная, игровая деятельность | Презентация, видеофрагмент, мяч |
3 неделя | «Ты потерялся» | 1. Объяснить детям, к каким взрослым можно обратиться за помощью, если потерялся на улице (в торговом центре, на улице, в лесу). 2. Способствовать развитию осторожности, осмотрительности. 3. Воспитывать желание и умение находить выход из трудного положения. | Коммуникативная деятельность | Презентация, аудиозаписи |
План работы с родителями
Цель: приобщение родителей к формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
-
создать условия для взаимодействия семьи и детского сада в вопросах всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста; -
оказать консультативную помощь родителям; -
организовать активные формы работы с родителями и детьми.
В таблице 3 представлен план работы с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством информационно – коммуникативных технологий.
Таблица 3
План работы с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством информационно – коммуникативных технологий
Месяц | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь | Анкетирование родителей на тему «Здоровый образ жизни». |
Октябрь | День открытых дверей. Присутствие родителей на занятии с использованием информационно – коммуникативных технологий. |
Ноябрь | Родительское собрание «Чем информационно - коммуникативные технологии лучше?» |
Декабрь | Размещение на сайте видеороликов по формированию здорового образа жизни. |
Январь | Памятка для родителей «Роль семьи и детского сада в воспитании здорового ребенка» |
Февраль | Консультация для родителей: «Примерный комплекс оздоровительных мероприятий после сна». |
Март | Индивидуальная консультация по формированию представлений о здоровом образе жизни. |
Апрель | День здоровья с участие родителей «Мама, папа, я – спортивная семья». |
Май | Участие в детей и родителей в интернет - викторинах по формированию основ ЗОЖ. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы рассмотрели особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством информационно – коммуникативных технологий.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно выстроить потребность в здоровом образе жизни. Отношения ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста. Основы здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, выполнение гигиенических процедур, высокая двигательная активность), и умением реализовать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку и прочее).
Цель нашей работы заключалась в проектировании деятельности педагога по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством информационно – коммуникативных технологий.
При решении первой задачи в работе изучены особенности формирования представлений о здоровом образе жизни.
Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
При решении второй задачи была изучена психолого - педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и рассмотрены особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с задержкой психического развития во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно ‒ образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления коррекционного педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок ‒ педагог ‒ родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.