Файл: Коррекция стрессовых состояний у детей старшего школьного возраста.pdf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 270
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21 4. Насколько для вас характерно применение нижеприведенных приемов снятия стресса
(отметьте по 10-балльной системе, где «1» - совсем не характерно, а «10» — применяю почти всегда).
1. Алкоголь.
2. Сигареты.
3. Телевизор.
4. Вкусная еда.
5. Агрессия (выплеснуть зло на другого человека).
5. Насколько для вас характерно применение нижеприведенных приемов снятия стресса
(отметьте по 10-балльной системе, где «1» - совсем не характерно, а «10» — применяю почти всегда).
1. Сон, отдых, смена деятельности.
2. Общение с друзьями или любимым человеком.
3. Физическая активность (бег, плавание, футбол, ролики, лыжи и т. д.).
4. Анализ собственных действий, поиск других вариантов.
5. Изменение своего поведения в данной ситуации.
6. Как изменился уровень вашего постоянного стресса за последнее три года? (Отметьте
V.)
Значительно уменьшился
Незначительно уменьшился
Не изменился
Незначительно возрос
Значительна увеличился
-20
-10 0
+10
+50
Подсчет результатов
Фактически данный тест оценивает уровень стрессочувствительности — показатель, обратный стрессоустойчивости. Чем выше показатели данного теста, тем выше стрессочувствительность (и ниже стрессоустойчивость) человека.
Просуммируйте результаты по первым 4 шкалам. Вы получите сумму, которая будет варьировать от 20 до 200 баллов. Это базовый показатель стрессочувствительности.
Значение этого показателя в пределах от 70 до 100 баллов можно считать удовлетворительным. Затем подсчитывается показатель динамической чувствительности к стрессам. Для этого из базового результата вычитается сумма результатов по 5 пункту
(она показывает способность сопротивляться стрессам с помощью адекватного поведения).
Затем к полученному результату добавляется показатель 6 пункта (с «+» или «-») в зависимости от выбора испытуемого. Если стрессы меньше беспокоят человека за последнее время, то результат будет с минусом и итоговый результат уменьшится, а если стрессы нарастают, то итоговый показатель стрессочувствительности возрастет.
Устойчивость к стрессу
Норма
Повышенная чувствительность к стрессу
Менее 35 баллов От 35 до 85 баллов
Более 86 баллов
22
Интерпретация по отдельным шкалам
+ Первая шкала определяет повышенную реакцию на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять. Средние показатели — от 15 до 30 баллов.
+ Вторая шкала показывает склонность все излишне усложнять, что может приводить к стрессам. Средние показатели -- от 14 до 25 баллов.
+ Третья шкала — предрасположенность к психосоматическим заболеваниям. Средние показатели — от 12 до 28 баллов.
+ Четвертая шкала — определяет деструктивные способы преодоления стрессов. Средние показатели — от 10 до 22 баллов.
+ Пятая шкала — определяет конструктивные способы преодоления стрессов. Средние показатели — от 23 до 35 баллов.
Приложение 2. Мероприятия установочного блока
План беседы с детьми
1. Приветствие и установление контакта
Установить дружественный тон и создать комфортную атмосферу;
2. Задание для активизации беседы
Попросить рассказать ребенка о его подготовке к экзаменам;
3. Обсуждение эмоционального состояния ребенка
Спросить ребенка, какие эмоции у него вызывает данный рассказ;
4. Завершение беседы
Поблагодарить ребенка за участие и его вклад в беседу.
23
Приложение 3. Конспекты коррекционных занятий
Программа занятий для детей старшего школьного возраста (15–18 лет)
Занятие № 1 «Давайте познакомимся!»
Цель: Знакомство участников группы. Установление контакта.
Задачи:
1. Создание групповой сплоченности.
2. Принятие правил работы группы
3. Формирование положительного настроя на работу.
4. Формирование единого рабочего пространства.
1. Приветствие
Психолог представляется и рассказывает о тренинге, его целях и задачах.
Упражнение «Скажи приятное соседу»
Каждый участник группы должен что-нибудь приятное сказать своему соседу справа. При этом называя его по имени и комплимент должен быть приятен слушающему участнику.
2. Основная часть
Правила работы группы. Тренер отмечает основные правила работы в группе.
Упражнение 1 «Правила Группы»
Участникам предлагается самим вспомнить правила, которые действуют в тренинговой группе. Ответы записываются на листе ватмана, предварительно прикрепленного к доске.
Дискуссия на тему «Возможности, которые предлагает нам жизнь»
Участникам предлагается прослушать притчу и обсудить ее.
«Активность – профилактика стресса»
Шустрики и мямлики.
Любая активность автоматически формирует дополнительный, иной очаг возбудимости и тем самым отвлекает энергию от очага, связанного с травмой. Так, А. Б. Камов-Полевой установил, что животные активные, с выраженными исследовательскими тенденциями
(шустрики) добиваются лидирующего положения, а пассивные (мямлики) принимают поражение как должное и склонны к подчинению. При этом в исследовании Аршавского
В. В. было выявлено, что шустрики после активно-оборонительного поведения при наличии выбора жидкостей выбирают раствор глюкозы, а мямлики после пассивно- оборонительного поведения – алкоголя, причем достаточно быстро к нему привыкают.
Упражнение 2 «Вперед»
Учащимся предлагается разделиться на две подгруппы, путем формирования двух кругов
– внешнего и внутреннего. Участникам необходимо встать так, чтобы стоять друг напротив друга и у каждого был свой партнер. По команде тренера участники начинают говорить о своих достижениях, один из пары начинает загибать пальцы и на каждое высказанное достижение говорить: «Да ты такой молодец!». Далее по сигналу тренера участники внешнего круга двигаются на один шаг влево и тем самым меняют партнеров.
Упражнение 3 «Дневник побед»
На занятиях по коррекции тревожности учащиеся ежедневно в конце каждого занятия записывают в специально заведенный «Дневник побед» все, что удалось сделать хорошо, все свои победы в течение дня (записей должно быть не менее 5). Все плохое забывается и опускается. После записи желающие дети принимают участие в обсуждении своих записей. Какая победа далась очень трудно? Что из достижений дня было добиться легче всего? Какие из побед были замечены другими людьми (одноклассниками, учителями, классным руководителем)?
Упражнение 4 «Похвалики»
Цель: повысить самооценку и значимость учащегося в коллективе. Оборудование: карточки с заданиями каждому участнику. Содержание игры. Все учащиеся сидят за партами. Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие, ребенок должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами
«Однажды я…». Например, «однажды я очень быстро выполнил домашнее задание» и т.д.
24
На обдумывание задания дается 3-5 минут, после чего каждый ребенок по очереди делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке. После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же учащиеся готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами.
3. Подведение итогов
Рефлексия.
Какие таланты вы у себя обнаружили? Что нового вы узнали о своих товарищах? Что было трудно? Что понравилось? Учащиеся делятся своими впечатлениями, рассказывают мнения, мысли, чувства, получают обратную связь.
Занятие № 2 «Подготовка к занятиям»
1. Приветствие
Занятие начинается с приветствия, каждый делится тем, что хорошего с ним произошло недавно, рассказывает о своем настроении, настрое на работу.
Упражнение «Радио»
Тренер предлагает учащимся, двигаясь по кругу, выполнять некоторые команды. Так, учащимся необходимо поднять руки, затем их опустить, остановиться, повернуться вокруг себя, подпрыгнуть и т.д. Сигнал ведущего, по которому необходимо начинать выполнять действия «По радио сообщили…» Выполнение упражнения необходимо начинать только по сигналу. Тот, кто выполняет упражнение без сигнала выходит из круга.
2. Основная часть
Тест «Устойчивость личности»
Мини-лекция «Как правильно готовиться к экзаменам»
Цель: сообщить участникам тренинга об эффективных методах и способах подготовки к сдаче экзаменов.
Время выполнения задания – около 15 минут.
Рекомендации по психологической подготовке к экзаменам.
Упражнение: «Три портрета»
Цель упражнения: Создание условий для оценки учениками своего уровня уверенности в себе.
Оборудование: листы бумаги, карандаши.
Содержание занятия:
Ребятам предлагается разделиться на три группы. Каждая подгруппа получает задание нарисовать человека: уверенного в себе, неуверенного в себе, самоуверенного, а также описать его основные психологические особенности. По окончании подгруппы представляют результаты работы остальным ребятам. В процессе обсуждения формируются основные психологические особенности и особенности поведения, уверенного, неуверенного и самоуверенного человека. Выводы фиксируются на доске, разделенной на три части. Например: Уверенный человек: спокойный, общительный, говорит громко, смотрит на собеседника во время разговора, отстаивает свою точку зрения. Неуверенный человек: говорит тихо, стесняется, необщительный, не смотрит в глаза, не умеет отказать. Самоуверенный человек: грубит, отстаивает свою точку зрения, командует там, где не имеет права, не боится показывать, что чего-то не знает. Важно подчеркнуть, чем похожи друг на друга неуверенное и самоуверенное поведение – и за тем, и за другим может стоять неуверенность человека в себе, в своих силах, в том, что он интересен другим людям сам по себе. Вторым этапом ребята думают над вопросом: В каких ситуациях люди чувствуют себя неуверенно? На доске составляется «копилка трудных ситуаций». Затем они обобщаются в пять ситуаций, которые наиболее типичны для подростков. Дальше ребята самостоятельно оценивают свое пространство уверенности (смотри приложение)
Рефлексия занятия: Доволен ли ты своей «геометрией уверенности»? Как твоя неуверенность мешает в тех или иных ситуациях?
25
Ролевое проигрывание ситуаций в группах
Разбить детей на группы и раздать карточки с ситуациями. Выбрать наблюдателя, который не вмешивается в разыгрывание, а в конце дает обратную связь. Затем можно поменяться ролями. Если работа в группе пройдет быстро, можно дать дополнительную карточку. После обсуждения в группе ситуации разыгрываются и обсуждаются в общем кругу.
1 2 3 4
3. Подведение итогов
Занятие № 3 «Ваше поведение»
1. Приветствие
Каждому ученику предлагается подарить что-нибудь своему соседу справа, обязательно нематериальное. Например, это может быть солнце, или например, талант, или удача и прочее.
2. Разминка
Упражнение «Посчитаем»
Учащиеся начинают играть в необычную игру-считалку. Необходимо по очереди называть числа натурального ряда, тот человек, которому выпадает число с цифрой 4 или кратное 4 нужно хлопнуть в ладоши и пропустить ход. В случае если кто-то ошибается, то он пропускает ход.
3. Основная часть
Дискуссия среди участников
Ученики должны разбиться на несколько подгрупп. Так, участникам необходимо определить председателя (следит за тем, чтобы группа не меняла тему разговора), секретаря (записывает идеи группы), спикера (излагает идеи, предложения группы) и таймера (следит за временем).
Цель: выработать как можно больше идей.
Задание 1-й группе: как лучше подготовиться к экзаменам?
Задание 2-й группе: как организовать рабочее место для подготовки к единому государственному экзамену?
Задание 3-й группе: как организовать день накануне экзамена?
Задание 4-й группе: что нужно сделать, чтобы успешно сдать экзамен?
Задания для обсуждения:
Задание 1-й группе: плюсы и минусы в поведении во время экзамена.
Задание 2-й группе: как сосредоточиться во время экзамена.
Задание 3-й группе: как избежать неудачи во время экзамена.
Задание 4-й группе: как расположить к себе преподавателя во время экзамена.
Занятие: «Я – Алла Пугачева»
Цель: отработка навыков уверенного поведения, повышение самооценки.
Содержание игры: упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла
Пугачева, президент страны, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».
После проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого каждый участник вербализует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации. Рефлексия: Почему ты выбрал именно этого героя? Что было трудным в упражнении? С каким чувством вы показывали своего героя?