Файл: Коррекция стрессовых состояний у детей старшего школьного возраста.pdf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13
2. Описание коррекционной программы
Основная цель программы - коррекция стрессовых состояний у старшеклассников, а именно формирование уверенности в себе, повышение эффективности саморегуляции, расслабления, формирования общее формирование стрессоустойчивости личности.
В соответствии с этой целью формулируются задачи программы:
• формировать представление о сущности стресса, его причинах и способах совладания с ним;
• создать условия для повышения уровня сопротивляемости организма старшеклассников к стрессу;
• обучить навыкам самоконтроля, саморегуляции поведения;
• развивать коммуникативные навыки и навыки группового взаимодействия;
• способствовать созданию положительной мотивации к обучению;
• составить психолого-педагогические рекомендации, направленные на закрепление положительных результатов коррекции.
Наша коррекционная программа будет состоять из следующих блоков:
Диагностический блок.
Цель: выявить индивидуально-типические проявления стресса у детей.
Методы:
•
Наблюдение за детьми в самых различных ситуациях
(уровень психологического стресса и стрессоустойчивости)
•
Беседы с учителями и воспитателями о поведении детей, о проявлениях стресса в различных ситуациях;
•
Методика шкала психологического стресса PSM-25 (Лемур-
Тесье-Филлион и Н.В. Водопьянова) - предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса.
•
Тест на стрессоустойчивость (Щебатых Ю.В.)" - методика оценивает как общий уровень стрессочувствительности, так и отдельные компоненты.
14
Цель - создать установку у детей на активный коррекционный процесс, задействовать соответствующие мотивационные механизмы.
Методы:
• индивидуальные беседы с детьми с целью создания установок на коррекцию экзаменационного стресса;
• проведение ненавязчивого настроя самих воспитанников на выполнение определенной деятельности, игру ("предвкушение" деятельности, занятия).
Коррекционный блок
Цель - постепенное устранение стресса, повышение уверенности в себе, уровня адаптированности к различным видам деятельности и взаимоотношениям.
Методы:
• рациональное объединение детей для выполнения определенной деятельности, игры и т.п.;
• упражнения, направленные на создание благоприятной и доброжелательной атмосферы и на снятие напряжения;
• упражнения, имитационные, деловые, ролевые игры, направленные на развитие способности самоанализа, анализа ситуации и дальнейшее прогнозирование;
Оценочный блок
Цель - оценка эффективности проведения коррекционной работы.
Используются методы диагностического блока, прослеживаются изменения по всем параметрам
(психологический стресс и стрессоустойчивость, изменения по тестовым данным, по отзывам учителей и воспитателей, по повышению статуса в группе).
Рабочий план внедрения психокоррекционной программы
Этапы работы
Содержание этапов
Сроки выполнения
15
Диагностический
Диагностика индивидуально- типических проявлений стресса у детей.
Сентябрь
Создание установки на психокоррекционный процесс.
Обсуждение данных диагностики с педагогами. Разработка коррекционных занятий.
Октябрь
Проведение активной психокоррекционной работы.
Проведение самостоятельной коррекционной работы психологом.
Ноябрь — декабрь
Оценка эффективности психокоррекционной работы.
Проведение диагностики.
Обсуждение итогов психокоррекционной работы с педагогами. Рекомендации для родителей и педагогов по поддержанию достигнутых результатов и осуществлению дальнейшей работы с ребенком.
Январь
Наша коррекционная программа содержит 9 занятий. На основе диагностики выделяются школьники с проявлениями стресса. Из них формируются группы по 6-7 человек. Занятия проходят 2 раза в неделю, по
40-60 минут. Психолог разрабатывает рекомендации для родителей и педагогов.
Структура занятия:
1. Разминка. Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.
2. Основная часть. Цель: повышение у детей стрессоустойчивости.
3. Рефлексия. Цель: осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
16
Рекомендации для родителей и педагогов разработаны на основе работ
Сысоевой И.Н. и Ивановой Л.И.
Материалы и оборудование для проведения занятий:
Аудитория для тренинговых занятий, стулья, карандаши, фломастеры, ручки, чистые листы бумаги.
МТО
Количество
Примерная стоимость
Аудитория
1
-
Стулья
8
-
Карандаши
4 упаковки
400
Фломастеры
4 упаковки
400
Ручки
25 250
Бумага
1 пачка
300
17
Список литературы
1. Апчел, А. Н. Стресс и стрессоустойчивость человека [Текст] / А. Н.
Апчел, В. И. Цыган. – СПб. : ВИФК, 1999. – 204 с.
2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] : избр.психол.тр. / Л. И. Божович; под ред.А. А. Бодалева. – М. : Воронеж :
[б. и.], 1995. – 350с.
3. Вергунова, В. М. Здоровьесбережение старшеклассников в период подготовки к Государственной итоговой аттестации [Текст] : учебнометодическое пособие / В. М. Вергунова, А. В. Лейфа. –
Благовещенск : Амурский обл. ин-т развития образования, 2011. – 104 с.
4. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса [Текст] / Н. Е. Водопьянова.
– СПб. : Питер, 2009. – 336 с.
5. Грегор, О. Как противостоять стрессу [Текст] / О. Грегор // Стресс жизни:
Сборник. – СПб. : Лейла, 1994. – С. 7-114.
6. Зайцева, Т. В. Теория психологического тренинга [Текст] / Т. В. Зайцева. –
СПб. : Речь, 2002. – 80 с.
7. Климов, Е. А. Основы психологии [Текст] : учеб. для вузов / Е. А. Климов.
– М. : ЮНИТИ, 1997. – 295 с.
8. Коврова, М. Ю. Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде [Текст] / М. Ю. Коврова // Психология и писхопрофилактика. – 2011. – № 4. – С. 25-28.
9. Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст] : книга для учителя / И. С.
Кон. – М. : Просвещение, 2009. – 255 с.
10. Куликов, Л. В. Стресс и стрессоустойчивость личности [Текст] / Л. В.
Куликов //Теоретические и прикладные вопросы психологии: Сб. статей.
СПб. : [б. и.], 1995. – С. 123-132.
11. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования [Текст]
/ Р. Лазарус. – Л. : Медицина, 1970. – 328 с.
12. Леонова, А. Б. Психопрофилактика стрессов [Текст] / А. Б. Леонова, А. С.
Кузнецова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1993. – 123 с.
13. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками [Текст] / А. Г.
Лидерс. – М. : Академия, 2001. – 184 с.
14. Монина, Г. Б. Тренинг Ресурсы стрессоустойчивости [Текст] / Г. Б.
Монина, Н. В. Раннала. – СПб. : Речь, 2009. – 250 с.
15. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – М. :
Академия, 2010. – 374 с. 36. Научно-практический журнал [Текст] / Глав. редактор Е. С. Романова. – М. : МГПУ, 2012. – № 5. – 139 с.
16. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / Л.
Ф. Обухова. – М. : Просвещение, 1996. – 351 с.
17. Психологическая подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации [Текст] / авт.-сост. : И. А. Боброва, О. В. Чурсинова. –
Ставрополь : СКИРО ПК и ПРО, 2014. – 74 с.
18. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст [Текст] : пер. с нем. Г.
И. Лойдиной ; под ред. Т. А. Гудковой / Х. Ремшмидт. – М. : Мир, 1994. –
319 с.
18 19. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. – М. : Прогресс, 1979. –
123 с.
20. Слободчиков, В. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст] : учеб. пособ. / В. И.
Слоюодчиков, Е. И. Исаев. – М. : ПСТГУ, 2013. – 540 с.
21. Судаков, К. В. Системные механизмы эмоционального стресса [Текст] / К.
В. Судаков. – М. : Медицина, – 1982. – 232 с.
22. Фурманов, И. А. Социально-психологический тренинг [Текст] / И. А.
Фурманов. – Минск : НИО, 1997.–. 198 с.
23. Чеботарева, Е. Как психологически подготовиться к сдаче ЕГЭ [Текст] / Е.
Чеботарева // Школьный психолог – 2011. – № 8. – С. 36-43.
24. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю. В.
Щербатых. – СПб. : Питер, 2006. – 256 с. 58 25. Эриксон, Э. Г. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Г. Эриксон ; пер.с англ. А. В. Толстых. – М. : Прогресс, 1996. – 344с.
19
Приложение 1. Описание диагностических методик
Шкала психологического стресса PSM-25
Шкала PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона (Lemyr-Tessier- Fillion) предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса. Цель - измерение стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях.
Методика была первоначально разработана во Франции, затем переведена и валидизирована в Великобритании, Испании и Японии. Перевод и адаптация русского варианта методики выполнены
Н.Е.
Водопьяновой.
Инструкция: предлагается ряд утверждений, характеризующих психическое состояние.
Оцените, пожалуйста, ваше состояние за последнюю неделю с помощью 8-балльной шкалы. Для этого на бланке опросника рядом с каждым утверждением обведите число от
1 до 8, которое наиболее точно определяет ваши переживания. Здесь нет неправильных или ошибочных ответов. Отвечайте как можно искреннее. Для выполнения теста потребуется приблизительно пять минут. Цифры от 1 до 8 означают частоту переживаний:
1 - «никогда»; 2 - «крайне редко»; 3 - «очень редко»; 4 - «редко»; 5 - «иногда»; 6 - «часто»;
7 - «очень часто»; 8 - «постоянно (ежедневно)».
1
Состояние напряжённости и крайней взволнованности
(взвинченности)
1 2 3 4 5 6 7 8 2
Ощущение кома в горле и/или сухости во рту
1 2 3 4 5 6 7 8 3
Я перегружен(а) работой. Мне совсем не хватает времени
1 2 3 4 5 6 7 8 4
Я второпях проглатываю пищу или забываю поесть
1 2 3 4 5 6 7 8 5
После работы я не могу отключиться от мыслей о незавершённых делах, проблемах, планах; я «застреваю» на переживаниях рабочих ситуаций и нерешённых вопросов, обдумываю свои идеи снова и снова
1 2 3 4 5 6 7 8 6
Я чувствую себя одиноким(ой) и непонятым(ой)
1 2 3 4 5 6 7 8 7
Я страдаю от физического недомогания; у меня головокружение, головные боли, напряженность и дискомфорт в области шейного отдела, боли в спине, спазмы в желудке
1 2 3 4 5 6 7 8 8
Я поглощён(а) мрачными мыслями, измучен(а) тревожными состояниями
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Меня внезапно бросает то в жар, то в холод
1 2 3 4 5 6 7 8 10
Я забываю о встречах или делах, которые должен сделать или решить
1 2 3 4 5 6 7 8 11
У меня часто портится настроение; я легко могу заплакать от обиды или проявить агрессию, ярость
1 2 3 4 5 6 7 8 12
Я чувствую себя уставшим человеком
1 2 3 4 5 6 7 8 13
В трудных ситуациях я крепко стискиваю зубы (или сжимаю кулаки)
1 2 3 4 5 6 7 8 14
Я спокоен(на) и безмятежен(на)*
1 2 3 4 5 6 7 8 15
Мне тяжело дышать и/или у меня внезапно перехватывает дыхание 1 2 3 4 5 6 7 8 16
Я имею проблемы с пищеварением и с кишечником (боли, колики, расстройства или запоры)
1 2 3 4 5 6 7 8 17
Я взволнован(а), обеспокоен(а), возбужден(а)
1 2 3 4 5 6 7 8 18
Я легко пугаюсь; шум или шорох заставляют меня вздрагивать
1 2 3 4 5 6 7 8
20 19
Мне необходимо более чем полчаса для того, чтобы уснуть
1 2 3 4 5 6 7 8 20
Я сбит(а) с толку; мои мысли спутаны; мне не хватает сосредоточенности, и я не могу сконцентрировать внимание
1 2 3 4 5 6 7 8 21
У меня усталый вид; мешки или круги под глазами
1 2 3 4 5 6 7 8 22
Я чувствую тяжесть на своих плечах
1 2 34 5 6 7 8 23
Я встревожен(а), мне необходимо постоянно двигаться; я не могу стоять или сидеть на одном месте
1 2 3 4 5 6 7 8 24
Мне трудно контролировать свои поступки, эмоции, настроение или жесты
1 2 3 4 5 6 7 8 25
Я чувствую напряжённость
1 2 3 4 5 6 7 8
Примечание. *Обратный вопрос.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитывается сумма всех ответов - интегральный показатель психической напряжённости (ППН). Вопрос 14 оценивается в обратном порядке. Чем больше ППН, тем выше уровень психологического стресса.
ППН больше 155 баллов - высокий уровень стресса, свидетельствует о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта, необходимости применения широкого спектра средств и методов для снижения нервно-психической напряжённости, психологической разгрузки, изменения стиля мышления и жизни.
ППН в интервале 154-100 баллов - средний уровень стресса.
ППН меньше 100 баллов - низкий уровень стресса, свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к рабочим нагрузкам.
Тест на стрессоустойчивость
1. Постарайтесь определить, насколько сильно вы переживаете по поводу следующих событий. Оцените по 10-балльной системе каждое событие, поставив любое число от «1»
(совершенно не задевает) до «10» (очень сильно беспокоит и напрягает).
1. Высокие цены (на транспорт, продукты, одежду).
2. Внезапно испортившаяся погода, дождь, снег.
3. Машина, которая обрызгала вас грязью.
4. Строгий, несправедливый начальник (преподаватель, родитель).
5. Правительство, депутаты, администрация.
2. Отметьте по 10-балльной системе, какие из перечисленных ниже качеств вам присущи
(10 баллов - если данное свойство у вас очень выражено, 1 — если оно отсутствует).
1. Излишне серьезное отношение к жизни, учебе, работе.
2. Стеснительность, робость, застенчивость.
3. Страх перед будущим, мысли о возможных неприятностях и проблемах.
4. Плохой, беспокойный сон.
5. Пессимизм, тенденция отмечать в жизни в основном негативные черты.
3. Как проявляются ваши стрессы на вашем здоровье (оцените по 10-балльной шкале признаки).
1. Учащенное сердцебиение, боли в сердце.
2. Затрудненное дыхание.
3. Проблемы с желудочно-кишечным трактом.
4. Напряжение или дрожание мышц.
5. Головные боли, повышенная утомляемость.