Файл: Коррекция стрессовых состояний у детей старшего школьного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13
2. Описание коррекционной программы
Основная цель программы - коррекция стрессовых состояний у старшеклассников, а именно формирование уверенности в себе, повышение эффективности саморегуляции, расслабления, формирования общее формирование стрессоустойчивости личности.
В соответствии с этой целью формулируются задачи программы:
• формировать представление о сущности стресса, его причинах и способах совладания с ним;
• создать условия для повышения уровня сопротивляемости организма старшеклассников к стрессу;
• обучить навыкам самоконтроля, саморегуляции поведения;
• развивать коммуникативные навыки и навыки группового взаимодействия;
• способствовать созданию положительной мотивации к обучению;
• составить психолого-педагогические рекомендации, направленные на закрепление положительных результатов коррекции.
Наша коррекционная программа будет состоять из следующих блоков:
Диагностический блок.
Цель: выявить индивидуально-типические проявления стресса у детей.
Методы:

Наблюдение за детьми в самых различных ситуациях
(уровень психологического стресса и стрессоустойчивости)

Беседы с учителями и воспитателями о поведении детей, о проявлениях стресса в различных ситуациях;

Методика шкала психологического стресса PSM-25 (Лемур-
Тесье-Филлион и Н.В. Водопьянова) - предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса.

Тест на стрессоустойчивость (Щебатых Ю.В.)" - методика оценивает как общий уровень стрессочувствительности, так и отдельные компоненты.

14
Цель - создать установку у детей на активный коррекционный процесс, задействовать соответствующие мотивационные механизмы.
Методы:
• индивидуальные беседы с детьми с целью создания установок на коррекцию экзаменационного стресса;
• проведение ненавязчивого настроя самих воспитанников на выполнение определенной деятельности, игру ("предвкушение" деятельности, занятия).
Коррекционный блок
Цель - постепенное устранение стресса, повышение уверенности в себе, уровня адаптированности к различным видам деятельности и взаимоотношениям.
Методы:
• рациональное объединение детей для выполнения определенной деятельности, игры и т.п.;
• упражнения, направленные на создание благоприятной и доброжелательной атмосферы и на снятие напряжения;
• упражнения, имитационные, деловые, ролевые игры, направленные на развитие способности самоанализа, анализа ситуации и дальнейшее прогнозирование;
Оценочный блок
Цель - оценка эффективности проведения коррекционной работы.
Используются методы диагностического блока, прослеживаются изменения по всем параметрам
(психологический стресс и стрессоустойчивость, изменения по тестовым данным, по отзывам учителей и воспитателей, по повышению статуса в группе).
Рабочий план внедрения психокоррекционной программы
Этапы работы
Содержание этапов
Сроки выполнения


15
Диагностический
Диагностика индивидуально- типических проявлений стресса у детей.
Сентябрь
Создание установки на психокоррекционный процесс.
Обсуждение данных диагностики с педагогами. Разработка коррекционных занятий.
Октябрь
Проведение активной психокоррекционной работы.
Проведение самостоятельной коррекционной работы психологом.
Ноябрь — декабрь
Оценка эффективности психокоррекционной работы.
Проведение диагностики.
Обсуждение итогов психокоррекционной работы с педагогами. Рекомендации для родителей и педагогов по поддержанию достигнутых результатов и осуществлению дальнейшей работы с ребенком.
Январь
Наша коррекционная программа содержит 9 занятий. На основе диагностики выделяются школьники с проявлениями стресса. Из них формируются группы по 6-7 человек. Занятия проходят 2 раза в неделю, по
40-60 минут. Психолог разрабатывает рекомендации для родителей и педагогов.
Структура занятия:
1. Разминка. Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.
2. Основная часть. Цель: повышение у детей стрессоустойчивости.
3. Рефлексия. Цель: осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.

16
Рекомендации для родителей и педагогов разработаны на основе работ
Сысоевой И.Н. и Ивановой Л.И.
Материалы и оборудование для проведения занятий:
Аудитория для тренинговых занятий, стулья, карандаши, фломастеры, ручки, чистые листы бумаги.
МТО
Количество
Примерная стоимость
Аудитория
1
-
Стулья
8
-
Карандаши
4 упаковки
400
Фломастеры
4 упаковки
400
Ручки
25 250
Бумага
1 пачка
300

17

Список литературы
1. Апчел, А. Н. Стресс и стрессоустойчивость человека [Текст] / А. Н.
Апчел, В. И. Цыган. – СПб. : ВИФК, 1999. – 204 с.
2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] : избр.психол.тр. / Л. И. Божович; под ред.А. А. Бодалева. – М. : Воронеж :
[б. и.], 1995. – 350с.
3. Вергунова, В. М. Здоровьесбережение старшеклассников в период подготовки к Государственной итоговой аттестации [Текст] : учебнометодическое пособие / В. М. Вергунова, А. В. Лейфа. –
Благовещенск : Амурский обл. ин-т развития образования, 2011. – 104 с.
4. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса [Текст] / Н. Е. Водопьянова.
– СПб. : Питер, 2009. – 336 с.
5. Грегор, О. Как противостоять стрессу [Текст] / О. Грегор // Стресс жизни:
Сборник. – СПб. : Лейла, 1994. – С. 7-114.
6. Зайцева, Т. В. Теория психологического тренинга [Текст] / Т. В. Зайцева. –
СПб. : Речь, 2002. – 80 с.
7. Климов, Е. А. Основы психологии [Текст] : учеб. для вузов / Е. А. Климов.
– М. : ЮНИТИ, 1997. – 295 с.
8. Коврова, М. Ю. Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде [Текст] / М. Ю. Коврова // Психология и писхопрофилактика. – 2011. – № 4. – С. 25-28.
9. Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст] : книга для учителя / И. С.
Кон. – М. : Просвещение, 2009. – 255 с.
10. Куликов, Л. В. Стресс и стрессоустойчивость личности [Текст] / Л. В.
Куликов //Теоретические и прикладные вопросы психологии: Сб. статей.
СПб. : [б. и.], 1995. – С. 123-132.
11. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования [Текст]
/ Р. Лазарус. – Л. : Медицина, 1970. – 328 с.
12. Леонова, А. Б. Психопрофилактика стрессов [Текст] / А. Б. Леонова, А. С.
Кузнецова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1993. – 123 с.
13. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками [Текст] / А. Г.
Лидерс. – М. : Академия, 2001. – 184 с.
14. Монина, Г. Б. Тренинг Ресурсы стрессоустойчивости [Текст] / Г. Б.
Монина, Н. В. Раннала. – СПб. : Речь, 2009. – 250 с.
15. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – М. :
Академия, 2010. – 374 с. 36. Научно-практический журнал [Текст] / Глав. редактор Е. С. Романова. – М. : МГПУ, 2012. – № 5. – 139 с.
16. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / Л.
Ф. Обухова. – М. : Просвещение, 1996. – 351 с.
17. Психологическая подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации [Текст] / авт.-сост. : И. А. Боброва, О. В. Чурсинова. –
Ставрополь : СКИРО ПК и ПРО, 2014. – 74 с.
18. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст [Текст] : пер. с нем. Г.

И. Лойдиной ; под ред. Т. А. Гудковой / Х. Ремшмидт. – М. : Мир, 1994. –
319 с.

18 19. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. – М. : Прогресс, 1979. –
123 с.
20. Слободчиков, В. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст] : учеб. пособ. / В. И.
Слоюодчиков, Е. И. Исаев. – М. : ПСТГУ, 2013. – 540 с.
21. Судаков, К. В. Системные механизмы эмоционального стресса [Текст] / К.
В. Судаков. – М. : Медицина, – 1982. – 232 с.
22. Фурманов, И. А. Социально-психологический тренинг [Текст] / И. А.
Фурманов. – Минск : НИО, 1997.–. 198 с.
23. Чеботарева, Е. Как психологически подготовиться к сдаче ЕГЭ [Текст] / Е.
Чеботарева // Школьный психолог – 2011. – № 8. – С. 36-43.
24. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю. В.
Щербатых. – СПб. : Питер, 2006. – 256 с. 58 25. Эриксон, Э. Г. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Г. Эриксон ; пер.с англ. А. В. Толстых. – М. : Прогресс, 1996. – 344с.

19
Приложение 1. Описание диагностических методик
Шкала психологического стресса PSM-25
Шкала PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона (Lemyr-Tessier- Fillion) предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса. Цель - измерение стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях.
Методика была первоначально разработана во Франции, затем переведена и валидизирована в Великобритании, Испании и Японии. Перевод и адаптация русского варианта методики выполнены
Н.Е.
Водопьяновой.
Инструкция: предлагается ряд утверждений, характеризующих психическое состояние.
Оцените, пожалуйста, ваше состояние за последнюю неделю с помощью 8-балльной шкалы. Для этого на бланке опросника рядом с каждым утверждением обведите число от
1 до 8, которое наиболее точно определяет ваши переживания. Здесь нет неправильных или ошибочных ответов. Отвечайте как можно искреннее. Для выполнения теста потребуется приблизительно пять минут. Цифры от 1 до 8 означают частоту переживаний:
1 - «никогда»; 2 - «крайне редко»; 3 - «очень редко»; 4 - «редко»; 5 - «иногда»; 6 - «часто»;
7 - «очень часто»; 8 - «постоянно (ежедневно)».
1
Состояние напряжённости и крайней взволнованности
(взвинченности)
1 2 3 4 5 6 7 8 2
Ощущение кома в горле и/или сухости во рту
1 2 3 4 5 6 7 8 3
Я перегружен(а) работой. Мне совсем не хватает времени
1 2 3 4 5 6 7 8 4
Я второпях проглатываю пищу или забываю поесть
1 2 3 4 5 6 7 8 5
После работы я не могу отключиться от мыслей о незавершённых делах, проблемах, планах; я «застреваю» на переживаниях рабочих ситуаций и нерешённых вопросов, обдумываю свои идеи снова и снова
1 2 3 4 5 6 7 8 6
Я чувствую себя одиноким(ой) и непонятым(ой)
1 2 3 4 5 6 7 8 7
Я страдаю от физического недомогания; у меня головокружение, головные боли, напряженность и дискомфорт в области шейного отдела, боли в спине, спазмы в желудке
1 2 3 4 5 6 7 8 8
Я поглощён(а) мрачными мыслями, измучен(а) тревожными состояниями
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Меня внезапно бросает то в жар, то в холод
1 2 3 4 5 6 7 8 10
Я забываю о встречах или делах, которые должен сделать или решить
1 2 3 4 5 6 7 8 11
У меня часто портится настроение; я легко могу заплакать от обиды или проявить агрессию, ярость
1 2 3 4 5 6 7 8 12
Я чувствую себя уставшим человеком
1 2 3 4 5 6 7 8 13
В трудных ситуациях я крепко стискиваю зубы (или сжимаю кулаки)
1 2 3 4 5 6 7 8 14
Я спокоен(на) и безмятежен(на)*
1 2 3 4 5 6 7 8 15
Мне тяжело дышать и/или у меня внезапно перехватывает дыхание 1 2 3 4 5 6 7 8 16
Я имею проблемы с пищеварением и с кишечником (боли, колики, расстройства или запоры)
1 2 3 4 5 6 7 8 17
Я взволнован(а), обеспокоен(а), возбужден(а)
1 2 3 4 5 6 7 8 18
Я легко пугаюсь; шум или шорох заставляют меня вздрагивать
1 2 3 4 5 6 7 8


20 19
Мне необходимо более чем полчаса для того, чтобы уснуть
1 2 3 4 5 6 7 8 20
Я сбит(а) с толку; мои мысли спутаны; мне не хватает сосредоточенности, и я не могу сконцентрировать внимание
1 2 3 4 5 6 7 8 21
У меня усталый вид; мешки или круги под глазами
1 2 3 4 5 6 7 8 22
Я чувствую тяжесть на своих плечах
1 2 34 5 6 7 8 23
Я встревожен(а), мне необходимо постоянно двигаться; я не могу стоять или сидеть на одном месте
1 2 3 4 5 6 7 8 24
Мне трудно контролировать свои поступки, эмоции, настроение или жесты
1 2 3 4 5 6 7 8 25
Я чувствую напряжённость
1 2 3 4 5 6 7 8
Примечание. *Обратный вопрос.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитывается сумма всех ответов - интегральный показатель психической напряжённости (ППН). Вопрос 14 оценивается в обратном порядке. Чем больше ППН, тем выше уровень психологического стресса.
ППН больше 155 баллов - высокий уровень стресса, свидетельствует о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта, необходимости применения широкого спектра средств и методов для снижения нервно-психической напряжённости, психологической разгрузки, изменения стиля мышления и жизни.
ППН в интервале 154-100 баллов - средний уровень стресса.
ППН меньше 100 баллов - низкий уровень стресса, свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к рабочим нагрузкам.
Тест на стрессоустойчивость
1. Постарайтесь определить, насколько сильно вы переживаете по поводу следующих событий. Оцените по 10-балльной системе ка­ждое событие, поставив любое число от «1»
(совершенно не заде­вает) до «10» (очень сильно беспокоит и напрягает).
1. Высокие цены (на транспорт, продукты, одежду).
2. Внезапно испортившаяся погода, дождь, снег.
3. Машина, которая обрызгала вас грязью.
4. Строгий, несправедливый начальник (преподаватель, роди­тель).
5. Правительство, депутаты, администрация.
2. Отметьте по 10-балльной системе, какие из перечисленных ниже качеств вам присущи
(10 баллов - если данное свойство у вас очень выражено, 1 — если оно отсутствует).
1. Излишне серьезное отношение к жизни, учебе, работе.
2. Стеснительность, робость, застенчивость.
3. Страх перед будущим, мысли о возможных неприятностях и проблемах.
4. Плохой, беспокойный сон.
5. Пессимизм, тенденция отмечать в жизни в основном негативные черты.
3. Как проявляются ваши стрессы на вашем здоровье (оцените по 10-балльной шкале признаки).
1. Учащенное сердцебиение, боли в сердце.
2. Затрудненное дыхание.
3. Проблемы с желудочно-кишечным трактом.
4. Напряжение или дрожание мышц.
5. Головные боли, повышенная утомляемость.