Файл: Коррекция стрессовых состояний у детей старшего школьного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Разминка.
Упражнение «Хорошие и плохие поступки»
Суть данного упражнения в следующем. Любым известным способом необходимо поделить группу на две подгруппы. Каждой подгруппе необходимо выдать большой лист ватмана, фломастеры или карандаши. В основную задачу каждой команды входит написание как можно большего числа поступков, позволяющие человеку уважать себя, как личность. Другой команде представляется возможность написать список таких

31 поступков, которые, наоборот, способствуют тому, что человек теряет самоуважение.
Интересно было бы дополнить данные списки рисунками или схемами, однако это выполняется по желанию команд. После проведенного упражнения обязательно проводится обсуждение с обратной связью. Каждой команде необходимо представить свои списки. Далее идет активное обсуждение представленных работ, сравнение, анализ, интерпретация. Упражнение имеет свой психологический смысл, который заключается в осознании детьми связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.
3. Основная часть
Мини-лекция на тему: «Как управлять своими эмоциями»
Негативные эмоции мешают нам приступить к работе, либо продолжить работу, мешают собраться с мыслями. Как же можно помочь себе в ситуации, когда Вы уже испытываете эти эмоции? Можно разрядить свои эмоции, поговорив с теми людьми, которые поймут и посочувствуют. Если ты один, можешь поколотить подушку или выжать мокрое полотенце – это поможет расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах. Произвести любые спонтанные звуки – напряжение может быть «заперто» в горле. Можно использовать такой прием, как дыхание уступами: три-четыре коротких выдоха подряд, затем такое же количество коротких вдохов.
А сейчас мы выполним несколько упражнений на снятие эмоционального напряжения:
Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох.
Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект. Слегка помассируйте кончик мизинца. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «А-а-а-а-а-а». Представьте себе, что при этом из Вас
«вытекает» ощущение напряжения, усталости. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе повторяйте звук «А-а- а-а-а» все громче и громче, пока неприятные ощущения не покинут Вас полностью. На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины «Скорой помощи». Положите руку себе на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук
«И-и-и-и-и». Постарайтесь почувствовать, как Ваша голова начинает дрожать от этого звука. А теперь попробуйте прокричать этот звук подобно сигнальной сирене – произносите его то выше, то ниже (30 сек.) Вы заметили, что сохранили свои силы?
Упражнение 1 «Стряхни»
Учащимся сообщается: «Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовиться к экзамену». Кто-то настраивает себя на то, что не сдаст экзамен, наделает кучу ошибок и обязательно получит двойку. А кто-то может сказать себе: «Я не такой умный, как другие.
Что мне зря стараться?» Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное: плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самих себе – слетают с Вас как с гуся вода.
Потом отряхните свои ноги с носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если Вы будете издавать какие-то звуки. Теперь потрясите лицо и прислушайтесь, как смешно меняется Ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с Вас спадает, и Вы становитесь все бодрее и веселее. После проведения упражнения – обсуждение самочувствия.
Упражнение 2 «Снежки»
Рабочее пространство комнаты делится на 2 равные части, а группа делится на две команды, рассчитавшись «на первый-второй». Газетные листы надо скомкать в «снежки».


32
По сигналу ведущего команды бросают снежки на территорию противника. Побеждает та команда, на территории которой после сигнала «Стоп» окажется меньше снежков.
4. Подведение итогов занятия
Занятие № 9 «Развиваем волю и самообладание»
Задачи:
1. Ознакомление учащихся с некоторыми приемами волевой мобилизации.
2. Отработка приемов сохранения самообладания.
1. Приветствие.
Упражнение «Великий мастер»
Каждый участник по кругу хвалит свои сильные стороны, начиная со слов «Я – великий мастер…». Его задача – убедить остальных в том, что он «великий мастер». После того, как участник убедит группу, группа награждает его аплодисментами.
2. Разминка
Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»
Вся группа сидит на стульях по кругу, водящий (им может быть по очереди каждый из учащихся) говорит: «Поменяйтесь местами те, кто…», а далее называет какой-нибудь признак, по которому все, соответствующие этому признаку меняются местами. Тот, кто не успел найти себе места, становится ведущим. Признаки могут касаться внешнего вида
(«… те, у кого одежда красного цвета»), настроения, привычек, хобби и т.д.
3. Основная часть
Мини-лекция на тему: «Экспресс-приемы волевой мобилизации»
В сложных условиях учебной деятельности, например, во время контрольных работ, экзаменов, физической подготовки, у учащихся часто возникает необходимость осуществить волевую мобилизацию. В этом случае могут оказаться удобными в применении экспресс-методы, которые позволят решить какую-то частную задачу. Эти приемы волевой саморегуляции взяты из школ восточных единоборств. Я расскажу Вам о том, как эти упражнения выполнять, и Вы попробуете выполнить их по одному разу самостоятельно.
Упражнение 1 «Волевое дыхание»
Участникам сообщают: «Примите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите глубокое, ровное дыхание. Затем, вдыхая ровно и спокойно, одновременно поднимите руки до уровня груди ладонями вверх, согните их в локтях и отведите локти назад.
Упражнение повторяется до появления уверенности в своих силах и готовности организма действовать с максимальной отдачей.
Упражнение 2 «Возбуждающее дыхание»
Участникам сообщают: «Займите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите ровное, глубокое дыхание, одновременно поднимая руки вверх и скрещивая их перед лицом. После этого, напрягая все мускулы тела, особенно мышцы живота, резко открыв рот, опуская руки через стороны вниз, сделайте выдох. В конце выдоха соберитесь с силой и резко вытолкните из легких остаток воздуха. При выдохе издайте гортанный звук. Вдох и выдох производите замедленно. Трехкратное повторение этого упражнения позволяет мобилизовать силы и активизировать деятельность».
Упражнение 3 «Приятно вспомнить»
Упражнение основано на использовании такого механизма психической саморегуляции, как самоубеждение. В случае неуверенности в своих силах при решении какой-либо задачи рекомендуется представить и проанализировать опыт успешного решения похожих проблем в прошлом. В конце концов, нужно твердо сказать себе: «Я решал задачи и посложнее, решу и эту!»
4. Подведение итогов занятия


33
Приложение 4. Методические рекомендации для родителей и педагогов
Рекомендации учителям детей подверженных стрессу
1. отказаться от правила - часто, с нажимом подчеркивать способности одних, неуспехи других;
2. отказаться от прямого противопоставления детей друг другу;
3. не «пилить» и «не ругать» при всем классе;
4. замечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчеркивать это резко как нечто неожиданное;
5. называть всех детей по имени и добиваться этого в общении детей друг с другом;
6. постоянно подчеркивать, что отношения в классе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других.
Способность к учению - это лишь одно из многочисленных ценных свойств личности, которое развивается у всех по-разному;
7. бережно относиться к женской гордости и мужскому достоинству;
8. все, что происходит с детьми, принимать всерьез;
9. уметь видеть за внешними поступками и действиями учеников мотивы их поведения;
10. помнить, что все дети испытывают потребность в одобрении их дел и поступков, и в разумных пределах удовлетворять ее;
11. научиться воспитывать через радость, доверие, уважение;
12. относиться к ребенку любого возраста как к субъекту совместной деятельности;
13. принимать право ребенка на ошибку, на настроение и пр.;
14. осуществлять индивидуальный подход на основе понимания особенностей ребенка
- его уровня развития, привязанностей,
представлений и т. п.;
15. создавать атмосферу успеха, эмоционального благополучия, ценности культуры, знания и здоровья;
16. критически отнестись к самому себе при поиске причин неудач ребенка в учении, поведении, отношениях
Рекомендации родителям детей подверженных стрессу
1.
Со здайте в своем доме уютную теплую рабочую атмосферу.
2. Составьте расписание рабочего времени своего ребенка на период экзаменов.
Учтите в расписании 15—20-минутные перерывы после часа работы.
3. Соблюдайте режим питания в это ответственное время. Не забы­вайте, что мозгу нужна витаминная пища.
4. Исключите повышенный тон, нервозность в общении со своим ре­бенком.
5. Чутко реагируйте на его просьбы, если он обращается к вам за по­мощью или советом.
6. Учтите, что в период подготовки к экзаменам нельзя сидеть взапер­ти, необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе.
7. Не позволяйте своему ребенку впустую тратить время. В день сдачи учеником экзаменов не забудьте:
− вовремя его разбудить;
− приготовить одежду, соответствующую торжественности случая;
− положить необходимые учебные принадлежности;
− пожелать ему удачи и успех