Файл: Коррекция стрессовых состояний у детей старшего школьного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Памятка – признаки уверенного поведения (я – хороший, ты – хороший). У человека есть
3 потребности: в понимании, в уважении, в принятии. Только удовлетворив эти потребности, мы войдем в контакт с человеком, а удовлетворяются они лишь при уверенном поведении:
− Использует «Я - высказывание»;

26
− Применяет эмпатическое слушание;
− Умеет говорить о своем желании;
− Отражает высказывания;
− Отражает чувства;
− Умеет отказывать;
− Умеет просить;
− Умеет принимать отказ;
− Говорит прямо и открыто;
− Склонен к компромиссам, предлагает их сам.
Карточки с ситуациями: В школьной столовой. Ты опаздываешь на занятие, но очень хочешь есть. Тебя вызвали к доске, но ты очень плохо знаешь учебный материал. Ты увидел, как старший ученик обидел твою младшую сестру. Не успел доделать самостоятельную работу. Прозвенел звонок на перемену. Ваш класс дежурный.
4. Подведение итогов
Занятие № 4 «Память. Приемы запоминания»
1. Приветствие, разминочные упражнения
Упражнение «Комплимент я тебе, ты мне»
Каждому участнику необходимо сказать соседу комплимент, при этом он должен быть в форме я-высказывания. Например, я хочу сказать тебе…. Мне нравится, когда ты… и пр.
2. Разминка
Упражнение 1 «На льдине»
Участники встают на рисунок льдины, состоящий из нескольких частей. Им говорится:
«Ваша задача разместиться всей группой на наименьшем количестве частей льдины
(естественно стоя). При этом нельзя сходить на пол. После того как участники начинают
«накапливаться» в центре льдины, ведущий убирает освободившиеся куски. На последней стадии процедуры ведущий может «стимулировать» процесс, убирая кусок из-под ноги того или иного участника, если он второй ногой уже стоит на общих кусках. По окончании упражнения – обсуждение «Кто что чувствовал?»
3. Основная часть
Мини-лекция: Память. Приемы организации запоминаемого материала
Дискуссия по теме лекции
Упражнение «Снежный ком»
Упражнение выполняется в круге. Первый участник произносит любое слово. Следующий по кругу участник произносит предыдущее, а затем любое другое. Следующий произносит предыдущие два и добавляет одно свое и т.д.
4. Подведение итогов занятия
Занятие № 5 «Боремся со стрессом»
1. Приветствие
Упражнение 1 «Комплимент – пожелание»
Участники здороваются друг с другом по кругу и сопровождают приветствие каким- нибудь приятным пожеланием соседу справа. Пожелания не должны быть формальными, а должны основываться на хорошем знании жизни товарища.
2. Разминка
Упражнение 2 «Слепые и поводыри»
Все участники делятся на пары. В паре один человек – «слепой» (ему завязываются глаза), а второй – «поводырь». Задача поводыря – провести своего «слепого» по комнате. Затем участники меняются ролями. По окончании занятия – обсуждение.
3. Основная часть
Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»
Мини-лекция на тему: «Как справиться со стрессом»


27
В литературе много пишут о причинах возникновения стрессов. Это чувство вины, утрата ценностей, ненависть к учебе и т.д. Многие ненавидят школу, которая становится серьезным стрессогенным фактором. Что делать? Выход следующий: меняйте стиль жизни, меняйтесь сами! Хочется привести слова Уолтера Рассела: «Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов. Любовь к учебе, урокам, которые вам придется выполнять, пополнит запас физических и душевных сил, спасет от утомления, от болезни, известной под названием «скука». Что делать, чтобы нейтрализовать стресс? Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру! Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню. В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте. В-четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми.
Уделяйте внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестре или брату, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке.
4. Дискуссия в малых группах
Материал: 4 листа ватмана, фломастеры, карточки по числу участников с четырьмя разными словами (на каждой карточке по одному), обозначающими четыре шага нейтрализации стресса.
Участникам сообщается: «Вам необходимо разделиться на 4 малые группы следующим образом. У меня в руках шкатулка, в которой лежат карточки со словами. Каждый возьмет из шкатулки карточку и найдет тех, кому досталось такое же слово. Искать надо тихо, любым невербальным способом. Каждая «нашедшаяся» группа показывает пантомиму на свое слово. Слова: витамины, упражнения, релаксация, семья. А теперь образуйте 4 группы, выберите таймера, секретаря, спикера, председателя. Сейчас я вам раздам вопросы для обсуждения. Используйте при проведении дискуссии принципы мозгового штурма и соблюдайте правила группы.
На работу вам дается 2 минуты.
Задание 1-й группе: закончите предложение: «Стресс – это...»
Задание 2-й группе: как можно противостоять стрессу?
Задание 3-й группе: приведите примеры стрессовых ситуаций.
Задание 4-й группе: что делать, если вы попали в стрессовую ситуацию? После этого спикеры докладывают о групповых идеях, выработанных в ходе обсуждения.
5. Подведение итогов занятия
Занятие № 6 «Учимся релаксации»
Задачи:
1. Формирование представления о релаксационных техниках.
2. Обучение приемам релаксации.
1. Приветствие
Упражнение «Хлопушка»
Материалы: газета, свернутая в трубочку, большое покрывало, чтобы участники смогли сесть на пол.
Проведение: группа усаживается на полу тесным кругом. Участники вытягивают вперед ноги, так что их ступни образуют второй маленький круг в центре. Один игрок садится в середину этого маленького круга и берет свернутую газету – это ведущий.


28
Дополнительное упражнение «Пустой стул»
Для проведения упражнения необходимо четное количество участников.
Инструкция: участники рассчитываются на первый-второй. Первые номера садятся на стулья, стоящие по кругу – вторые становятся за их спинами. Задача для игроков под № 1: пересесть на другое место, предварительно договорившись с другим участником. Т.е. нужно поменяться местами. Но договариваться вы будете не словами, а любыми невербальными методами. Задача для игроков под № 2: удержать своих «подопечных».
Для этого надо взять игрока за плечи в тот момент, когда он собрался пересесть. Через некоторое время участники меняются местами.
Обсуждение: Как приглашали кого-то на свой стул? Как понимали, что вас пригласили на стул? Что больше понравилось: стоять за стулом или сидеть на стуле?
2. Разминка
Упражнение «Живая картина»
Группа делится на 2 команды. Каждая команда придумывает сюжет известной пословицы или поговорки, а затем показывает его в виде пантомимы. Вторая команда должна ее отгадать. Затем обсуждение: «Кто был более понятен и почему»
3. Основная часть
Упражнение «Аутогенная релаксация»
Участникам предлагается выполнить следующие указания:
Первое: удобно расположитесь в кресле или на стуле. Прижмите голову к груди и отпустите ее, расслабьте шею. Глаза прикройте. Руки опущены или на подлокотниках.
Успокойте дыхание: сделайте глубокий вдох на счет 1, 2, 3, 4, медленно выдохните, на выдохе задержите дыхание на счет 1, 2, 3, 4. Повторите про себя 3 раза: «Мне спокойно, совершенно спокойно, тело расслаблено».
Второе: представьте, что у Вас в руках по ведру с водой. Как только представите, ведра медленно поставьте на пол. Подумайте: «Как приятно гудят мышцы рук!» Повторите по себя 3 раза: «Руки приятно отяжелели».
Третье: представьте, что Вы придерживаете ногами качели в виде доски на бревнышке. На другом конце доски – мешок с песком. Как только почувствуете напряжение в ногах, качели отпустите и подумайте: «Как приятно гудят мышцы ног!» Повторите про себя 3 раза: «Ноги приятно отяжелели».
Четвертое: представьте, что Ваша левая рука опущена в тазик с горячей водой. Тепло разливается вверх по руке, до лопатки, по левой стороне груди. Повторите 3 раза: «Сердце бьется спокойно, ровно, мощно».
Выход из состояния релаксации:
1. Сделайте три дыхательных цикла с приоткрытым ртом. Почувствуйте охлаждение неба и языка. Прохлада распространяется на глазницы. Повторите 3 раза: «Мой лоб прохладный, мысли четкие. Я буду держать себя в руках. Мне легко дается напряжение в работе. Я умею настоять на своем».
2. Медленно поднимите руки. Сожмите их в кулаки. Как только руки окажутся над головой, посмотрите на кулаки и, потягиваясь, подумайте: «Все тело освежилось, отдохнуло, наполнилось энергией». После выполнения комплекса упражнений – обсуждение.
4. Подведение итогов занятия
Занятие № 7 «Снимаем напряжение»
Задачи:
1. Обучение методам нервно-мышечной релаксации
2. Формирование у учащихся управлять своим психофизическим состоянием.
1. Приветствие
Упражнение «Всеобщее внимание»
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу.
Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным


29 катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! Подсчитываем, в заключение, кто привлек внимание большего числа участников игры.
2. Разминка
Упражнение 1 «Вавилонская башня»
Материалы: цветные маркеры (2 комплекта), ватман (2 шт.), заготовленные заранее индивидуальные задания.
В зависимости от количества участников, либо одна, либо две команды по 8 человек.
Задание для участников: сейчас я каждому из вас выдам карточки. На них написано условие, которое вы обязательно должны соблюсти. Карточки строго конфиденциальны для каждого участника, поэтому после прочтения уберите их так, чтобы остальные не видели, что там написано. Теперь подойдите своей командой к столам, на которых лежит ватман. Каждая команда должна нарисовать вавилонскую башню.
Обязательное условие: вам запрещено разговаривать и вообще как-либо использовать голос. Помните о том, что вы прочитали в карточке.
Время на рисунок: 13 минут.
Карточки для команды № 1.
1. Башня обязательно должна иметь 10 этажей. 2. Вокруг башни обязательно должен быть ров с водой. 3. В башне обязательно должна жить королевская пара с кучей детишек. 4.
Все стены башни должны быть только синего цвета. 5. Рядом с башней обязательно должна стоять скамейка. 6. На рисунке обязательно должен быть рыцарь, который едет спасать спящую красавицу. 7. Окна в башне обязательно должны светиться, т.к. по сюжету – на улице уже темнеет.
Карточки для команды №2.
1. Башен на картине обязательно должно быть несколько. 2. Вы должны использовать все цвета фломастеров, которые лежат на столе. 3. На картине обязательно должно быть много птиц, животных и насекомых. 4. Рядом с башней должен быть парк. 5. В башне обязательно должна жить принцесса. 6. У башни должно быть 7 окон – не больше и не меньше. 7. На крыше башни должен стоять желтый флаг. 8. Картина обязательно должна отображать какое-либо время года.
Обсуждение: Как распределилась работа между участниками в подгруппах? Что мешало и что помогало выполнить свою задачу? Было ли стремление выполнить только свою задачу или ориентировались на цель, поставленную перед группой?
Упражнение 2 «Сквозь кольцо»
Участники стоят в кругу, взявшись за руки, крайнему дается гимнастический обруч (или кольцо из веревки, проволоки). Задача участников: не разжимая рук, «просочиться» через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги.
Обсуждение: Насколько быстро и эффективно группа справилась с заданием? Как можно было бы усовершенствовать способ передачи обруча?
Упражнение 3 «Рукопожатие вслепую»
Группа делится на пары, и встают друг перед другом так, что за каждым остается по 2-3 м свободного пространства. Участники обмениваются рукопожатием и, пристально глядя в глаза друг другу, продолжают стоять на месте. Затем все закрывают глаза. По сигналу
«Марш» партнеры разжимают руки и начинают медленно и осторожно пятиться назад на
2-3 м. При этом руки должны оставаться в том же положении, в котором были при рукопожатии. После этого один из партнеров говорит: «Иди ко мне». Тогда оба игрока начинают двигаться к исходной точке и, не открывая глаз, пытаются вновь пожать руку партнера. Затем можно открыть глаза и кратко обсудить результаты упражнения.
Упражнение 4 «Кочки»
Материал: листы бумаги 9 шт., веревки, скотч.


30
Группа становится в ряд, участникам связываются руки и ноги (правая нога к левой ноге следующего участника). Задание: Перед вами болото, единственный способ его перейти – это по кочкам. Ваша задача быстро преодолеть это препятствие, так, чтобы ни один из членов группы не наступил в болото. Если чья-то нога оказывается не на кочке – команда возвращается на исходную точку и начинает все заново. Обсуждение: Видно было ли кто лидер, кто руководил процессом? Кто, как и кому помогал? Можно ли было пройти задание более эффективно?
Упражнение 5 «Я беру тебя с собой, поточу что…»
Группа сидит на стульях, расположенных по кругу. Я думаю, вы уже знаете, что наш волонтерский отряд часто ходит в поход и ездит на сборы. Иногда это просто развлечение, а иногда и очень ответственное дело, где нужно уметь действовать слажено и организовано. Именно поэтому важно хорошо знать своих товарищей и доверять им.
Сейчас мы с вами по очереди будем делать следующее: называем имя одного из участников и говорим «я бы тебя взял с собой в поход, потому что…». Например, «Вася, я бы взял тебя с собой в поход, потому что ты ответственный».
3. Мини-лекция на тему: «Способы снятия нервнопсихического напряжения»
Когда Вы отдыхаете между занятиями во время подготовки к экзаменам, иногда важно потратить на это как можно меньше времени, но отдохнуть за это время максимально. Я перечислю Вам некоторые способы, а Вы можете выбрать те, которые подойдут Вам.
Вот эти способы: Спортивные занятия. Контрастный душ. Стирка белья. Мытье посуды. Потанцевать под музыку, громко спеть свою любимую песню. Погулять в тихом месте на природе. Релаксация – напряжение – релаксация – напряжение и т.д.
Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски). Кляксы. Потом поговорить о них. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку. Слепить из газеты свое настроение. Закрасить газетный разворот.
Покричать то громко, то тихо. Смотреть на горящую свечу. Вдохнуть глубоко до 10 раз. Погулять в лесу, покричать. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.
Далее идет обсуждение: Какими еще способами можно воспользоваться?
4. Подведение итогов занятия
Занятие № 8 «Как справляться с негативными эмоциями»
Задачи:
1. Обучение способам избавления от негативных эмоций.
2. Снятие эмоционального напряжения.
1. Приветствие
Упражнение «Поменяйтесь местами»
Суть упражнения заключается в следующем. Все участники тренинга сидят на своих местах. Ведущий выход в центр круга и говорит, чтобы, например, поменялись те, у кого сейчас черные шнурки, или поменяйтесь те, кто умеет варить борщ. Таким образом, в конце фразы необходимо называть признак или умение, в соответствии с которым и будут меняться участники. Задача для всех участников меняться местами по мере соответствия их названному признаку. Основная задача ведущего занять освободившееся место и передать право водить другому участнику. В психологический смысл упражнения входит создание благоприятных психологических и эмоциональных условий для участников группы, также данное упражнение позволяет много узнать друг о друге, позволяет ближе познакомиться.
1   2   3   4