Файл: Занятие 1 Тема 1 Растворы и их роль в жизнедеятельности Дайте краткий ответ на теоретические вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Гормональные нарушения, возникающие из-за де­фицита йода, не имеют подчас внешне выраженного характера, и поэтому йоддефицит получил название "скрытый голод". Больше всего от этого голода стра­дают дети: им трудно учиться в школе, осваивать новые знания и навыки. Нехватка йода, как "строительного элемента" гормо­нов щитовидной железы, часто является скрытой при­чиной многих заболеваний. Проявления йодной недостаточности:

- эмоциональные: раздражительность, подавленное настроение, сонливость, вялость, забывчивость, прис­тупы необъяснимой тоски, ухудшение памяти и внима­ния, понижение интеллекта; появление частых голов­ных болей из-за повышения внутричерепного давле­ния;

- кардиологические: атеросклероз, аритмия, при которой приме­нение специальных препаратов не дает ощутимого и длительного эффекта; повышение диастолического (нижнего) давления из-за отёчности сосудистых стенок;

- анемические: снижение уровня гемоглобина в крови, при котором лечение препаратами железа даёт лишь скромный результат;

- иммунодефицитные: частые инфекционные и прос­тудные заболевания; ослабление иммунитета возни­кает даже при незначительном снижении функции щи­товидной железы;

- остеохондрозные: слабость и мышечные боли в ру­ках; грудной или поясничный радикулит, при которых традиционное лечение не эффективно;

- отёчные: отёки вокруг глаз или общие, при которых систематический приём мочегонных препаратов усугубляет состояние, формируя зависимость от них;

- бронхо-лёгочные: отёчность дыхательных путей, приводящая к хроническому бронхиту и ОРЗ;

- гинекологические:   нарушение   менструальной функции; нерегулярность месячных, иногда их отсут­ствие; бесплодие; мастопатия; раздражение и трещины сосков.

Источники поступления йода в организм человека. Однако организм может терять йод, если человек ест соленую пищу или пьет хлорированную воду. Это явление объясняется свойством замещения галогенов, которое выражается законом: любой из четырех галогенов может замещать элемент с более высокой атомной массой и не может замещать элемент с более низкой атомной массой. Фтор может замещать хлор, бром, йод, т. к. имеет более низкую атомную массу. Подобно фтору, хлор вытесняет йод. Обратный процесс невозможен. При тепловой обработке пищи теряется в среднем 20–60% йода. Йод также теряется, если не соблюдаются правила хранения йодированной соли (6 месяцев в деревянной таре, в сухом месте). Поступление йода уменьшается при употреблении в пищу кочанной и цветной капусты.


Реакция организма на недостаток йода. При недостаточном поступлении йода в организм снижается функция щитовидной железы и развивается гипотиреоз. Щитовидная железа закладывается на 4–5-й неделе внутриутробного развития, а в 6–8 недель появляются первые признаки ее гормональной активности. При недостаточном количестве йода в организме, особенно во внутриутробный период и первые месяцы жизни, может возникнуть заболевание кретинизм (тяжелые нарушения психики и физического развития) – самая тяжелая форма гипотиреоза. Очень важно поставить правильный диагноз именно в первый месяц жизни ребенка, а это возможно только по анализу крови, т. к. клинические проявления заболевания в большинстве случаев появляются гораздо позже (на 3–4-м месяце жизни). К ним относятся повышенная сонливость ребенка, плохой аппетит, запоры, плохая прибавка в весе, сухость кожи, пупочная грыжа и др.

Во всем мире принято, что лечение должно быть начато в первый месяц жизни ребенка. Диагноз можно точно установить за 2–3 недели. Это заболевание характеризуется задержкой роста, физического развития и глубокой умственной отсталостью. Очень важна ранняя диагностика с целью предотвращения нежелательного исхода. Детский организм – растущий, ему требуется гормонов щитовидной железы больше, чем взрослому человеку. Их действие очень разнообразно, они влияют на рост ребенка и его умственное развитие. Чем позже начато лечение, тем хуже прогноз для ребенка, особенно в плане его психического, интеллектуального развития, т. к. больше всего от недостатка гормонов щитовидной железы страдает центральная нервная система. «Йоддефицитные заболевания столь легко предотвратить, что рождение даже одного ребенка с умственной отсталостью по причине йодной недостаточности является преступлением», – писал Б.Хетцель в книге «Повесть о йодной недостаточности».

   При недостатке йода у взрослых щитовидная железа увеличивается в размерах, чтобы захватить йода из кровотока как можно больше и обеспечить организм достаточным количеством гормонов. Внешне это проявляется в увеличении самой щитовидной железы в виде припухлости на передней поверхности шеи (зоб). Развивается состояние, называемое микседемой. Симптомы недостатка гормонов щитовидной железы в организме – снижение обмена веществ, падение температуры тела, мозоли на пальцах ног, онемение и мурашки рук ночью, выпадение волос, вялость, слабость, сухая желтоватая кожа, возникает одутловатость. Микседема поддается лечению, но больным всю жизнь приходится регулярно принимать соответствующие гормональные препараты, получаемые из щитовидных желез сельскохозяйственных животных. Чтобы предупредить развитие зоба, дефицит йода восполняют, принимая йодированную поваренную соль NaCl, в которую введен KI (25 г на 1000 кг соли).



Реакция организма на избыток йода (радиоактивный изотоп). Особенно опасны последствия дефицита стабильного йода в районах России, Белоруссии и Украины, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. При испытании ядерного оружия, обработке радиоактивных руд, а также при выбросах или авариях на атомных электростанциях в биосферу попадают осколки от деления ядер атомов урана и плутония – радиоактивные изотопы йода 131I, бария 140Вa, цезия 137Сs, стронция 90Sr. Громадную опасность представляет радионуклид 131I, который концентрируется в щитовидной железе и излучает мощные g-лучи. Пораженная железа получает дозу, примерно в 100 раз превышающую фоновое излучение йода, содержащегося в теле человека или почве. Следствием этого процесса являются онкологические заболевания щитовидной железы. Одно и то же количество 131I, накопившееся в щитовидной железе при поступлении в организм, значительно опаснее для ребенка, чем для взрослого человека. Нуклид 131I имеет короткий период полураспада, и опасная ситуация сохраняется относительно небольшой период времени.

 

Основным продуктом, с которым радиоактивный йод поступает в организм, является молоко животных, пасшихся на зараженных пастбищах. Поэтому в условиях радиоактивного заражения внешней среды следует пользоваться запасами кормов, находившимися в период выпадения радионуклидов в закрытых помещениях, или организовать их доставку из незагрязненных зон. Введение препаратов стабильного йода в рацион скота желаемого эффекта не дает. Удаление радионуклидов йода из молока неэффективно из-за глубоких изменений его природных свойств. В этом случае целесообразно переводить молоко в формы, позволяющие хранить продукт достаточное время, необходимое для снижения его радиоактивности за счет естественного распада радионуклидов (сухое, сгущенное молоко). Однако наиболее рациональным является снабжение населения, прежде всего детей, молоком и молочными продуктами из незагрязненных районов.
Ответьте на тесты:

1. Органогены находятся в периодической системе в периодах

  1. первого-второго

  2. первого-третьего

  3. первого-четвертого

  4. второго-третьего

  5. третьего-четвертого

2. Нерастворимые в воде соединения магния и кальция, содержащиеся в организме

  1. фосфаты

  2. оксалаты

  3. дигидрофосфаты

  4. гидрокарбонаты

  5. сульфаты


3. Химическое сходство внутри пары ионов натрия и калия, а также магния и кальция объясняется

  1. их одинаковой гидратирующей способностью

  2. одинаковым строением их валентных подуровней

  3. одинаковой плотностью их положительного заряда

  4. их одинаковой гидратирующей способностью и одинаковой плотностью их положительного заряда

  5. энергией ионов

4. В молекуле сероводорода химическая связь:

  1. донорно-акцепторная

  2. водородная

  3. ковалентная неполярная

  4. ковалентная полярная

Занятие № 6


Тема 6: Классификация, номенклатура органических соединений. Общие закономерности реакционной способности органических соединений

Дайте краткий ответ на теоретические вопросы:

        1. Классификация органических химических реакций по радикалу и по механизму (SN,АЕ, An, Е). Понятия: субстрат, реагент, реакционный центр.

Химическая реакциявзаимодействие молекул, при котором в рассматриваемой системе происходит перераспределение атомов и атомных групп между молекулами, т. е. pазрыв старых и образование новых связей.

Реакционным центром называют атом или группу атомов, участвующих в разрыве или образовании связей. Способность вещества вступать в ту или иную химическую реакцию и реагировать с большей или меньшей скоростью характеризует его реакционную способность, которая всегда рассматривается по отношению к конкретному партнеру реакции.

Исходные соединения в органических реакциях называют реагентами, а образующиеся вещества – продуктами. Для удобства принято одно из реагирующих веществ называть атакующим реагентом, а другое – субстратом.

Субстрат одно из реагирующих веществ, имеющее, как правило, более сложное строение, которое рассматривается в качестве объекта превращения и содержит реакционный центр, чаще всего атом углерода. Как правило, субстратом обозначают ту молекулу, которая поставляет атом углерода для новой связи.

Таблица 9

Классификация реагентов

Радикалы R

частицы со свободными электронами:


Электрофилы Е

частицы с вакантной орбиталью:


Нуклеофилы Nu‾–

частицы со свободными электронными парами:

1. Атомы:

F , Cl , Br , I , H .
2. Группы атомов (частицы) с неспаренным электроном: NO2 , CH3, OOR, OH, R др.

1. Катионы:

Cl , Br , NO2 и др.

2. Нейтральные электрофилы:

AlCl3,BF3, SnCl4,SO3 и др.


1. Анионы:

и др.

2. Нейтральные нуклеофилы:



3. Доноры -электронов: