Файл: Научные идеи, научные школы развитие образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФИО ученых

Научные идеи, научные школы;

развитие образования.

Научное наследие

(труды)

Последователи, ученики

Преемственность научных идей

Этап (период), содержание

Античность

Фалес(640/624 — 548/545 до н. э.)

В качестве первоосновы указывал воду. Доказывая, что она есть действительное начало всего мира, Фалес ссылался на то, что Земля плавает на воде и сама происходит из неё. Вода подвижна и изменчива, может переходить в разные состояния. Душа, по его мнению, также являлась особым состоянием воды.

Фалес первым выразил точку зрения на границы психического, которую принято называть гилозоизмом. Гилозоизм впервые поставил душу (психику) под общие законы естества, утверждая непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы.

Также философ ставил психические состояния в зависимость от физического здоровья тела. Проводил он исследования и в области нравственного поведения. Человек, считал он, должен жить по закону справедливости, а она состоит в том, чтобы не совершать самому того, в чем порицаешь других людей.


Сочинения: «О солнцеворотах»

«О равноденствиях»

Анаксима́ндр Миле́тский (др.-греч. Ἀναξίμανδρος, 611 — 546 до н. э.), Анаксиме́н Миле́тский (др.-греч. Ἀναξιμένης, 585/560 — 525/502 до н. э., Милет)

Фалес при жизни снискал славу мудреца и умнейшего среди эллинов. Его имя уже в V веке до н. э. стало нарицательным для мудреца. «Отцом философии» и её «родоначальником» (греч. άρχηγέτης) Фалеса называли уже в древности[15]. Диоген Лаэртский писал о нём, как о «первом мудреце», Цицерон, Платон и Страбон — «первом философе», Юстин и Евсевий — «первом натурфилософе», Аристотель — «основателе философии», Апулей — «первом геометре», Евдем и Минуций Феликс — «первом астрономе», Плиний, Лактанций и Тертуллиан — «первом физике». Комедиографы Аристофан и Плавт использовали имя «Фалес» в качестве эпитета софистов в ироничном смысле.
Данте поместил Фалеса в первый круг Ада — Лимб, где находятся добродетельные язычники[80].
В Новое время первым, кто стал связывать имя Фалеса с возникновением философии был немецкий философ Д. Тидеман[de] (1748—1803). Впоследствии это мнение нашло отображение в трудах Э. Целлера (1814—1908), А. Швеглера[de] (1819—1857), Гегеля и других философов[81][82]. Современники видят заслугу Фалеса в преобразовании мифологического мировоззрения в философское. Его считают одним из первых греческих мыслителей, человеком, находившимся у истоков древнегреческой мысли, которая в свою очередь стала колыбелью западноевропейской цивилизации[46]. Фалеса и его «милетскую школу» можно рассматривать как промежуточный этап между мифологическим и научным подходом к восприятию действительности[83]. Если просуммировать все оценки Фалеса историками Нового и Новейшего времени, то они будут практически неотличимы от античных. Античного философа описывают как первого математика и создателя научной геометрии, астронома, метеоролога, физика, создателя милетской школы[84].

Анаксимандр (610–547 гг. до н. э.) 

Принимает за источник всех вещей «апейрон» – такое состояние материи, которое не имеет качественной определенности, но которое благодаря своему внутреннему развитию порождает многообразие мира. Анакси-мандр полагал, что первооснова никаким образом не может совпадать со своими проявлениями. Душа трактовалась Анаксимандром как одно из состояний апей-рона.

Также он был первым, кто осуществил попытку объяснить происхождение человека и других существ. Возникновение органического мира представлялось Анакси-мандру следующим образом: под действием солнечных лучей из земли испаряется влага, из её сгустка возникли растения, из растений – животные, из животных – человек. Главный признак, отличающий человека от животных, заключается в более длительном сроке кормления ребенка грудью и в более продолжительном постороннем уходе за ним.








Фалес со своей идеей о систематическом развитии естественных наук стал для греков великим первопроходцем в области мысли. Но современные ученые скорее выберут своим героем его преемника, более поэтичного и пылкого Анаксимандра. Он поистине может быть назван первым настоящим философом.

Анаксимен (588–522 гг. до н. э.)

В качестве первоосновы принимал воздух. Воздушную природу имеет и душа. Она связывалась им с дыханием. Идея близости души и дыхания была довольно широко распространена среди древних мыслителей.







Фалес и Анаксимандр стали первооткрывателями нового мира естественные наук и философии. Но все же они не были свободных от старых мифологических методов мышления: за изменения, происходящие в мире, у них отвечали персонифицированные силы: душа – «психе» у Фалеса и богиня Дике у Анаксимандра. Человеком, преодолевшим последние остатки мифа, был Анаксимен, третий философ из Милета. Он открыл, что изменения в природе можно объясниты механическими процессами.

Гераклит( 544—483 гг. до н. э)

Основоположник диалектики.Идея постоянного развития и изменения, изречение: «Все течет». Существует два этапа переработки знаний - ощущения и разум, разум выше. Закон - логос, выражающийся прежде всего в слове, и есть та сила, которую человек называет судьбой.Обучали не только философии, но и психологии, риторике, общей культуре. Протагор. Изречение: «Человек есть мера всех вещей». Он говорил об относительности и субъективности человеческих знаний, о размытости понятий добра и зла. Большоезначениепридавалораторскомуискусству.

Книга «О природе», состоявшая из трех частей («О природе», «О государстве», «О боге»

Кратил

Специфика диалектики Гераклита — еще и в том, что мысль об изменениях объединяется здесь с идеей единства и борьбы противоположностей. Предвестником такого подхода, как уже упоминалось, был Анаксимандр. Гераклит как бы извлекает из недр внутренней логики первоначала только брезжившую идею единства и борьбы противоположностей и подробно, уже именно по-философски, развивает её. Идея Единого — и, стало быть, приведения к Одному, к единству — соседствует с идеей раздвоения Единого, выделения из него противоположностей. "Выслушав не мою, но эту-вот Речь (Логос), должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно", — говорит, согласно свидетельству Ипполита, Гераклит (26 (а); 199). Гераклит утверждает не просто существование противоположностей, но их неизбывность и всеобщность. Противоположности существуют везде. Эта идея воплощается у Гераклита в некоторой космической, но также в этической и эстетической формах. Ибо наличие противоположностей для Гераклита — основа и существования, и гармонии мира. Противоречивость сближает — таков гераклитовский парадокс.

Гиппократ(460 года до н. э., — между 377 и 356 )

Разработал известное учение о темпераментах, основанное на сочетании четырех видов жидкости и организме: крови, слизи, желчи черной и желчи желтой. Он первым заговорил об индивидуальных различиях человека.С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача.

Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Дыхание является одним из важнейших для жизни процессов, в нем постоянно обновляются атомы души, что обеспечивает психическое и соматическое здоровье. Душа смертна. После смерти тела душа рассеивается в воздухе. Душа находится в нескольких частях тела.Все наши ощущения являются контактными. Существуют две ступени в познавательном процессе - ощущения и мышление, которые возникают одновременно и развиваются параллельно. Причем мышление даст нам больше знаний, чем ощущения. Ввел понятие первичных и вторичных качеств предметов. Первичные - это те качества, которые действительно существуют в предметах: масса, фактура поверхности, форма. Вторичные качества - это цвет, запах, вкус, их придумали люди для своего удобства. Утверждал, что в мире нет случайностей, все происходит по заранее заданной причине.







  • Гиппократ передал свои знания не только сыновьям, но и другим жителям Коса, принадлежавшим к семье Асклепиадов. Число и значение учеников Гиппократа оправдывает термин «школа». В списке его учеников без всяких уточнений значится некий Фимбрай.

  • Из всех учеников Гиппократа, не принадлежащих к семье косских Асклепиадов, самым близким ему был Полибий. Имеется трактат этого ученика, сохранившийся в трудах, приписываемых Гиппократу, под названием «О природе человека».

  • Библиографические произведения называют десяток других имен: Филион, Дексипп, Аполлоний, Праксагор Старший, Архипол, Тумулик, Менал, Сиеннесид, Полиархон и Бон.

  • Гиппократ передал свои знания не только сыновьям, но и другим жителям Коса, принадлежавшим к семье Асклепиадов. Число и значение учеников Гиппократа оправдывает термин «школа». В списке его учеников без всяких уточнений значится некий Фимбрай.

  • Из всех учеников Гиппократа, не принадлежащих к семье косских Асклепиадов, самым близким ему был Полибий. Имеется трактат этого ученика, сохранившийся в трудах, приписываемых Гиппократу, под названием «О природе человека».

  • Библиографические произведения называют десяток других имен: Филион, Дексипп, Аполлоний, Праксагор Старший, Архипол, Тумулик, Менал, Сиеннесид, Полиархон и Бон.

  • В современной медицине начала медицины часто связывают с самозваными учениками-наследниками Гиппократа – Галеном, анатомами и физиологами Везалием (и Уильямом Гарвеем, жившими в 14 - 15-ых столетиях нашего века, а не с Гиппократом.



Сократ(469 г. до н. э., — 399 г. до н. э.,)

Впервые подошел к душе как к источнику разума и нравственности. Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать самого себя. Изречение: «Познай самого себя». Считал, что существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек в своем размышлении может познать и передать другим. Впервые связал мыслительный процесс со словом. Против мнения, что человек есть мера всех вещей. Метод сократической беседы, его знаменитая диалектика, в основе которой лежал разработанный Сократом диалог. Он никогда не предъявлял собеседнику знание в конечной форме, считая, что самое главное - привести человека к самостоятельному открытию истины.



Метод Сократической беседы

Платон

Кроме Платона и Ксенофонта, о Сократе писали другие его многочисленные ученики. В специальной литературе их называют «сократиками». К таковым относят основоположников философской школы киников Антисфена, школы киренаиков Аристиппаэлидо-эретрийской школы Федонамегарской школы Евклида и Эсхина. Их творческое наследие не сохранилось. Антиковедам приходится оценивать их творческое наследие на основании фрагментов и цитат в других античных источниках

Платон(428 или 427 до н. э.,— 348 или 347 до н. э.,)

Выделил бытие - душу и небытие материю, которая ничто без души. Идея, или душа, постоянна, неизменна и бессмертна. Душа - хранительница разума и нравственности. Душа состоит из трех частей - вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая и страстная части души должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным. Рассматривал несколько стадий в формировании знаний, говоря об ощущении, памяти и мышлении. Мышление носит активный характер, а намять и ощущения - пассивный.У человека существует возможность проникнуть в истинную суть вещей и связана она с интуитивным мышлением, с проникновением в глубину души, которая хранит истинные знания. Они открываются человеку сразу, целиком, и этот мгновенный процесс в какой-то степени похож на инсайт (озарение).





Школа под названием Академия;
Положение о внутреннем конфликте души

Аристотель

Платон и Аристотель относятся, вне всякого сомнения, не только к величайшм философам Греции, но и всего мира. У них много общего (да и могло ли быть иначе, если Аристотель долгие годы был учеником Платона и создал свою теорию на основе его учения), но между их взглядами существуют значительные расхождения. И если абстрагироваться от того, что их объединяет, то можно сказать, что платонизм представляет собой тезис, а аристотелизм – антитезис, которые необходимо синтезировать на более высоком уровне. Самые ценные элементы данных учений, истинность которых не вызывает сомнений, следует объединить в более совершенную и адекватную систему, чем системы обоих философов по отдельности. Платонизм в целом можно охарактеризовать как учение о Бытии, или об устойчивой и постоянной реальности, а аристотелизм – как учение о Становлении. Если неизменяющееся сущее реально, то и изменение и становление тоже реальны, и любая адекватная философская система должна отдать должное этим аспектам реальности.

Аристотель(384 до н. э.,  322 до н. э.,)

Разделение души и тела - невозможный и бессмысленный акт. Душа - это форма реализации способного к жизни тела, не может существовать без тела и не является телом. Существует три вида души: растительная (способна к размножению и питанию), животная (обладает еще четырьмя функциями: стремлением, движением, ощущением и памятью), разумная (только у человека, обладает способностью к мышлению). Впервые предложил идею генезиса, развития - переход от одной формы жизни к другой, а именно от растительной к животному миру и к человеку. Вывод: растительная и животная души - смертны, т.е. появляется и исчезает одновременно с телом. Разумная душа не материальна и бессмертна. У новорожденного знания не осознаются, но актуализируются в процессе обучения или рассуждения. Выделил два типа мышления: логическое и интуитивное. Интуитивное - актуализация тех знаний, которые есть у человека. Провел разграничение разума — практического (направленного на руководство поведением) и теоретического (накопление знаний). Регуляция поведения может осуществляться эмоционально и разумом.


Работа «О душе»;
Создал свою школу-лицей;

Ввел понятие «нус» - всеобщий разум







Левкипп (V век до н. э.) 

Основные мысли атомизма были высказаны и система­тически разработаны Левкиппом, по-видимому, уроженцем Милета, которого считают учеником если не Парменида, то Зенона. Биографических подробностей о нем очень мало, и впоследствии его имя так тесно соединялось с именем его ученика Демокрита, что уже древние приписывали этому последнему два сочинения его, заглавия коих сохранились в некоторых источниках, а иные из новых критиков даже усомнились в его существовании.







  • Левкипп, родом из Милета, прибыл в Италию, в Элею (где и познакомился с учением элеатов) около середины V в. до н.э., откуда проследовал в Абдеры, где основал школу, ставшую особенно известной при Демокрите, уроженце Абдер. Демокрит был немного моложе своего учителя, родился около 460 г. до н.э., а умер очень старым, через 5 лет после Сократа.

  • Мало того, в сочинениях Демокрита хотят видеть отголоски тех нравственных и гносеологических вопросов, которые занимали софистов, Сократа и его учеников; Протагор, знаменитый софист, был согражданином и слушателем Демокрита.








  • «Исследова- ния способностей к наукам»





Создавал Алигьери и политические трактаты. Позже Данте очутился в водовороте партий, был даже завзятым муниципалистом; но у него была потребность уяснить для себя основные принципы политической деятельности, поэтому он пишет свой латинский трактат «О монархии» («De Monarchia»). Данное произведение — своеобразный апофеоз императора-гуманиста, рядом с которым он желал бы поставить столь же идеальное папство. В трактате «О монархии» сказался Данте-политик. Данте-поэт отразился в произведениях «Новая жизнь», «Пир» и «Божественная комедия».